Политическая влась сущность и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 12:44, реферат

Краткое описание

Власть оказывается наиболее таинственным явлением в политике, природу которого выявить непросто. Что заставляет человека, общество подчинятся кому-либо или чему-либо: боязнь насилия или желание повиноваться? Своей таинственностью и неопределенностью власть никого не оставляла равнодушным к себе: ею восхищались и ее проклинали, возвышали до небес и «втаптывали в грязь».
Попробуем разобраться, что же такое «Политическая власть», какова ее сущность и структура.

Содержание

Введение. 2
Природа власти. 3
Структура власти. 7
Виды власти 14
Заключение. 15
Литература. 16

Вложенные файлы: 1 файл

Политическая власть.doc

— 57.50 Кб (Скачать файл)
Политическая  власть. Сущность и  структура 
реферат : Политология : Политическая власть. Сущность и структура
 
 

Тема: Политическая власть: сущность и структура.

 

Содержание 

Введение. 2
Природа власти. 3
Структура власти. 7
Виды власти 14
Заключение. 15
Литература. 16

 
Введение.

    Власть служит основой политики. Именно она отличает политику от других сфер жизни общества (экономической, социальной, духовной и др.).

    Власть  оказывается наиболее таинственным явлением в политике, природу которого выявить непросто. Что заставляет человека, общество подчинятся кому-либо или чему-либо: боязнь насилия или  желание повиноваться? Своей таинственностью  и неопределенностью власть никого не оставляла равнодушным к себе: ею восхищались и ее проклинали, возвышали до небес и «втаптывали в грязь».

    Попробуем разобраться, что же такое «Политическая власть», какова ее сущность и структура.    

Природа власти.

Поведенческий подход.

    Данный подход характеризует власть как особенную сущность, носителем которой выступает отдельная личность и она отождествляется с вещью или силой, обладание которой дает право на повелевание. Природа власти объясняется биологической и психической природой человека, а для придания ей большей величественности и могущества она наделяется такими ценностными характеристиками, как божественный характер, справедливость, ответственность и др.

Социологический подход.

    Наиболее распространенным (в данном контексте) является определение власти немецким социологом М. Вебером. 
Он считал что в основе властных отношений лежат отношения господства и подчинения и понимал власть как способность одного индивида (в определенных социальных условиях) проводить собственную волю вопреки сопротивлению другого индивида.  А американский социолог Т. Парсонс, расширяя границы  социального субъекта (до группы, организации, общества), обратил внимание на две характерные черты власти. 
Первая это способность принимать решения и добиваться их обязательного выполнения. 
Вторая это способность общества мобилизовать свои ресурсы для достижения общих целей

Поведенческое понимание власти.

Бихевиоризм.

    Введение в политическую науку бихевиоризма, оказало заметное влияние на политическую мысль, и было связано с именами американских ученых Ч. Мерриама,  Г. Лассуэла и английского исследователя Дж. Кэтлина. Сам политический процесс они рассматривали как столкновение индивидуальных стремлений к власти, в которой побеждает самый сильный. Баланс стремлений к власти политических сил обеспечивается системой политических институтов. Нарушение равновесия политических сил приводит к кризисам и конфликтам в обществе.

Психоаналитическая и неофрейдистская концепция власти.  

    Основной тезис данных концепций: власть есть способ господства бессознательного над человеческим сознанием
Индивид подчиняется силам, находящимся вне его сознания. Подавляя рациональные мотивы поведения, манипуляция обеспечивает доминирование иррациональных начал в политической деятельности: страха, агрессивности, стремления к разрушению и деструктивности.

Социологическое понимание власти.

    Строится на анализе власти в контексте социальных условий ее возникновения  и функционирования с учетом доминирующих в обществе ценностей, традиций и предпочтений. Имеется несколько трактовок данного подхода.

Структурно-функциональный анализ.

    Его основатель американский социолог Т. Парсонс рассматривает власть как отношение неравноправных субъектов, поведение которых обусловлено выполняемыми ими социальными ролями, например, управляющих и управляемых. При этом под социальной ролью понимается ожидаемое от человека поведение, соответствующее занимаемому им статусу. Согласно этому принципу власть выполняет ряд жизнеобеспечивающих функций: предписывает субъектам выполнять обязанности, налагаемые на них обществом, и мобилизует ресурсы для достижения общих целей.

Социальная конфликтология.

    Основатели социальной конфликтологии К. Маркс,  
Ф. Энгельс, В.И. Ленин, рассматривали власть как отношения господства одного класса и подчинение другого класса. Природа данного господства обусловлена экономическим неравенством: местом и ролью класса в экономической системе общества. 
Однако сведение властных отношений к классовым сужает их объем. Социальное неравенство не исчерпывается только классовыми различиями. Оно более многообразно и дополняется профессиональными, этническими, половозрастными,  культурными и другими различиями. Поэтому точнее было бы сказать: власть оказывается везде, где есть неравенство.   
В связи с этим власть следует отличать от господства. 
«Господство» более узкое понятие, чем «власть», и связано с применением силы. Применение силы может выражаться в физическом насилии, экономическом принуждении, давлении коллектива. Власть же может осуществляться и без применения силы, основываться на авторитете (т.е. вероятности добровольного подчинения).

Структура власти. 

    Основными компонентами власти являются ее субъект, объект.

    Средства (ресурсы) и процесс, приводящий в  движение все ее элементы и характеризующийся  механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта. Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН. 
Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее первичными субъектами являются индивиды, вторичными - политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные общественные группы и весь народ, - политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от приведших их к власти партий (например, выборы в Государственную Думу 1999г.). 
Субъект определяется содержанием властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем требования во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей - второго важнейшего элемента власти.

Объект власти.

    Власть - всегда двустороннее, асимметричное взаимодействие, с доминированием воли властителя. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге "лучше умереть, сражаясь, чем жить на коленях". 
Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения.

Понятие ресурсов власти.

    Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсы власти представляют собой "все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других". Т.е. ресурсы власти - это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.  
Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти.

Они могут использоваться для поощрения, наказания или  убеждения. 
Структурные основания политической власти - законы, суд, государственный аппарат, отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитет лидера, центральные и региональные структуры. Руководствуясь антропологическим принципом, выделяют такие типы оснований политической власти как:

    ь        страх,

    ь        интерес,

    ь        убеждение.

Виды власти.

    Особенности различных элементов власти (субъекта, объекта, ресурсов) могут использоваться в качестве оснований ее типологий.  
Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на:

    ь        экономическую;

    ь        социальную;

    ь        духовно-информационную;

    ь        принудительную (которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно);

    ь        политическую в широком, собственном значении этого слова.

    В зависимости  от субъектов, власть делится на:

    ь        государственную;

    ь        партийную;

    ь        профсоюзную;

    ь        армейскую;

    ь        семейную и т.п.

    По широте распространения выделяются:

    ь        мегауровень - международные организации, (ООН, НАТО и т.п.);

    ь        макроуровень - центральные органы государства;

    ь        мезоуровень - подчиненные центру организации (областные, районные и т.п.)

    ь        микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах.

     
Возможна классификация власти по функциям ее органов, например:

    ь        законодательная;

    ь        исполнительная;

    ь        судебная.

    по способам взаимодействия субъекта и объекта  власти

    ь        демократическая;

    ь        авторитарная и т.п.

Взаимодействие политической и других

властей.

    Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:

    ь        легальностью в использовании силы в пределах государства;

    ь        верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпорация, СМИ и других учреждений или вовсе ликвидировать их;

    ь        публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая власть в отличие от приватной, (личной власти, которая существует в небольших группах) с помощью права обращается от имени всего общества ко всем гражданам;

    ь        моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В отличие от политической власти экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. В рыночном демократическом обществе существует, как известно, много независимых собственником, социальных фондов и т.п.;

    ь        многообразием ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.

Виды власти

    Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране. 
Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса.

    В современном  мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга.

    Античный  философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию:

    ь        по тому, в чьих руках власть;

    ь        по тому, как эта власть используется.

    «Правильные»  формы государства (по Аристотелю):

    ь        монархия (власть одного человека),

    ь        аристократия (власть в руках немногих «лучших»),

    ь        полития (власть большинства из средних в имущественном отношении людей).

    «Неправильные»  формы государства - те, при которых  стоящие у власти люди действуют  в собственных интересах, не заботясь о благе общества. 
К «неправильным» формам (по Аристотелю) относятся:

    ь        тирания (власть в руках тирана),

Информация о работе Политическая влась сущность и структура