Политическая власть как социальный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 12:55, реферат

Краткое описание

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений. Власть служит основой, объектом и движущей силой политики. Борьба за власть является характерной чертой политической жизни любого общества, любой эпохи.

Содержание

Введение. 3

Власть как социальный феномен. 3

Власть как один из способов организации общественных отношений 4
и форм социального регулирования. Концепция власти.

3. Признаки власти. Субъект и объект власти (зависимый, волевой характер 6
воздействия, властные методы).

4. Виды власти. 8

5. Ветви власти. 9

Заключение. 10

Список используемой литературы. 11

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по политологии.docx

— 39.94 Кб (Скачать файл)

            Субъект политики – это конкретно-исторический носитель многообразной политической деятельности, направленной на завоевание, защиту или использование власти с целью реализации своих коренных интересов.

             Власть как волевое отношение – форма организации индивидуальной и общественной жизни, присуща личности как свободному субъекту, обладающему целесообразным и мотивированным осознанием необходимости соблюдения им общественных норм жизни. Человеку стремление власти присуще от природы. Проблема состоит в том:

человек часто не задумывается о своих волевых устремлениях, возможностях и способностях, реализуя их автоматически;

он осознает свое право на власть в случаях нарушения его интересов и необходимости борьбы за восстановление попранных прав и свобод;

             Стремление личности к власти носит хронологический и пространственно спонтанный характер, зависит от множества объективных и субъективных факторов, в т.ч. психологических;

             Выступая активным субъектом политики и являясь непосредственным носителем политической власти, лидер, по сути, оказывает огромное влияние на политическую жизнь. В современном обществе лидерство представляет собой способ формирования власти, основанной на интеграции различных групп для решения проблем и задач общественного развития путем претворения в жизнь выдвигаемой лидером программы.

             В соответствии с этим можно говорить о том, что лидерство существует на трех социальных уровнях, где решаются различные задачи.

- лидерство  на уровне малой группы, объединенной  политическими интересами.

- лидерство  на уровне политических движений  в контексте притязаний па власть конкретных социальных групп.

- лидерство  как способ организации власти  в рамках всего общества, но при условии существования гражданского общества, разделения властей, а также социально-классового деления общества.

В системе властных отношений подчинение может быть осознанным, когда руководящая воля сообщества и интересы входящих в него индивидов либо социальных групп совпадают, или же когда создается иллюзия их совпадения.

Оно также может приобретать активный характер и сопровождаться участием в

 

                                                               -7-

формировании руководящей воли, в поддержке проводимых в соответствии с ее установками мероприятий. С другой стороны, подчинение бывает реальным и формальным, добровольным и вынужденным (принуждение, вынужденное

принуждение, психическое принуждение, общественное мнение, убеждение, влияние, сдерживание, побуждение, активация ответственности, легитимность).

 

 

  1. Виды власти

 

Экономическая власть – это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку «экономический контроль – это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными, — это контроль над средствами достижения всех наших целей»

 

С экономической властью тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает распределение материальных благ, то социальная – распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий.

 

Духовно-информационная власть – это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства.

 

Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы.

 

Существуют и другие подходы к выделению видов власти. Так, в зависимости от субъектов власть делится на:

- государственную;

- партийную;

- профсоюзную;

- армейскую;

- семейную и т.п.

 

По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть:

- тоталитарную;

- авторитарную;

- либеральную;

- демократическую.

 

 

 

 

-8-

  1. Ветви власти

 

             В соответствии с Конституцией РФ политическая власть в России состоит из трех ветвей: исполнительной, законодательной и судебной, а также органов власти, не входящие ни в одну из трех основных ветвей (например, Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Российская академия сельскохозяйственных наук, Уполномоченный по правам человека в РФ и т.д.).

Исполнительная власть

Исполнительная власть - власть правоприменительная, на которую возлагается функция исполнения принимаемых парламентом, т.е. законодательной властью законов (3578 организаций).

Законодательная власть

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Законодательная власть включает также Законодательные Собрания субъектов Российской Федерации (82 организации).

Судебная власть

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (2643 организации).

Иное

Органы власти не входящие ни в одну из трёх основных ветвей власти (280 организаций, например, Счетная Палата РФ, Центральный Банк РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Российская Академия Наук РФ и т.д.).


 

             Принцип разделения властей является важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках.

            Согласно теории разделения властей: 1) законодательная, исполнительная и

-9-

судебная власть предоставляются различным людям и органам в соответствии с Конституцией; 2) все власти равны перед законом и между собой; 3) никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другой власти; 4) судебная власть независима от политического воздействия, судьи несменяемы, независимы, неприкосновенны и подчиняются только закону.

               Разделение властей является характерным признаком правового государства, гарантией его функционирования. Оно обеспечивается механизмом «сдержек и противовесов», под которым понимается частичное совпадение полномочий трех властей.

               Кроме того, разделение власти  на три ветви в государстве  обуславливается необходимостью: 1) четкого определения функций, компетенции  и ответственности различных  государственных органов; 2) обеспечения  возможности контролировать государственными  органами друг друга на конституционной  основе; 3) эффективной борьбы со  злоупотреблениями властью.

                Реализация принципа разделения властей всегда сопровождается свободой средств массовой информации, которые часто именуются как «четвертая власть».

                Впервые свое юридическое оформление принцип разделения властей нашел в Конституции США (1787), в конституционных актах Великой французской революции (1789—1794). Сегодня этот принцип конституционно закреплен в большинстве стран мира.

               Опыт многих стран, давно установивших разделение власти, свидетельствует о том, что его важным элементом является определенный баланс полномочий между главой государства и парламентом, контролирующим правительство.

            Ядром политической власти в демократическом обществе является власть государственная.

            Политическая власть имеет исключительное право на  установление норм и принуждение к их исполнению.

 

 

Заключение

 

Власть - это специальный социальный институт, который упорядочивает социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть - определяет воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.

 

 

-10-

 

Список используемой литературы.

  1. Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Междунар. отношения, 1995. - 400 с.
  2. Ожиганов Э.Н. Моделирование и анализ политических процессов: Учеб. пособие. - М.: РУДН, 2009. – 189с.
  3. Крайтерман В.С. ПОЛИТОЛОГИЯ: Учебное пособие для высших учебных заведений, Москва,  2007.
  4. Политология: Учеб. пособие для студентов заочного отделения / И.В. Борзихина, Н.Д. Запецкая, Л.А. Коноплева, А.В. Трофимов, Т.Е. Эйдис. Отв. ред. А.В. Трофимов. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2006.
  5. Грачев М.Н., Ирхин Ю.В.  Актуальные проблемы политической науки: Коллективная монография. – М.: Экономическая демократия, 1996. – 188 с.
  6. Гаджиев К.С. Политология. Основной курс М.: Высшее образование, 2007. – 468 с.
  7. Шевченко В.Н. Введение в политологию: Учебное пособие. - САА, 1999. - 148с.
  8. Политология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.А. Круглова.- Минск: Асар, 2009. - 304 с.
  9. Козырев Г. И.  Основы социологии и политологии: учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. - 240 с. - (Профессиональное образование).

Интернет источник

  1. www.palin-au.ru  Просмотр страницы 10.01.2013г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-11-

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Политическая власть как социальный феномен