Политическая власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 14:03, реферат

Краткое описание

Цель работы – определить сущность политической власти.
Задачами данной работы являются:
– рассмотреть многообразие определений власти;
– рассмотреть происхождение и основные функции власти;
– охарактеризовать легитимность власти.

Содержание

Введение 2 стр.
Многообразие содержания понятия власти 5 стр.
Происхождение, сущность и основные функции власти 8 стр.
Функции власти 12 стр
Заключение 14 стр.
Список использованной литературы 16 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

политическая власть.docx

— 29.03 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение          2 стр.

    1. Многообразие содержания понятия власти    5 стр.
    2. Происхождение, сущность и основные функции власти  8 стр.
    3. Функции власти        12 стр

Заключение         14 стр.

Список использованной литературы     16 стр.

 

Введение

Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между  социальными группами, ядром которой  является проблема завоевания, удержания  и использования государственной  власти. Любая проблема приобретает  политический характер, если ее решение  связано с классовыми интересами, проблемой власти. Политика обладает большой степенью самостоятельности  и оказывает сильное влияние  на экономику и др. сферы общества. Политическая деятельность - одна из форм общественной деятельности. Но это  особая, специфическая сфера деятельности. Она представляет собой совокупность действий общественных групп и отдельных  лиц, а так же партий по реализации своих политических интересов и  прежде всего по поводу завоевания, использования и удержания власти.

Политическая деятельность, как любая другая, разделяется  на теоретическую и практическую. Для теоретической деятельности характерны такие виды: познавательная, прогностическая, ценностно-ориентировачная. Для практической деятельности: обширный спектр видов, зависящий от конкретной сферы политической жизни, где осуществляются политические действия (внешняя политика и международные отношения, выработка  и реализация внутренней политики государства, участие в жизни партий, военная  политика и т.д.).

Политическая власть структурируется  по разным основаниям, в результате чего выделяются конкретные ее виды. В  первую очередь, это власть политико-государственная  и политико-негосударственная (власть политических партий, общественно-политических организаций и движений, власть органов  местного самоуправления и т.д.). Во-вторых, каждый из институтов политической власти внутренне расчленяется на отдельные  свои составляющие, элементы. Так, государственная  власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. В-третьих, выделяют разные уровни власти: федеральный, региональный и местный. В целом  политическая власть сводит воедино интересы всех людей данного общества в интегральное системное качество.

Социальное назначение политической власти, ее институтов заключается  в том, что она служит способом организации общества, ведения общих  дел, обеспечения управления важнейшими сферами общественной и государственной  жизни. Ее функционирование направлено на удовлетворение потребностей людей, повышение уровня и благосостояния жизни. Преодоления конфликтов и  противоречий, создания условий для  нормальной человеческой жизни, укрепления порядка и стабильности общества и государства.

Цель работы – определить сущность политической власти.

Задачами данной работы являются:

– рассмотреть многообразие определений власти;

– рассмотреть происхождение  и основные функции власти;

– охарактеризовать легитимность власти.

Основными источниками информации для написания контрольной работы являются учебники и учебные пособия  по политологии. Очень хорошо освещены вопросы многообразия понятия политической власти, ее сущность и легитимность власти в учебнике под редакцией  Соловьева А.И. В учебнике Гаджиева К.С так же полно рассмотрены  вопросы понятия власти, ее сущности, основные функции и свойства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Многообразие  содержания понятия власти

Определение понятия власти, её сущности и характера имеет  важнейшее значение для понимания  природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

В научной литературе существуют разнообразные определения власти, что отражает сложность, многоаспектность этого явления. Можно выделить следующие  важнейшие аспекты трактовки  власти:

1) телеологические (с точки  зрения цели) определения характеризуют  власть как способность достижения  поставленных целей, получения  намеченных результатов. Телеологические  определения трактуют власть  достаточно широко, распространяя  ее не только на отношения  между людьми, но и на взаимодействие  человека с окружающим миром  – в этом смысле, например, говорят  о власти над природой;

2) бихевиористские трактовки  рассматривают власть как особый  тип поведения, при котором  одни люди командуют, а другие  подчиняются. Такой подход индивидуализирует  понимание власти, сводит ее к  взаимодействию реальных личностей,  обращая особое внимание на  субъективную мотивацию власти. Согласно типичной бихевиористской  трактовке, предложенной Г.Лассуэлом,  человек видит во власти средство  улучшения жизни: приобретения  богатства, престижа, свободы и  т.п. В то же время власть  – это и самоцель, позволяющая  наслаждаться ее обладанием;

3) психологические интерпретации  власти пытаются раскрыть субъективную  мотивацию этого поведения, истоки  власти, коренящиеся в сознании  людей. Одно из виднейших направлений  этого рода – психоанализ.  Различные психоаналитики расходятся  в объяснении причин психологического  подчинения. Одни (С.Московиси, Б.Эдельман) видят их в гипнотическом внушении, существующем во взаимоотношениях  вождя и толпы, другие же (Ж.Лакан)  в особой восприимчивости подсознания  человека к символам, выражаемым  в языке. В целом психологический  подход помогает выявить механизмы мотивации власти как отношения: командование – подчинение.

4) системный подход исходит  из производности власти не  от индивидуальных отношений,  а от социальной системы, рассматривает  власть как «способность обеспечивать  исполнение ее элементами принятых  обязательств», направленных на  реализацию ее коллективных целей.  Некоторые представители системного  подхода (К.Дойч, Н.Луман) трактуют  власть как средство социального  общения (коммуникации), позволяющее  регулировать групповые конфликты  и обеспечивать интеграцию общества. Системностью власти обуславливается  ее относительность, т.е. распространенность  на определенные системы.

5) структурно-функционалистские  интерпретации власти рассматривают  ее как свойство социальной  организации, как способ самоорганизации  человеческой общности, основанный  на целесообразности разделения  функций управления и исполнения. Власть – свойство социальных  статусов, ролей, позволяющее контролировать  ресурсы, средства влияния. Другими  словами, власть связана с занятием  руководящих должностей, позволяющих  воздействовать на людей с  помощью позитивных и негативных  санкций, поощрения и наказания.

6) реляционистские определения  рассматривают власть как отношение  между двумя партнерами, агентами, один из которых оказывает  определяющее влияние на второго.  В этом случае власть предстает  как взаимодействие ее субъекта  и объекта, при котором субъект  с помощью определенных средств  контролирует объект.

Власть одна из самых спорных  и неоднозначных категорий, как  политической, так и социально - философской  науки. Казалось бы, на первый взгляд, каждый из нас представляет себе, что такое  власть, но, тем не менее, мало кому удается  дать одновременно четкое и ясное  ее определение. На сегодняшний день количество данных учеными-политологами определений огромно, но, ни одно из них не является удовлетворяющим большинство исследователей и более или менее исчерпывающим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Происхождение,  сущность и основные функции  власти

Власть появилась с  возникновением человеческого общества и сопутствовала его развитию, что нашло отражение в различных  учениях о власти. На ранней степени  своего развития политические воззрения  в целом ещё не успели выделиться в относительно самостоятельную  область человеческого знания и  представляли собой элемент целостного мифологического мировоззрения. В  мифах древних народов господствует представление о божественном происхождении  существующих отношений власти и  порядка. Согласно этим мифам, космос в  отличии от хаоса, выражаясь греческой  терминологией, упорядочен присутствием и усилием богов, земные же порядки - часть мирового, космического порядка.  
Вместе с тем, в древней мифологии различно решается и освещается вопрос о способе и характере связи божественного начала с земными отношениями. Например, по древнекитайскому мифу, власть имеет божественное происхождение, но единственной точкой связи с небесными силами является китайский император, являясь одновременно сыном неба и отцом своего народа. В соответствии с религиозно-мифологическими воззрениями древних египтян и греков боги, являясь источником власти правителя, продолжают оставаться первоначальными правителями и законодателями, верша земные дела.

