Парламентская республика как форма государственного правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 23:28, реферат

Краткое описание

Целью работы является раскрытие понятия и содержания парламентской республики, как одной из форм правления в современном мире.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают в ходе осуществления республиканской формы правления. Предметом исследования являются понятие и сущность формы правления республики и парламентской республики.

Содержание

Ключевые слова 2
Введение 4
1. Форма государства и форма правления: основная характеристика. 5
1.1. Понятие формы государства. 5
1.2. Форма правления: понятие и сущность формы правления. 7
2. Парламентская республика, как форма правления. 10
2.1. Парламентская республика: понятие и сущность. 10
2.2. Характеристика парламентской республики: достоинства и недостатки. 12
3. Парламентская республика в современном мире. 15
3.1. История и развитие парламентской республики. 15
3.2. Страны с парламентской формой правления. 16
Заключение 18
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по политологии.docx

— 44.60 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра «Политология, социология и связи с общественностью»

 

 

 

 

 

 

Реферат

Парламентская республика как форма государственного правления

 

 

 

 

 

 

Выполнила: А. А. Иванова

студентка гр. СОд-31

Проверила: А. Б. Изосимова

 

 

 

 

 

 

Ульяновск 
2013

Ключевые слова

 

  • парламентская
  • республика
  • форма правления
  • государство
  • политический режим
  • власть
  • высший орган
  • государственный строй
  • парламент
  • правительство
  • политическая система

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 Республика  – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление. Существенное значение в условиях республики имеет избирательное законодательство, от содержания которого зависит социальный характер соответствующего республиканского строя. Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. Они представляют собой различные варианты реализации принципа разделения властей  в правовом государстве. 

В моем реферате я хочу подробно рассмотреть такую форму государственного правления как «парламентская республика».

Актуальность работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «парламентская республика» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

 

       Целью работы является раскрытие понятия и содержания парламентской республики, как одной из форм правления в современном мире.

Объектом исследования являются общественные отношения, которые  возникают в ходе осуществления  республиканской формы правления. Предметом исследования являются понятие и сущность формы правления республики и парламентской республики.     В ходе написания работы мною были использованы следующие методы: изучение и анализ литературных источников, а также исторический метод обработки информации.  

 

  1. Форма государства и форма правления: основная характеристика.

    1. Понятие формы государства.

Форма государства — это  его устройство, выражающееся в характере  политических взаимоотношений между  людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими, в способах организации высших органов государственной власти и в административно-территориальном делении государства.

Категория «форма государства» показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и с населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности. Иными словами, форма государства - это устройство государственной власти и ее организация.

Государство как политическая организация, как система власти, пронизывающая все общество, может быть устроено по-разному. Над тем, как наилучшим образом организовать, построить государство, люди бьются, пожалуй, с момента его зарождения. Так как в государственно-организованном обществе от этого зависят их жизнь и благосостояние. Такие явления, как революции, гражданские войны, напрямую связаны со стремлением людей изменить устройство (строй) государства и общества.

«Форма государства» - это достаточно древняя категория государствоведения. Однако с момента зарождения данной области и наука в целом, и методология исследования систем в частности ушли значительно вперед. И новейшие знания о системах в изучении и характеристике государства как сложной социальной системы тоже нужно использовать. Так, с точки зрения современных представлений о системах можно сделать вывод, что "политический режим" характеризует динамическую, функциональную сторону государства: то, как оно действует, властвует, какую политическую атмосферу создает в обществе. Категории же "форма правления" и "форма государственного устройства" имеют непосредственное отношение к характеристике строения государства.

Традиционно на основе понятия "форма правления" проводится анализ высших (верховных) органов государственной власти как целостной подсистемы государства. Как и любая система, подсистема высших органов государства имеет две стороны: состав (совокупность необходимых и достаточных элементов) и структуру (способ целесообразной связи между элементами).

Наряду с анализом состава  органов верховной государственной  власти и их взаимоотношений друг с другом (структуры), характеристика формы правления традиционно  предполагает и характеристику порядка  формирования этих органов, степени участия населения в этом процессе.

Под формой государственного устройства понимается административно-территориальная организация государства, характер взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

На форму государства  влияют разнообразные факторы: тип  государства, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др.

Понятие "политический режим" можно трактовать в узком и  широком смысле. В узком смысле под "политическим режимом" имеется  в виду государственный режим - совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. В широком смысле политический режим представляет собой всю ту политическую атмосферу общества, которая создается взаимодействием государственной власти с другими политическими силами и институтами общества.

