Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 21:05, контрольная работа
Цель контрольной работы состоит в исследовании политической власти, как одной из многих видов власти в обществе. Задачи контрольной работы:
Раскрыть понятие политическая власть, ее сущность и отличительные признаки
Изучить понятие легитимность власти
Используя классификацию типов легитимного политического господства М. Вебера, охарактеризовать последовательно основные периоды российской политической истории
Введение…………………………………………………………..
1. Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки………………………………………………….
2. Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти»….
3. Используя классификацию типов легитимного политического господства М. Вебера, охарактеризуйте последовательно основные периоды российской политической истории……………………………………
Заключение………………………………………………………
Список литературы……………………………………………..
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финуниверситет)
Тульский филиал Финуниверситета
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Политология»
вариант № 13
Содержание
Введение………………………………………………………… |
2 |
|
3 |
|
6 |
|
12 |
Заключение…………………………………………………… |
12 |
Список литературы………………………………… |
13 |
Введение
Власть - центральная ось, вокруг которой вращается вся политика. Она вездесуща и пронизывает все структуры общества, выступая его цементирующим элементом, поддерживая внутреннюю организованность и иерархичность общественных отношений.
В последние годы в российском обществе
власть как социальный институт претерпевает
процессы трансформации, охватывающие
ее на всех уровнях. Процесс преобразования
данного социального института
начался с распадом СССР и, по нашему
мнению, еще не завершился. Формирование
властных элит в настоящее время
осуществляется не в соответствии с
нормами демократии и избирательного
права населения, ее выбирающую. Структура
властных элит в России существенно
не изменилась с переменой общественно-
Власть – ключевой вопрос политики, поэтому для ориентации в современных политических реалиях необходимо понимание смысла данной категории, причин необходимости политической власти для общества, ее легитимности, ресурсов, выполняемых функций.
Цель контрольной работы состоит в исследовании политической власти, как одной из многих видов власти в обществе.
Задачи контрольной работы:
Власть - это форма социальных отношений, отличающаяся способностью одной стороны влиять на характер и назначение деятельности и поведения другой с помощью экономических, социальных, правовых и других механизмов, а также с помощью авторитета, традиции, насилия [1,с.162].
В зависимости от признака классификации выделяют различные виды власти. Так, по субъекту власти разграничиваются классовая, групповая и личная власть. По содержанию можно выделить власть семейную, чувственно-эмоциональную, духовную, экономическую, политическую, информационную.
Среди многочисленных разновидностей власти политическая имеет верховенствующий характер. Это проявляется прежде всего в том, что политическая власть устанавливает и определяет основные политические нормы и законы конкретного общества, которые регулируют и упорядочивают экономические и социальные отношения [4,с 110].
Уже в первобытном обществе есть общественная власть, координирующая все стороны жизни коллектива и регулируемая обычаями. Позже, в условиях разделения труда и собственности, общественная власть претерпевает значительные изменения, становясь политической властью. Политическая власть всегда носит общественный характер, проявляется через функционирование специальных структур, предполагает использование принуждения, традиций, морального влияния, системы идеологических и правовых норм. Она обладает рядом особенностей:
Под источниками власти понимается то, что дает власти исходное начало, ее силу и действенность. В общем плане источником власти является народ, его потребности, интересы, воля. В российской Конституции подчеркнуто, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Выделяют также конкретные источники политической власти, такие, как законодательство о власти, воля властвующих, общественные потребности в самоорганизации людей и другие [2,с.120].
В современной политической науке существует следующие концепции политической власти:
Субъекты политической власти воплощают в себе активное волетворящее начало, являются ее непосредственными носителями и творцами. Это могут быть отдельный индивид, правящая олигархия, политическая партия, нация и т.д. Отличительные особенности субъекта политической власти – его стремление к власти как средству достижения таких жизненных благ, как богатство, престиж, связи и т.д., а также способность своевременно принимать правильные политические решения, чувство ответственности за последствия проводимой им политики и, самое главное, политическую мудрость.
Объектом политической власти являются те личности и социальные группы, на которые распространяется эта власть, заставляющая их предпринимать те или иные действия.
К источникам власти относятся социальные факторы, обеспечивающие реализацию и доминирование господствующей воли. Это такие факторы, как сила, авторитет, закон, богатство, престиж, тайна, харизма и другие.
Ресурсы власти представляют собой всё то, что может быть использовано для влияния на других, что повышает потенциал и силу воздействия субъекта власти. Так, согласно А. Этциони, ресурсы власти делятся на утилитарные, принудительные и нормативные.
Утилитарные ресурсы - это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может покупать не только отдельных политиков, но и целые слои населения.
Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.
Принудительные (силовые) ресурсы – это оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением и техникой, тюрьмами и т.п.
Разделение властей реализуется в двух плоскостях: по горизонтали и по вертикали.
Разделение властей по вертикали представляет собой разделение властных полномочий между субъектами государственного управления различного уровня. Таким образом, создаются центральные, региональные и местные органы власти. В некоторых странах, например, в Великобритании, региональный уровень отсутствует.
Разделение властей по горизонтали реализуется на практике как распределение власти между тремя властными органами (иногда их нестрого называют «ветвями» власти) - законодательной, исполнительной и судебной.
Законодательная власть основывается на принципах конституции и верховенства права, формируется в результате выборов. Законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, обсуждает и принимает законы, обязательные для исполнительных органов и граждан, контролирует их исполнение.
В нашей стране высшим законодательным органом является Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). Этот орган состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
Исполнительная власть в различных странах еще более разнообразна. В некоторых странах (США) главой исполнительной власти является президент, одновременно занимающий пост главы государства. В других - эти функции разделены.
Исполнительную власть в нашей стране осуществляет Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя, его заместителей и федеральных министров.
Судебная власть стоит на страже конституционного устройства государства, законности и порядка, прав и свобод граждан. По Конституции Российской Федерации (ст. 118) судебная власть в стране «осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства». Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам является Верховный Суд РФ (ст. 126), а по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, — Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 127).
Кроме органов государственной власти, властные полномочия имеют и органы общественной власти. Здесь в первую очередь нужно назвать органы местного самоуправления, которые не входят в систему государственной власти, к примеру, в Российской Федерации (ст. 1,2 Конституции РФ). Они призваны самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ст. 132).
Принцип разделения властей, точнее реализация этого принципа – одно из важнейших условий предотвращения узурпации власти и культа личной власти. Разделение властей предполагает разграничение их функций, компетенции, создание системы противовесов. Однако разделение не означает разобщенности в деятельности органов власти. В противоречивом взаимодействии и единстве функционируют государство и гражданское общество, власть и свобода, права человека и его обязанности, ответственность перед обществом.