Политико-правовые учения двадцатого столетия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 22:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ политико-правовой мысли XX века, необходимо определить утопичность каждого из учений, его право на существование, природу и специфику. Для достижения поставленной цели можно условно сформулировать ряд задач, которые будут служить вспомогательными инструментами для поставленной цели. Итак, во-первых, следует проанализировать коммунистическую (большевистскую) политико-правовую мысль, как мысль, которая набирала популярность именно в XX столетии. Во-вторых, следует более подробно остановится на самых фундаментальных политико-правовых взглядах и их авторов того времени, проанализировать исторические условия формирования этих идей.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………2
Глава 1. Политико-правовая идеология большевизма………………………..4
Глава 2. Политико-правовая мысль Николая Александровича Бердяева…..8
Глава 3. Политико-правовая мысль Сергея Николаевича Булгакова……….12
Глава 4. Иные политико-правовые учения XX столетия……………………15
Заключение……………………………………………………………………..19
Список литературы…………………………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

ИППУ!!.docx

— 50.79 Кб (Скачать файл)

          Философская позиция Бердяева чрезвычайно трудна для последовательного изложения. Его философия – личный духовный опыт мыслителя, извилистый и причудливый путь духовной эволюции. Но неизменной оставалась главная установка мыслителя: в центре его построений всегда находился человек, личность, индивид. В этом смысле, философию Бердяева с полным правом можно назвать антропоцентрической. Возможно, именно поэтому философское наследие Бердяева столь близко современному человеку, «отстаивающему» свою самоценность и независимость в мире глобальных перемен»: «Человеческая душа многострунна, несравненно более многострунна, чем это принято даже в прогрессивнейших слоях современного общества, и величайшим праздником в истории человеческого счастья будет тот день, когда, наконец, все струны зазвучат. Философия Бердяева удивительно созвучна современному миру, и возможно, будет актуально ещё ни одно столетие. Как только в стране перестали действовать идеологические запреты, - Бердяев стремительно ворвался в интеллектуальную жизнь России. У идей Бердяева оказалась долгая жизнь, они стали неотъемлемой частью русской культуры.

 

Глава 3. Политико-правовая мысль Сергея Николаевича Булгакова.

  

           Большое значение в развитии  политико-правовой мысли XX столетия имеют труды С.Н Булгакова. Смысл его мировоззренческой эволюции передает заглавие книги «От марксизма к идеализму» (1903). Он участвовал в знаковых для того времени сборниках «Проблемы идеализма» (1902) и «Вехи» (1909), в религиозно-философских журналах «Новый путь» и «Вопросы жизни», был деятельным участником издательства «Путь2. Философская точка зрения Булгакова нашла выражение в таких его сочинениях, как «Философия хозяйства» (1912) и «Свет Невечерний» (1917). В 1918 г. он стал священником, в 1922 г. был выслан из России, с 1925 г. и до конца своих дней Булгаков руководил Православным богословским институтом в Париже.  За границей С.Н. Булгаков писал и публиковал почти исключительно богословские работы (часть из них была издана посмертно): «Купина неопалимая» (1927), «Лествица Иаковля» (1929), «Св. Петр и Иоанн»(1926), «Друг Жениха» (1927) «Агнец Божий» (1933), «Невеста Агнца» (1945), «Утешитель» (1936), «Апокалипсис Иоанна» (1948), «Православие» (1964) и др.  В философских и богословских трудах Булгакова центральную роль играет софиология - онтологическая система, развитая в русле метафизики всеединства. Мир в системе Булгакова не тождествен Богу. Это тварный мир, вызванный к бытию из ничто. Но при всей своей «вторичности» космос обладает собственной божественностью, которая есть тварная София. «Космос - живое целое, живое всеединство, и у него есть душа («энтелехия мира»). Выстраивая онтологическую иерархию бытия, Булгаков различал идеальную, «предвечную Софию» и мир как «становящуюся Софию». Софиология Булгакова определяет характер его антропологии и истории».11

 

             «София правит историей», - утверждал Булгаков – «Только в софийности истории лежит гарантия, что из нее что-нибудь выйдет». Булгаков предполагает единство плоти и духа, как и единство всех составляющих и «частиц» вселенной – «физический коммунизм бытия». Онтологическая основа мира по Булгакову заключается в «сплошной, метафизической непрерывной софийности его основы».12 София у Булгакова выступает «как «Мировая душа», «историческое человечество», «целокупное человечество», являющее трансцендентальным субъектом истории и связывает эмпирически разрозненные действия отдельных индивидов».

