Политическая власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:06, реферат

Краткое описание

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики.
Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва - ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты еще в ранний период политической Индии, Китая и Греции.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
Сущность политической власти……………………………………….4
Легитимность политической власти………………………………….6
Заключение…………………………………………………………….9
Список использованной литературы………………………………...10

Вложенные файлы: 1 файл

реф политология.docx

— 26.68 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

__________________________________________________________________

Кафедра экономической социологии

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

по дисциплине: Политология

на тему: Политическая власть

 

 

 

 

 

 

Студент

ИСГО, 3 курс, ДИС-1                                       Танана П.С.

 

 

Преподаватель                                                                                      Мигун Д.А.           

       

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2012

 

Содержание

    1. Введение………………………………………………………………...3
    2. Сущность политической власти……………………………………….4
    3. Легитимность политической власти………………………………….6
    4. Заключение…………………………………………………………….9
    5. Список использованной литературы………………………………...10 

Введение

Понятие власти является одним  из центральных в политологии. Оно  дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики.

Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет  важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о  природе власти и механизмах властвования является едва - ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах  политической власти были предприняты еще в ранний период политической Индии, Китая и Греции.

Парадокс политической власти, способной оборачиваться для  человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все временя занимал умы философов и писателей.

 

Сущность политической власти

Политическая власть - это  способность и возможность группы, индивида, класса проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в  движение все ее элементы. Субъект  власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный  человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое  сообщество, объединенное в ООН.

Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект  обладал рядом качеств. Прежде всего, это желание властвовать, воля к  власти. Помимо желания руководить субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Конечно, в реальной жизни власть имущие в разной степени  наделены этими качествами.

Субъект определяет содержание властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе  предписывается поведение объекта  власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой  выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем требований, во многом зависит  отношение к нему объекта, т. е. исполнителя - второго важнейшего элемента власти,

Власть возможна только при  условии подчинения объекта субъекту. Если такого подчинения нет, то нет  и власти, несмотря на то, что стремящийся  к ней субъект обладает мощными  средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной коли есть выбор, хотя и крайний - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге "лучше умереть, сражаясь, чем жить на коленях".

Впрочем, масштабы отношения  объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение добровольно, с радостью воспринимаемого повиновения. В принципе подчинение так же соответственно присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект и т. д. Вместе с тем, мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на страхе перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению; на заинтересованности в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчинения; на авторитете, вызываемом носителем власти у подчиненных. Все эти мотивы существенно влияют на силу власти, т. е. способность ее субъекта влиять на объект.

Сила власти, основанная на страхе, вызываемом угрозой наказания, как правило, имеет тенденцию  к ослаблению вследствие естественного  стремления людей избавиться от этого  неприятного эмоционального состояния. Сравнительно безболезненно воспринимается людьми власть, базирующаяся на привычке, обычае повиноваться. Привычка - надежный фактор стабильности власти до тех  пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Наиболее стабильной является власть, построенная  на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному  выполнению распоряжений, делает излишним контроль и т. д.

 

Легитимность  власти

Политическая власть основывается на трех принципах: принуждение, легитимность и согласие. Конкретная модель власти содержит их в определенной пропорции. Марксистское видение власти основано на абсолютизации принуждения (Власть возникла для защиты и обеспечения  господства эксплуататорских классов  и осуществляет это путем прямого  насилия или тайного принуждения  в современных политических странах.). В современных демократических  государствах принуждение имеет  узаконенный правовой характер. Два  других принципа отражают изменение  властных отношений от асимметричности  в сторону взаимовлияния. Принцип  легитимности предполагает, что власть основывается преимущественно на доверии  и поддержки граждан. С позиции  общественного согласия власть рассматривается  как множество властных субъектов, которые в правовых рамках разделяют  власть через согласование интересов. Результатом согласия между властью  и обществом выступает конституция. Доминирование одного из принципов  обуславливается типом политического  режима, уровнем политической культуры, масштабами и типами перемен в  обществе.

