Политика как наука и искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 18:36, реферат

Краткое описание

Отмечая огромное значение в революции ненависти трудящихся к своим угнетателям, В. И. Ленин в то же время особо указал, что одним только чувством ненависти к угнетателям, к буржуазным, «классовым политикам» ограничиваться ни в коем случае нельзя. Нужно помнить, что «политика есть наука и искусство, которое с неба не сваливается, даром не дается, и что пролетариат, если он хочет победить буржуазию, должен выработать себе своих, пролетарских, «классовых политиков», и таких, чтобы они были не хуже политиков буржуазных». Конкретно речь здесь идет вот о чем.

Вложенные файлы: 1 файл

политика ка наука и исскуство.docx

— 20.10 Кб (Скачать файл)

. Политика как наука  и искусство 

Отмечая огромное значение в революции ненависти  трудящихся к своим угнетателям, В. И. Ленин в то же время особо  указал, что одним только чувством ненависти к угнетателям, к буржуазным, «классовым политикам» ограничиваться ни в коем случае нельзя. Нужно помнить, что «политика есть наука и  искусство, которое с неба не сваливается, даром не дается, и что пролетариат, если он хочет победить буржуазию, должен выработать себе своих, пролетарских, «классовых политиков», и таких, чтобы  они были не хуже политиков буржуазных». Конкретно речь здесь идет вот  о чем.

Когда политику называют наукой, имеется  в виду то обстоятельство, что, согласно материалистическому пониманию  истории, основу ее составляют не личные, субъективные желания кого-либо, а  не зависящие от них объективные  факторы человеческого бытия. Следовательно, разрабатываться и осуществляться политика должна не произвольно, не по простому хотению политических деятелей, а исходя из научных данных, с  учетом требований объективных законов  общественного развития. В политике, как и в науке, писал Ф. Энгельс, нужно воспринимать вещи объективно . Политика, заметил В. И. Ленин, имеет свою объективную логику, независимую от предначертаний тех или иных лиц или партий. Поэтому требование, которое предъявляет марксизм всякой серьезной политике, состоит в том, чтобы в основе ее лежали, за основу ее брались факты, допускающие точную объективную проверку С помощью научного инструментария политик должен тщательно проанализировать подлинное состояние общества, объективное положение дел в определенной его сфере. Он должен обнаружить и выявить наметившиеся в общественном развитии тенденции, трезво учесть соотношение всех действующих социально-политических сил, определить назревшие потребности. И лишь затем политик может формулировать цели, ставить задачи, выдвигать лозунги, намечать меры по их осуществлению. Если же ничего подобного не делать, если руководствоваться только личными желаниями и побуждениями, то политика из строго выверенной и последовательной, какой должна быть, превратится в субъективистско-волюнтаристские упражнения, набор случайных действий, шараханье из одной крайности в другую. Такой стиль неизбежно приведет к ошибкам, потерям, поражениям. Поэтому, подчеркивал В.И..Ленин, коммунисты должны действовать, исходя не только из собственных желаний, а на научных основаниях .Когда политику называют искусством, имеется в виду то обстоятельство, что разработать научно выверенный курс очень важно, но недостаточно. Необходимо еще практическое умение его реализовывать, которое относится уже к области искусства политического поведения. Ведь политическая жизнь, политическая деятельность чрезвычайно сложны. В.И.Ленин очень точно заметил, что « ...политика больше похожа на алгебру, чем на арифметику, и еще больше на высшую математику, чем на низшую». Иными словами, в политике не все так прямолинейно и однозначно, как в арифметике, где дважды два в любом случае будет четыре. Политика - не арифметика, а именно алгебра, именно высшая математика, где возникают задачи со множеством неизвестных, происходят запутанные, неоднозначные события и процессы.И, утверждает марксизм-ленинизм, политик обязан владеть искусством эффективно действовать в такой обстановке. Ему должен быть присущ политический глазомер. То есть умение правильно соизмерять свои задачи с имеющимися возможностями. Недаром политику называют искусством возможного. Он должен иметь политическое чутье . То есть умение по едва заметным признакам верно угадывать состояние политической обстановки, назревающие события. Неотъемлемым его свойством должна быть гибкость в поведении . То есть умение эффективно использовать все формы, средства и методы борьбы, своевременно переходить от одних к другим сообразно изменившимся обстоятельствам. Важнейшим условием победы является умение политиков на каждом этапе борьбы находить главное звено в цепи событий, ухватившись за которое можно удержать всю цепь и подготовить предпосылки для окончательного успеха (30). Не менее важно уметь правильно выбрать момент решающего удара по противнику и собрать большой перевес своих сил в самом уязвимом для него месте. Искусство политического поведения позволяет соединять в политике науку с практикой и добиваться нужного конечного результата.Само собой разумеется, что подлинное превращение политики в науку и искусство возможно только в том случае, если участвующие в ней силы вооружены адекватной объективной действительности социальной теорией. Она и призвана привнести в политику научное знание, сделать ее участников способными овладеть навыками умелого использования его на практике. Для коммунистов такой теорией и является марксизм-ленинизм - учение о всеобщих законах развития природы, общества и человеческого мышления, о революционном преобразовании капитализма в социализм.Создатели марксизма-ленинизма рассматривали теорию как могучее интеллектуальное оружие борьбы, позволяющее верно осмысливать общественную жизнь, намечать стратегию и тактику действий. Ф.Энгельс особо указал, что в политике только ясный теоретический анализ может выявить правильный путь в лабиринте фактов и поэтому политические события нужно всегда измерять масштабом теоретических положений. Отсюда даже легкая размолвка, не говоря уже о разрыве, между революционной партией и революционной теорией были бы ни с чем не сравнимыми несчастьем и позором . Отталкиваясь от данных положений, В.И.Ленин подчеркнул, что «без революционной теории не может быть и революционного движения» и «что роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией». Он неустанно призывал обращать на теорию усиленное внимание, поднимать всю партийную практику на высоту теоретического освещения революционных задач.Особую заботу создатели марксизма-ленинизма проявляли о том, чтобы усвоение и использование революционной теории носили творческий характер. Наше учение, отмечали они, не догма, которую надо выучить и механически повторять, а руководство к действию, разъяснение процесса общественного развития. Поэтому при усвоении и использовании марксизма-ленинизма главное внимание требуется обращать не на его букву (какие-то конкретные высказывания, сделанные по каким-то конкретным поводам), а на его дух, то есть на приемы исследования объективной действительности, на методологию теоретического познания и практической деятельности. В политике, указывал В.И.Ленин, где речь идет о крайне сложных взаимоотношениях между классами и партиями, нельзя сочинить такой рецепт или такое общее правило, которое бы годилось на все случаи жизни. Надо иметь собственную голову на плечах, чтобы с помощью революционной методологии в каждом отдельном случае разобраться. Важно, говорил он, уметь самостоятельно мыслить, важно бороться против буквоедского недомыслия и бесшабашной игры с заученными фразами. Для коммуниста подлинная проверка состоит в понимании того, как, где и когда превращать марксизм в действие. Решение этой задачи предполагает в первую очередь глубокое осознание коммунистами ядра марксизма-ленинизма - материалистической диалектики. Будучи полным и всесторонним учением о развитии, она образует основу противоположного догматизму диалектического мышления. Сила последнего состоит в том, что оно является аналогом действительности, представляет собой не сумму произвольных правил ума, не подбор субъективных рецептов и указаний, а выражает объективные закономерности реального мира. При диалектическом мышлении не действительность механически, произвольно подгоняется под умозрительные конструкции метода познания и действия, а, наоборот, метод вытекает, выводится из требований действительности. Диалектическое мышление делает человеческую мысль такой же гибкой и подвижной, как сама жизнь, позволяет следовать за всеми изменениями и поворотами, происходящими в политическом процессе.Создатели марксизма-ленинизма видели в материалистической диалектике свое лучшее орудие труда и острейшее оружие. В сущности, каждое их произведение, даже если оно не посвящено специально философским проблемам, служит образцом применения ее к анализу исторической обстановки, фактов действительности. Именно глубоко диалектический подход к событиям, явлениям и тенденциям политической реальности позволял им в сложнейших, запутаннейших ситуациях находить наиболее верные, оптимальные решения. Те же, кто отходил от диалектики, сползал на позиции догматического и эклектического мышления, неизбежно и в теории, и в практической политике допускали серьезные ошибки. В частности, критикуя за такие ошибки оппортунистов, В.И.Ленин писал: «Они все называют себя марксистами, но понимают марксизм до невозможной степени педантски. Решающего в марксизме они совершенно не поняли: именно, его революционной диалектики. Материалистическая диалектика, таким образом, составляет решающее условие творческого усвоения и использования марксизма-ленинизма, предпосылку, без которой поднять политическую деятельность на уровень науки и искусства в принципе невозможно. 


Информация о работе Политика как наука и искусство