              Отношения государства и церкви, Булгаков, как и другие представители религиозно-возрожденческой волны, рассматривает совокупно с их взаимоотношениями с индивидом и богом. Произошло разлучение церкви и отторжение церкви от государства, считает философ и пишет: связывать православие, которое есть религия свободы, с реакционными политическими стремлениями представляет собой вопиющее противоречие, которое находит для себя объяснение в истории, но не в догматике христианства. Очевидно, в этом учении есть не только противоречия с ленинизмом, но и целый обрыв непонимания. Свой разрыв с марксизмом, С.Н. Булгаков обосновывал ложнонаучным характером того идеализма, который воспринимался в марксизме как научно обоснованный, а также псевдорелигиозным характером марксисткой веры в прогрессе с его общей схемой «прыжка» из царства необходимости в царство свободы. В марксизме он видел некую попытку отрывать мораль от социальной политики, принеся первую в жертву последней». Высшей нормой морали он считает он считает любовь к ближнему: «Люди равны между собой как нравственные личности; человеческое достоинство, святейшее из званий человека, равняет всех между собой. Человек для человека должен представлять собой абсолютную ценность; человеческая личность есть нечто непроницаемое и самодовлеющее, микрокосм».13 Утверждая равенство людей мы прозреваем подлинную божественную сущность человека, считал С.Н. Булгаков. Правовые взгляды Булгакова наиболее компактно изложены в статье «О социальном идеале». Он отвергает взгляды «старых славянофилов». В марксизме он видит «попытку оторвать мораль от социальной политики, принеся первую в жертву последней». Он также не соглашался с Толстым, видя в учении последнего тенденцию ограничиваться лишь «отрицательными заповедями неучастия во зле, без положительного требования борьбы со злом», что естественно сближает это учение с таким же «социально-политическим нигилизмом» византийско-монашеской доктрины.

            За каждой личностью Булгаков признает «сферу его исключительного права и господства». Естественное право есть «правовое и социальное долженствование, это те идеальные нормы, которых в реальной действительности нет, но которые должны быть и во имя своего объективного долженствования отрицающее право и существующий уклад жизни. Критика права и социальных институтов есть неотъемлемая и неустранимая потребность человека, без этого остановилась бы и замерла общественная жизнь.  Утверждая равенство людей и абсолютное достоинство личности,  утверждал Булгаков, общество прозревает и понимает подлинную сущность человеческой души. Эти учения так же являются отчасти либеральными, поскольку ставят человека, его жизнь в определенную иерархию ценностей.

 

Глава 4. Иные политико-правовые учения XX столетия.

 

              Иными представителями политико-правовых  учений можно считать таких  мыслителей, как Семен Людвигович Франк, Николай Онуфриевич Лосский, Иван Александрович Ильин. Более подробно хотелось бы остановится на творчестве И.А Ильина, поскольку в ряде своих работ он размышляет о формах государственности, о судьбе России, о национализме  и иных политико-правовых институтов. Широкую известность получила работа И.А.Ильина «О сопротивлении злу силою», в которой он аргументированно критикует учение Л.Толстого о непротивлении. Рассматривая физическое принуждение как зло, не становящееся добром от того, что оно используется в благих целях, Ильин, считает, что за неимением других средств человек для противостояния злу не только имеет право, но и может иметь обязанность применять силу. «Насилием» же, согласно Ильину, оправданно называть только произвольное, безрассудное принуждение, исходящее из злой воли или направленное ко злу. К центральным проблемам творчества Ильина относятся проблема партийности, проблема соотношения республики и монархии, а также проблема национализма. В работе «Яд партийности» Ильин писал что деление людей на партии неизбежно, ибо всюду, где люди думают, обнаруживается и разногласие, и единомыслие; а объединение единомышленников дает им умственную уверенность увеличивает их силы в борьбе. Но дух политической партийности всегда ядовит и разлагающ. Сущность его состоит в том, что люди из честолюбия посягают на власть, ставят часть выше целого; создают атмосферу разлагающей нетерпимости; обращаются в борьбе к самым дурным средствам; становятся зловредными демагогами; превращают партийную программу в критерий добра и зла. Этим духом заряжаются одинаково как левые партии так и правые. Политическая партия всегда добивается верховной власти: это ее основная цель, к этому направлены все ее усилия. Но именно поэтому во главе оказываются те люди, которые способны профессионально заниматься захватом власти, - профессионалы честолюбия. Обычно бывает так, что лишь очень немногие из них уже были у власти; почти никто из них не проверил своего умения властвовать. Итак, дух партийности выдвигает наверх профессиональных честолюбцев, непризнанных дилетантов, политических карьеристов. Всякая партия представляет лишь меньшинство людей в стране. Поэтому «победа» любой партии при любой избирательной системе дает меньшинству власть над большинством. Это меньшинство, восходящее к власти снизу и лишенное традиций здоровой государственности, несет с собою интересы того народного слоя, которому его программа «угодила» и который поэтому за него голосовал. Дух партийности разжигает своекорыстие классов и групп и тем самым искажает и предает государственное дело. Всякая партия хотела бы иметь страстных приверженцев. Страстность есть залог избирательной «победы», бурная пропаганда, настойчивая агитация, темпераментные речи – все это приобретает голоса для выборов и сбивает людей, лишает их собственного мнения и навязывает им партийный клеше. Дух партийности затемняет у людей разум и правосознание, создавая атмосферу нетерпимости, разъединения и гражданской войны. В борьбе за власть одержимые партийные честолюбцы обычно обращаются ко всем средствам и не останавливаются даже перед самыми низкими. Дух партийности расшатывает у людей совесть и честь и незаметно ведет их на путь продажности и уголовщины.  В этой атмосфере и выборы, и партийное правление становятся делом порочной демагогии: партии,… развращая народ, постепенно доводят его до состояния черни. Итак, дух партийности развращает народ и ведет государство к гибели.  Для И.А. Ильина очевидны преимущества монархического правления перед республиканским. В книге «О монархии и республике» он выделяет около 20 моментов, характеризующих противоположность этих форм правления, главные из которых: олицетворение государственного дела, народа в монархе – растворение личного начала в республике; религиозно-мистическое отношение к верховной власти в первом случае – утилитарно-рассудочное восприятие ее во втором; ощущение государства как великой семьи, спаянной кровью предков и общей историей – отношение к государству как конгломерату индивидуумов; пафос верности природному монарху – избрание того, кто республиканцу удобен или выгоден, и т.п.

           Свое отрицательное отношение к духу республиканства (особенно в России) Ильин выражал, напрямую связывая его с духом революционности, утверждая, что Россия распалась от «водворения» в ней духа политической интриги, классового интереса и честолюбия, свойственный республиканству. Поэтому, по мысли Ильина, возрождение России невозможно на республиканских путях. Но и просто провозгласить монархию нельзя, монархия «не предрешена», надо «уметь иметь Царя». Монархия должна быть подготовлена религиозно, морально и социально, и такую подготовку Ильин связывает с возрождением русского национализма.

         «Национализм, считает Ильин – защитная реакция нации на извращение начал национального духа и бытия, это «любовь к духу своего народа и притом именно к его духовному своеобразию, вера в свою родину. Тем самым Ильин не разделяет понятия «патриотизм» и национализм», считая отрицательные проявления национальных чувств (обособление, ненависть к другим народам, самомнение) не сущность национализма, а его извращением. Более того, национализм в интерпретации Ильина не противоречит и христианскому универсализму, т.к. каждая нация имеет свой «религиозный смысл»: религиозная вера осмысливает национализм, а национализм возводит себя к Богу».14 По поводу будущего России Ильин пишет: «История как бы вслух произнесла некий закон: В России возможны или единовластие или хаос; к республиканскому строю Россия неспособна.

