Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 18:00, контрольная работа
В практической жизни человека никакие исторически устойчивые формы и способы его существования не возникают в результате произвольного желания отдельных лиц или групп. Все они являются своеобразными ответами на вызовы времени, изменение обстоятельств и условий человеческой жизнедеятельности. Так произошло и с политикой, сформировавшейся в результате пересечения целого ряда тенденций в развитии общества, востребовавших этот способ обеспечения людских интересов и решения назревших проблем.
Введение…………………………………………………………….………стр 2
Происхождение политики………………………………………………….стр 4
Сущность политики ………………………………………………………..стр 9
Функции политики в обществе…………………………………………...стр 11
Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни ...стр14
Заключение………………………………………………………………..стр 18
Список литературы……………………………………………………….стр 19
Среди тех, кто на рубеже Х1Х-ХХ вв. разрабатывал политическую теорию с немарксистских позиций, более других выделялся немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920), подобно Макиавелли и Медисону являвшийся в политике не только теоретиком, но и практиком - он был влиятельным государственным деятелем Веймарской республики и одним из авторов ее Конституции.
Благодаря трудам М. Вебера и других исследователей - его современников - Гаэтано Моска (1858-1941), Вильфредо Парето (1848-1923), Роберта Михельса (1876-1936), политическое знание к началу XX в. приобрело черты полноценной научной дисциплины.
Россия, как известно, в число стран с развитой наукой вошла довольно поздно - примерно в первой половине XVIII века, т. е. тогда, когда политическое знание в Западной Европе и Северной Америке достигло достаточно высокой степени прогресса.
В конце XIX - начале XX вв., т. е. в условиях серьезных перемен в подходе к политической проблематике, политическая мысль в России развивалась достаточно интенсивно, хотя еще находилась под влиянием западной, прежде всего германской науки.
Российские ученые активно обращались и к вопросам правового государства. Значительный вклад в российскую политологию на рубеже Х1Х-ХХ вв. внесли представители социалистического направления в российской политологии – М. Бакунин, В. Плеханов, В. Ленин.
Наша страна в советское время не знала ни многопартийной системы, ни альтернативных выборов, ни других реальных атрибутов демократии. Вплоть до 80-х гг. на политологии лежал идеологический запрет.
2. Сущность политики
Для понимания сущности политической жизни принципиально важно, что интересы, заставляющие людей и их группы заниматься политикой, носят не индивидуальный, а персональный характер, имеющий определенное значение для той или иной части населения. Независимо от своего конкретного содержания (будь то потребности в изменении материальных условий, участие в управлении, распределении ценностей и т. д.) эти интересы должны неминуемо затрагивать положение иных общественных групп, что, собственно, и предполагает вовлечение в межгрупповые отношения людей «третьей силы» - государства. Поэтому там, где классы, нации, религиозные общности или другие социальные группы, реализуя свои интересы, вызывают изменения в социальном положении других слоев населения, там и вовлекается государственная власть в регулирование общественных отношений, там и коренятся импульсы политических отношений.
В современной политической науке нет однозначного определения термина «политика», что объясняется сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств. Выделяют три основные группы определений политики:
· социологические, характеризующие политику через другие общественные явления - экономику, право, мораль, культуру;
· субстанциональные, ориентирующие на раскрытие первоосновы политики;
· научно сконструированные , раскрывающие ее деятельный характер. Большинство исследователей придерживаются субстанциональной трактовки политики, рассматривая в качестве ее первоосновы власть и ее носителей.
Суть политики - подавление сильными слабых. Это может обнаруживаться практически во всех направлениях общественной жизни. Всякие отношения между социальными группами, основанные на подчинении - мы вправе называть политикой.
Характерные черты политики:
Властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для предания целенаправленности действий.
Связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности.
Политика связана с решением проблем существования и функционирования государства, как социального института, служащего для всего общества.
Связь с действиями и интересами больших масс людей.
