Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 18:19, доклад
В политической науке и социологии сложились два методологических подхода к рассмотрению проблемы: марксизм отдает первенство экономике, а современные западные теории рассматривают эти сферы в качестве равноправных сторон единого процесса или же считают первичной политику.
1)Введение
2) Соотношение и взаимосвязь политики и экономики
3) Средства и методы политического регулирования экономики
4)Заключение
5)Библиографический список
Хотя вопросу взаимосвязи политики и экономики в отечественной науке традиционно уделяется главное внимание, это отнюдь не означает, что взаимосвязь политики с другими сферами жизни общества менее существенна с научной точки зрения или имеет меньшее значение в реальной жизни общества.
Политика неотделима от права, нормы которого регулируют политические отношения, устанавливают правила “политической игры”, определяя рамки деятельности как правящей элиты, так и управляемого большинства. Само право в свою очередь является сложным феноменом, порождением существующей в том или ином обществе культуры, религии, традиций, интересов правящей элиты, влияния мирового сообщества и т.д. Выступая продуктом деятельности государства, право в то же время служит ее регулятором. Важную роль в регулировании политической жизни общества играют нормы морали, существующие в обществе представления о добре и зле, о тех ценностях на основе которых должна строиться жизнь любого человека. Но сама мораль во многом зависит от существующей в обществе религии. М. Вебер показал, какую исключительно важную роль в возникновении капиталистического общества и демократических институтов сыграла религиозная Реформация и явившаяся ее следствием протестантская этика. Более того, роль религии в политической жизни общества не ограничивается только выработкой тех или иных моральных ценностей. Религия способна утверждать в общественном сознании и определенные идеологические представления о политике (о соотношении духовной и светской власти, обязанностях государства и т.д.), она может сама претендовать на роль универсальной политической доктрины, а церковь – на роль политической элиты, как это происходит в исламском фундаментализме.
В целом можно сказать, что политическая сфера, политическая жизнь, будучи относительно самостоятельной формой человеческой жизни, органически связана сложными функциональными взаимосвязями со всеми остальными формами общественной жизнедеятельности.
3. Социально ориентированная
Сущность демократического социального правового государства обусловливает необходимость проведения сильной социальной политики и использования действенного механизма ее реализации в целях более полного удовлетворения жизненных потребностей людей, улучшения условий и качества их жизни. Характер и направления социальной политики, а также средства и инструменты ее реализации задаются и формируются государством с учетом особенностей социальной сферы как объекта регулирования, его сложности и значимости, а также состояния развития на определенный период времени. В качестве примера социально ориентированной экономической политики государства в условиях рыночных отношений целесообразно привести нашу страну.
Целью реформирования экономики Республики Беларусь является построение социальной ориентированной рыночной экономики. Такая ориентация обусловлена менталитетом белорусского народа, его историей и традициями и направлена на реализацию общественных интересов, приумножение благосостояния человека. Экономическая система республики перестраивается, ориентируясь на развитие социальной сферы.
Социальная направленность государственной деятельности является сущностной характеристикой государства с социально ориентированной моделью рыночной экономики. В Конституции Республики Беларусь (ст.13) отмечено, что “государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях”.
Социальная сфера – одна из основных подсистем общества. Социальная сфера – это вся система жизнеобеспечения человека. Чем шире и разнообразнее социальная сфера, выше уровень ее развития, тем шире и богаче объективные возможности человека в обеспечении условий и образа его жизнедеятельности, условий формирования и удовлетворения его жизненных потребностей.
В Республике Беларусь в переходный к рынку период социальный комплекс является наиболее важным и сложным объектом государственного регулирования. Принятая в качестве перспективной социально ориентированная модель экономики выдвигает на первый план достижение таких принципиальных целей, как: рост благосостояния народа; стабильность денег и цен; высокая степень занятости; благоприятная для жизни окружающая среда.
Это говорит о том, что высшей целью социально-экономического развития государства становится человек, его духовное и физическое здоровье в благоприятной и безопасной среде.
Однако вхождение Республики Беларусь в рыночные отношения сопровождается обострением старых и появлением новых социальных проблем, к которым, в первую очередь, следует отнести: дифференциацию населения по уровню доходов; зависимость малоимущих слоев населения от социальной помощи государства; расширение масштабов безработицы, в том числе и скрытой.
Решение этих проблем является первоочередной задачей государственного регулирования социального развития республики на современном этапе[4].
Социальная политика Республики Беларусь, ориентированная в перспективе на повышение уровня жизни народа, его постепенное приближение к стандартам европейских государств, должна преодолеть негативное в социальной политики, сложившейся в республике в 80-е годы.
Социальная политика Республики Беларусь на современном этапе отождествляется с деятельностью государства по повышению уровня жизни населения, удовлетворению его потребностей в материальных благах и ограничивается исключительно сферой потребления. Постепенно содержание социальной политики республики будет меняться. Ее главными направлениями должны стать повышение трудовой мотивации и стабилизации уровня жизни населения, создание предпосылок для последующего роста благосостояния народа.
Главная цель социальной политики при переходе к рыночной экономике – создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения.
Для достижения поставленной цели необходимо:
· обеспечить рост доходов населения в соответствии его трудовым вкладом и располагаемым им капиталом;
· предотвратить социальное иждивенчество;
· создать механизм социальной защиты населения;
· обеспечить социальную стабильность, дальнейшую консолидацию всех слоев общества, сохранить в обществе мир и согласие;
· формировать стимулы к высокопроизводительному труду, повышать производственную и деловую активность населения;
· создавать социальные предпосылки для восстановления в среднесрочной перспективе устойчивого экономического роста за счет развития системы образования, повышения квалификации кадров;
· формировать здоровый образ жизни, сохранять и развивать высокие нравственные ценности, а также нормы социальной справедливости, несовместимые с любыми формами коррупции и обогащения за счет криминальных действий.
По мере развития рыночных отношений в республике, частной и государственной форм собственности сфера государственного воздействия на социальные процессы будут сужаться, его многие функции – переходить к негосударственным структурам. Этот процесс будет достаточно сложным и длительным, а основная ответственность за развитие социальной сферы, обеспечение социальной защиты человека и впредь будет лежать на государстве.
Заключение
Решающую роль в развитии общества играет взаимодействие экономики и политики. Экономика выступает определяющей детерминантой политической жизни. Эта зависимость получила всестороннее обоснование в марксизме. Марксизм исходил из того, что государство, политические отношения определяются характером экономических отношений и уровнем развития производительных сил. Эта идея была развита В.И. Лениным. Однако позиция однолинейного экономического детерминизма, представленная в марксизме, не позволила отметить относительную автономность политики и объяснить ряд исторических примеров, которые не укладываются в эту схему, например, как на основе рабовладельческого способа производства возникла демократическая форма правления в Афинах.
Общества, находящиеся на одной ступени развития производительных сил, обмена и потребления, могут иметь разные типы политической системы, отличаться социальной структурой. Например, современная рыночная экономика может сочетаться как с демократическими, так и с авторитарными режимами. Наконец, политика может быть детерминирована и другими факторами: культурными, географическими, особенностями социальной структуры общества и исторического развития.
Вместе с тем, влияние экономических отношений на политику существует, хотя оно и не всегда бывает заметным в повседневной жизни:
Экономический фактор определяет главные параметры социальной стратификации общества: классовую, профессиональную, имущественную, что сказывается на политической жизни. Так, например, уровень политической стабильности зависит от соотношения богатых и бедных в структуре общества, наличия значительного среднего класса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонова
Н.Б. Государственное регулирование
экономики: Учебник / Антонова Н.Б. –
Мн.: Академия управления при
2. Зеркин Д.П. Основы политологи: Курс лекций. Ростов н/Д: “Феникс”, 1996.
3. Политология: Учебное пособие для студентов вузов / Н.П. Денисюк, Т.Г. Соловей, Л.В. Старовойтова и др. / Гуманитар. -экономич. негос. ин-т. Респ. Беларусь. – Мн.: НТООО “ТетраСистемс”, 1997.
4. Поппер К. Открытое общество и его враги.М., 1992. Т.2.
[1] Политология: Учебное пособие для студентов вузов / Н.П. Денисюк, Т.Г. Соловей, Л.В. Старовойтова и др. / Гуманитар.-экономич. негос. ин-т. Респ. Беларусь. – Мн.: НТООО “ТетраСистемс”, 1997. – с. 9.
[2] Зеркин Д.П. Основы политологи: Курс лекций. Ростов н/Д: “Феникс”, 1996. – с. 56.
[3] Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 2. – с. 183.
[4] Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник / Антонова Н.Б. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. - с. 584.