Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 22:15, контрольная работа
Политика является продуктом классового общества и государства. На начальных ступенях первобытнообщинного строя, в условиях крайне низкого уровня производительных сил, уравнительного распределения продуктов, отсутствия имущественного неравенства и особых органов власти, поведение людей регулировали такие архаичные институты, как вожди, община, род, семья, собрание, обычаи и ритуалы. Потребность в таком универсальном средстве управления человеческим сообществом, как политика, постепенно формировалась и возрастала по мере углубления имущественного неравенства, возникновения частной собственности, эксплуатации и обострения социальных антагонизмов.
Политика как многогранное явление: специфика, структура, взаимосвязь с другими сферами общества.
Политика является продуктом классового общества и государства. На начальных ступенях первобытнообщинного строя, в условиях крайне низкого уровня производительных сил, уравнительного распределения продуктов, отсутствия имущественного неравенства и особых органов власти, поведение людей регулировали такие архаичные институты, как вожди, община, род, семья, собрание, обычаи и ритуалы. Потребность в таком универсальном средстве управления человеческим сообществом, как политика, постепенно формировалась и возрастала по мере углубления имущественного неравенства, возникновения частной собственности, эксплуатации и обострения социальных антагонизмов.
Политика - это сфера отношений:
Так же политикой можно назвать деятельность, направленную на всеобщую организацию общества, согласование интересов отдельных граждан и социальных групп путем применения власти как отношений господства и подчинения.
Политика может классифицироваться по разным основаниям, потому что это многомерное, емкое понятие. К примеру, по видам (внутренняя, внешняя), направленности (экономическая, социальная, национальная, образовательная, инвестиционная, научно-техническая, таможенная, денежно-кредитная, бюджетно-налоговая, ценовая, военная, правовая, экологическая), приоритетности (политика нейтралитета, национального примирения, "открытых дверей", "большого скачка"), характеру (демократическая, тоталитарная, авторитарная, либеральная, социал-демократическая, консервативная).
Выполнение политикой специфических функций предполагает наличие у нее соответствующей структуры. Эта структура придает политике целостность и качественную определенность.
Политика существует благодаря публичным органам власти, а также различным негосударственным политическим институтам, которые составляют политическую организацию общества. Она имеет собственную структуру, компонентами которой являются совокупность органов государственной власти (законодательные, исполнительные и судебные), партийные и общественно-политические институты, группы влияния и другие звенья, представляющие политические интересы различных слоев общества.
Структура политики - составные "элементы" (строение) политики и устойчивые причинно-следственные связи между ними. Структурные компоненты политики: субъекты и объекты политики, политические процессы, политическая власть, политические идеи и концепции, политические отношения.
Объекты политики - непосредственные участники политических отношений. Среди них индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации государственной власти, осуществляющие влияние на нее. Как правило, субъект политики структурно организован и представляет собой социальный институт (если это политическая партия, общественное движение, государство, средство массовой информации, инициативная группа граждан и т. д.).
Объекты политики – общественные проблемы и процессы, возникающие в процессе развития общества. Решение данных проблем требует адекватного реагирования всей системы политических институтов, а также принятия эффективных управленческих решений.
Политические процессы – система взаимодействия различных политических сил, субъектов политики для решения политических проблем и оказания воздействия на объекты политики. Формы взаимодействия политических сил:
– согласие;
– сотрудничество;
– политическая борьба;
– конфронтация (противостояние).
Политическая власть – наличие возможностей у тех или иных политических сил оказывать воздействие на общество, разрабатывать и осуществлять политику на основе баланса интересов социальных групп. Понятие «политическая власть» отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовывать большие массы людей на достижение поставленных целей, а также регулировать отношения между определенными социальными группами.
Политические идеи и концепции – теоретические основы развития политических отношений общества. Объясняют все аспекты политического, в том числе функционирование политических институтов.
Политические концепции – создаваемые на основе обобщения наблюдений и фактов предположения. Концепции являются основой для создания теорий.
Политические отношения – отношения между различными социальными силами, институтами, которые могут выступать в качестве самостоятельных субъектов политических отношений. Регулируются определенными нормами, правилами, ценностями и т. д., которые складываются в практике политической жизни.
Механизм государственной политики включает: формирование легитимных институтов власти; установление правовых норм отношений; выработку стратегического курса общества и принятие политических решений; регулирование ресурсов; прогнозирование и проектирование социально-экономического развития; управление общественными процессами; государственный контроль и арбитраж.
Вместе с тем, власть может стать источником социальных проблем, если используется неумело и злонамеренно. Политика тесно связана с другими сферами жизни: экономикой, правом, наукой, моралью. От гармонии этих связей эффективность политики, стабильность и прогресс общества.
Влияние политики демократического государства на экономическую жизнь общества проявляется:
Рыночная экономика
и в демократическом
Государственная политика способна оказывать стимулирующее влияние на рыночные отношения, механизмы самоорганизации и саморегулирования экономики.
Политика и право как регулятивные системы существенно различаются. Правовое регулирование общественной жизни обеспечивается конституционными актами, законами, указами, декретами, постановлениями, распоряжениями. Правовые нормы достаточно определенны и устойчивы.
В отличие от права, политика - более гибкий и противоречивый феномен. Она наиболее изменчива и непостоянна.
Политика задает праву ценностные ориентиры, которые разделяет общество и стремится на их основе преобразовать свою жизнь. Право является средством легитимации социально-политического строя, юридического закрепления и реализации политической стратегии и тактики государства, защиты и укрепления государственности.
Гармоничное взаимодействие политики и законов возможно лишь в правовом государстве. Только в таком государстве может осуществляться подлинно демократичная политика, которая является необходимым условием совершенствования правовых норм и всевластия закона.
Политика и мораль - два относительно
самостоятельных способа
Мораль воздействует на политику посредством оценок общественным мнением поведения, отношений и результатов деятельности властных институтов и других участников политического процесса, предъявления к ним нравственных требований. Но и политика оказывает влияние на мораль, формируя политическую культуру граждан, побуждая их к цивилизованному участию в управлении государством и обществом.
Политика всегда была и будет сферой моральной ответственности ее субъектов. Политика лишается компаса, указывающего ей высокие общественные цели и гуманные средства их претворения в жизнь без союза с моралью.
Недооценка или игнорирование научных знаний, демократической культуры управления неизбежно оборачиваются просчетами и ошибками, подрывающими авторитет государственной политики. Главную опасность для общества, стремящегося к стабильности и благополучию, представляет политический авантюризм, игнорирование выводов и рекомендаций науки.
Бездумное заимствование мирового опыта или навязывание обществу нововведений, не имеющих ничего общего с наукой несовместимы с научными представлениями о политике.
Существуют политические концепции тоталитаризма, анархизма, либерализма и кейнсианства: