Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 01:46, контрольная работа
Этимологически понятие «власть» происходит от древнегреческого слова «kratos», оно означало управление гражданами и обществом. Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Способность политической власти оборачиваться для человека одновременно и движущей силой, и злой волей, во все времена занимала умы философов и писателей. Аристотель, Шекспир, Гете, Ницше и Достоевский в философских рассуждениях или художественных образах пытались приоткрыть завесу над этим феноменом жизни общества и человека.
Введение
1.Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки
2.Структура и ресурсы
3.Используя классификацию типов легитимного политического господства М.Вебера, охарактеризуйте последовательно основные периоды российской политической историиполитической власти
Заключение
Литература
Введение
Этимологически понятие
«власть» происходит от древнегреческого
слова «kratos», оно означало управление
гражданами и обществом. Понятие
власти является одним из центральных
в политологии. Оно дает ключ к
пониманию политических институтов,
политических движений и самой политики.
Способность политической власти оборачиваться
для человека одновременно и движущей
силой, и злой волей, во все времена
занимала умы философов и писателей.
Аристотель, Шекспир, Гете, Ницше и
Достоевский в философских
Власть – ключевой вопрос политики, поэтому для ориентации в современных политических реалиях необходимо понимание смысла данной категории, причин необходимости политической власти для общества, ее легитимности, ресурсов, выполняемых функций. Изучение механизмов реализации власти необходимо для осмысления современного состояния России.
1.Политическая власть, ее
сущность и отличительные
Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность. В политологической теории не сложилось единого определения власти. Наиболее часто приводятся следующие определения:
силовое, трактующее власть как господство и принуждение к повиновению;
волевое, понимающее власть как способность проводить свою волю даже вопреки сопротивлению (М. Вебер);
власть как влияние, суть
влияния заключается в
телеологическое, в соответствии с которым власть - это достижение определенных целей;
инструменталистское, трактующее власть как способность к мобилизации ресурсов для достижения определенных целей;
конфликтное, сводящее власть к позиции господства, связанной со способностью отдельных групп и индивидов контролировать механизм распределения дефицитных общественных ценностей;
структуралистское, представляющее
власть как особый род отношений
между управляющим и
Признавая факт, что на сегодняшний
день в науке не сложилась общая
теория власти, отечественные политологи
систематизировали
Из множества определений власти наиболее часто употребляется осовремененное определение М. Вебера, согласно которому власть – это принуждение человека к действию либо бездействию помимо его воли.
В зависимости от признака классификации выделяют различные виды власти. Так, по субъекту власти разграничиваются классовая, групповая и личная власть. По содержанию можно выделить власть семейную, чувственно-эмоциональную, духовную, экономическую, политическую, информационную.
Уже в первобытном обществе
есть общественная власть, координирующая
все стороны жизни коллектива
и регулируемая обычаями. Позже,
в условиях разделения труда и
собственности, общественная власть претерпевает
значительные изменения, становясь
политической властью. Политическая власть
всегда носит общественный характер,
проявляется через
политическая власть присутствует в отношениях между большими социальными группами, государствами, сообществами, общественными организациями;
политическая власть предполагает
необходимость организационных
процедур для представления интересов
общностей в политической сфере,
институциональную
возможность использования самых разнообразных ресурсов (экономических, принудительных, информационных и др.);
сочетание открытых и теневых
центров власти, действующих скрытно,
вне сферы общественного
моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений (в отличие от власти экономической, которая в условиях рынка предполагает плюрализм субъектов власти);
иерархичность отношений власти;
делегирование (передача) части властных полномочий от одного субъекта другому, который берет на себя ответственность за их выполнение (модель: центральная власть > местная власть);
идеологичность.
Социальное назначение политической власти неоднозначно, что проявляется в ее способности выступать фактором как интеграции, так и дезинтеграции общества. В первом случае с помощью власти поддерживается общественный порядок, разрешаются конфликты, во втором - обеспечивается господство одних социальных групп над другими.
Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.
2.Структура и ресурсы политической власти
В отечественной политологии
отмечают смысловую связь категории
«власть» со словами владеть, владычествовать,
быть владыкой, но не отождествляют
их. Наибольшее распространение имеют
марксистское (классовое) и веберовское
понимание природы власти. По мнению
Макса Вебера, власть означает возможность
и способность индивида или социальной
общности осуществлять свою волю в
определенной системе социальных отношений,
несмотря на сопротивление и независимо
от того, откуда такая способность
исходит. Определенным синтезом существующих
подходов является следующая трактовка
власти: «Власть – это один из
важнейших видов социального
взаимодействия, специфическое отношение
по крайней мере между двумя субъектами,
один из которых подчиняется
К источникам власти относятся социальные факторы, обеспечивающие реализацию и доминирование господствующей воли. Это такие факторы, как сила, авторитет, закон, богатство, престиж, тайна, харизма и другие. Решающую роль среди них играют сила и авторитет, без которых невозможно осуществление воли и интересов властвующего социального субъекта.
Основными структурными компонентами
власти являются ее субъекты, объекты
и сферы властного влияния. К
субъектам власти относятся индивиды,
элитные социальные группы, социальные
группы и общественные классы, нации,
политические партии и общественно-политические
организации, государство. Объектами
власти выступают индивиды и социальные
общности, организации и предприятия,
ведомства и отрасли, административно-
Ресурсами власти являются интересы, убеждения людей, их чувства, эмоции (страх, ненависть, зависть, восторг, энтузиазм, недовольство и др.). Эффективными средствами власти могут стать национальные и религиозные чувства. Ресурс типа интереса определяется экономическим потенциалом, налоговой, социальной политикой. Ресурс принуждения использует страх за жизнь, здоровье, имущество, благосостояние. Результат насилия заключается в том, что человек вынужден вести себя не так, как он хотел бы. Принуждение может быть физическим, психологическим, моральным.
Ресурсом власти является
язык как элемент политической
культуры. Язык власти специфичен, он опирается
на мифы, стереотипы, а значение слов
зависит от воли властелина, от умения
читать между строк. Значение штампов,
клише бюрократического языка является
своеобразным пропуском в
К ресурсам относится экономический,
военный, культурный потенциал
страны, государственная территория,
стабильность и порядок, единство общества,
природные богатства, численность
населения, его качество (культура,
образованность, трудовые навыки и
т.д.). Важное значение имеют традиции,
идеология, вера, доверие, общественное
настроение, участие населения в
политике, время, которым располагает
власть для решения своих задач.
К ресурсам власти относятся знания,
профессионализм, пропаганда во всех
ее формах, средства массовой информации.
Различные ресурсы используются
субъектами власти обычно в комплексе,
хотя каждый тип ресурсов имеет свои
условия реализации и предел эффективности,
наиболее удобные объекты и
время действия. Так, для убеждения
наиболее предрасположена молодежь.
Оппозиционные силы больше опираются
на недовольных. Во времена революций,
войн чаще используется насилие. Принуждение
больше распространено в странах
со слабыми демократическими
К существенным характеристикам власти относятся ее функции, которые иногда называют формами проявления власти. Речь идет о таких функциях, как господство, руководство, управление, организация, контроль и другие. Среди них приоритетное значение имеют господство и руководство, разное соотношение которых в той или иной стране выражается в формировании различных политических режимов.
Принцип разделения властей
Разделение власти является
основным механизмом функционирования
всех видов политической и неполитической
власти. Разделение власти возникает
из свойства власти быть отношениями
между субъектом и объектом, между
которыми формируются отношения
командования и исполнения, господства
и подчинения. Первое крупное разделение
власти развело политическую и
религиозную (духовную, жреческую) власти,
власть государства и церкви. Соперничество
между этими властями
Информация о работе Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки