Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 09:04, реферат
Власть – одно из фундаментальных начал человеческого общества. Это отношение между людьми (государствами, нациями, классами, социальными группами и индивидами) по поводу господства и подчинения. Власть существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве.
Введение………………………………………………………………………….. 3
1 Понятие политической власти ………….……………………………………..4
2 Происхождение власти………..……..……………...…..…………………… 11 3 Структура политической власти …………………...……..…………………15 Заключение ………………………………………………………………………20
Список использованных источников…………………………………………...21
Системный подход исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает власть как «способность обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств», направленных на реализацию ее коллективных целей. Некоторые представители системного подхода (К.Дойч, Н.Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Системностью власти обуславливается ее относительность, т.е. распространенность на определенные системы.
Структурно-
разделения функций управления и исполнения. Власть – свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния. Другими словами, власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.
Реляционистские определения рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, агентами, один из которых оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.
Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Ее отличительными признаками являются:
2
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВЛАСТИ
Власть появилась
с возникновением человеческого
общества и сопутствовала его
развитию, что нашло отражение
в различных учениях о власти.
На ранней степени своего развития
политические воззрения в целом
ещё не успели выделиться в относительно
самостоятельную область
Вместе с тем, в
древней мифологии различно решается
и освещается вопрос о способе
и характере связи
В соответстви с религиозно-мифологическими воззрениями древних египтян и греков боги, являясь источником власти правителя, продолжают оставаться первоначальными правителями и законодателями, верша земные дела.
Божественный характер власти, правила поведения, законы - всё это по тогдашним воззрениям соответствовало божественному порядку справедливости, получившего позднее формулировку как «теория естественного права».
Рационализация
Весьма радикальным и плодотворным был процесс рационализации первоначально религиозно-мифологических воззрений на власть и политику в Древней Греции (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Полибий и др.). Для древнегреческой политической мысли было характерно анализировать различные формы государственного устройства. Так, для Платона идеальное государство как правление лучших и благородных - аристократическое государство. Самой же правильной формой государства по Аристотелю является полития, в котором большинство правит в интересах общей пользы. Полития - «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всём: в правах - целеустремлённость, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний класс. По мнению Цицерона простые формы власти как царская власть, воля аристократии и народная власть не являются благом для общества в силу их односторонности и неустойчивости.
В Древней Руси проблемы единовластия князя, социальной базы его власти находят освещение в наиболее известных литературных источниках, как «Повесть временных лет», «Новгородская летопись», «Русская правда» и др.
Важной проблемой более позднего времени была борьба за верховность власти между церковной властью и светской. Отрицание божественного, сверхприродного происхождения власти, святости её институтов, низведение их до уровней земных, обыденно-житейских дел, до «грешной» природы человека выступала для мыслителей Возрождения как оружие в борьбе за автономизацию социально-политического процесса, входило в комплекс основных идей гуманизма. Так, Н. Макиавелли (1469 - 1527 гг.) стремился отделить реальную политическую деятельность от религиозных оснований, исследовал всласть как отношение властвующих и подвластных, её устройство, учреждение законов. Симпатии Н. Макиавелли на стороне умеренной республики, или «смешанной» формы государства, которая сочетает демократический, аристократический и монархический элементы власти и является более прочной по сравнению с «простыми» формами.
К вопросам власти, её
источникам обращались представители
западноевропейской мысли Т. Гоббс
(1588 - 1679 гг.) и Д. Локк (1632 - 1704 гг.). Власть
государства по Гоббсу есть следствие
общественного договора, который
раз и навсегда ограничивает гибельное
стремление людей к осуществлению
своей индивидуальной власти. Это
власть, отчуждаемая от «естественного
человека» и приобретающая
Большую роль в развитии учения о власти сыграл Ш. Монтескье (1685 - 1775 гг.). В его книге «О духе законов» была сформулирована идея разделения властей, развиваемая в теорию, обосновывающую принципы законности, политической свободы и придания роли праву истинного регулятора взаимоотношений между государством и гражданами.
Своеобразие в анализе проблемы власти обнаруживается И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, русских мыслителей А. Герцена, Н. Чернышевского, В. Соловьёва, Н. Бердяева и др.
Кроме того, уже в
раннюю эпоху истории политической
мысли была замечена и обратная сторона
феномена власти. Аристотель, а позднее
и Монтескье, указывал на опасность
злоупотребления властью лиц, ею
наделённых, использования ими властных
возможностей для своей частной пользы,
а не для общего блага.
3
СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ
ВЛАСТИ
Структура власти - это те компоненты, без которых она не происходит. Таковы ее субъект, объект, подчинение объекта, источники и ресурсы власти.
Власть может
Источником власти субъекта (властная первооснова) может выступать его сила, красота, богатство, авторитет. Наконец, власть может порождаться традиции (власть родителей над детьми, власть старейшин) и законом, который предоставляет субъекту власти право требовать и использовать разнообразные ресурсы. Специфическим источником власти выступают знания, владение какой-либо информацией. Например, жрецы в Древнем Египте использовали знания о солнечные затмения для укрепления своей власти. В прошлом такой властью обладали шаманы и колдуны, сегодня - ученые, преподаватели, политики, профессионалы.
Возрастание роли экспертов-носителей уникальных знаний в каких сферах жизни привело к появлению таких разновидностей власти, как экспертократии и меритократия . Однако монополия на информацию, секретные знания может стать основой абсолютной власти. Эту мысль высказал Э. Канетти. Именно секретность и культ тайны, по его мнению, поддерживают тоталитарную власть. Достаточно вспомнить сталинский режим, создавший тайну вокруг жизни вождей, умел скрывать свою сущность, насаждал культ доносов, отказал общественности в праве на доступ информации. Причина ослабления диктатур и развития демократий, считал Э. Канетти, - распространение тайны (информации) среди многих людей. Проблема взаимоотношений власти и знаний рассматривалась М. Фуко. Он утверждал, что власти продуцирует знание, а знание дает власть. Для современного общества характерно усиление роли знаний, а соответственно, и власти над индивидуумом.
Субъекты политической власти имеют многоуровневый характер: ее первичный уровень выраженный индивидами, вторичный-политическими организациями, субъекты более высокого уровня - политические элиты и лидеры. Субъекты власти выделяются и по другим критериям. Они могут быть и через призму их публичности, открытости для общества.
С этой позиции можно выделить:
Власти не может быть без подчинения объекта . Способность к подчинению зависит от нескольких факторов: средств (ресурсов) влияния, которыми располагает субъект, и от мотивации подчинения, которая может быть вызвана: