МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
«УО» БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра политологии
Реферат
по
дисциплине: Сравнительная политика
на
тему: Парламентский финансовый
контроль
Студентка
ИСГО,
3-й курс, ДИМ
А.А. Стрижень
Проверила
кандидат политических наук Е.В. Клинова
Минск
2013
Содержание
Введение
В настоящее
время особую актуальность приобретает
проблема определения места парламентского
финансового контроля в общей
системе государственного финансового
контроля, совершенствования его
форм и методов.
Мировая практика свидетельствует,
что уровень государственного управления
выше, если результативнее, лучше организован
внешний финансовый контроль исполнения
государственного бюджета, который дает
возможность наблюдать как за деятельностью
государства по выполнению экономических
и социальных программ, так и за деятельностью
органов исполнительной власти, административно-территориальных
образований, отдельных отраслей и иных
использующих государственные ресурсы
хозяйствующих субъектов.
Целью
исследования является разработка теоретических
аспектов организации и совершенствования
парламентского финансового контроля.
Поставленная
цель предусматривает решение следующих задач:
рассмотреть парламентский финансовый контроль и факторы его действенности;
исследовать правовые основы финансового контроля;
анализировать финансовый контроль в зарубежных странах.
Объектом
исследования является система и методы
парламентского (представительного) финансового
контроля.
Предметом
исследования выступает совокупность
финансово - экономических отношений,
возникающих в процессе осуществления
финансового контроля, проводимого органами
законодательной (представительной) власти.
Теоретико-методологической
основой исследования являются современные
научные методы, в том числе системный анализ
финансово-экономических процессов, методы
исторического, сравнительного анализа,
другие конкретные методы финансовой
науки, экономической и социальной экспертизы,
а также теоретические и практические
разработки, содержащиеся в фундаментальных
и прикладных научных исследованиях отечественных
и зарубежных авторов по вопросам совершенствования
государственного финансового контроля,
финансово-экономической экспертизы и
бюджетного анализа.
- Парламентский финансовый контроль и факторы его действенности
Парламентский контроль является одним
из видов государственного контроля и
выступает непременным условием устойчивого
конституционного строя. Он представляет
собой самостоятельный институт парламентаризма
и призван обеспечить не только соблюдение
и исполнение принятых им законов, но и
осуществлять контроль за деятельностью
исполнительной власти, представлять
и защищать интересы населения всей страны.
Такой контроль
парламентом обеспечивается с помощью
различных методов и способов:
постановка вопроса о доверии
правительству, резолюция порицания,
интерпелляция, письменные и устные вопросы
правительству, парламентские и депутатские
запросы, парламентские расследования
и др.
Особой разновидностью
парламентского контроля является финансовый
контроль. Он осуществляется как самим законодательным органом
путем заслушивания отчетов об исполнении
бюджета, внесения парламентских запросов,
направления депутатских запросов и вопросов
правительству или отдельным его членам,
так и через специальные органы парламента,
создаваемые для осуществления финансового
контроля: счетные палаты, счетные суды,
аудиторские суды, национальные офисы
аудита и т.п. Объем контрольных полномочий
парламента в финансовой сфере в большей
степени зависит от формы правления государства,
а также от сложившихся в данной стране
традиций.
Предназначение
финансового контроля заключается
в успешной реализации функций государства
по обеспечению процесса формирования
и эффективного использования финансовых
и материальных ресурсов во всех сферах
и звеньях жизнедеятельности общества. Роль финансового
контроля в современных условиях огромна.
Парламентский
финансовый контроль призван содействовать
успешной реализации финансовой политики
государства во всех сферах социального
и экономического развития страны.
Общеизвестно, что без наведения должного
порядка в бюджетно-финансовой сфере,
без стабильной системы государственного
финансового контроля невозможно продуктивно
решать как общегосударственные вопросы,
так и конкретные социально-экономические
проблемы. В связи с этим встает справедливый
вопрос: каким образом можно повысить
эффективность функционирования системы
государственного финансового контроля
и какие отводятся место и роль в этой
системе законодательным органам государственной
власти?
Вполне логично,
что парламентский финансовый контроль должен
быть наиболее эффективным и действенным
в государствах, как было уже отмечено,
имеющих парламентскую форму правления.
Здесь высший законодательный орган страны
формирует правительство, и оно подотчетно
ему по всем направлениям своей деятельности.
Безусловно, данный фактор имеет большое
значение, но, наверное, не всегда является
решающим.
По мнению автора, на уровень
действенности парламентского финансового
контроля также оказывает определяющее
значение действующий в стране государственный
(политический) режим. Наглядный тому пример
- советский период развития российского
государства, когда законодательные органы
практически выполняли второстепенные
функции и являлись орудием реализации
решений партийно-государственной номенклатуры.
Поэтому важным фактором действенности
парламентского финансового контроля
является становление и развитие институтов
демократии.
В государствах
с развитым гражданским обществом
желание и стремление держать
под постоянным контролем процессы
того, куда и как расходуются бюджетные
средства, должно быть присуще не только
парламентариям, но и большинству граждан.
Такая гражданская активность требует
более высокого уровня самоорганизации
общества. В этом случае в государстве
не может быть зон, закрытых для парламентского
финансового контроля.
Эффективность
парламентского финансового контроля
напрямую зависит и от ряда других
факторов, которые определяют его
действенность. К числу таких
наиболее важных, на мой взгляд, можно
отнести решимость и стремление
парламентского большинства обеспечить
всесторонний и эффективный контроль
за расходованием финансовых ресурсов
государства и распоряжением его собственностью.
Постоянный
и тщательный контроль за финансовой
деятельностью Правительства и
других органов государственной власти, осуществляющих
свою деятельность за счет привлечения
бюджетных средств, в правовых демократических
государствах составляет одну из основных
функций парламента как высшего законодательного
органа власти. В Российской Федерации
формально функции такого контроля принадлежат
обеим палатам Федерального Собрания.
Однако, как уже нам приходилось отмечать
ранее, в Конституции Российской Федерации
отсутствуют нормы, прямо указывающие
на контрольные функции самого парламента
России [1, с. 12-16].
Основное место в процессе рассмотрения
и утверждения федерального бюджета отводится
Государственной Думе. Именно в Думу в
соответствии со ст. 192 Бюджетного кодекса
Правительство Российской Федерации вносит
на рассмотрение и утверждение проект
федерального закона о федеральном бюджете
на очередной финансовый год и плановый
период. Бюджетный кодекс предоставляет
Государственной Думе право отклонить
в первом чтении проект федерального закона
о федеральном бюджете [2, с. 202].
Как уже отмечалось,
существует множество государственных органов,
которые в той или иной степени призваны
и осуществляют функции финансового контроля.
Проблема заключается в том, чтобы обеспечить
четкий механизм функционирования всей
системы финансового контроля исходя
из принципа единства управления государственными
финансами. На данный момент остро встают
вопросы координации и взаимодействия
всех контролирующих органов в сфере использования
бюджетных средств. Поэтому особую актуальность
сейчас приобретают в осуществлении парламентского
финансового контроля выстраивание на
правовой основе и развитие вертикали
финансово-контрольных органов в системе
представительной власти.
Повышение действенности
парламентского финансового контроля
непосредственно связано с дальнейшим
совершенствованием и развитием специальных органов,
образуемых законодательной властью для
осуществления такого контроля, - контрольно-счетных
органов. Этому во многом должны способствовать
положения Декларации принципов деятельности
контрольно-счетных органов Российской
Федерации, принятой еще в декабре 2002 г.
