Политическая власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:08, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы состоит в исследовании политической власти, как одной из многих видов власти в обществе.
В контрольной работе решаются такие задачи как:
• дать определение понятию «власть», перечислить отличительные признаки политической власти и кратко их охарактеризовать;
• выделить основные источники политической власти; обозначить теоретические концепции политической власти

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2
1. Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки………………………………………………………………………....3
2. Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти»………………………………………….... ...7
3. Используя классификацию типов легитимного политического господства М.Вебера, охарактеризуйте последовательно основные периоды российской политической истории………………………………………………..……….13
Заключение…………………………………………………………………….16
Литература …………………………………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛИГИЯ КОНТР.docx

— 30.29 Кб (Скачать файл)

Каким образом власть приобретает  легитимность? Обратимся к теории легитимности М. Вебера, которая считается  классической в политологии. Он выделил  три возможных типа легитимности (господства) в зависимости от ее источников.

Традиционная легитимность опирается  на традицию, на некогда установленный  порядок. Сама традиционная власть имеет  несколько видов:

• геронтократия - власть старейшин;

• патриархальная - власть племенных вождей;

• патримониальная - власть монарха, которая в прошлом находила подкрепление не только в традиции престолонаследия, но и обращалась к религиозной легитимации - монарх как помазанник Божий. Полубожественный образ монарха поддерживался особыми символами: ритуалами, пышностью одежд и трона, специальными изображениями;

• султанизм (разновидность патримониальной власти), где традицией является использование насилия, а власть правителя освобождается от традиционных ограничений и характеризуется абсолютным произволом. Такая власть была распространена в древних восточных деспотиях. В России проявлением «восточного деспотизма» стало правление Ивана Грозного;

• власть суверена над феодалами-вассалами, которая доминировала в средневековую эпоху. Современным проявлением этой власти является феномен клиентел (от лат. cliens - послушный) - власть руководителя над группой людей, которые проявляют личную преданность ему в обмен на доступ к каким-либо благам.

Харизматическая легитимность основана на вере в личные качества лидера. В  харизматическом лидере видят воплощение таких качеств, как мудрость, святость, героизм. Харизматическая легитимность строится на эмоциональном заряде, на безоглядном доверии вождю. Образцы  харизмы Вебер видел в Христе, Будде, Магомете, Наполеоне. Современные политологи видят харизму не только у основателей мировых религий, но и распространяют ее на революционных и тоталитарных вождей, на духовных отцов нации. М. Ганди, В. Ленин, И. Сталин, А. Гитлер, Мао Цзэдун в глазах своих последователей обладали особой святостью. Особый случай - харизма Папы Римского. Он обладает ею в силу своего положения (функциональная харизма), т.к. является наследником святого Петра, наместника Христа на земле.

Легальная (рациональная) легитимность имеет своим источником рационально установленные правила, нормы (законы). В демократических странах - это основной тип легитимности, опирающийся на конституции и конкретные правовые нормы. Именно они выступают посредниками между властью и народом, являясь обязательными и для народа, и для руководства. Другим проявлением легальной власти, по мнению Вебера, выступает бюрократия, которая становится рациональной в эпоху капитализма. Рационально-бюрократический тип управления предполагает компетентность, наличие специального образования, следование в управленческой деятельности установленным правилам.

Легитимность обладает свойством  изменять свою интенсивность, т.е. характер и степень поддержки власти (и  ее институтов), поэтому можно говорить о кризисах легитимности. Под кризисами  понимается такое падение реальной поддержки органов государственной  власти или правящего режима в  целом, которое влияет на качественное изменение их ролей и функций. В настоящее время не существует однозначного ответа на вопрос, есть ли абсолютные показатели кризиса легитимности или это сугубо ситуативная характеристика политических процессов. Однако можно  судить об отношении к власти, например, результатам выборов, уровню принуждения, уровню политического протеста граждан, масштабам аппозиционных сил. 

 

3. Используя классификацию типов  легитимного политического господства  М.Вебера, охарактеризуйте последовательно  основные периоды российской  политической истории.

Государственная власть часто играла в истории России двойственную роль. С одной стороны, она превратила Россию в великую державу, при  этом периодически прибегая к антигуманным средствам управления, зачастую от имени народа уничтожая многие тысячи и даже миллионы людей. С другой стороны, в России сама государственная власть становилась непосредственной причиной кризиса государственности и даже развала государства. За четыре столетия российская цивилизация пережила три национально-государственные катастрофы: в ходе первой смуты 1605—1613 гг. прекратили существование и династия Рюриковичей, и российская государственность; вторая смута 1917—1921 гг. покончила с монархическим государством и династией Романовых; результатом третьей смуты 1990-х гг. стал развал СССР.