      Другим  представителем политико-правовой  мысли того времени является  Сорокин П.А.  В области правоведения имя Сорокина связано с оформлением русской школы социологии уголовного права и криминологии. Все правила поведения он подвел под три группы – дозволенные, запрещенные и рекомендованные. Он писал, что социальная среда и социальное взаимодействие динамичны по своей природе. Сообразно с этим вызывается необходимость в изменении шаблонов группового поведения. Нарушение шаблона превращается в преступление, реакция на него - наказание, «сверхнормальный акт» превращается в подвиг, а реакция на него – в награду. П.А Сорокин так же умело критиковал американское общество, отрицая все западные лжеценности. Однако, данный ученые и не превозносил, всё то, что «сеяла» советская власть. Он отчётливо видел всю обреченность коммунистического советского тоталитаризма, бюрократии и обезличенности. Его социальным идеалом была конвергенция капитализма и коммунизма, некая новая идеациональная цивилизация, основанная на ценностях Истины, Добра и Красоты, равно чуждая и социально-тоталитарному утопизму, и рыночно-потребительскому разрушительному идеологизму.

 

Заключение.

 

                Исходя из всего вышеизложенного, следует сделать вывод о том, что всё своеобразие и уникальность  русской политико-правовой мысли двадцатого столетия неразрывно связана с вопросами духовно-нравственного бытия человека, с верой - православием, с поиском смысла жизни, любви и милосердия. Русская политико-правовая мысль XX века оказалась пророческой по своему характеру, к заложенным в ней мыслям постоянно возвращаются, чтобы переосмыслить при поиске новой национальной идеи. Русская философия этого периода отражает все своеобразие русской национальной судьбы, русского национального характера, русского национального мышления. Все положения о государстве были попытками устранения всех обрывов и пробелов между обществом и государством, все идеи этих философов – зачатки демократических и либеральных идей, в которых человек что-то значит. Он не выступает слепым орудием в руках вождей-самодуров,  а имеет права, он свободен. В процессе усовершенствовании законодательства в России, необходимо учитывать исторические государственно-правовые традиции, важнейшей из которых является взаимосвязь нравственности и права. Также важно добиться устойчивости права и твердого соблюдения законов, причем, прежде всего, со стороны чиновников. В противном случае, даже самые лучшие законы останутся лишь благими пожеланиями. Чтобы добиться этого, помимо всего прочего, необходимо внимательно изучать работы выдающихся мыслителей прошлого, в том числе Ильина, Сорокина, Булгакова и других. На себе наша страна уже ощутила утопичность и несостоятельность ленинизма, а значит, таких ошибок уже не допустит.

 

Список литературы

  1. Азаркин Н.М. Консервативный правопорядок: думы с К.Н. Леонтьевым // История государства и права. 2008. № 5.
  2. Батурин Ю.М., Лившиц Р.З. Социалистическое правовое государство: от идеи - к осуществлению. М., 1989. 256 с.
  3. Бердяев Н.А. Духовные основы русской революции. Опыты 1917-1918 гг. / Е.В.Бронникова. – СПб.: РХГИ, 1998. – 432 с.
  4. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: Наука, 1990. –224с.
  5. Бердяев Н.А. Самопознание / А.В.Вадимова. – М.: Книга, 1991. – 446 с.
  6. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М.: Мысль, - 1990. – 173 с.
  7. Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигенсткая правда // Вехи; Интеллигенция в России: сб.ст. 1909-1910 / Н.Казакова. М.: Мол.гвардия, 1991. – 462 с.
  8. Бердяев Н.А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии: критич. этюд о Н.К. Михайловском / В.В.Сапова. - М.: Канон, 1999. – 480 с.
  9. Булгаков С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения. – М.: Республика, 1994. – 415 с.
  10. Булгаков С.Н. Тихие думы / В.В.Сапова. – М.: Республика, 1995. – с. 509
  11. Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли. М., 1993. 350 с
  12.   Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. М., 2000. 248 с.
  13. Громов М.Н. Максим Грек. М., 1983. 199 с.
  14. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и 2.  Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли. М., 1993. 350 с
  15.   Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России: Учебное пособие. М., 2003. 415 с.
  16. Нерсесянц В.С. История идей о правовой государственности и современность // Советская законность, 1989. №1.
  17. Тонких В.А., Ярецкий Ю.Л. История политической и правовой мысли России: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманит. спец. / Под ред. В.И. Жукова. - М.: ВЛАДОС, 1999.

Информация о работе Политико-правовые учения двадцатого столетия