Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 18:54, контрольная работа

Краткое описание

Власть - весьма важный для жизни любого общества и его отдельных систем и подсистем феномен. В различных сферах общественной жизни она выполняет ряд руководящих функций: господство, т.е. полное подчинение объекта власти воле ее субъекта; регулирование общественных отношений; контроль над поведением индивидов и групп; управление общественными процессами; организация и координация действий по выполнению поставленных перед обществом или группой задач; мобилизация индивидов, групп или общества в целом на достижение каких-либо значимых для них целей.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки………...4
Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти»…………………………………………..8
Используя классификацию типов легитимного политического господства М. Вебера, охарактеризуйте последовательно основные периоды российской политической истории……………………………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………16
Список использованной литературы…………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная политология.docx

— 44.49 Кб (Скачать файл)

Субъекты  политической власти обладают уникальной системой ресурсов. В их руках находится  государство с его аппаратом, армией, органами внутренних дел, тюрьмами, правоохранительными органами, денежной и налоговой системами и т.д. Государственная власть имеет монопольное  право издавать законы, обязательные для всего населения. Она может  легально использовать силу, опираясь на специальный аппарат принуждения. Государство, имея единый центр принятия решений, использует не только принуждение, но и экономические, социальные, культурно-информационные ресурсы. К ресурсам относится экономический, военный, культурный потенциал страны, государственная территория, стабильность и порядок, единство общества, природные богатства, численность населения, его качество

(культура, образованность, трудовые навыки  и т.д.). Важное значение имеют  традиции, идеология, вера, доверие,  общественное настроение, участие  населения в политике, время, которым  располагает власть для решения  своих задач. К ресурсам власти  относятся знания, профессионализм,  пропаганда во всех ее формах, средства массовой информации. Различные ресурсы используются субъектами власти обычно в комплексе, хотя каждый тип ресурсов имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия. Следует иметь в виду, что действие тех или иных средств власти имеет предел, за которым их применение становится бессмысленным. Так, гонка вооружений не только опасна, но и бессмысленна, ибо применение многих военных средств означает уничтожение самой жизни. Потому необходимо стремиться к тому, чтобы основой власти были привычка к порядку, высокий уровень культуры, благосостояния людей, законность, а не страх наказания и принуждения.

Разделение власти.

Разделение  власти является основным механизмом функционирования всех видов политической и неполитической власти. Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектом  и объектом, между которыми формируются  отношения командования и исполнения, господства и подчинения. В политической системе общества, где субъектами власти выступают учреждения, организации, разделение власти означает принятие решений и их исполнение, распределение  труда, разделение функций. Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства  и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов.

Государственные органы разделяются не только по ветвям власти, но и по уровню, на котором  они находятся, т.е. они делятся  на федеральные (общероссийские) и региональные, т.е. органы субъектов федерации.

Органы  власти субъектов федерации тоже работают по принципу разделения властей, т.е. в каждом из них имеется законодательный  орган (Дума, Законодательное Собрание, Государственный Совет и т.д.) и органы исполнительной власти, которыми руководят или единоличные органы (состоящие из одного человека, Президента, Губернатора и т.д.), или коллегиальные (состоящие из нескольких лиц, например, Правительство).

Органы  субъектов федерации напрямую не подчиняются федеральным властям, поэтому, например, Президент РФ не может дать команду губернатору  области, что-либо сделать, за исключением  случаев, которые указанны в законе.Но в то же время субъекты федерации должны выполнять акты федеральных органов, которые приняты по вопросам их ведения или по вопросам совместного ведения России и ее субъектов. Поэтому можно говорить о том, что между центральными органами и субъектами федерации есть разделение властей по вертикали.

