Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 11:05, реферат
Взаимоотношение политики и морали – все человеческая тема, одна из вечных проблем. На политиков возглавляется выполнение государственных задач в интересах общества, как целого; они располагают в связи с этим особыми средствами принуждения и могут ими злоупотреблять, используя их к собственной выгоде и в ущерб многим людям. Следовательно, постоянно существует озабоченность тем, чтобы политика с ее целями и средствами вписывалась в рамки существующих представлений о добре и зле. Но такова лишь одна сторона взаимоотношения политики и морали. В свою очередь, и мораль может подходить к политике с ожиданием, которых та не может оправдать. Попытки политически добиваться реализации определенных моральных представлений или притязаний также могут приводить к опасному извращению политики.
1. Введение
2. Мораль.
3. Этическое обоснование политики.
4. Взаимодействие между политикой и моралью.
5. Нравственная оценка политических решений и личности политика.
6. Общее в политике и морали.
7. Различия и разногласия.
8. Список использованных источников
Решение политических
проблем не всегда укладывается в
нормы нравственности. Особенно часто
нарушается заповедь о неприкосновенности
жизни и собственности человека,
его прав и свобод. Тем не менее политика,
как правило, не покушается на пересмотр
норм нравственности. Для политики отнюдь
не безразличны существующие в обществе
моральные ценности, она хотела бы соответствовать
нормам справедливости. Но все дело в том,
как подчеркивал Ф. Энгельс, что то, что
справедливо с точки зрения морали и даже
права, может оказаться далеко несправедливым
в социальном плане.
Нравственная
оценка политических
решений и личности
политика.
Политические решения
принимаются органами государственной
власти, политическими лидерами, руководителями.
Политические лидеры, по мнению некоторых
авторов, - это персонифицированные
массовые желания, ожидания и эмоции.
Нравственные образец в политике
– это образ “желаемого я”, каким хотелось
бы быть, какой хотелось создать. Это должны
быть нестандартные, выдающиеся личности,
которые могут стать образцами поведения.
В принятии политических
решений учитывается, что политика
имеет дело с объективными реальностями
(природными, экономическими, биологическими,
межгосударственными и т. п.). Политик,
принимающий решения, имеет дело с конкретными
людьми только в конечном счете. Следовательно,
нравственное обоснование политических
решений будет иметь самую общую характеристику
в виде соответствия их общечеловеческим
ценностям, принципам гуманизма, свободы
и т. п.
Политический выбор
стратегического характера
В разработке политических
решений проявляются такие
Власть сильнейшим
образом воздействует на личность политика
и, как правило, не в лучшую сторону.
К. Тацит утверждает, что Веспасиан
единственный из всех римских государей,
кто, ставши принцепсом, изменился к лучшему.
Века, истекшие с того времени, убеждают,
что случай с Веспасианом остался скорее
счастливым исключением, нежели правилом.
Власть, будучи бесконтрольной, способна
не только деформировать нравственные
и психологические основы личности, но
и провоцировать его полную деградацию.
Необязательность, недобросовестность,
некомпетентность и безграмотность аморальны
в политической деятельности. Политика
всегда была, есть и будет сферой морали
и особенно опасной социальной безнравственности.
Несоответствие политических
и нравственных действий и состояния
сознания (расхождение слова и
дела, запроса и отклика на него,
надежды и обещания, правды и лжи
и пр.)также безнравственны. Политика
– это искусство предвидения,
область продуманных шагов, мер, маневров,
компромиссов, расчетов, но и хитрости,
обмана, заигрывания, большой, но не всегда
честной игры. И сегодня честность, искренность,
высокая нравственность с великим трудом
утверждаются в политике. Карьеристы ,авантюристы,
экстремисты, деляги и махинаторы наиболее
опасны для политики, часто находят пути
проникновения в нее. Переход к честной
политике, характерной для настоящего
гуманного общества – длинный и трудный
процесс.
Общее
в политике и морали
Являясь сферой социального
выбора групп, индивидов, организаций,
политика ограниченно связана с моралью.
Выбор проектов желаемого будущего, значимость
тех или иных локальных целей, определение
средств и методов их достижения основывается
на моральных представлениях человека,
группы о добре и зле, справедливости и
несправедливости, долге, чести и достоинстве.
1. Мораль и политика
относятся к наиболее ранним
социальным регуляторам
2. Мораль и политика
– это нормативные регуляторы
жизнедеятельности индивидов. Упорядочение
поведения людей осуществляется при помощи
нравственных и политико-правовых норм
(общих правил, эталонов, образцов поведения),
которые являются общеобязательными для
всех людей. Однако нравственные и политические
нормы различаются способом формирования
и средствами реализации.
Различия
и разногласия
Политика и мораль
различаются способом формирования
и средствами реализации.
