Содержание:
1. Политическая власть, ее
сущность и отличительные признаки.
2. Структура и ресурсы
политической власти. Принцип разделения
властей. Понятие «легитимность
власти».
3. Разновидности власти.
4. Литература.
1. Политическая власть, ее сущность
и отличительные признаки
Полити́ческая вла́сть — способность одного человека
или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
Данное определение будет справедливо лишь в том
случае, если считать понятия «государственная власть» и
«политическая власть» тождественными.
Основные черты политической
власти
Наличие объекта и субъекта политического управления.
Субъекты делятся на:
первичные — крупные социальные группы со своими интересами
вторичные — органы государственной власти, политические партии и организации, лидеры, политическая элита
закрепление в законах полномочий
субъекта правления
чёткий механизм реализации
решений политической власти на практике
принцип (функционального) разделения власти
легальность (законное основание для власти)
легитимность (поддержка власти обществом)
Функции
интегрирующая (интеграция
общественных интересов)
контролирующая (обеспечение
правопорядка)
Функции политической власти
напрямую связаны с функциями государства
во внутренней и внешней политике.
2. Структура и ресурсы
политической власти. Принцип разделения
властей. Понятие «легитимность
власти»
Ресурсы
Как всякая власть одних людей
над другими, политическая власть может
иметь различные источники, ресурсы, трактуемые
обычно как совокупность средств, использование
которых обеспечивает субъекту доминирование над объектом. Существуют различные
подходы к их классификации, в том числе —
по сферам общественной жизнедеятельности,
содержащим соответствующие ресурсы:
экономическим, социальным, культурно-информационным,
силовым, демографическим. Инструментальный
подход позволяет структурировать сами
средства подчинения.
Не располагая никаким специфическим
ресурсом, политическая власть способна
через государство интегрировать и задействовать
все другие, что конкурировать с ней никакая
иная власть не в состоянии. За счёт этого
она выполняет свои основные функции.
Методы
принуждение (субъект властных
отношений угрожает объекту применением силы в
случае неповиновения)
убеждение (посредством пропаганды
и др.)
манипулирование информацией
побуждение (субъект предлагает
объекту некое вознаграждение за подчинение)
Легитимность (от лат. legitimus —
согласный с законами, законный, правомерный) — согласие народа с властью, когда он добровольно
признаёт за ней право принимать обязательные
решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет
опираться на силовое принуждение.
Политическая легитимность
Применительно к политической легитимности известный
английский политолог Дэвид Битэм (David Beetham) разработал «нормативную структуру
политической легитимности»:
1. власть соответствует принятым или установленным
в обществе правилам;
2. эти правила оправданы путём
ссылки на веру, которую разделяют управляемые и управляющие;
3. имеются доказательства согласия
на существующие отношения власти.
Легитимность следует отличать от легальности — соответствия правовым нормам.
Легальный — признаваемый законом, соответствующий
закону или подзаконным актам.
3. Разновидности власти
Традиционная власть
Для поддержания традиционной
власти служат привычные и давно существующие
формы общественной жизни.
Положительные черты:
меньше затрат на управление
чувство общности среди людей
устойчивость перед внешними
потрясениями
Отрицательные черты
слабая восприимчивость к новому
неповоротливость государственного
аппарата
постепенное накопление внутренних
противоречий
возможна экономическая стагнация
Экономическая власть
Для того, чтобы осуществлялась
экономическая власть, необходимо какое-либо богатство, которое есть у объекта, но нет у субъекта, при этом субъект нуждается в этом богатстве. Это власть в сфере экономики,
«хозяйствования». Это контроль над экономическими
ресурсами: материальными ценностями,
деньгами, техникой, плодородными землями,
полезными ископаемыми и т. д.
Харизматическая
власть
Харизматическая власть, основанная на исключительных
свойствах, которыми обладает субъект.
Харизматический тип власти
можно считать наиболее своеобразным.
Во-первых, основывается на вере в сверхъестественную
святость, героизм или какое-то иное достоинство
вождя. Более того, авторитет его личности
распространяется на институты власти,
способствует их признанию и принятию
населением. Безоговорочная поддержка
лидера населением нередко оборачивается
цезаризмом, вождизмом и культом личности. Во-вторых, зачастую строится
на отрицании всего того, что было раньше,
то есть подразумевает, что предложенный
вариант господства является наилучшим.
Харизматичный лидер приходит к власти
зачастую в «смутное время», когда нет
необходимости опираться на авторитет
традиций или законы, а население готово
поддержать того, кто пообещает лучшее
будущее.
Именно из-за самой специфики
харизматической власти возникает ряд
проблем с передачей властных полномочий.
Механизмы передачи харизматической
власти:
Лидер сам назначает себе преемника.
В этом случае народная любовь и доверие
переносятся на «продолжателя дела».
Харизма института («не человек
красит место, а место человека»), позволяет
лидеру стать таковым, заняв должность
главы государства (президент США). Также распространена харизма организации, которая подразумевает безоговорочную поддержку населением всех членов той или иной организации (КПСС, КПК и т. п.).
Харизма семейства представляет
собой очень редкий вариант передачи властных
полномочий. В этом случае государством
управляют члены одного рода или династии.
В современном мире эта практика существует,
в основном, в восточных странах. Самый
яркий пример — правление семьи Ганди в Индии.
Если же ни один из перечисленных
механизмов передачи властных полномочий
не срабатывает, внутри элиты начинается
борьба за власть.
преимущество: эффективность
управления (особенно во время кризиса)
недостаток: практическая безотчётность
и бесконтрольность
Авторитарная власть
Авторитарные общественные
взаимоотношения означают разделение общества на (немногих) отдающих приказы и (многих) эти приказы принимающих, обделяя вовлечённых
в этот процесс индивидов (интеллектуально, эмоционально и физически)
и общество в целом. Человеческие отношения во всех сферах жизни
отмечены властью, а не свободой. И так как свобода может быть создана толькосвободой, авторитарные общественные
отношения (и повиновение, которого они
требуют) не воспитывают (и не могут воспитать) личность в свободе — только участие (самоуправление) во всех областях жизни может
сделать это.
Литература
1. Жувенель де Б. Власть:
естественная история ее возрастания.
—
М.: ИРИСЭН: Мысль, 2011.
2. Исаев Б.А., Баранов Н.А.
Политические отношения и полити-
ческий процесс в современной
России: учебное пособие. Лекции 2,
3. — СПб.: Питер, 2007. — URL: http://nicbar.narod.ru/Spetskurs.htm.
3. Конфисахор А.Г. На чем
держится власть. — URL: http://www.
politnauka.org/library/teoria/konfisahor.php.
4. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный
анализ. — М.: РОССПЭН,
2001. — URL: http://grachev62.narod.ru/led/content.htm.
5. Политология: Лексикон. —
М.: РОССПЭН, 2007.
6. Пугачев В.П., Соловьев
А.И. Введение в политологию. —
М.:
Аспект Пресс, 2010.
7. Соловьев А.И. Политология:
Политическая теория, политические
технологии. — М.: Аспект Пресс,
2012.
8. Теория политики / под
ред. Б.А. Исаева. — СПб.: Питер, 2007.
9. Халипов В.Ф. Кратология
как система наук о власти.
— М.:
Республика, 1999. — URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/
Polit/Halip/index.php.
10. Хейвуд Э. Политология.
— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.