Политическая власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 21:05, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы состоит в исследовании политической власти, как одной из многих видов власти в обществе. Задачи контрольной работы:
Раскрыть понятие политическая власть, ее сущность и отличительные признаки
Изучить понятие легитимность власти
Используя классификацию типов легитимного политического господства М. Вебера, охарактеризовать последовательно основные периоды российской политической истории

Содержание

Введение…………………………………………………………..
1. Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки………………………………………………….
2. Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти»….
3. Используя классификацию типов легитимного политического господства М. Вебера, охарактеризуйте последовательно основные периоды российской политической истории……………………………………
Заключение………………………………………………………
Список литературы……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Политология №13.docx

— 42.19 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве  Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Тульский филиал Финуниверситета

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по  дисциплине  «Политология»

вариант №  13

 

 

 

 

 

                                            Выполнил: студент  4 курса

                                                                  факультета  ФиК

                                                                  группы дневной

                                                                 Еремян М.Г.

                                                                 № л.д.10ффд12113

                                           Проверил: Баринова В.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Тула 2013г.

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………..

2

  1. Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки………………………………………………….

 

3

  1. Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти»….

 

6

  1. Используя классификацию типов легитимного политического господства М. Вебера, охарактеризуйте последовательно основные периоды российской политической истории……………………………………

 

 

 

12

Заключение……………………………………………………

12

Список литературы……………………………………………..

13


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Власть - центральная ось, вокруг которой  вращается вся политика. Она вездесуща  и пронизывает все структуры  общества, выступая его цементирующим  элементом, поддерживая внутреннюю организованность и иерархичность  общественных отношений.

В последние годы в российском обществе власть как социальный институт претерпевает процессы трансформации, охватывающие ее на всех уровнях. Процесс преобразования данного социального института  начался с распадом СССР и, по нашему мнению, еще не завершился. Формирование властных элит в настоящее время  осуществляется не в соответствии с  нормами демократии и избирательного права населения, ее выбирающую. Структура  властных элит в России существенно  не изменилась с переменой общественно-политического  строя общества, также начался  процесс отчуждения власти от населения.

Власть  – ключевой вопрос политики, поэтому  для ориентации в современных  политических реалиях необходимо понимание  смысла данной категории, причин необходимости  политической власти для общества, ее легитимности, ресурсов, выполняемых  функций.

Цель  контрольной работы состоит в  исследовании политической власти, как  одной из многих видов власти в  обществе.

Задачи контрольной работы:

  • Раскрыть понятие политическая власть, ее сущность и отличительные признаки
  • Изучить понятие легитимность власти
  • Используя классификацию типов легитимного политического господства М. Вебера, охарактеризовать последовательно основные периоды российской политической истории

 

  1. Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки

Власть - это форма социальных отношений, отличающаяся способностью одной стороны влиять на характер и назначение деятельности и поведения другой с помощью экономических, социальных, правовых и других механизмов, а также с помощью авторитета, традиции, насилия [1,с.162].

В зависимости  от признака классификации выделяют различные виды власти. Так, по  субъекту власти разграничиваются классовая, групповая  и личная власть. По содержанию можно  выделить власть семейную, чувственно-эмоциональную, духовную, экономическую, политическую, информационную. 

Среди многочисленных  разновидностей власти политическая имеет  верховенствующий характер. Это проявляется прежде всего в том, что политическая власть устанавливает и определяет основные политические нормы и законы конкретного общества, которые регулируют и упорядочивают экономические и социальные отношения [4,с 110].

Уже в  первобытном обществе есть общественная власть, координирующая все стороны  жизни коллектива и регулируемая обычаями. Позже, в условиях разделения труда и собственности, общественная власть претерпевает значительные изменения, становясь политической властью. Политическая власть всегда носит общественный характер, проявляется через функционирование специальных структур, предполагает использование принуждения, традиций, морального влияния, системы идеологических и правовых норм. Она обладает рядом особенностей:

  • политическая власть присутствует в отношениях между большими социальными группами, государствами, сообществами, общественными организациями;
  • политическая власть предполагает необходимость организационных процедур для представления интересов общностей в политической сфере, институциональную оформленность (выражение политического интереса через партию, государство и другие институты);
  • возможность использования самых разнообразных ресурсов (экономических, принудительных, информационных и др.);
  • сочетание открытых и теневых центров власти, действующих скрытно, вне сферы общественного контроля;
  • моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений (в отличие от власти экономической, которая в условиях рынка предполагает плюрализм субъектов власти);
  • иерархичность отношений власти;
  • делегирование (передача) части властных полномочий от одного субъекта другому, который берет на себя ответственность за их выполнение (модель: центральная власть > местная власть);
  • идеологичность.

Под источниками власти понимается то, что дает власти исходное начало, ее силу и действенность. В общем плане источником власти является народ, его потребности, интересы, воля. В российской Конституции подчеркнуто, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Выделяют также конкретные источники политической власти, такие, как законодательство о власти, воля властвующих, общественные потребности в самоорганизации людей и другие [2,с.120].

В современной  политической науке существует следующие концепции политической власти:

  • системная концепция; политическая власть-это систематизирующее отношение, вокруг которого образуется политическая система общества; все остальные элементы и отношения системы непосредственно или опосредованно связаны с ней;
  • бихевиористская концепция (от английского «behavior»-поведение), предполагающая психологическое, а в некотором роде и психоаналитическое (фрейдистское) толкование политической власти и государства: политическая власть – это совокупность отношений, обусловленных различиями в психике людей, одни из которых настроены на господство, другие на подчинение. Человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретения богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть – это и самоцель, позволяющая наслаждаться её обладанием. Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил;
  • реляционистская концепция (от французского «relation»-отношение): политическая власть-это отношение между политическими агентами, в результате которого один из них, влияя на другого определяющим образом, добивается от него соответствующего политического поведения. В этом случае власть предстаёт как взаимодействие её субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определённых средств контролирует объект;
  • коммуникационная концепция, в соответствии с которой политическая власть трактуется как средство специфического социального общения (коммуникации), которое позволяет регулировать групповые конфликты, артикулировать общие интересы и обеспечивать интеграцию общества;
  • институциональная концепция связывает политическую власть с оформлением волеизъявления народа через институты выборов, референдумов, законов, систему органов власти, партий [1,с 163].

 

 

 

 

 

  1. Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти»

Субъекты политической власти воплощают в себе активное волетворящее начало, являются ее непосредственными носителями и творцами. Это могут быть отдельный индивид, правящая олигархия, политическая партия, нация и т.д. Отличительные особенности субъекта политической власти – его стремление к власти как средству достижения таких жизненных благ, как богатство, престиж, связи и т.д., а также способность своевременно принимать правильные политические решения, чувство ответственности за последствия проводимой им политики и, самое главное, политическую мудрость.

Объектом политической власти являются те личности и социальные группы, на которые распространяется эта власть, заставляющая их предпринимать те или иные действия.

К источникам власти относятся социальные факторы, обеспечивающие реализацию и доминирование господствующей воли. Это такие факторы, как сила, авторитет, закон, богатство, престиж, тайна, харизма и другие.

Ресурсы власти представляют собой всё то, что может быть использовано для влияния на других, что повышает потенциал и силу воздействия субъекта власти. Так, согласно    А. Этциони, ресурсы власти делятся на утилитарные, принудительные и нормативные.

Утилитарные ресурсы - это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может покупать не только отдельных политиков, но и целые слои населения.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

Принудительные (силовые) ресурсы – это оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением и техникой, тюрьмами и т.п.

Разделение властей реализуется в двух плоскостях: по горизонтали и по вертикали.

Разделение  властей по вертикали представляет собой разделение властных полномочий между субъектами государственного управления различного уровня. Таким образом, создаются центральные, региональные и местные органы власти. В некоторых странах, например, в Великобритании, региональный уровень отсутствует.

Разделение  властей по горизонтали реализуется на практике как распределение власти между тремя властными органами (иногда их нестрого называют «ветвями» власти) - законодательной, исполнительной и судебной.

Законодательная власть основывается на принципах конституции и верховенства права, формируется в результате выборов. Законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, обсуждает и принимает законы, обязательные для исполнительных органов и граждан, контролирует их исполнение.

В нашей  стране высшим законодательным органом  является Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). Этот орган состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Исполнительная власть в различных странах еще более разнообразна. В некоторых странах (США) главой исполнительной власти является президент, одновременно занимающий пост главы государства. В других - эти функции разделены.

Исполнительную  власть в нашей стране осуществляет Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Судебная власть стоит на страже конституционного устройства государства, законности и порядка, прав и свобод граждан.  По Конституции Российской Федерации (ст. 118) судебная власть в стране «осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства». Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам является Верховный Суд РФ (ст. 126), а по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, — Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 127).

Кроме органов  государственной власти, властные полномочия имеют и органы общественной власти. Здесь в первую очередь нужно  назвать органы местного самоуправления, которые не входят в систему государственной  власти, к примеру, в Российской Федерации (ст. 1,2 Конституции РФ). Они призваны самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ст. 132).

Принцип разделения властей, точнее реализация этого принципа – одно из важнейших условий предотвращения узурпации власти и культа личной власти. Разделение властей предполагает разграничение их функций, компетенции, создание системы противовесов. Однако разделение не означает разобщенности в деятельности органов власти. В противоречивом взаимодействии и единстве функционируют государство и гражданское общество, власть и свобода, права человека и его обязанности, ответственность перед обществом.

Информация о работе Политическая власть