Необходимо принимать во внимание, что эти характерные черты не изолированы, а взаимно дополняют друг друга: так соединение частных и общих интересов осуществляется в теоретической форме, а реализация теории, предполагает обращение к механизмам власти.
В богатое и многообразное содержание мира политики входят:
Наука в такой мере, в какой политика слита со знаниями.
Установки, интересы, цели различных социальных групп и политических институтов;
Практическая деятельность по реализации желаемых моделей будущего, программ, курсов; Участие в делах государства, влияние на власть различных сил, групп давления;
Регулирование и согласование интересов, обеспечивающее целостность общества;
Отношение социальных субъектов по поводу государственной власти, само взаимодействие субъектов и объектов политики.
3. Функции политики в обществе
Сущность политической системы проявляется в ее функциях. Любая политическая система обладает по меньшей мере четырьмя явными и социально необходимыми функциями.
Первой функцией является управление общественными процессами. Она проявляет себя в многочисленных указах, исходящих от высшего политического руководства.
Функция управления общественными процессами может осуществляться двумя основными методами. Во-первых, непосредственным вмешательством и жесткой регламентацией исполнительной властью социальных, экономических и идеологических процессов. Во-вторых, косвенным политическим воздействием, когда власть регулирует не сами общественные процессы, а факторы, влияющие на их развитие. Например, бороться со спекуляцией можно законодательными запретами, но можно бороться с дефицитом, создавая соответствующие социально-экономические предпосылки и ликвидируя тем самым материальную основу спекуляции.
Функцию политического управления осуществляют органы законодательной и исполнительной государственной власти.
Пожалуй, центральной функцией политической системы является защита основных политических ценностей. В современных обществах можно выделить несколько групп ценностей, вокруг которых так или иначе вращается вся политическая жизнь:
— национально-государственная безопасность и независимость;
— законность и общественный порядок: — экономическое благосостояние и социальная справедливость;
- свобода, демократия, права и обязанности человека. Именно защита и обеспечение основных политических ценностей провозглашается Конституциями главной целью большинства государств. О ней так любят говорить политические деятели, по ее реализации мы судим об эффективности и дееспособности государственного руководства.
Защиту политических ценностей обеспечивают основные институты государства: органы правопорядка и правосудия, армия, информационно-пропагандистские службы.
Другой не менее важной функцией выступает обеспечение единства и согласованности действий различных институтов к органам власти (интегративная функция).
Интеграцию всех органов власти призваны осуществлять правовые нормы и политические традиции. Нормы права, воплощенные в законодательных актах, выступают регуляторами политической деятельности, придающими устойчивость и слаженность всему политическому механизму. При этом главным условием их деятельности должна быть обязательность подчинения нижестоящих органов власти вышестоящим. Наряду с нормами права функцию интеграции органов власти выполняют и политические традиции. Они предписывают определенные правила и нормы политического поведения и тем самым побуждают все политические институты и субъекты действовать в необходимом направлении. Именно благодаря традициям нормы права приобретают высокую действенность, т. к. люди привыкают к их исполнению. Система власти, которая не имеет развитых политических традиций, является неустойчивой, как неустойчив корабль, не имеющий балласта в своем трюме.
Еще одной функцией политической системы является обеспечение преемственности и стабильности в развитии системы власти. В проявлениях этой функции можно выделить два уровня. Уровень высшего политико-государственного руководства и общий уровень, охватывающий все политически дееспособное население.
На высшем уровне преемственность и стабильность власти может обеспечиваться либо посредством наследования, либо через систему выборов или назначений на высшие государственные посты.
На общем уровне стабильность власти обеспечивается через систему подготовки и выдвижения руководящих кадров для различных политических институтов, а также через направленное приобщение (социализацию) граждан к политической жизни, в процессе которого они усваивают основные политические нормы и ценности.
Таковы главные, можно сказать, официальные функции политической системы. Однако любая система помимо явных функций, имеет еще и латентные функции. Латентные функции возникают вследствие того, что любая социальная группа или индивид, занимаясь политической деятельностью, помимо общественно-необходимых задач решают и свои собственные. Для этого они используют государственную власть.
К важнейшим латентным функциям политической системы, в основном, относятся:
— функция обеспечения социально-классового господства,
— функция распространения и защиты личной политической власти.
Вывод: Через социально значимые и латентные функции политическая система общества реализует свои цели и задачи, структурирует и упорядочивает жизнедеятельность общества.
4. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
Понимание природы политики неизбежно предполагает и осознание ее связей с другими сферами общественной жизни. Испытывая влияние экономики, морали, права, равным образом и сама, оказывая воздействие на эти и другие области человеческой жизнедеятельности, политика обретает определенные черты и свойства, которые более полно раскрывают ее структуру и сущность.
Как правило, в стабильных демократических обществах функциональная связь политики с другими общественными сферами носит устойчивый, динамичный характер, подкрепляющий тенденцию к понижению роли политического регулирования общественных отношений и усилению авторитета моральных и религиозных норм, методов самоорганизации экономической жизни и т. д. В то же время в переходных условиях или при нарастании авторитарных тенденций, как правило, увеличивается и роль политических методов регулирования социальных процессов. При тоталитарных же режимах правления политические методы управления по сути девальвируют значение и экономических, и моральных, и правовых регуляторов.
Таким образом, говоря об отношениях политики с другими сферами общественной жизни, необходимо видеть различный характер связующих их уз.
Так, в отношениях политики с экономикой прежде всего необходимо отметить значительную детерминирующую роль последней в (формировании политической власти. Конечно, было бы явным преувеличением считать, что экономика всегда определяет политическую область жизни (например, классический марксизм). Источники политики того или иного государства, класса, нации, группы чаще всего невозможно однозначно свести к экономическим детерминантам. Но, в свою очередь, и политика не может рассматриваться как прародительница экономики. Хотя, будучи формой властно-государственного принуждения, политика сохраняет регулирующие способности по отношению к экономике в тех случаях, когда та или иная хозяйственная проблема приобретает значительный социальный масштаб и начинает затрагивать интересы всего общества. При этом характер такого влияния может быть трояким: либо позитивным, либо негативным, либо нейтральным.
Например, сегодня в России без помощи Президента и правительства в принципе невозможно установить режим хозяйственной конкуренции, утверждение рыночных отношений, развитие предпринимательства, т. е. всего того, что составляет суть экономической реформы. В то же время оппозиция также пытается использовать материальную силу государства, но не для поощрения, а для воспрепятствования этим тенденциям, для возврата к идеалам «плановой экономики». И от того, удастся ли исполнительной власти отстоять курс на реформы или же она не устоит перед натиском политических оппонентов, и будет зависеть характер политического воздействия на экономику.
Следует помнить, что политика и экономика связаны не непосредственно, а - опосредствованно - через социальные отношения. Экономика, предопределяя материальные устои жизнедеятельности людей, обуславливает характер социального расслоения общества. В зависимости же от экономического содержания своих социальных интересов различные группы обращаются к политическим формам их удовлетворения, побуждая тот или иной характер деятельности государства. Форма реакции государства на социальные требования групп будет, разумеется, зависеть от конкретно-исторической ситуации. А следовательно и характер отношений между экономикой и политикой тоже будет весьма различным.
Политика и право. Правовая сфера закрепляет в действующем законодательстве основные принципы политического господство тех или иных сил. Вместе с тем, правовые нормы сглаживают групповую заостренность политических требований, ибо вынуждены ориентироваться не только на сторонников данной политической линии, но и на всех граждан государства, предъявляя им общеобязательные требования, независимые от партийных пристрастий и антипатий. Право является той системой требований к совместному существованию людей, которая предопределена самой природой общества и без которой невозможно его существование.