Политическая власть и механизмы ее осуществления
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 15:23, реферат
Краткое описание
1. Сущность и содержание власти.
2. Отличительные черты политической власти.
3. Способы и механизмы функционирования власти.
Вложенные файлы: 1 файл
Политическая власть
и механизмы ее осуществления
1. Сущность и содержание власти
Власть -- одно из центральных понятий
политологии. Власть необходима для устойчивого
существования любой общественной организации,
в ней скрещиваются наиболее важные общественные
интересы. Вся история человечества пронизана
борьбой за власть, именно эта борьба определяет
наиболее драматические повороты и замысловатые
интриги в жизни государств.
. Основными компонентами
власти являются: ее субъект, объективные
средства (ресурсы) и процесс, приводящий
в движение все ее элементы и характеризующийся
механизмом и способами взаимодействия
субъекта и объекта.
Субъект власти воплощает в себе ее активное,
направляющее начало. Им могут быть индивидуум,
организация, социальная общность и др.
Для реализации властных отношений субъект
должен обладать такими качествами, как
желание властвовать и воля к власти. Помимо
этого субъект власти должен быть компетентным,
должен знать состояние и настроение подчиненных,
обладать авторитетом.
Субъект определяет содержание властного
отношения через: 1) приказ (распоряжение)
как властное повеление подчиниться воле
субъекта власти; 2) подчинение как подведение
частной воли под всеобщую волю власти;
3) наказание (санкции) как средство воздействия
на отрицание господствующей воли; 4) нормирование
поведения как совокупность правил в соответствии
с всеобщим интересом.
От характера содержащихся в приказе
требований во многом зависит отношение
к нему объекта власти -- второго
важнейшего элемента власти. Власть --
всегда двустороннее взаимодействие субъекта
и объекта. Власть немыслима без подчинения
объекта. «Готовность к подчинению зависит
от ряда факторов: от собственных качеств
объекта властвования, от характера предъявляемых
к нему требований, от ситуации и средств
воздействия, которыми располагает субъект,
а также от восприятия руководителя исполнителями,
наличия или отсутствия у него авторитета».
Отличительными чертами политической власти являются:
- легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;
- верховенство, обязательность ее решений для всего общества и соответственно для всех других видов власти;
- публичность, т. е. всеобщность и безличность, что означает обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);
- моноцентричность, т. е. наличие единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти экономической);
- многообразие ресурсов.
Структуру
политической системы составляют: политические отношения; политическая
организация общества (государственно-правовые
органы, политические партии, массовые
общественные организации, трудовые коллективы);
средства массовой информации: политические
принципы и нормы; политическое сознание
и политическая культура.
Способы и механизмы
функционирования власти.
Использование ресурсов власти
приводит в движение все её компоненты,
делает реальностью её процесс, который
характеризуется прежде всего способами
и механизмами властвования.
Способы властвования могут
быть различными: демократическими (власть
осуществляется при участии исполнителей
её решений), авторитарными (единоличное
правление с ограниченным контролем над
подданными), тоталитарным (всеобъемлющий
контроль субъекта над объектом), конституционным
(правление в рамках закона), деспотическим
(всевластие, произвол и опора на насилие),
либеральным (уважение свободы личности,
её фундаментальных прав) и другими.
Процесс властвования упорядочивается
и регулируется с помощью специального
механизма власти - системы организаций
и норм, их устройства и деятельности.
Применительно к такому сложному социальному
субъекту, как общество (народ) механизмом
власти выступают государственные органы,
право, политическая система в целом
Особенности различных элементов
власти - субъекта, объекта, ресурсов -
могут использоваться в качестве основания
её типологии.
Существует несколько классификаций
власти в зависимости от того, что считается
основанием: область функционирования
власти, объём прерогатив, субъект власти,
режим правления и т.д.
1. По области функционирования: политическая, идеологическая,
социальная, экономическая, юридическая,
светская и духовная (религиозная);
2. по объёму прерогатив: государственная,
международная, семейная и т.д.;
3. по объекту власти: общественная, классовая,
партийная, личная;
4. по режиму правления: тоталитарная, деспотическая,
бюрократическая, авторитарная, демократическая
и др.;
5. по социальному типу: рабовладельческая,
феодальная, буржуазная, социалистическая
и т.д.
