Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 13:58, контрольная работа
Цель контрольной работы состоит в исследовании политической власти, как одной из многих видов власти в обществе.
В соответствие с поставленной целью в контрольной работе решаются следующие задачи:
дать определение понятию «власть», перечислить отличительные признаки политической власти и кратко их охарактеризовать;
· выделить основные источники политической власти; обозначить теоретические концепции политической власти;
· описать структурные элементы власти, указать основные виды ресурсов власти, описать «вертикальную» конфигурацию политической власти;
1) Введение
2) Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки.
3)Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти».
4)Используя классификацию типов легитимного политического господства М.Вебера, охарактеризуйте последовательно основные периоды российской политической истории.
5)Заключение
6)Список использованной литературы
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра «Философия, история и право»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2
по дисциплине Политология
на тему : «Политическая Власть»
Вариант № 3
Владимир 2014
Содержание :
1) Введение
2) Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки.
3)Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти».
4)Используя классификацию типов легитимного политического господства М.Вебера, охарактеризуйте последовательно основные периоды российской политической истории.
5)Заключение
6)Список использованной литературы
Введение
Тема контрольной работы является актуальной и направлена на обоснование сущности политической власти и властных отношений, элементов власти.
Цель контрольной работы состоит в исследовании политической власти, как одной из многих видов власти в обществе.
В соответствие с поставленной целью в контрольной работе решаются следующие задачи:
· дать определение понятию «власть», перечислить отличительные признаки политической власти и кратко их охарактеризовать;
· выделить основные источники политической власти; обозначить теоретические концепции политической власти;
· описать структурные элементы власти, указать основные виды ресурсов власти, описать «вертикальную» конфигурацию политической власти;
· показать принцип разделения властей, а так же изложить основные идеи теории легитимного политического господства;
· используя данную классификацию типов охарактеризовать периоды российской политической истории.
Объектом исследования в контрольной работе являются отношения между государством и обществом по поводу распределения властных отношений и кодификации выгодных правовых норм.
Предметом исследования выступает сама власть, властные отношения, а так же политическая жизнь общества, которые определяются, прежде всего, законом, общепринятыми моральными и правовыми нормами и характеризуются рядом признаков: легальностью использования власти, обязательностью решений, публичностью, многообразием ресурсов.
Работа обладает практической значимостью, так как направлена на обоснование сущности власти, а именно политической власти, смысла принципа разделения властей, проблемы соотношения властей в государстве на примере России, отличительные признаки, источники, ресурсы, а так же социальные предпосылки политической власти.
В качестве теоретической основы в контрольной работе используются положения различных школ финансовой науки, а так же труды отечественных и зарубежных авторов по рассматриваемой проблематике.
В качестве информационной базы использованы, учебники и учебные пособия.
1.Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки.
Из множества определений власти наиболее часто употребляется осовремененное определение М. Вебера, согласно которому власть – это принуждение человека к действию либо бездействию помимо его воли.
В зависимости от признака классификации выделяют различные виды власти. Так, по субъекту власти разграничиваются классовая, групповая и личная власть. Каждый вид характеризуется средствами осуществления власти, определяющими способами воздействия на поведение людей – авторитетом, традициями либо насилием.
Корни власти могут быть как биологические, так и социальные. Первые изучаются социобиологией. К биологическим относят как внутривидовые различия, например, половозрастные, реализующиеся в установлении внутригрупповой иерархии, так и межвидовые, формирующиеся на основе действия механизма идентификации: «свой – чужой».
Социальными предпосылками власти можно считать индивидуальные и групповые, сословные и классовые различия, обусловленные разделением труда, размером собственности, распределением властных функций и т.д.
Власть как социальный феномен обладает рядом специфических признаков. Так, например, для нее характерна всеобщность – она способна проникать во все сферы деятельности отдельных индивидов, человеческих общностей и социальных институтов. Далее, функциональным признаком наличия власти выступают порядок и согласованность действий сторон, обусловленные различными факторами, например, общей материальной заинтересованностью, духовной близостью, страхом, подражанием, привычкой и т.д. В конечном счете, любая власть опирается на добровольный или вынужденный консенсус сторон, готовность к подчинению.
С точки зрения эволюции власти проводится различие между общинной, или недифференцированной, властью (при родовом строе), индивидуализированной и персонифицированной (при племенном строе, теократических и феодальных режимах) и институционализированной, т.е. автономной в правовом отношении (современное государство).
По содержанию можно выделить власть семейную, чувственно-эмоциональную, духовную, экономическую, политическую, информационную и др.
Наиболее содержательна классификация власти в обществе в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, культурно-информационную, принудительную.