Весьма радикальным и  плодотворным был процесс рационализации первоначально религиозно-мифологических воззрений на власть и политику в  Древней Греции (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Полибий  и др.). Для древнегреческой политической мысли было характерно анализировать  различные формы государственного устройства. Так, для Платона идеальное  государство как правление лучших и благородных - аристократическое  государство. Самой же правильной формой государства по Аристотелю является полития, в котором большинство  правит в интересах общей пользы. Полития - «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней  доминирует во всём: в правах - целеустремлённость, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний класс. По мнению Цицерона простые формы власти как царская власть, воля аристократии и народная власть не являются благом для общества в силу их односторонности и неустойчивости.

Важной проблемой более  позднего времени была борьба за верховность  власти между церковной властью  и светской. Отрицание божественного, сверх природного происхождения  власти, святости её институтов, низведение их до уровней земных, обыденно-житейских  дел, до «грешной» природы человека выступала для мыслителей Возрождения  как оружие в борьбе за автономизацию  социально-политического процесса, входило в комплекс основных идей гуманизма. Так, Н. Макиавелли (1469 - 1527 гг.) стремился отделить реальную политическую деятельность от религиозных оснований, исследовал всласть как отношение  властвующих и подвластных, её устройство, учреждение законов. Симпатии Н. Макиавелли на стороне умеренной республики, или «смешанной» формы государства, которая сочетает демократический, аристократический и монархический  элементы власти и является более  прочной по сравнению с «простыми» формами.

Большую роль в развитии учения о власти сыграл Ш. Монтескье (1685 - 1775 гг.). В его книге «О духе законов» была сформулирована идея разделения властей, развиваемая в теорию, обосновывающую принципы законности, политической свободы  и придания роли праву истинного  регулятора взаимоотношений между  государством и гражданами. Своеобразие  в анализе проблемы власти обнаруживается у И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, русских  мыслителей А. Герцена, Н. Чернышевского, В. Соловьёва, Н. Бердяева и др.

Кроме того, уже в раннюю эпоху истории политической мысли  была замечена и обратная сторона  феномена власти. Аристотель, а позднее  и Монтескье, указывал на опасность  злоупотребления властью лиц, ею наделённых, использования ими властных возможностей для своей частной пользы, а не для общего блага.

Современные концепции власти можно классифицировать по ряду оснований. Прежде всего, концептуальные подходы  к интерпретации политической власти, с известной долей условности и относительности, можно разделить  на два больших класса:

- атрибутивно-субстанциональные,  трактующие власть как атрибут,  субстанциональное свойство субъекта, а то и просто как самодостаточный  «предмет» или «вещь»;

- реляционные, описывающие  власть как социальное отношение  или взаимодействие на элементарном  и на сложном коммуникативном  уровнях.

В современной политической теории разработаны системная и структурно-функциональная концепции власти, связанные, прежде всего, с работами Т. Парсона, Д. Итона, Г. Алмонда, М. Крозье и др. По Парсону, власть, представляет собой особенное интегративное свойство социальной системы, имеющее целью поддержание её целостности, координацию общих коллективных целей с интересами отдельных элементов, а также обеспечивающее функциональную взаимозависимость подсистем общества на основе консенсуса граждан и легитимизации лидерства.

Несмотря на различия в  подходах ученых к определению сущности власти, выделяются и общие ее характеристики. Власть включает в себя понятие о  способности и возможности, господстве и подчинении. Проявлением власти является действие, которое побуждает  людей делать что-то, чего они не сделали бы по своей воле. Это  власть над кем-то. Однако есть и  власть для чего-то, например, ради достижения определенной цели. Поэтому, как замечает Гидденс, власть по своей природе  не является угнетением, она просто есть способность выбирать образ  действий или возможность добиваться результатов. Власть не является препятствием на пути к свободе, а как раз  служит для нее посредником, промежуточным  звеном. Власть часто определяется как волевое отношение. Властвовать  – значит налагать свою волю на волю других. Власть – это реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Функции власти

Проявление власти естественно  для человека и заложено в биологических, природных и социальных началах его жизни. Командование и исполнение - два универсальных принципа власти, которые нераздельны и взаимодействуют, как и два типа личности - властной и подчиняющейся. Оба эти типа общественно необходимы. Они воспроизводятся в крупных общественных структурах и отношениях между ними, например, государства и общества, правительства и масс, партий и лидеров и т.д.

Информация о работе Политическая власть