Заключение.
Власть - это специальный
социальный институт, который упорядочивает
социальные отношения и поведение индивида.
Политическая власть - определяет воздействие
на поведение масс, групп, организаций
с помощью средств, которыми обладает
государство. В отличие от нравственной
и семейной власти политическая власть
носит не личностно-непосредственный,
а общественно-опосредованный характер.
Политическая власть проявляется в общих
решениях и решениях для всех, в функционировании
институтов (президент, правительство,
парламент, суд). В отличие от правовой
власти, регулирующей отношения между
конкретными субъектами, политическая
власть мобилизует на достижение целей
большие массы людей, регулирует отношения
между группами во время стабильности,
общего согласия.
Воля к власти у одних
дополняется потребностью других присоединиться
к властной воле, идентифицировать себя
с ней, подчиниться ей.
4. Эффективность и легитимность
власти
Одной из наиболее важных интегральных
характеристик власти является ее эффективность,
т. е. степень выполнения своих задач и
функций. Практически это означает гарантированное
проведение в жизнь компетентных властных
распоряжений с наименьшими затратами
и издержками.
Важный критерий эффективности власти
-- рациональность ее «вертикальной» и
«горизонтальной» структур. Вертикальная структура обеспечивает
власть сверху вниз,горизонтальная
структура отражает координацию властных
действий группы примерно равноправных
субъектов на один или несколько объектов.
Главное в вертикальной структуре -- обоснованное
и организационно обеспеченное количество
промежуточных звеньев при движении властных
распоряжений от основного субъекта к
основному объекту. Здесь возникают две
опасности: первая -- появление излишних
промежуточных структур, что ведет к раздуванию
аппарата и размыванию властных распоряжений,
а вторая -- отсутствие необходимых звеньев
в данной управленческой ситуации (в этом
случае распоряжение «зависает» и не доходит
частично или полностью до объекта). В
России, которая является федеративным
государством, эти опасности реальны.
В настоящее время формируется «вертикаль»
президентской власти, но процесс этот
еще не завершен. Так, создан институт
полномочных представителей президента
в регионах, уточнен статус глав региональных
администраций -- губернаторов. Вместе
с тем представители президента отсутствуют
в национальных республиках и округах,
имеются проблемы стыковки центральной
власти и местного самоуправления.
Горизонтальная структура власти формируется,
как правило, для решения конкретных управленческих
проблем и по сравнению с вертикальной
структурой является более гибкой и мобильной.
Так, горизонтальные механизмы формируются
из представителей разных ведомств при
реализации федеральных целевых программ,
в виде оперативно-следственных групп
для раскрытия наиболее важных преступлений,
в системе мероприятий по борьбе с терроризмом.
В подобных ситуациях эффективность власти
зависит от четкости договорной базы между
субъектами, грамотной блокировки неоправданных
личных амбиций и корыстных групповых
интересов, наличия достаточной общей
информационной базы. В настоящее время
горизонтальная структура власти реализуется
в России в федеральных программах поддержки
сельского хозяйства, зашиты окружающей
среды, по борьбе с преступностью. Аналогичные
механизмы могут формироваться на региональном
и местном уровнях.
Контроль -- учет и анализ распоряжений
власти -- является одним из непременных
условий ее эффективности. Главное в его
налаживании -- организационное, техническое
и кадровое обеспечение. В современных
условиях, когда от объектов управления
идет большой поток противоречивой информации,
существует риск «информационного потолка»,
при превышении которого контролирующий
орган перестает перерабатывать поступающие
материалы. Избежать этого помогают мониторинговые
(непрерывные) системы контроля, которые
все шире используются как для контроля,
так и для прогнозирования общественно-политической
ситуации. Опасность таят в себе ситуации,
когда при остром противоборстве близких
к власти политических сил контроль может
быть заблокирован с помощью саботажа,
искажения информации, компрометации
контролирующих органов.