Следует отметить, что политический (государственный) режим является наиболее важной в практическом отношении характеристикой государства, потому что для человека, в конечном счете, не столь важно к каким государствам официально причисляется его страна с точки зрения формы правления или формы государственного устройства, для него важно, какова в ней реальная политическая атмосфера, каково его собственное экономическое и правовое положение.

    1. Форма правления: понятие и сущность формы правления.

 

Форма правления представляет собой структуру высших органов  государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Форма государственного правления дает возможность уяснить:

  • Как создаются высшие органы государства и каково их строение;

  • Какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;

  • Как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

  • В какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам  формы государственного правления  подразделяются на монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).

Под формой правления подразумевают  организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле.

Формы  правления различаются в зависимости  от того, осуществляется ли верховная  власть одним лицом или принадлежит  выборному коллегиальному органу. В  связи с этим и выделяют монархические  и республиканские формы правления.

При монархической форме  правления, носителем и источником государственной власти, согласно действующим законам, является монарх. При республиканской - выборный орган.

На современном этапе  развития общества и государства  существуют монархии двух видов - дуалистические и парламентарные.

Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится непосредственно в руках монарха. Законодательная - у парламента. Последний, однако, фактически подчиняется монарху.

Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха  формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная - правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Участие монарха в формировании правительства чисто символично. Примерами парламентарной монархии могут служить Великобритания, Голландия, Швеция и др.

Республиканская форма правления  характеризуется наличием следующих юридических признаков: республиканское правление  – это коллективное правление. Все  высшие органы государственной власти – разного рода собрания, советы и т.п. имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону. Решения, принимаемые высшими органами власти – законодательными, представительными, – в большинстве случаев длительно готовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу, иногда проверяются в экспериментальном порядке. Принятие же решения осуществляется, как правило, путем голосования. Оно считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное или простое большинство. Республиканское правление основано подчас на принципе разделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную. Это означает, что различным органам государства поручается выполнять разные функции по управлению государством. Парламенту (народному собранию, национальной ассамблее, думе, верховному совету, конгрессу и т.д.) поручается принимать законы. Правительству и его органам (исполнительно-распорядительным органам) – выполнять законы, организовывать их исполнение. Судебным органам – осуществлять контроль за исполнением законов, привлекать к ответственности за их нарушение и т.д. Иными словами, органы республиканского правления наделяются разными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией) по осуществлению единой государственной власти. Теоретически это также означает, что работники разных органов государства (чиновники) выполняют разные трудовые функции, осуществляют разделение труда по управлению государством.

Современные республики можно разделить на два вида:

  1. Президентские, особенностью которых является соединение в руках президента полномочий главы правительства и государства. Примерами президентской республики могут служить Аргентина, Бразилия, США,

  1. Парламентарные, для которых характерна довольно слабая власть президента. Особенностью парламентарной республики является также наличие должности премьер-министра, который выполняет одновременно функции главы правительства и лидера правящей партии или партийной коалиции. Примеры парламентарной республики. - Греция, Германия.

Промежуточным видом между  парламентарной и президентской  республикой является полу президентская республика (смешанная). Такая республика существует во Франции, Португалии, Польше и ряде других стран.

Российская Федерация - президентская  республика. Согласно Конституции РФ президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, решает узловые кадровые проблемы, представляет РФ внутри страны и в международных отношениях, назначает выборы в ГД, распускает ее в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, назначает референдум, обладает правом законодательной инициативы.

  1. Парламентская республика, как форма правления.

 

2.1. Парламентская республика: понятие и сущность.

 

Республика – это форма  государственного правления, при которой  высшая государственная власть осуществляется коллегиально выбранными органами, избираемыми  населением на определённый срок.

Уже в первых месопотамских  городах-государствах (IV-III тыс. до н.э.), как впоследствии в древнегреческих  полисах, власть имела сложную структуру (городская община – собрание и  совет, дворец, храм). И в этой структуре  зачастую в определенной исторической обстановке верховенство оставалось за демократическим органом власти – собранием и советом. При  этом в собрании участвовали все  полноправные горожане, все граждане города-государства, которые принимали основные решения, избирали совет для ведения текущих государственных дел. Иностранцы и рабы, как правило, отстранялись от участия в государственном управлении. Военачальники, предводители дружин выполняли решения собрания, были на службе у совета.

Республика характеризуется  выборностью и сменяемостью главы  государства. Истории известны парламентарные, президентские, смешанные и советские республики.

Парламентская республика - разновидность республиканской  формы правления, характеризуется  тем, что парламент, являясь полновластным  органом, формирует политически ответственное перед ним правительство и, как правило, избирает президента, который занимает в системе государственных органов достаточно скромное место.

Информация о работе Парламентская республика как форма государственного правления