Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:46, реферат
Проблема власти и властных отношений изучается рядом наук, в том числе политологией. В фокусе внимания политологии находятся особенности функционирования власти вообще и политической власти в частности, условия ее стабильности, адекватного достижения общественно значимых целей.
Введение
Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки
Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти»
Используя классификацию типов легитимного политического господства М.Вебера, охарактеризуйте последовательно основные периоды российской политической истории
Заключение
Список использованной литературы
Исполнительная власть представлена Президентом РФ и Правительством РФ. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Это призвано предотвратить
монополизацию публично-
Принцип разделения властей,
точнее реализация этого принципа –
одно из важнейших условий
Порядок формирования, отношения,
компетенция и функции трех ветвей
власти в каждой демократической
стране определяются Конституцией. Как
конституционное закрепление, так
и практическая реализация принципа
разделения властей и разграничения
их компетенции в разных странах
имеют свои особенности. Но опыт всех
демократических стран
Дееспособность власти во многом зависят от ее легитимности. Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Легитимность и авторитетность власти - явления в определенной мере совпадающие. Легитимность означает согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. От легитимности следует отличать легальность власти. Это юридическое понятие, означающее соответствие власти действующим законам. Например, власть президента легальна, т.к. он избран в соответствии с законом и в осуществлении своих полномочий опирается на закон; власть монарха легальна, т.к. не был нарушен порядок престолонаследия. Между легитимностью и легальностью может быть противоречие. Не все законы, принятые в соответствии с установленной процедурой, могут оцениваться населением как справедливые, наконец, законно избранная власть в случае невыполнения своих обещаний, неудачного экономического курса, приведшего к резкому падению уровня жизни, может утратить доверие со стороны общества. В этом случае наблюдается процесс делегитимации власти. В то же время нелегальная по своему происхождению власть может быть оправданна и поддержана народом.
Большой вклад в теорию легитимации господства (власти) внес Макс Вебер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа легитимности власти:
1. Традиционная
легитимность. Она обретается благодаря
обычаям, привычке
2. Харизматическая
легитимность. Она основана на
вере в исключительные
3. Рационально-правовая
(демократическая)
Легитимность обладает свойством
изменять свою интенсивность, т.е. характер
и степень поддержки власти (и
ее институтов), поэтому можно говорить
о кризисах легитимности. Под кризисами
понимается такое падение реальной
поддержки органов
Государственная власть часто
играла в истории России двойственную
роль. С одной стороны, она превратила
Россию в великую державу, при
этом периодически прибегая к антигуманным
средствам управления, зачастую от
имени народа уничтожая многие тысячи
и даже миллионы людей. С другой стороны,
в России сама государственная власть
становилась непосредственной причиной
кризиса государственности и
даже развала государства. За четыре
столетия российская цивилизация пережила
три национально-
Власть в России всегда
была персонифицированной и
Времена Петра I, когда в России складывается особый тип государства, символом которого стало «отеческое», бюрократическое попечительство «вождя-государя» и государственной власти о благе народа, общественной и личной пользе своих подданных, можно отнести к харизматическому типу, хотя уровень легитимности его власти трудно оценить, т.к. методы правления вызывали большое сопротивление «объектов» власти. К этому же типу можно отнести и времена Российской истории, связанные с царствованием Александра II, переменой государственного стоя начала 20 века и личностями В.И. Ленина, И.В. Сталина, а так же этапы государственности при М.С. Горбачёве, Б.Н. Ельцине, В.В. Путине. Хотя, конечно же, нельзя утверждать, что конец 20 и начало 21 века в России относится к чистому типу харизматического господства. Российская федерация – правовое государство, которое по классификации М.Вебера является рационально-легальным типом, но уровень отношения народа к представителям власти харизматичен. Примером персональной легитимности может служить отношение к В.В. Путину в начале его президентской деятельности (как принципиально отличающегося, от всех представителей правящей элиты России). Психологической особенностью личностной легитимности в ряде государств, среди которых не является исключением и Российская Федерация, может стать проецирование на такого политика положительных аспектов деятельности власти, а отрицательных — на его окружение: «царь хороший — бояре плохие». Это отношение русских людей к власти прослеживается на протяжении практически всей Российской истории. Русский человек и в демократическом государстве «желает жить с царём в голове».
Власть - это специальный
социальный институт, который упорядочивает
социальные отношения и поведение
индивида. Политическая власть - определяет
воздействие на поведение масс, групп,
организаций с помощью средств,
которыми обладает государство. В отличие
от нравственной и семейной власти
политическая власть носит общественно-
Понятие «политическая
власть» тесно связано с
Обобщая всё вышесказанное можно сделать вывод: политическая власть, охватывая все сферы жизни и моделируя человеческие отношения, предает им статус политических, является источником и основой политики.
1.Буренко В.И. Социальное
регулирование политической
2.Зотова З.М. Власть и общество: проблемы взаимодействия. – М.: ИКФ «Омега-Л», 2001
3.Лавриненко В.Н. Политология: учебник для студентов вузов / Под ред.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006
4.Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М.: Аспект Пресс, 2003.
5.Хейвуд Э. Политология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.