Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 13:04, реферат
Цель исследования состоит в политологическом анализе внутренней и внешней политики Франции на разных этапах ее институционального развития и ее роли на международной арене.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:
-рассмотреть основы политической системы страны
-изучить наиболее важные этапы становления государственной политики Франции, в т.ч. при Ш. де Голле;
-проанализировать правление президента Ф. Олланда
-выявить особенности современной политики Франции;
-определить влияние политики Франции в условиях расширения масштабов глобализации современного мира.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Исторический обзор развития политического режима во Франции в послевоенный период
§1. Политический режим Пятой Республики
§2. Система институтов и партий.
§3.Политическое развитие Франции после второй мировой войны.
Глава II. Особенности современного этапа развития политического строя Франции
§1.Политическая деятельность действующего президента Франции – Франсуа Олланда
§2. Сегодняшние воззрения современных полит. партий.
§3. Характеристика изменений политической структуры
Заключение
Министерство образования и науки РФ
Казанский (Приволжский) Федеральный Университет
Институт филологии и межкультурных коммуникаций
Кафедра романской филологии
Особенности политической системы
современной Франции
Курсовая работа
Выполнила:
студентка гр.№103021
ИФиМК КФУ
Фаизова Аида Эдуардовна
Научный руководитель:
Мингазова Рушания Разуловна
Казань 2013
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Исторический обзор развития политического режима во Франции в послевоенный период
§1. Политический режим Пятой Республики
§2. Система институтов и партий.
§3.Политическое развитие Франции после второй мировой войны.
Глава II. Особенности современного этапа развития политического строя Франции
§1.Политическая деятельность действующего президента Франции – Франсуа Олланда
§2. Сегодняшние воззрения современных полит. партий.
§3. Характеристика изменений политической структуры
Заключение
Актуальность темы данного исследования обусловлена расширением глобализации современного мира и ростом в этих условиях влияния политики Франции, что требует изучение особенностей и эволюции её государственно-политической системы.
Научная новизна состоит в самом периоде исследования - это современный этап развития страны, а также в таком сложном и пока еще малоизученном вопросе, как изучение политической системы Франции и ее деятельности как члена Евросоюза.
Объектом исследования в данной работе является политический
строй Франции, включающий в себя законодательную,
исполнительную и судебную системы, сложившиеся
в период V респулики.
Предметом исследования являются особенности политического
строя Франции в период с 2001 по 2013 годы.
Цель исследования состоит в политологическом анализе внутренней и внешней политики Франции на разных этапах ее институционального развития и ее роли на международной арене.
Реализация поставленной цели предполагает
решение следующих основных задач:
-рассмотреть основы политической системы
страны
-изучить наиболее важные этапы становления
государственной политики Франции, в т.ч.
при Ш. де Голле;
-проанализировать правление президента
Ф. Олланда
-выявить особенности современной политики
Франции;
-определить влияние политики Франции
в условиях расширения масштабов глобализации
современного мира.
Материалы исследования. Методологическую базу исследования составили труды Арсеньева Э.А., Преображенской А.А., Савицкого П.И.и Новикова Г.Н. Для анализа современного этапа развития политического строя использовались материалы открытой печати: газеты «Мировая экономика и международные отношения», «L’Express», «Le journal du dimanche au quotidien»; электронные ресурсы http://ru.wikipedia.org, http://obozrevatel.com/, http://www.russian.rfi.fr, http://top.rbc.ru/politics/.
Методологическая основа исследования представляет собой синтез различных
междисциплинарных подходов, выбор которых
обусловлен необходимостью обеспечить
достижение поставленной цели. Ведущим
методом при раскрытии темы стал системный
подход, что позволило подойти к предмету
исследования как к комплексу проблем,
составляющих единое целое, выявить наиболее
характерные особенности на каждом этапе
его развития, установить их логическую
взаимосвязь и взаимозависимость.
Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость данной работы
состоит в том, что она вносит дополнительный
вклад в изучение проблем современной
политики европейских стран на примере
Франции. На основе систематизации и анализа
различных факторов и этапов эволюции
французской политики в работе делается
попытка не только отразить, но также выявить
закономерности и спрогнозировать дальнейшие
пути её развития. Практическая значимость работы обусловлена
тем, что материалы исследования могут
быть использованы при определении перспективных
путей развития политики стран ЕС в начальный
период ХХI века, как в конктретно-историческом
плане, так и при постановке долгосрочных
задач. Данное исследование может быть
также использовано в учебном процессе
российских вузов при подготовке специалистов-международников
и политологов, для разработки лекционных
курсов по истории мировой истории и специальных
курсов по политике Франции в рамках ЕС.
Апробация работы. По материалам исследования
была опубликована статья в сборнике…
Структура работы. Структура курсовой работы отвечает
поставленным целям и задачам и отражает
логику процесса научного анализа. Она
состоит из введения, 2 глав, заключения,
списка источников и литературы.
Введение
Под политической системой понимают совокупность политических взаимосвязей и отношений, существующих в каждом обществе. Вот как определяет политическую систему энциклопедический словарь по политологии: «Политическая система - это целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Сноска в квадратных скобках, откуда цитата, с какой страницы
Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.
Французская Республика занимает значительное и во многом уникальное место в европейской и мировой политике. Страна, на всём протяжении своей истории, игравшая далеко не последнюю роль в Европе, одна из семи ведущих экономически развитых стран, постоянный член Совета Безопасности ООН, обладательница ракетно-ядерного потенциала и активная участница западноевропейской интеграции с 1960-х годов пыталась занять автономное положение в биполярной структуре Европы и начала проводить курс, нацеленный на её постепенную реорганизацию. Поэтому в начале XXI века, когда многие явления и проблемы побуждают людей рассматривать нашу планету как единое целое, поскольку они могут быть решены только в том случае, если всё человечество или, по крайней мере, его значительное большинство, выработает единый подход к их решению, когда мир как географическое пространство уже полностью исследован, завоёван, поделён и загромождён, когда границы государств становятся всё более прозрачными, встаёт вопрос о том, каким будет "новый мировой порядок" в XXI веке, и какую роль в нём будет играть Европа вообще, и Франция, в частности.
Глава 1. Исторический обзор развития политического режима во Франции в послевоенный период
§1. Политический режим Пятой Республики
Политическая система Франции сформировывалась на протяжении многих лет и даже веков. Франция по праву считается колыбелью республиканских идей. Великая Французская Революция 1789г. дала толчок к революционным процессам во всем мире. Сама Франция за эти годы прошла через периоды республиканского, монархического и имперских правлений.
По политическому устройству Франция относится к парламентским республикам. Во Франции происходило постепенное становление республиканской формы правления. Эти периоды делятся по порядку возникновения республик. Первая Республика во Франции была провозглашена в 1792 году. Современная Франция – это Пятая Республика. Современно государство живет по Конституции, которая была принята в 1958 году. Она была принята при президенте Шарле де Голле и значительно расширила полномочия главы страны.
XX век внес колоссальные
Опыт государственного строительства Франции представляет интерес по ряду причин. Политическое развитие ее характеризовалось общественной нестабильностью. В течение 90 лет 3 раза свергалась монархия и устанавливалась республика, затем 4 раза республика сменялась монархией, затем все же установилась республиканская форма правления. Одних республик в истории Франции насчитывается пять.
В современной Франции действует принятая
в 1958 г. конституция Пятой республики –
17-я конституция в ее истории. Согласно
ей, «Франция является неделимой, светской
и социальной республикой. Она обеспечивает
равенство перед законом всем гражданам, независимо
от происхождения, расы или религии. Она
уважает все верования... Девизом Республики
является «Свобода, Равенство, Братство».
Ее принципом является: правительство
народа, по воле народа и для народа».
С вступлением в силу 17-й конституции
Франция превратилась из парламентской
в президентскую республику. Центральной
фигурой государственной власти является
Президент. Он глава государства и главнокомандующий,
«гарант» национальной независимости
и территориальной целостности, «арбитр»,
обеспечивающий «нормальное функционирование
государственных органов и преемственность
государства». Президент назначает и увольняет
премьер-министра и, – по его представлению,
– других членов правительства, осуществляет
назначения на все военные и гражданские
должности, подписывает и публикует законы.
Кроме того, он имеет право распустить
Национальное собрание и назначить новые
выборы; ввести чрезвычайное положение
и взять в свои руки всю полноту власти.
Президент избирается всеобщим
тайным голосованием, сроком на 5 лет, с
правом последующего переизбрания. Причем,
5-летний срок правления президента установлен
только с 2002 г., до этого Президент избирался
на 7-летний срок. За всю историю Пятой
республики Францией управляли 7 президентов,
за это время сменились 20 премьер-министров
и 31 правительств. Ныне действующий президент
Франсуа Олланд был избран в 15 мая 2012
г. Ныне действующий премьер-министр
– Жан-Марк Эйро.
Высший законодательный орган - парламент, состоящий из 2 палат - Национального собрания (577 депутатов, из них 555 от метрополии, 22 - от заморских департаментов и территорий), избираемого сроком на 5 лет всеобщим и тайным голосованием (последние выборы были в 2012 г.) и сената (321 сенатор за сроком полномочий каждого - 9 лет), избираемого на основе косвенного голосования (коллегия выборщиков состоит из депутатов Национального собрания, генеральных и муниципальных советников).
Правительство ответственно перед парламентом, ему может быть вынесен вотум недоверия со стороны Национального собрания (необходимо абсолютное большинство голосов всех депутатов).
Франция — пример развития либерально-демократических институтов, которое шло в направлении расширения избирательного права (всеобщее избирательное право окончательно установлено только в 1944 г.) и становления республиканского режима.
Цель политического режима современной
Франции — соединить силу и эффективность
государственной власти с демократическими
институтами. Пятая республика — страна
с централизованно-бюрократическо
§2. Система институтов и партий.
Во Франции всегда уважалось мнение народа и ей, как никакой другой стране был характерен политический плюрализм. Во Франции существует около нескольких десятков политических партий. Только на выборах в Парламент, как правило, участвует около 40 партий. Даже у Корсики и других заморские регионов есть свои партийные единицы.
Партийная жизнь во Франции очень активно. Они постоянно разделяются, сливаются, объединяются или даже меняют свою политическую линю вместе с названием. Но существует основные партии Франции, которые оказывают свое влияние на политическую жизнь страны в целом.
Ныне действующая Конституция Французской Республики в статье 4 провозглашает: "Политические партии и группировки содействуют выражению мнений голосованием. Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно. Они должны уважать принципы национального суверенитета и "демократии". На политической арене действует множество политических партий и движений, им свойственна мобильность. Они возникают, приходят в упадок, исчезают, сливаются, блокируются, меняют политические ориентиры и названия. В Конституции Франции нет четкой регламентации Конституционного Совета от 16 июня 1976 г., в котором свобода образования политических партий провозглашена в качестве "основного принципа, признаваемого законами Республики". Партии образуются свободно. Единственным условием является подача декларации в административные органы. Особое разрешение для образования любой партии не требуется. Все политические ассоциации и партии, не зарегистрированные в соответствии с установленной процедурой, не обладают какой-либо юридической правоспособностью. В особых случаях такая правоспособность может быть признана судебными органами.
Во Франции из многочисленных партий и ассоциаций заметную роль в политической жизни играют несколько наиболее значительных: Французская социалистическая партия (входит в Социнтернационал), включает более 180 тыс. человек; движение левых радикалов, созданное в 1972 г. (около 30 тыс. членов); Французская Коммунистическая партия (500 тыс. членов); Объединение в поддержку Республики (буржуазная партия, основанная в 1958 г., объединившая сторонников генерала Шарля де Голля - насчитывает около 900 тыс. членов); Республиканская партия, образованная в 1966 г., объединяющая около 160 тыс. членов и представляющая интересы средней и крупной буржуазии; Центр социальных демократов - правоцентристская буржуазная партия, образованная в 1976 г. (около 30 тыс. членов); Национальный фронт, основанный в 1972 г. - представляет собой ультраправую организацию. Имеются также и мелкие партии, включающие партии Корсики и заморских департаментов.
Информация о работе Особенности политической системы современной Франции