Политическая власть –  способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и представляющих её организаций и индивидов проводить свою волю по  отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или ненасильственными средствами.

Базовым элементом существования  и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является легитимность.

Понятие легитимности означает признание власти обществом, обоснованность и необходимость данной власти и её носителей. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти.

Легитимность может проявляться, например, как в добровольном принятии большинством конкретной формы правления, власти того или иного класса, так и в борьбе за господство определенных политических сил.

Исторически сформировались несколько типов легитимности:

  • легальный тип легитимности - узаконенность власти конкретными правовыми нормами, конституцией, подкрепленная деятельностью соответствующих институтов, включая принудительные санкции; Основа – общее понимание норм, установленных законом;
  • идеологический тип легитимности – признание власти в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью; Основа – идеологические ценности;
  • традиционная легитимность – признание власти легитимной, поскольку она действует в соответствии с традициями и традиционными ценностями масс; Основа – традиции, традиционное сознание;
  • структурная легитимность – правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения; Основа – специфические политические структуры;
  • персональная легитимность – признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя;     Основа – личный авторитет правителя;
  • политическая целесообразность – соглашение или навязывание обществу власти, где мотивацией является политическая целесообразность. Характерна для переходных периодов, связанных с формированием новой политической системы.

Описанные типы легитимности власти, как правило, в реальности существуют совместно, взаимно дополняя друг друга. Проблема легитимности – это в значительной мере проблема участия общества в управлении государством. Неспособность системы обеспечить такое участие подрывает её легитимность.

Признаками падения легитимности власти являются:

  • Рост степени принуждения;
  • Ограничение прав и свобод;
  • Запрещение политических партий и независимой прессы;
  • Рост коррумпированности всех институтов власти, сращение с криминальными структурами;
  • Низкая экономическая эффективность власти (понижение уровня жизни различных групп  населения) – наиболее существенный показатель делегитимизации власти;

Крайней точкой падения легитимности власти являются революция, государственные перевороты – открытые формы недовольства режимом.

 

Заключение

Политическая власть, охватывая  все сферы жизни и моделируя  человеческие отношения, предает им статус политических является источником и основой этой политики, т.е власть - первооснова политики.

Власть и есть та снова, которая определяет политику; власть существует везде, где есть совместная деятельность; это необходимый атрибут  общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил  в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность в  любом деле, кто-то должен взять на себя инициативу распоряжения. Эта  инициатива либо принимается, либо оспаривается. Такова абстрактная модель функционирования власти: господства, доминирования  и согласия и подчинения. В реализации же действительного властного акта дело обстоит гораздо сложнее. Подчинение и сопротивление оказываются  переплетенными между собою весьма сложным и для каждого отдельного случая специфическим образом.

Классическая постановка вопроса о власти исходит из того, что она представляет собою совокупность политических институтов, посредством  функционирования которых одни социальные группы получают возможность навязывать свою волю другим и действовать в  соответствии с так называемыми  общими (общенародными общегосударственными) интересами. Центральное место среди  этих институтов занимает государство, которое имеет право и обязанность  говорить от имени народа или всего  организуемого им сообщества. Государство -- необходимый общественный институт. Специфика государства в том, что оно претендует на монополию  легитимного политического насилия  в пределах своей юрисдикции. Более  того, сущностное определение государства, согласно Веберу, состоит в том, что  это единственная инстанция, которая  имеет право на применение насилия  по отношению к своим гражданам  и в пределах своей территории.

 

 

Список использованной литературы

  1. Гаджиев, К.С. Политология: Учеб. для высших учебных заведений / К.С. Гаджиев. – М.: Логос, 2001.– 488 с.
  2. Политология: учебник для студентов вузов / под ред. В. Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 г.
  3. Унпелев А. Г. Политическая власть, демократия, личность, М., 1994.

 


Информация о работе Политическая власть