 

Самым нижним уровнем власти является местное  самоуправление. Оно существует в  городах, поселках, селах, аулах т.е., как говорит закон, в городских  и сельских поселениях, и всегда включает в себя представительный орган, который избирается населением, но может еще иметь административные органы (главу администрации, управу, комитет и т. д.)Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти и обязаны подчиняться государству только в тех пределах, которые установлены законом. Но, для них также обязательны акты, принятые федеральными органами и органами субъектов федерации.

3.Используя классификацию типов легитимного политического господства М. Вебера, охарактеризуйте последовательно основные периоды российской политической истории.

Дееспособность власти во многом зависят от ее легитимности. Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Легитимность и авторитетность власти - явления в определенной мере совпадающие. Легитимность означает согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. От легитимности следует отличать легальность власти. Это юридическое понятие, означающее соответствие власти действующим законам. Например, власть президента легальна, т.к. он избран в соответствии с законом и в осуществлении своих полномочий опирается на закон; власть монарха легальна, т.к. не был нарушен порядок престолонаследия. Между легитимностью и легальностью может быть противоречие. Не все законы, принятые в соответствии с установленной процедурой, могут оцениваться населением как справедливые, наконец, законно избранная власть в случае невыполнения своих обещаний, неудачного экономического курса, приведшего к резкому падению уровня жизни, может утратить доверие со стороны общества. В этом случае наблюдается процесс делегитимации власти. В то же время нелегальная по своему происхождению власть может быть оправданна и поддержана народом.

Большой вклад в теорию легитимации господства (власти) внес Макс Вебер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа легитимности власти:

Типы легитимного господства по М. Веберу

 

 

Признак

Легальное господство

Традиционное господство

Харизматическое господство

Правила (нормы), положенные в основу

Рационально разработанные правила

Патриархальные или сословные нормы

Обаяние, привлекательность

Глава системы (тип «господина»)

Избранное должностное лицо или коллегиальный орган

Монарх или религиозный советник

Пророк, военачальник, демагог, лидер

Источник авторитета главы системы

Делегирование на основе принципа большинства

Традиция или передача по наследству

Эмоциональное доверие «свиты» к харизматическому лидеру

Форма легитимности системы

Целерациональная вера в корректность предписанной системы норм

Вера в установленный порядок вещей

Аффективная (эмоциональная) вера в особые качества харизматического лидера и в выдвигаемые им ценности

Доминирующий тип социального поведения

Инструментальное или целерациональное социальное поведение

Традиционное социальное поведение

Эмоциональное социальное поведение


В дореволюционной России легитимность власти была традиционной, так как власть монарха опиралась на Божественное право и священность принципа престолонаследия. Источником власти служила привычка населения повиноваться власти и издревле существующим порядкам, абсолютизм в России опирался не только на традицию, но и на идеологию, т.е. традиционная легитимность власти у нас непременно дополнялась идеологической. Власть, государство в российской культуре, в сознании граждан всегда отождествлялись с явлениями духовного порядка и олицетворяли идею общего блага, смыслообразующего начала. Идея, провозглашенная монархом, способствовала объединению вокруг ее носителя всего населения страны.

После Октябрьской революции (1917г.) была предпринята попытка создать новый, советский, тип легитимности, отличный от традиционного и рационально-легального и сочетающий идеологическую легитимность с харизматической:

идеология марксизма-ленинизма обосновывала соответствие советской власти чаяниям и интересам пролетариата, а затем и всего народа, ее право на господство;

фактически этот тип легитимности сравнительно быстро исчерпал себя, поскольку со временем интересы и потребности населения все меньше интересовали власть, и ее легитимность постепенно переходила на уровень интересов правящей партийной элиты. В результате образовался разрыв между властью и обществом, который в течение длительного периода компенсировался чисто политическими и идеологическими средствами;

лидер коммунистической партии (вождь) первоначально представлял собой харизматический тип личности. Его авторитет основывался на силе дара, который признавался почти божественным. Вождь олицетворял народ, поэтому критика его решений и действий исключалась;

по мере отдаления партийно-государственных лидеров от народа их харизма угасала, лишая легитимности и власть, которую они осуществляли.