1. Сфера нравственных
отношений – это в основном
взаимосвязь между отдельными
личностями, требованиями к индивиду
со стороны общества в целом, отдельных
групп, согласование личного интереса
с общественным, утверждение социального
в индивидуальном. Политические отношения
не призваны выражать индивидуальность
каждого, но конкретно выражают групповые
интересы. Мораль же выражает духовные
и личностные потребности общества. Нормы
морали складываются на основе представления
людей о добре и зле, совести, справедливости.
Они становятся обязательными для всех
по мере осознания и признания их большинством
членов общества. Политические и правовые
норма устанавливаются государством и
обычно фиксируются в законах, после их
опубликования им должны следовать все.
Нормы морали не закрепляются в специальных
актах, а существуют в сознание людей.
В большинстве случаев они соблюдаются
добровольно на основе понимания людьми
справедливости их предписания, благодаря
внутреннему убеждению и силе общественного
мнения. Политико-правовым нормам люди
следуют добровольно лишь в зрелом гражданском
обществе, понимая их справедливость.
Однако для их соблюдения государство
вправе применять средства принуждения.
2. Нравственные нормы
выступают в виде обобщенных
правил поведения,
Нет универсальной
модели связи, разграничений и противоречий
морали и политики. Все зависит
от характера господствующей морали
и политики. Одно дело, когда основой
морали является конфуцианство, для которого
характерно принятие мира таким, каким
он есть, другое дело – христианская и
исламская мораль, основой которых является
принятие мира и одновременно его улучшение.
Характерно, что на Западе обосновалась
идея как подчинения любой власти, так
и право народа на восстание. Устойчивой
является идея о праве сопротивления неправому
делу, произволу властителя. В республиках
Греции и Рима действовал принцип, в соответствии
с которым убийца узурпатора рассматривался
добродетельным гражданином. В этом Ш.
Монтескье видел проявление гражданства,
право каждого защищать республику. Признание
права на восстание против тирана было
характерно для мыслителей 17-18 веков Англии
и Франции.
Иная модель формируется
И. Кантом. Для искателя вечного мира
высшей ценностью была стабильность. Поэтому
безнравственным виделся любой революционный
характер захвата власти. Но подчиняться
следовало любой власти, даже той, которая
завоевана восстанием.
Свое влияние на
политику оказывает и мораль буддизма.
В ее основе лежит идея ненасилия. В
20 веке философия ненасилия проникает
в российскую, западную, американскую
культуры.
3. Мораль и политика
различаются механизмом
Правда, в реальной
практике их взаимоотношения намного
сложнее и противоречивее, чем
в теории. Их сбалансированного
Вторая крайность
выражается в слиянии политики и
морали. Ориентируясь на вечные ценности,
мораль снижает эффективность и результативность
политических решений. Ведь всякий раз
при принятии решений лидерам, элитам
приходится соизмерять их с нравственными
нормами общества. Выход из этого замкнутого
круга двести лет назад предложил президент
США Т. Джефферсон, который утверждал,
что искусство управления состоит в искусстве
быть честным.
Особенность связи
и противоречия политики и морали
определяется также типом социальных
систем, образа жизни. Политика тоталитаристского
типа тяготеет к превращению нравственных
отношений в производные от политических
целей и принципов. Политика в рамках правового
государства имеет ограниченную сферу.
Столкновения политики и морали минимальны.
В обществе со сложившимися
нравами, стабильной системой властеотношений
перманентных противоречий между моралью
и политикой нет или их немного. Могут
возникать конфликты. Но громкие скандалы,
разоблачающие нравы правящей элиты, выглядят
только как противоречия между деятельностью
конкретного политика и нормами морали.
В целом же нормальным состоянием сложившегося
общества является терпимость политики
и морали друг к другу. Устанавливается
единая система регулирования – общая
согласованная сфера политического и
нравственного санкционирования, сфера
сугубо нравственных и политических отношений,
режим взаимоподдержки.
Государственная политика
модернизирующегося общества, как правило,
имеет дело не с одной моралью:
люди различаются во взглядах на нравственные
ценности. Но для цивилизованной государственной
политики неприемлемо насильственное
утверждение норм гуманизма. Так, акцент
только на правах и свободах, плюрализме,
видение в старых принципах организации
только бюрократического централизма
и тоталитаризма способствовали тому,
что распался СССР. Русские и славяне оказались
разделенными границами. Некоторые противоречия
политики и морали исчезают или теряют
остроту. Так, появилось право на альтернативную
военную службу. Российская армия теперь
не рассматривается как носительница
интернационального долга, гарант мира
во всем мире. А российское общество уже
не выступает как объект глобальной агрессивности
мирового империализма.
Основной источник
противоречий политики и морали состоит
в том, что один социокультурный
тип политической воли сталкивается
с другим типом нравственного императива.
Поэтому в масштабах общества политические
и нравственные отношения сами по себе
внутренне противоречивы. Источник противоречий
политики и морали заключается не только
в их разном функциональном назначении,
но и в том, что политическая жизнь складывается
из столкновений разных идеологических
течений, правительственного курса и оппозиции
ему, традиций, инноваций.