IV конференцией Ассоциации контрольно-счетных
органов России. В ней, в частности, говорится,
что необходимо заложить основу для объединения
усилий всех органов государственной
власти и органов местного самоуправления
по созданию единой системы всеобъемлющего
государственного и муниципального финансового
контроля в Российской Федерации. Создание
такой системы позволит в соответствии
с принципами бюджетного федерализма
охватить финансовым контролем управление
всеми государственными и муниципальными
финансовыми и материальными ресурсами [3, с. 163].
Анализ парламентского
финансового контроля показывает, что
действенность такого контроля напрямую
зависит от достижения поставленных
целей. Так, на данном этапе развития
российского государства, как нам кажется,
основной целью парламентского финансового
контроля является не только достижение
целевого и эффективного использования
бюджетных средств, обеспечение их сохранности,
но и в целом создание эффективной системы
бюджетного финансирования.
Особое значение
в современных условиях развития
внешнего (парламентского) финансового
контроля приобретают вопросы аудита
эффективности. Он в последние годы
становится одним из основных видов
контроля за исполнением государственного
бюджета. Как подчеркивается в ст. 4 Лимской
декларации руководящих принципов, аудит
эффективности "направлен на проверку
того, насколько эффективно и экономно
расходуются государственные средства.
Такой контроль включает не только специфические
аспекты управления, но и всю управленческую
деятельность, в том числе организационную
и административную системы" [4, с.44].
Другой немаловажный
фактор действенности контроля - это
то, что слабый парламентский финансовый
контроль является одним из источников
коррумпированности прежде всего исполнительной
власти. Коррупция в современной России
стала одним из самых серьезных политических,
социально-экономических и правовых проблем.
Отсутствие
правового механизма предупреждения
злоупотребления властью или
служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности,
в том числе сопряженного со взяточничеством
и хищениями бюджетных средств со стороны
лиц, занимающих государственные должности
и должности государственной службы, наносит
значительный ущерб развитию демократических
начал в деятельности российского государства.
- Правовые основы финансового контроля
Необходимым
условием эффективности правового
регулирования финансовых отношений
выступает финансовый контроль, являющийся
составной частью единого механизма
государственного контроля [5, с. 289].
Наличие финансового
контроля обусловлено тем фактом,
что финансам присущи не только распределительная,
но и контрольная функции. Осуществляют
финансовый контроль в порядке, установленном
законом, органы государственной власти,
местного самоуправления, в
том числе специальные контрольные органы
при участии общественных организаций
и граждан.
Несмотря
на то, что государственный финансовый
контроль непосредственно охватывает
только общественную (публичную) часть
совокупного продукта, он в определенной форме
(путем проверки составления налоговых
деклараций, при оказании юридическим
лицам и индивидуальным предпринимателям
финансовой помощи, в процессе выполнения
ими государственных заказов и т.п.) касается
и деятельности граждан и организаций.
В основе финансового
контроля лежат определенные принципы,
которые отражают его сущность. Среди
них следует выделить:
осуществление финансового контроля компетентными органами. Данный принцип состоит в том, что осуществлять финансовый контроль могут только специально уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления и иные организации. Однако следует отметить, что инициатором проведения финансового контроля могут быть любые заинтересованные лица, а привлекаться к осуществлению контрольных мероприятий могут граждане и организации, способные оказать действенную помощь.
результативность финансового контроля - проявляется в своевременности проведения контрольных мероприятий, выявлении реальных результатов финансово-хозяйственной деятельности, нарушений финансовой дисциплины, в своевременности доведения полученных результатов до лиц, правомочных принимать соответствующие решения о принятии мер по устранению причин финансовых правонарушений и привлечении виновных к юридической ответственности. Конечным результатом финансового контроля должно стать совершенствование финансово-хозяйственной деятельности.
гласность финансового контроля - состоит в обнародовании результатов финансового контроля, в их публичном обсуждении, привлечении к ним внимания государственных органов, общественных организаций и граждан. Есть необходимость также в обнародовании тех мер, которые были приняты по выявленным в процессе финансового контроля нарушениям и недостаткам.