Поколения прав человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 19:36, контрольная работа

Краткое описание

Основные, фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим они и структурируются по категориям и наименованиям. Однако эти права различаются не только по сферам жизнедеятельности, но и по времени возникновения. Отсюда – появление понятия «поколения прав человека». В историческом контексте современные исследователи в последнее время всё чаще говорят о так называемых трёх поколениях прав человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 4
2. ПЕРВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 9
3. ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 14
4. ТРЕТЬЕ ПОКОЛЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по Правам человека Вариант.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Права человека  являются базовыми, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в   котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство).

Основные, фундаментальные  права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим они и структурируются по категориям и наименованиям. Однако эти права различаются не только по сферам жизнедеятельности, но и по времени возникновения. Отсюда – появление понятия «поколения прав человека». В историческом контексте современные исследователи в последнее время всё чаще  говорят о так называемых трёх поколениях прав человека.

Выделение трёх поколений прав в значительной мере условно, но оно наглядно показывает последовательную эволюцию в развитии данного института, историческую связь времён, общий  прогресс в этой области.

Сегодня пришло время говорить о «четвёртом» поколении прав человека, соединяющем в себе как разработку новых приоритетных тем в этой области (например, проблем биоэтики, прав национальных меньшинств, борьбы с расизмом и ксенофобией, противодействия терроризму и организованной преступности, положение детей и т.д.), так и их реализацию с помощью международного контроля, мониторинга за соблюдением прав и свобод.

Четвёртое поколение – это правовой ответ вызову XXI века, когда речь пойдёт уже о выживании человечества как биологического вида, о сохранении цивилизации, о дальнейшей, космической социализации человечества. Рождается новое, четвёртое поколение прав, и соответственно, возникают международно-правовые процессуальные институты, обеспечивающие эти права.

1. Свобода мысли и слова в России

1. Право на свободу мысли и слова

 

Мысль как результат, продукт мышления отражает познание окружающего мира и самого себя в  этом мире и воплощается в представлениях, взглядах, мнениях, убеждениях.

Свобода мысли характеризует духовную свободу человека, его внутренний мир, поэтому сама по себе она не может быть предметом регулирования правом. Вместе с тем мышление, мысль лежат в основе любой деятельности человека, обусловливают его социальную активность, взаимоотношения с другими людьми, обществом, государством, т.е. выражаются вовне. Формой мысли является её языковое, словесное выражение (устное или письменное), другие знаковые системы общения, например художественные формы. Гарантирование Конституцией каждому свободы мысли означает с точки зрения правовых требований невмешательство государства в процесс формирования собственных мнений и убеждений человека, защиту его от любого иного вмешательства, недопущение какого-либо идеологического диктата, насилия или контроля над личностью. 

Мысли человека, воплощённые в его мнениях и убеждениях, характеризуют внутренний мир человека, содержание его сознания, определяют индивидуальность.

Мышление и мысль, как его результат, продукт, – естественное и неотъемлемое свойство человека, связанное с процессом постановки и решения им практических и теоретических вопросов. Мысль не может быть несвободной. Конституционное же закрепление свободы мысли гарантирует каждому свободу формирования собственных мнений и убеждений без вмешательства государства, исключение любого идеологического насилия над личностью.

Если мысль может  быть скрыта от других, не выражена устным или печатным способом и остаться лишь достоянием самого человека, то свобода  слова, гарантированная Конституцией, даёт возможность беспрепятственно выражать свои мысли, передавать их другим людям. Свобода слова может быть реализована только в условиях демократического режима, который заинтересован в проявлении многообразия мнений по различным вопросам жизнедеятельности общества и государства. Тоталитарные режимы различными способами, не исключая и массовых репрессий, пытаются достичь всеобщего единомыслия. Однако это недостижимая задача: можно лишь ограничить или запретить свободу слова, свободу выражения мнений.

Свобода мысли и слова закрепляется в ст. 29 Конституции Российской Федерации (РФ) в качестве одной из основных конституционных свобод любого человека на территории Российской Федерации.

Свобода мысли – это: во-первых, создание такого климата  в обществе, который исключает давление на личность, ее сознание, образ жизни; во-вторых, свобода её выражения; в-третьих, недопустимость использования психотропных средств воздействия на сознание человека.

Свобода слова – это гарантированная государством возможность беспрепятственно выражать своё мнение и убеждения по самым различным вопросам общественного, государственного, иного характера посредством устного или печатного слова, на собраниях, митингах, другими средствами. Право свободно выражать своё мнение, как это формулируется в международно-правовых актах, включает свободу придерживаться своего мнения и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ (ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод). Свобода выражения мнения лежит в основе многих других прав и свобод, прежде всего таких, как, например, право на участие в выборах, право петиции, свобода совести, право на образование, свобода творчества и др.