Экономическая власть - это контроль над экономическими ресурсами,
собственность наразличного рода материальные ценности.
С экономической властью тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает способность распределения материальных благ, то социальная - распределения позиций на социальной лестнице - статусов, должностей, льгот и привилегий.
Культурно-информационная власть - это прежде всего власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Кроме того, это моральная, религиозная и некоторые другие виды власти, связанные с подчинением на основе авторитета. В современном обществе из всех видов духовного влияния на первый план выдвигается научно-информационная власть. Знания используются как при подготовке правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей в целях обеспечения их политической лояльности и поддержки. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школа, другие образовательные учреждения), а также с помощью СМИ.
Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении в обществе, но и манипулированию - управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле, основанному на специальных методах обмана.
Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы. Принудительную власть не следует отождествлять с властью политической, хотя легальное использование силы в масштабах государства - важнейшая особенность последней.
Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:
1) легальностью использования силы в пределах государства;
2) верховенством, обязательностью
решений для всякой иной
3) публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая власть, в отличие от личной, приватной власти, которая обычно существует в небольших, контактных группах, обращается от
имени всего общества с помощью права ко всем гражданам;
4) моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В рыночном демократическом обществе, в отличие от политической власти, экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. Здесь существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.;
5) многообразием ресурсов.
Политическая власть, и особенно
государство, использует не только
принуждение, но и экономические,
социальные и культурно-
Политическая власть служит механизмом осуществления таких специальных функций, как:
· сохранение целостности социального организма, представительство и защита интересов всех членов общества;
· проведение и защита интересов правящих социальных групп, подчинение им деятельности других социальных групп;
· регулирование социальных отношений для обеспечения нормального, упорядоченного функционирования всего социального организма;
· поддержание пропорций между производством и потреблением в обществе.
Политическая власть вырастает из потребностей социального регулирования, служит одной из форм социального управления; ее объективное назначение в механизме реализации социальных закономерностей заключается в обеспечении единства действия в обществе закономерностей двух типов: объективных долговременных связей и тенденций, обеспечивающих постоянство, стабильность, нормальное функционирование и взаимодействие всех звеньев социальной системы, и их воспроизведение; и таких же связей и тенденций, открывающих возможность перехода социальной системы в новое состояние.
2.Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти».
2.1 Политическая жизнь
общества – это, кроме всего
прочего, деятельность определенных
социальных групп и личностей
по поводу власти. В зависимости
от степени их вовлеченности
в эту деятельность выделяют
субъекты и объекты
Субъекты политической власти воплощают в себе активное волетворящее начало, являются ее непосредственными носителями и творцами. Это могут быть отдельный индивид, правящая олигархия, политическая партия, нация и т.д. Отличительные особенности субъекта политической власти – его стремление к власти как средству достижения таких жизненных благ, как богатство, престиж, связи и т.д., а также способность своевременно принимать правильные политические решения, чувство ответственности за последствия проводимой им политики и, самое главное, политическую мудрость.
Объектом политической власти являются те личности и социальные группы, на которые распространяется эта власть, заставляющая их предпринимать те или иные действия. При этом данные действия могут соответствовать или не соответствовать их подлинным интересам. Каждый человек или социальная группа могут выступать объектами политической деятельности, если она направляется не ими, и ее субъектами, если они сознательно реализуют в ней свои интересы, тем более, если они используют при этом свою власть.
К источникам власти относятся социальные факторы, обеспечивающие реализацию и доминирование господствующей воли. Это такие факторы, как сила, авторитет, закон, богатство, престиж, тайна, харизма и другие. Решающую роль среди них играют сила и авторитет, без которых невозможно осуществление воли и интересов властвующего социального субъекта.
Для выделения различных видов власти широко распространена классификация ее ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности – на экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные (силовые). Экономические ресурсы - это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, полезные ископаемые и т.п. Социальные ресурсы - способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Культурно-информационные ресурсы - знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др.Принудительные (силовые) ресурсы - это оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. Специфическим ресурсом власти является сам человек - демографические ресурсы. Люди - это универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек - создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д.
Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который характеризуется, прежде всего способами и механизмом властвования. Существуют два главных способа властвования (два "лица власти"). Первый из них заключается в побуждении объекта к определенным, угодным субъекту действиям. Второй состоит в обеспечении бездействия подвластных, блокировании нежелательных для руководства видов их поведения.
2.2 Политическая власть делится на федеральную, региональную, местную. Статья 5 Конституции Российской Федерации гласит, что РФ «состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации».