Особенности политического процесса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:49, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение политического процесса и его структуры. Необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть понятие политического процесса;
- Охарактеризовать структуру политического процесса;
- Привести типологию политических процессов.

Содержание

Введение …………………………………………………………………3
Понятие политического процесса ……………………………………...4
Структура политического процесса…………………………………….6
Типология политических процессов……………………………………9
Субъекты политического процесса……………………………………..11
Особенности политического процесса в Республике Беларусь ……...14
Заключение……………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по полите наташа.docx

— 35.67 Кб (Скачать файл)

14. Неконструктивный характер  незападного политического процесса вынуждает лидеров придерживаться более определенных взглядов во внешней, а не во внутренней политике.

15. Эмоциональные и символические  аспекты политики оттесняют на  второй план поиски решений  конкретных вопросов и общих  проблем.

16. Велика роль харизматических  лидеров.

17. Политический процесс  обходится в основном без участия  «политических брокеров».

В отечественной политической науке в зависимости от социокультурных  и социально-экономических характеристик  процесса выделяют технократический, идеократический и харизматический политический процесс.

Политический процесс  технократического типа генетически  свойственен англосаксонским и  романо-германским государствам. Он отличается наличием традиций эволюционизма, непрерывного и постепенного адаптирования политических институтов и механизмов к изменяющимся условиям среды, приоритетом технологического (процессуального) подхода при внесении изменений в политическую систему и ролевые функции, исключением из поли­тической практики радикальной ломки политических структур, складывающихся на протяжении веков.

Политический процесс  идеократического типа характерен для большинства государств, переживающих начальные стадии модернизации. Он отличается господством одной идеи (идеологии), в отношении которой имеется (достигается или декларируется) общенаци­ональный консенсус. Господствующая идея определяет цели, содержание и направленность политического процесса, тип государственного устройства, принципы и механизмы формирования и обновления правящей элиты, формы и способы участия граждан в политике.

Политический процесс  харизматического тина характеризуется  всевластием лидера-харизмы, под  политические цели которого подстраиваются идеологические доктрины и политические институты. Он во многом сам определяет цели, содержание и направленность политического процесса.

По масштабу пространственно-временных  параметров политические процессы можно  подразделить на глобальные и локально-региональные. Первые оказывают свое воздействие на общий ход мировой политики. Вторые затрагивают интересы локального сообщества и составляющих его групп. Но, следует учитывать, что нередко результат того или иного локального процесса может иметь воздействие на мировую политику.

4. Субъекты политического процесса

Основными субъектами политического  процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды.

Политический институт —  воспроизводимая с течением времени  совокупность норм и правил, а также  организационного потенциала, упорядочивающих  политические отношения в определенной сфере политической жизни.

Основным властным институтом, одним из основных субъектов политического  процесса, выступает государство. Другим важным фактором политического процесса является гражданское общество, которое  тоже может рассматриваться как  политический институт.

Менее масштабными субъектами политического процесса являются партии, группы интересов, а также индивиды, различные группы людей. Индивиды и  группы могут участвовать в политике не только в институциональной форме, например голосуя на выборах, но и в не институциональных формах, в форме стихийных массовых выступлениях.

Люди отличаются различной  степенью активности в политике. Многие не слишком активны, но в целом  участвуют в большей части  институциализованных процессов. Некоторые лишь наблюдают со стороны, не только не принимая активного участия в политической жизни, но и не участвуя в выборах, не читая газет и т.п. Другие же, обычно это меньшинство граждан, напротив, принимают активное участие в политической жизни.

Для достижения групповых  целей индивиды могут создавать  специальные группы, отличающиеся различной  степенью институциализации — от случайной группы, образованной на митинге, до высокоорганизованной, носящей постоянный характер и действующей по строгим правилам группы интересов. От степени институциализации политической деятельности зависит не только достижение конкретных целей (оно, как правило, тем эффективнее, чем выше степень институциализации), но и воспроизводимость, повторяемость, регулярность каких-либо политических отношений, их закрепление в правилах и нормах.

При анализе политического  процесса следует учитывать характер взаимодействия между его субъектами. Здесь важно отметить, что характер взаимодействия во многом зависит от масштаба политического процесса и  субъектов. В частности, характер взаимодействия между политической системой и средой будет определяться уровнем эволюционного  развития системы и среды, например степенью внутренней дифференциации. В то же время характер взаимодействия между субъектами, в частности  между гражданином и определенной партией, будет определяться другими  параметрами: институциональными условиями, особенностями партийного развития, местом партии в политический системе, социально-психологическими особенностями развития личности и т.п. В целом, абстрагируясь от специфики политических процессов и субъектов, чаще всего характер взаимодействия между субъектами описывается в терминах конфронтации, нейтралитета, компромисса, союза, консенсуса.

5. Специфика политического процесса в Республике Беларусь

Эффективность трансформации  политико-управленческих процессов  в Республике Беларусь обусловливается  особенностями политической жизни  общества, интеграцией и развитием  составляющих ее политических явлений, находящихся между собой в  отношениях взаимосвязи и взаимодополняемости. Речь идет об интеграции и развитии как самих этих явлений, скажем, существующих в белорусском обществе политико-управленческих институтов, так и связей и отношений между ними. Важнейшей методологической особенностью изучения трансформации политико-управленческих процессов в Республике Беларусь является функциональная стабильность и динамичность их развертывания, т.е. способность к интеграции и развитию без собственного разрушения.

  Вместе с тем специфика современного политического процесса в Республике Беларусь характеризуется накалом политической обстановки, попытках деструктивных сил оказать влияние на внутриполитические процессы. Это проявляется в попытках развязывания "информационных войн", выделении финансовых ресурсов и практической подготовке "революционных преобразований" со стороны определенных западных государств и т.п., что объективно подрывает процессы мирной консолидации белорусского общества и трансформации его политико-управленческих оснований. В этих условиях возрастает актуальность и значимость исследований, которые объективно отражают специфику развертывания современных политико-управленческих процессов в Республике Беларусь, способствуют научному обоснованию, разъяснению и закреплению на практике их политико-управленческих составляющих.

 Определение понятия  власти, её сущности и характера  имеет важнейшее значение для  понимания природы политики и  государства, позволяет выделить  политику и политические отношения  из всей суммы общественных  отношений.

 В Республике Беларусь  принятие Конституции положило  начало процессам выработки процедур  эффективного взаимодействия множества  реальных субъектов и объектов  политического управления, где главным  субъектом регулирования политико-управленческих  процессов становится государство.  Активная роль государства в  переходном обществе объясняется  его ведущей функцией, проявляющейся  в защите граждан, обеспечении  общественной безопасности от  проявлений сопутствующих негативных  факторов, таких, как: рост криминализации; усиление бюрократизации, сопровождающейся  неэффективностью государственного  управления; общей нравственной  деградации.

 Сильное конструктивное  гражданское общество – это  не только необходимая гражданская  поддержка государству, но и  проверка адекватности проводимой  государственной политики, соответствие  ее заявленных политических целей  (которые должны реализоваться  органами управления) реальной практике. Наконец, это взаимодействие в  реагировании на инновационные  вызовы и технологии. Важнейшими  составными частями нахождения  оптимального сочетания границ  гражданского общества и государства  в переходном обществе являются  процессы в сфере государственного  строительства. Это – деятельность  и взаимодействие исполнительной  и законодательной властей; строительство  судебной системы; совершенствование  системы местного управления  и самоуправления; развитие института  государственной службы; создание  эффективной избирательной системы;  оптимизация политической системы  и гражданского общества в целом. Оптимальный динамизм политическая система и гражданское общество в Республике Беларусь приобретают в условиях определения и принятия всеми участниками политико-управленческих процессов цивилизованных норм и "правил политической игры", достижения консенсуса интересов.

Заключение

Понятие “политической системы” появилось первоначально в западной социологии и политологии с попыткой рассмотреть общество с точки  зрения взаимосвязи его элементов. Его появление связано с именами  А.Бентли, В.Парето, Д.Истона и др. Параллельно с 50-х годов XX в. развивалось и понятие политического процесса.

 

Политический процесс  – это все действия по осуществлению  власти народа, управлению общественными  и государственными делами как оформленные  правом (они-то и будут прежде всего интересовать нас в нашей работе), так и протекающие на базе иных социальных норм - политических традиций, обычаев, уставов политических партий и др.

 

Основными субъектами политического  процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды.

 

Таким образом, конституционные  нормы составляют лишь часть механизма  регулирования политического процесса, но они составляют основу его правовой базы. Они содержат лишь самые общие  предписания, но и наиболее важные. Поэтому любое исследование политического процесса в целом или какого-либо его элемента должно начинаться именно с исследования конституционного его регулирования.

 

 

Список литературы

 

1. Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в РФ: конституционно-правовые основы.- М.: РЮИД, 2002.

 

2. Автономов А.С. Правовая  антология политики.- М.: Инфограф, 2002.

 

3. Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства.- М.: Филинъ, 2003.

 

4. Законодательный процесс./ Под ред. Р.Ф.Васильева. - М.: Юриспруденция, 2004.

 

5. Конституционное право.  Энциклопедический словарь./ Под  ред. Авакьяна С.А. - М.: Норма, 2003.

 

6. Лазарев В.В. Конституционное  право. - М.: Юристъ, 2003

 


Информация о работе Особенности политического процесса в Республике Беларусь