1.2. Ограничение свободы мысли и слова

 

Свобода мысли и слова, выражения своего мнения чрезвычайно  важна для реального проявления свободы человека. Но эта свобода не может быть абсолютной, безграничной. Слово, как главное средство человеческого общения, оказывает сильнейшее воздействие на сознание и поведение людей. Оно может созидать и разрушать, звать к социальному прогрессу и призывать к насилию, обогащать внутренний мир человека и унижать личное достоинство. Этим объективно обусловлена необходимость определённых нравственных и правовых ограничений, связанных с осуществлением свободы слова.

Конституция РФ устанавливает  главные правовые барьеры против злоупотребления свободой слова, выражения мнения. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Хотя эти конституционные запреты и сформулированы в достаточно общем виде, но дают вполне определённый ориентир поведения при осуществлении рассматриваемой свободы.  Их нарушение влечёт за собой предусмотренную законом ответственность.

Так, статья 282 УК устанавливает  уголовную ответственность за возбуждение  национальной, расовой или религиозной  вражды, унижение национального достоинства, а равно за пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации.

В преамбуле Закона «О языках народов Российской Федерации» указано на недопустимость пропаганды вражды и пренебрежения к любому языку, создания противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иных нарушений законодательства Российской Федерации о языках народов России. Такие нарушения со стороны юридических и физических лиц, как установлено в ст. 28 Закона, влекут за собой ответственность и обжалуются в установленном порядке в соответствии с законодательством.

Основанные на Конституции  конкретные запреты, касающиеся злоупотреблений свободой слова, и соответствующие меры ответственности предусмотрены и в других статьях УК, в ГК, КоАП.

Так, в УК установлена  ответственность: за публичные призывы  к насильственному захвату власти, насильственному её удержанию или насильственному изменению конституционного строя (ст. 280), к развязыванию агрессивной войны (ст. 354); за клевету и оскорбление (ст. 129, 130, 298), незаконное распространение или рекламирование порнографических материалов или предметов (ст. 242).

КоАП предусмотрена  ответственность за опубликование информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, при непредоставлении ему возможности обнародовать опровержение либо иное разъяснение в свою защиту (ст. 4013).

Статья 152 ГК предусматривает  право гражданина требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию  сведений, если распространивший такие  сведения не докажет, что они соответствуют  действительности.

Разработаны и международные стандарты, направленные против злоупотреблений свободой слова, информации, выражения своего мнения. Они установлены, например, в п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 29 Всеобщей декларации прав человека и др., но наиболее развёрнуто сформулированы в п. 2 ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Он гласит: «Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определёнными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия». Аналогичное, правда более общее и краткое, положение содержится и в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Федеральный Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не допускает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.

В Законе РФ «О средствах  массовой информации» также содержится ряд ограничений, обусловленных:

- соблюдением государственной тайны или иной специально охраняемой законом тайны;

- охраной частной жизни;

- обеспечения безопасности и целостности государства;

- охраной здоровья;

- уважением прав, законных интересов, чести и достоинства граждан и организаций;

- необходимостью соблюдать принцип равноправия людей независимо от пола, возраста и т.д.

Ст. 4 Закона «О средствах  массовой информации» говорит о недопустимости использования средств массовой информации для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Ст. 51 устанавливает, запрет на использование права журналиста на распространение информации с  целью опорочить гражданина или  отдельные категории граждан  исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

Кроме того некоторые  ограничения предусмотрены и  во время чрезвычайного положения и в период выборов. Закон «О чрезвычайном положении» допускает возможное ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры, временного ареста печатной продукции (до отмены чрезвычайного положения), а также временное изъятие звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры.

Таким образом, реализация конституционных норм о свободе  слова, выражения своего мнения предполагает как беспрепятственное осуществление  каждым этой свободы, создание государством необходимых для этого правовых и организационных механизмов, так и решительное пресечение злоупотреблений данной свободой.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Права человека и деятельность средств массовой информации

 

Без всякого преувеличения  можно сказать, что свободная деятельность средств массовой информации – это коренной вопрос демократии, поскольку без свободы средств массовой информации нет ни гражданского общества, ни правового государства. Информированность общества и каждого человека – залог экономического и культурного прогресса. Газеты, журналы, радио и телевидение, печатные издания, свободно формируя общественное мнение, служат наилучшими гарантиями свободы народа и соблюдения конституционного строя.

Первоосновой свободы печати, как это вытекает из ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, является право каждого человека искать и получать информацию. Это означает, что государство в лице любых его органов, а также и общественные организации обязаны предоставлять интересующимся сведения о своей деятельности, если эти сведения не являются, согласно закону, государственной тайной.

Далее, каждый человек вправе передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, т.е. он может сделать её достоянием общества под собственную ответственность за её достоверность, для чего создать свою газету, использовать государственный или частный канал телевидения, выступить с публичной лекцией и др. Распространение информации не должно быть монополией государства – в этом залог полноты и объективности информации, получаемой обществом.

Информация о работе Поколения прав человека