Парламент Великобритании: сущность и принципы деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 13:05, реферат

Краткое описание

Поэтому целью данной работы стало рассмотрение особенностей парламентской формы правления на примере Великобритании, а объектом исследования - парламентская форма правления на примере Великобритании.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Часть первая
История парламента в Великобритании…………………………...4
Выборы в Парламент………………………………………………..6
Палата общин………………………………………………………..7
Основные партии……………………………………………………8
Палата Лордов……………………………………………………….8
Часть вторая
2.1. Деятельность парламента в Великобритании……………………..10
2.2. Традиции и порядок ..……………………………………………....11
2.3. Законодательный процесс…………………………………………..12
2.4. Контроль……………………………………………………………..13
Заключение…………………………………………………………………14
Список источников ……………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 40.47 Кб (Скачать файл)

По традиции руководитель Палаты лордов принимает участие в дебатах  и голосовании. Но он не решает процедурные  вопросы, по сравнению со спикером Палаты общин. Такие полномочия осуществляет самостоятельно Палата при координации  лидера Палаты. Им является руководитель её наиболее крупной партийной фракции.

Лорд-канцлер не является только номинальной  фигурой. Он имеет право участвовать в дебатах и выступать от имени Правительства, когда Палата лордов заседает как Комитет всей палаты. Лорд-канцлер оценивает в предварительном порядке запросы (обращения) пэров, направляемые в Комитет по привилегиям.

В Палате лордов лорд-канцлер имеет  двух заместителей, которые ежегодно избираются в начале сессии Палатой. Палата лордов создает комитеты, рассматривающие различные вопросы ее компетенции. Наиболее важными являются Комитет по науке и технологиям и Комитет по вопросам Европейского Союза. С 1 сентября 2011 должность Лорд-Спикера занимает Баронесса Д’Суца.

Часть вторая

Деятельность парламента в Великобритании

К важнейшим полномочиям Палаты общин относятся:

принятие законов; принятие бюджета; рассмотрение финансовых биллей; парламентский контроль за деятельностью Правительства.

Палата общин изучает и передает проекты новых законов, в основном, в форме законопроектов, представляемых Парламенту Правительством. Отдельные  члены парламента также могут  вносить законопроекты, но для дискуссии  дел частных членов парламента отводится  значительно меньше времени.

Правительство не может самостоятельно издавать законы - для этого требуется  одобрение Палаты общин и Палаты лордов (однако Палата лордов не участвует  в законопроектах, связанных с  контролем над финансами). В законопроект обычно вносятся поправки в течение  его прохождения через обе  Палаты, а законопроект, который  прошел через все необходимые  стадии, становится Актом Парламента. Основная часть детального изучения законопроекта в Палате общин  осуществляется в Постоянных комитетах.

Основная роль Палаты общин заключается  в осуществлении общественного  контроля над курсом проводимой правительством политики и его действиями. Правительство  управляет страной, но правительство  подотчетно парламенту. Когда министры правительства выносят дела на рассмотрение в Палату общин, они отвечают на вопросы  Оппозиции и отдельных членов парламента - представителей разных партий.

Функции Палаты лордов можно представить  в виде трех основных групп:

1) законодательные;

2) контрольные;

3) судебные.

Первая группа обеспечивает участие  палаты в законодательном процессе (рассмотрение в соответствии с процедурой вносимых законопроектов - биллей, исключением  здесь является особое требование для  внесения финансовых биллей, которые вносятся лишь в Палату общин; внесение поправок в законопроекты, принятые нижней палатой, и т. д.).

Вторая группа полномочий главным  образом заключается в контроле  работы Правительства.

Судебные полномочия Палаты значительны  и определяются тем, что она является высшей судебной инстанцией Великобритании. Однако в 2003 г. создано новое министерство по конституционным делам, которое  должно взять на себя большинство  полномочий Лорд-канцлера, в том  числе в судебной сфере.

Законодательные функции осуществляются путем участия в законодательном  процессе, в частности в следующих  формах:

внесение поправок в законопроекты, принятые Палатой общин;

внесение законопроектов, предусматривающих  одобрение международных договоров  Великобритании или принимаемых  в рамках 
правовой реформы, особенно в связи с участием в ЕС;

отклонение законопроектов, принятых Палатой общин;

изучение частных законопроектов и актов делегированного законодательства.

Контрольные функции проявляются  в практике вопросов министрам Правительства  и создания комитетов для изучения соответствующих вопросов. По итогам дискуссий Палата лордов информирует  общественность и Правительство.

Традиции и порядок

В Палате ежедневное рассмотрение дел  начинается с молитв, за которыми следует  формальное (без дебатов) рассмотрение частных дел. Затем следуют основные дела дня.

Получить ответы на вопросы у  министров правительства из отдельного департамента или департаментов  можно с понедельника по четверг. Премьер-министра отвечает на вопросы  по средам. В отведенное для вопросов время Спикер оглашает имя члена парламента и первый вопрос из «Порядка рассматриваемых дел».

После отведенного на вопросы времени, дела по степени их важности или  срочности могут быть переданы в  Палату на рассмотрение в форме правительственных  предложений, дел частных членов или просьбы о срочных дебатах. Порядок рассмотрения дел в Палате, детализирующий дела, внесенные на рассмотрение в ближайшую неделю или две, обычно оглашается каждый четверг.

Когда депутаты голосовали в палате общин они говорят 'да' или 'нет'. В палате лордов, члены голосуют говорю «содержание» или «не содержание».

 

Для участия в дебатах в Палате общин или вопрос времени, депутаты должны быть вызваны спикером. Депутаты обычно поднимаются или приподниматься со своих мест в попытке привлечь внимание спикера - это известно как «поймав взгляд спикера».

Законодательный процесс

Законодательный процесс заключается  в рассмотрении в соответствии с  установленной процедурой законопроектов, которые могут вноситься в  любую из палат Парламента. Исключение составляют финансовые законопроекты, вносимые лишь в Палату общин.

Законопроекты рассматривают в  трех чтениях.

Первое чтение состоит из следующих  стадий: объявление названия законопроекта; распечатывание законопроекта; раздача законопроекта депутатам.

Через две или три недели проводят второе чтение.

Второе чтение состоит из следующих  стадий: обсуждение общих положений законопроекта; передача законопроекта в комитеты Палаты, где депутаты и эксперты детально изучают законопроект.

В третьем чтении законопроект рассматривают  на пленарном заседании Палаты по докладу головного комитета.

Депутаты могут проводить дискуссию. Однако обычно Спикер ставит проект на голосование. В случае если законопроект получит простое большинство  голосов, тогда его направляют во вторую палату. Если Палата лордов вносит поправки в законопроект, то в таком  случае их обсуждают в Палате общин.

Обычно вопрос решают с помощью  учета на основе компромисса позиций  обеих палат Парламента. Если же не удаётся достигнуть согласия, тогда  Палата лордов имеет право отложить законопроект на один год, а по финансовым вопросам - на один месяц. В случае если обе палаты принимают законопроект, тогда он направляется монарху, а  после его одобрения становится законом, который публикуют в  официальном издании.

Контроль

В 1967 г. в Великобритании учрежден институт парламентского уполномоченного по делам администрации (омбудсмена), который от имени депутатов проводит расследование различных нарушений органов исполнительной власти. Следовательно, его деятельность является частью механизма парламентского контроля за министерствами.

В Великобритании омбудсмен назначается  правительством. Однако парламент полностью  не отстранен от процедуры замещения  этого поста. Омбудсмен уходит в  отставку по собственной просьбе, либо по достижении 65-летнего возраста. Уполномоченный не может быть членом парламента.

В компетенцию парламентского уполномоченного  входит расследование жалоб граждан  на действия министерств и ведомств. Каждая жалоба, прежде чем быть переданной уполномоченному, поступает к депутату соответствующего округа, и уже последний решает, направить ли ее уполномоченному.

Уполномоченный вправе истребовать  у министерств и должностных  лиц документы, вызывать свидетелей и т.п. Расследования, однако, могут  проводиться только в том случае, если отсутствует возможность обращения  в суд или в административный трибунал. По результатам своих расследований  омбудсмен не может принимать  никаких обязательных решений (например, отменить или изменить административный акт). Он составляет доклад, который  направляется соответствующему депутату или парламенту. В последнем случае доклад рассматривается комитетом  по делам парламентского уполномоченного.

Заключение

Парламент Великобритании включает палату общин и палату лордов.

Нижняя палата - палата общин - это  общенациональный представительный орган, избираемый на пять лет. Руководит палатой общин председатель палаты - спикер. Важным структурным элементом палаты общин служат парламентские комитеты.

Основной сферой деятельности английского  парламента является законодательство. Законодательная инициатива может  быть осуществлена в любой палате. На практике законопроекты рассматриваются  нижней палатой, затем передаются в  верхнюю.

Формально законодательной инициативой  обладает монарх (в лице министров). В соответствии с правилами процедуры  неправительственные законопроекты  рассматриваются лишь один день в  неделю.

Контроль за деятельностью правительства также является одним из важнейших направлений деятельности парламента согласно принципу ответственного правления.

В целом Великобританию можно с  уверенностью охарактеризовать как  страну с устойчивой и значительной ролью Парламента, во многом обусловленной  непрерывностью парламентского развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников 

  1. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Юстицинформ, 2010. С. 560. 
  2. Смоленский М. Б., Иванников И. А. Конституционное право зарубежных стран. М.: АкадемЦентр, 2010. С. 336. 
  3. http://www.istorya.ru/referat/referat2/22957.php 
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Парламент_Великобритании 
  5. http://www.parliament.uk/mps-lords-and-offices/lords/composition-of-the-lords/

 


Информация о работе Парламент Великобритании: сущность и принципы деятельности