Контроль тесно связан с проблемой санкций -- применения наказания
к объекту власти в случае невыполнения
им приказа (распоряжения). Применение
санкций и их действенность зависят от
всей социотехнологической цепочки власти,
при этом наибольшую опасность несут отсутствие
законодательной базы, корыстная избирательность
в применении закона, а также неэффективность
работы правоохранительных органов.
Главное в механизме санкций -- неотвратимость
наказания по всей вертикали власти, что
позволяет устранить недочеты власти
от ее высшего звена до низшего. Для повышения
эффективности контроля и применения
санкций необходимы:
1. настойчивость субъекта и энергичность
его усилий в реализации принятых властных
решений;
2. способность обеспечить поддержку
властных распоряжений средствами массовой
информации, наиболее авторитетными группами
населения;
3. умение нейтрализовать действия, направленные
против властного распоряжения, с минимальным
побочным отрицательным эффектом;
4. наличие пакета вариантов санкций для
обеспечения маневра в случае изменения
ситуации.
Эффективная власть предполагает не
только контроль, но и самоконтроль. Опираясь
на прошлые достижения и ошибки, она должна
видеть пределы, за которые нельзя заходить,
должна блокировать превращение разумного
риска в авантюру.
Важным показателем эффективности власти
является ее авторитет -- степень признания
обществом деловых, созидательных качеств
субъектов власти, ее способность выражать
интересы большинства граждан.
Эффективность власти во многом зависит
от ее легитимности (от
лат. legitimus -- согласный с законами, законный,
правомерный). История понятия «легитимность»
восходит к средним векам, когда оно обозначало
согласие с обычаями, традициями и установленным
поведением и преимущественно трактовалось
как право верховных должностных лиц поступать
согласно обычаям. Но уже с середины XIV
в. легитимность начинает обозначать правомочия
выборной власти.
В научный обиход термин «легитимность»
ввел Макс Вебер (1864-1920). Немецкий ученый
указал на то, что любая власть нуждается
в самооправдании, признании и поддержке.
Понятие «легитимность» часто переводится
как «законность», что не совсем точно,
так как Вебер имел в виду не юридические,
а социологические (поведенческие) характеристики
господства (власти) и придавал главное
значение фактору монопольного применения
насилия.
Легитимация -- процедура общественного
признания какого-либо действия, события
или факта, действующего лица. Она призвана
обеспечить повиновение, согласие, политическое
участие без принуждения, а если повиновение
не достигается, то она помогает оправдать
принуждение, использование силы.
Для поддержания легитимности власти
используют многие средства: изменение
законодательства и механизма государственного
управления в соответствии с новыми требованиями;
обращение к национальным традициям; реализация
легальных мер предосторожности против
возможного снижения легитимности власти;
поддержание в обществе законности и правопорядка
и др.
Показателями легитимности власти выступают:
уровень принуждения, применяемый для
проведения политики в жизнь; наличие
попыток свержения правительства или
лидера; сила проявления гражданского
неповиновения; результаты выборов, референдумов;
массовость демонстраций в поддержку
власти (оппозиции) и др.
Противоположный процесс легитимации
-- делегитимация, т. е. утрата
доверия, лишение политики и власти общественного
кредита. Основными причинами делегитимации
являются:
1. противоречие между универсальными
ценностями, господствующими в обществе,
и эгоистическими интересами властвующей
элиты;
2. противоречие между идеей демократии
и социально-политической практикой, что
проявляется в попытках решить проблемы
силовым путем, нажимом на средства массовой
информации;
3. отсутствие в политической системе
механизмов по защите интересов народных
масс;
4. нарастание бюрократизации и коррумпированности;
5. национализм, этнический сепаратизм
в многонациональных государствах, проявляющиеся
в отвержении федеральной власти;
6. потеря правящей элитой веры в правомерность
своей власти; возникновение внутри нее
острых социальных противоречий, столкновение
разных ветвей власти.
Информация о работе Политическая власть и механизмы ее осуществления