Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 12:44, реферат
Власть оказывается наиболее таинственным явлением в политике, природу которого выявить непросто. Что заставляет человека, общество подчинятся кому-либо или чему-либо: боязнь насилия или желание повиноваться? Своей таинственностью и неопределенностью власть никого не оставляла равнодушным к себе: ею восхищались и ее проклинали, возвышали до небес и «втаптывали в грязь».
Попробуем разобраться, что же такое «Политическая власть», какова ее сущность и структура.
Введение. 2
Природа власти. 3
Структура власти. 7
Виды власти 14
Заключение. 15
Литература. 16
Политическая власть. Сущность и структура |
реферат : Политология : Политическая власть. Сущность и структура |
Тема: Политическая власть: сущность и структура.
Содержание
|
Введение.
Власть служит основой политики. Именно она отличает политику от других сфер жизни общества (экономической, социальной, духовной и др.).
Власть оказывается наиболее таинственным явлением в политике, природу которого выявить непросто. Что заставляет человека, общество подчинятся кому-либо или чему-либо: боязнь насилия или желание повиноваться? Своей таинственностью и неопределенностью власть никого не оставляла равнодушным к себе: ею восхищались и ее проклинали, возвышали до небес и «втаптывали в грязь».
Попробуем разобраться, что же такое «Политическая власть», какова ее сущность и структура.
Природа власти.
Поведенческий подход.
Данный подход характеризует власть как особенную сущность, носителем которой выступает отдельная личность и она отождествляется с вещью или силой, обладание которой дает право на повелевание. Природа власти объясняется биологической и психической природой человека, а для придания ей большей величественности и могущества она наделяется такими ценностными характеристиками, как божественный характер, справедливость, ответственность и др.
Социологический подход.
Наиболее
распространенным (в данном контексте)
является определение власти немецким
социологом М. Вебером.
Он считал что в основе властных отношений
лежат отношения господства и подчинения
и понимал власть как способность одного
индивида (в определенных социальных условиях)
проводить собственную волю
вопреки сопротивлению другого индивида.
А американский социолог Т. Парсонс, расширяя
границы социального субъекта (до группы,
организации, общества), обратил внимание
на две характерные черты власти.
Первая это способность принимать решения
и добиваться их обязательного выполнения.
Вторая это способность общества мобилизовать
свои ресурсы для достижения общих целей
Поведенческое понимание власти.
Бихевиоризм.
Введение в политическую науку бихевиоризма, оказало заметное влияние на политическую мысль, и было связано с именами американских ученых Ч. Мерриама, Г. Лассуэла и английского исследователя Дж. Кэтлина. Сам политический процесс они рассматривали как столкновение индивидуальных стремлений к власти, в которой побеждает самый сильный. Баланс стремлений к власти политических сил обеспечивается системой политических институтов. Нарушение равновесия политических сил приводит к кризисам и конфликтам в обществе.
Психоаналитическая и неофрейдистская концепция власти.
Основной
тезис данных концепций:
власть есть способ господства бессознательного
над человеческим сознанием.
Индивид подчиняется силам, находящимся
вне его сознания. Подавляя рациональные
мотивы поведения, манипуляция обеспечивает
доминирование иррациональных начал в
политической деятельности: страха, агрессивности,
стремления к разрушению и деструктивности.
Социологическое понимание власти.
Строится на анализе власти в контексте социальных условий ее возникновения и функционирования с учетом доминирующих в обществе ценностей, традиций и предпочтений. Имеется несколько трактовок данного подхода.
Структурно-функциональный анализ.
Его основатель американский социолог Т. Парсонс рассматривает власть как отношение неравноправных субъектов, поведение которых обусловлено выполняемыми ими социальными ролями, например, управляющих и управляемых. При этом под социальной ролью понимается ожидаемое от человека поведение, соответствующее занимаемому им статусу. Согласно этому принципу власть выполняет ряд жизнеобеспечивающих функций: предписывает субъектам выполнять обязанности, налагаемые на них обществом, и мобилизует ресурсы для достижения общих целей.
Социальная конфликтология.
Основатели
социальной конфликтологии К. Маркс,
Ф. Энгельс, В.И. Ленин,
рассматривали власть как отношения господства
одного класса и подчинение другого класса.
Природа данного господства обусловлена
экономическим неравенством: местом и
ролью класса в экономической системе
общества.
Однако сведение
властных отношений к классовым сужает
их объем. Социальное неравенство не исчерпывается
только классовыми различиями. Оно более
многообразно и дополняется профессиональными,
этническими, половозрастными, культурными
и другими различиями. Поэтому точнее
было бы сказать: власть оказывается везде,
где есть неравенство.
В связи с этим власть
следует отличать от господства.
«Господство» более
узкое понятие, чем «власть», и связано
с применением силы. Применение силы может
выражаться в физическом насилии, экономическом
принуждении, давлении коллектива. Власть
же может осуществляться и без применения
силы, основываться на авторитете (т.е.
вероятности добровольного
подчинения).
Структура власти.
Основными компонентами власти являются ее субъект, объект.
Средства
(ресурсы) и процесс, приводящий в
движение все ее элементы и характеризующийся
механизмом и способами взаимодействия
субъекта и объекта. Субъект власти воплощает
ее активное, направляющее начало. Им может
быть отдельный человек, организация,
общность людей, например, народ или даже
мировое сообщество, объединенное в ООН.
Субъекты политической власти имеют сложный,
многоуровневый характер: ее первичными
субъектами являются индивиды, вторичными
- политические организации, субъектами
наиболее высокого уровня, непосредственно
представляющими во властных отношениях
различные общественные группы и весь
народ, - политические элиты и лидеры. Связь
между этими уровнями может нарушаться.
Так, например, лидеры нередко отрываются
от масс и даже от приведших их к власти
партий (например, выборы в Государственную
Думу 1999г.).
Субъект определяется содержанием властного
отношения через приказ (распоряжение,
команду). В приказе предписывается поведение
объекта власти, указываются (или подразумеваются)
санкции, которые влечет за собой выполнение
или невыполнение распоряжения. От приказа,
характера содержащихся в нем требования
во многом зависит отношение к нему объекта,
исполнителей - второго важнейшего элемента
власти.
Объект власти.
Власть
- всегда двустороннее, асимметричное
взаимодействие, с доминированием воли
властителя. Она невозможна без подчинения
объекта. Если такого подчинения нет, то
нет и власти, несмотря на то, что стремящийся
к ней субъект обладает ярко выраженной
волей властвования и даже мощными средствами
принуждения. В конечном счете, у объекта
властной воли всегда есть пусть крайний,
но все же выбор - погибнуть, но не подчиниться,
что нашло, в частности, свое выражение
в свободолюбивом лозунге "лучше умереть,
сражаясь, чем жить на коленях".
Масштабы отношения объекта к субъекту
властвования простираются от ожесточенного
сопротивления, борьбы
на уничтожение до добровольного, воспринимаемого
с радостью повиновения. Качества объекта
политического властвования определяются,
прежде всего, политической культурой
населения.
Понятие ресурсов власти.
Важнейшей
социальной причиной подчинения одних
людей другим является неравномерное
распределение ресурсов власти. В широком
смысле ресурсы власти представляют собой
"все то, что индивид или группа могут
использовать для влияния на других".
Т.е. ресурсы власти - это все те средства,
использование которых обеспечивает влияние
на объект власти в соответствии с целями
субъекта.
Ресурсы, наряду с субъектом и объектом,
выступают одним из важнейших оснований
власти.
Они могут использоваться
для поощрения, наказания или
убеждения.
Структурные основания политической власти
- законы, суд, государственный аппарат,
отряды принуждения, партийная дисциплина,
авторитет лидера, центральные и региональные
структуры. Руководствуясь антропологическим
принципом, выделяют такие типы оснований
политической власти как:
ь страх,
ь интерес,
ь убеждение.
Виды власти.
Особенности
различных элементов власти (субъекта,
объекта, ресурсов) могут использоваться
в качестве оснований ее типологий.
Одной из наиболее содержательных классификаций
власти является ее деление в соответствии
с ресурсами, на которых она основывается,
на:
ь экономическую;
ь социальную;
ь духовно-
ь принудительную (которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно);
ь политическую в широком, собственном значении этого слова.
В зависимости от субъектов, власть делится на:
ь государственную;
ь партийную;
ь профсоюзную;
ь армейскую;
ь семейную и т.п.
По широте распространения выделяются:
ь мегауровень - международные организации, (ООН, НАТО и т.п.);
ь макроуровень - центральные органы государства;
ь мезоуровень - подчиненные центру организации (областные, районные и т.п.)
ь микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах.
Возможна классификация власти по
функциям ее органов, например:
ь законодательная;
ь исполнительная;
ь судебная.
по способам взаимодействия субъекта и объекта власти
ь демократическая;
ь авторитарная и т.п.
Взаимодействие политической и других
властей.
Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:
ь легальностью в использовании силы в пределах государства;
ь верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпорация, СМИ и других учреждений или вовсе ликвидировать их;
ь публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая власть в отличие от приватной, (личной власти, которая существует в небольших группах) с помощью права обращается от имени всего общества ко всем гражданам;
ь моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В отличие от политической власти экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. В рыночном демократическом обществе существует, как известно, много независимых собственником, социальных фондов и т.п.;
ь многообразием ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.
Виды власти
Каждое
государство имеет свой политический
режим. Политический режим означает совокупность
приемов, методов, форм, способов осуществления
политической государственной власти
в обществе, характеризует степень политической
свободы, правовое положение личности
в обществе и определенный тип политической
системы, существующей в стране.
Режим - управление, совокупность средств
и методов осуществления экономической
и политической власти господствующего
класса.
В современном
мире можно говорить о 140-160 режимах,
которые незначительно
Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию:
ь по тому, в чьих руках власть;
ь по тому, как эта власть используется.
«Правильные» формы государства (по Аристотелю):
ь монархия (власть одного человека),
ь аристократия (власть в руках немногих «лучших»),
ь полития (власть большинства из средних в имущественном отношении людей).
«Неправильные»
формы государства - те, при которых
стоящие у власти люди действуют
в собственных интересах, не заботясь
о благе общества.
К «неправильным» формам (по Аристотелю)
относятся:
ь тирания (власть в руках тирана),