Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 22:25, курсовая работа
Целью данной работы является анализ политико-правовой мысли XX века, необходимо определить утопичность каждого из учений, его право на существование, природу и специфику. Для достижения поставленной цели можно условно сформулировать ряд задач, которые будут служить вспомогательными инструментами для поставленной цели. Итак, во-первых, следует проанализировать коммунистическую (большевистскую) политико-правовую мысль, как мысль, которая набирала популярность именно в XX столетии. Во-вторых, следует более подробно остановится на самых фундаментальных политико-правовых взглядах и их авторов того времени, проанализировать исторические условия формирования этих идей.
Введение…………………………………………………………….……………2
Глава 1. Политико-правовая идеология большевизма………………………..4
Глава 2. Политико-правовая мысль Николая Александровича Бердяева…..8
Глава 3. Политико-правовая мысль Сергея Николаевича Булгакова……….12
Глава 4. Иные политико-правовые учения XX столетия……………………15
Заключение……………………………………………………………………..19
Список литературы…………………………………………………………….20
Философская позиция Бердяева чрезвычайно трудна для последовательного изложения. Его философия – личный духовный опыт мыслителя, извилистый и причудливый путь духовной эволюции. Но неизменной оставалась главная установка мыслителя: в центре его построений всегда находился человек, личность, индивид. В этом смысле, философию Бердяева с полным правом можно назвать антропоцентрической. Возможно, именно поэтому философское наследие Бердяева столь близко современному человеку, «отстаивающему» свою самоценность и независимость в мире глобальных перемен»: «Человеческая душа многострунна, несравненно более многострунна, чем это принято даже в прогрессивнейших слоях современного общества, и величайшим праздником в истории человеческого счастья будет тот день, когда, наконец, все струны зазвучат. Философия Бердяева удивительно созвучна современному миру, и возможно, будет актуально ещё ни одно столетие. Как только в стране перестали действовать идеологические запреты, - Бердяев стремительно ворвался в интеллектуальную жизнь России. У идей Бердяева оказалась долгая жизнь, они стали неотъемлемой частью русской культуры.
Глава 3. Политико-правовая мысль Сергея Николаевича Булгакова.
Большое значение в развитии политико-правовой мысли XX столетия имеют труды С.Н Булгакова. Смысл его мировоззренческой эволюции передает заглавие книги «От марксизма к идеализму» (1903). Он участвовал в знаковых для того времени сборниках «Проблемы идеализма» (1902) и «Вехи» (1909), в религиозно-философских журналах «Новый путь» и «Вопросы жизни», был деятельным участником издательства «Путь2. Философская точка зрения Булгакова нашла выражение в таких его сочинениях, как «Философия хозяйства» (1912) и «Свет Невечерний» (1917). В 1918 г. он стал священником, в 1922 г. был выслан из России, с 1925 г. и до конца своих дней Булгаков руководил Православным богословским институтом в Париже. За границей С.Н. Булгаков писал и публиковал почти исключительно богословские работы (часть из них была издана посмертно): «Купина неопалимая» (1927), «Лествица Иаковля» (1929), «Св. Петр и Иоанн»(1926), «Друг Жениха» (1927) «Агнец Божий» (1933), «Невеста Агнца» (1945), «Утешитель» (1936), «Апокалипсис Иоанна» (1948), «Православие» (1964) и др. В философских и богословских трудах Булгакова центральную роль играет софиология - онтологическая система, развитая в русле метафизики всеединства. Мир в системе Булгакова не тождествен Богу. Это тварный мир, вызванный к бытию из ничто. Но при всей своей «вторичности» космос обладает собственной божественностью, которая есть тварная София. «Космос - живое целое, живое всеединство, и у него есть душа («энтелехия мира»). Выстраивая онтологическую иерархию бытия, Булгаков различал идеальную, «предвечную Софию» и мир как «становящуюся Софию». Софиология Булгакова определяет характер его антропологии и истории».11
«София правит историей», - утверждал Булгаков – «Только в софийности истории лежит гарантия, что из нее что-нибудь выйдет». Булгаков предполагает единство плоти и духа, как и единство всех составляющих и «частиц» вселенной – «физический коммунизм бытия». Онтологическая основа мира по Булгакову заключается в «сплошной, метафизической непрерывной софийности его основы».12 София у Булгакова выступает «как «Мировая душа», «историческое человечество», «целокупное человечество», являющее трансцендентальным субъектом истории и связывает эмпирически разрозненные действия отдельных индивидов».
Отношения государства и церкви, Булгаков, как и другие представители религиозно-возрожденческой волны, рассматривает совокупно с их взаимоотношениями с индивидом и богом. Произошло разлучение церкви и отторжение церкви от государства, считает философ и пишет: связывать православие, которое есть религия свободы, с реакционными политическими стремлениями представляет собой вопиющее противоречие, которое находит для себя объяснение в истории, но не в догматике христианства. Очевидно, в этом учении есть не только противоречия с ленинизмом, но и целый обрыв непонимания. Свой разрыв с марксизмом, С.Н. Булгаков обосновывал ложнонаучным характером того идеализма, который воспринимался в марксизме как научно обоснованный, а также псевдорелигиозным характером марксисткой веры в прогрессе с его общей схемой «прыжка» из царства необходимости в царство свободы. В марксизме он видел некую попытку отрывать мораль от социальной политики, принеся первую в жертву последней». Высшей нормой морали он считает он считает любовь к ближнему: «Люди равны между собой как нравственные личности; человеческое достоинство, святейшее из званий человека, равняет всех между собой. Человек для человека должен представлять собой абсолютную ценность; человеческая личность есть нечто непроницаемое и самодовлеющее, микрокосм».13 Утверждая равенство людей мы прозреваем подлинную божественную сущность человека, считал С.Н. Булгаков. Правовые взгляды Булгакова наиболее компактно изложены в статье «О социальном идеале». Он отвергает взгляды «старых славянофилов». В марксизме он видит «попытку оторвать мораль от социальной политики, принеся первую в жертву последней». Он также не соглашался с Толстым, видя в учении последнего тенденцию ограничиваться лишь «отрицательными заповедями неучастия во зле, без положительного требования борьбы со злом», что естественно сближает это учение с таким же «социально-политическим нигилизмом» византийско-монашеской доктрины.
За каждой личностью Булгаков признает «сферу его исключительного права и господства». Естественное право есть «правовое и социальное долженствование, это те идеальные нормы, которых в реальной действительности нет, но которые должны быть и во имя своего объективного долженствования отрицающее право и существующий уклад жизни. Критика права и социальных институтов есть неотъемлемая и неустранимая потребность человека, без этого остановилась бы и замерла общественная жизнь. Утверждая равенство людей и абсолютное достоинство личности, утверждал Булгаков, общество прозревает и понимает подлинную сущность человеческой души. Эти учения так же являются отчасти либеральными, поскольку ставят человека, его жизнь в определенную иерархию ценностей.
Глава 4. Иные политико-правовые учения XX столетия.
Иными представителями
Свое отрицательное отношение к духу республиканства (особенно в России) Ильин выражал, напрямую связывая его с духом революционности, утверждая, что Россия распалась от «водворения» в ней духа политической интриги, классового интереса и честолюбия, свойственный республиканству. Поэтому, по мысли Ильина, возрождение России невозможно на республиканских путях. Но и просто провозгласить монархию нельзя, монархия «не предрешена», надо «уметь иметь Царя». Монархия должна быть подготовлена религиозно, морально и социально, и такую подготовку Ильин связывает с возрождением русского национализма.
«Национализм, считает Ильин – защитная реакция нации на извращение начал национального духа и бытия, это «любовь к духу своего народа и притом именно к его духовному своеобразию, вера в свою родину. Тем самым Ильин не разделяет понятия «патриотизм» и национализм», считая отрицательные проявления национальных чувств (обособление, ненависть к другим народам, самомнение) не сущность национализма, а его извращением. Более того, национализм в интерпретации Ильина не противоречит и христианскому универсализму, т.к. каждая нация имеет свой «религиозный смысл»: религиозная вера осмысливает национализм, а национализм возводит себя к Богу».14 По поводу будущего России Ильин пишет: «История как бы вслух произнесла некий закон: В России возможны или единовластие или хаос; к республиканскому строю Россия неспособна.
Другим
представителем политико-
Заключение.
Исходя из всего
Список литературы
Информация о работе Политико-правовые учения двадцатого столетия