Власть в России всегда была персонифицированной  и ассоциировалась с определенным носителем – царем, императором, генсеком, президентом. Так, в царское  время власть по происхождению была наследственно-избирательной, её можно  отнести к типу традиционного  господства. Характерной особенностью, сложившейся еще в эпоху Московского  царства, стало формирование «вотчинного государства». Московские князья, русские цари, а впоследствии советские вожди, обладавшие огромной властью, были убеждены в том, что вся страна является их собственностью, так как создавалась, строилась и перестраивалась по их повелению. Исторически сложилось представление о том, что все живущие в России являются государевыми слугами, находящимися в прямой зависимости от царя и не имеющими возможности претендовать ни на собственность, ни на какие-либо неотъемлемые личные права.

Времена Петра I, когда в России складывается особый тип государства, символом которого стало «отеческое», бюрократическое попечительство «вождя-государя» и государственной власти о благе народа, общественной и личной пользе своих подданных, можно отнести к харизматическому типу, хотя уровень легитимности его власти трудно оценить, т.к. методы правления вызывали большое сопротивление «объектов» власти. К этому же типу можно отнести и времена Российской истории, связанные с царствованием Александра II, переменой государственного стоя начала 20 века и личностями В.И. Ленина, И.В. Сталина, а так же этапы государственности при М.С. Горбачёве, Б.Н. Ельцине, В.В. Путине. Хотя, конечно же, нельзя утверждать, что конец 20 и начало 21 века в России относится к чистому типу харизматического господства. Российская федерация – правовое государство, которое по классификации М.Вебера является рационально-легальным типом, но уровень отношения народа к представителям власти харизматичен. Примером персональной легитимности может служить отношение к В.В. Путину в начале его президентской деятельности (как принципиально отличающегося, от всех представителей правящей элиты России). Психологической особенностью личностной легитимности в ряде государств, среди которых не является исключением и Российская Федерация, может стать проецирование на такого политика положительных аспектов деятельности власти, а отрицательных — на его окружение: «царь хороший — бояре плохие». Это отношение русских людей к власти прослеживается на протяжении практически всей Российской истории. Русский человек и в демократическом государстве «желает жить с царём в голове». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Власть - это специальный социальный институт, который упорядочивает  социальные отношения и поведение  индивида. Политическая власть - определяет воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство.

Понятие «политическая власть»  тесно связано с понятием «легитимность». Легитимная власть – это такая  власть, которой доверяют, которую  признают правомерной граждане данного  государства, по крайней мере, их большинство. Макс Вебер предложил выделять три  вида легитимности власти: традиционный, харизматический, рациональный. Эти  типы легитимности, названные Максом Вебером, носят идеальный характер, то есть являются в известной мере абстракциями, не существующими в  политической действительности в «чистом  виде». В конкретных политических системах данные три типа переплетаются при  доминировании одного из них, что  и позволяет характеризовать  легитимность или как традиционную, или как харизматическую, или  как рациональную. Иными словами, эта классификация служит инструментом анализа легитимности власти в каждой конкретной политической системе.

Обобщая всё вышесказанное можно  сделать вывод: политическая власть, охватывая все сферы жизни  и моделируя человеческие отношения, предает им статус политических, является источником и основой политики. 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Десять лет российских реформ  глазами россиян: Аналитический  доклад. М.: ИКСИ РАН, РНИСиНП, 2002.

2. Общая и прикладная политология:  Учебное пособие. / Под общей редакцией  В.И. Жукова, Б.И. Краснова. – М.: МГСУ; «Союз», 1997. – 992 с.

3. Теория политики / Под ред. Б.А.Исаева. – СПб.: Питер, 2007. – 378 с.

4. Шабров О.Ф. Пространство легитимности  и специфика легитимации политической  власти в России. – ttp://shabrov.info/Statji/legitim.htm

5. Шимов Я. «Миф о спасителе» и социальная эволюция. Почему мы так любим творить себе кумиров? // Международный исторический журнал – 2000.- №9.

6. Политология: учебник для вузов/В.Н.  Лавриненко, А.С. Гречин, В.Ю. Дорошенко и др./под.ред. профессора В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2001-367 с.

7. Халипов В.Ф. Кратология как система наук о власти. – М.:

Республика, 1999. – URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/

Polit/Halip/index.php. 

 


Информация о работе Политическая власть