В 90-е годы XX в. на месте советского типа легитимности довольно быстро возникла очень своеобразная система властвования, легитимность которой вобрала в себя элементы:

традиционной легитимности (в сознании многих людей президент отождествляется с монархом);

харизматической (многие современные лидеры – это быв-шие коммунисты-вожди, сохранившие стиль политической деятельности);

рационально-легальной (власть формируется на свободных выборах).

Таким образом, в стране сформировалась смешанная, многоэлементная легитимность, которая одновременно опирается на традиции, верования, чувства, рациональность и т.д.

Ситуация экономической и социальной нестабильности снижает возможности власти, поскольку ее собственная социальная база еще невелика и ей постоянно приходится согласовывать очень разные, а подчас диаметрально противоположные интересы. По этим причинам многоэлементная легитимность отражает несовпадение легальности (конституционности) и легитимности власти (поддержки большинством населения), порождает противоречивое отношение к ее решениям.

 

 

Заключение

 

Власть  – ключевой вопрос политики, занимающий центральное место в политической науке. Поэтому для ориентации в  современных политических реалиях  необходимо понимание смысла данной категории, причин необходимости политической власти для общества, ее легитимности, ресурсов, выполняемых функций. Изучение новых тенденций в развитии властных отношений необходимо для осмысления современного состояния России.В  настоящее время самой актуальной является проблема демократизации российской политической власти. Политику трудно проводить, если общество не доверяет власти, а последняя не уверена  в своем окружении и во всех тех людях - классах, группах, обществе, которыми она должна руководить. Между  обществом и государством, народом  и властью, руководителями и подчиненными отнюдь не всегда царит гармония. Политические отношения зыбки и непостоянны. Взаимное или одностороннее влечение сменяется разочарованием, а нередко  и конфликтами. Сегодня, когда в  стране взят курс на построение правого  гражданского общества с развитым политическим сознанием всех или большинства  его социальных слоев особенно важно  признание власти большинством народа законной и справедливой, согласие народа с властью, когда он добровольно  признает ее право принимать решения, которые должны выполняться.

Дееспособность  власти во многом зависят от ее легитимности. Это один из показателей эффективности  политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к  власти. Ее можно определить как  состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Чем ниже уровень легитимности, тем  чаще власть будет опираться на силовое  принуждение. Властные структуры России предпринимают максимум усилий для  обеспечения своей легитимности, то есть признания законного характера  власти.

Список использованной литературы:

1. Жувенель  де Б. Власть: естественная история  ее возрастания. — 

М.: ИРИСЭН: Мысль, 2011.

2. Исаев  Б.А., Баранов Н.А. Политические  отношения и полити-

ческий  процесс в современной России: учебное пособие. Лекции 2,

3. — СПб.: Питер, 2007. — URL: http://nicbar.narod.ru/Spetskurs.htm.

3. Конфисахор  А.Г. На чем держится власть. — URL: http://www.

politnauka.org/library/teoria/konfisahor.php.

4. Ледяев  В.Г. Власть: концептуальный анализ. — М.: РОССПЭН, 

2001. —  URL: http://grachev62.narod.ru/led/content.htm.

5. Политология:  Лексикон. — М.: РОССПЭН, 2007.

6. Пугачев  В.П., Соловьев А.И. Введение в  политологию. — М.:

Аспект  Пресс, 2010.

7. Соловьев  А.И. Политология: Политическая  теория, политические 

технологии. — М.: Аспект Пресс, 2012.

8. Теория  политики / под ред. Б.А. Исаева. — СПб.: Питер, 2007.

9. Халипов  В.Ф. Кратология как система  наук о власти. — М.:

Республика, 1999. — URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/

Polit/Halip/index.php.

10. Хейвуд  Э. Политология. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 

 


Информация о работе Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки