Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 13:24, контрольная работа
Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Индии, Палестине, Китае и других странах Древнего Востока. В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, медленным развитием индивидуальной частной собственности. Хронологические рамки истории Древнего Китая включает два крупных периода - Циньскую (2000 г. до н.э. -400 г. н.э.) и Китайскую (400 - 2000 гг. н.э.) цивилизации.
Введение. Восток - дело тонкое............................................................ 3
Общее понятие о конфуцианстве.......................................................... 5
"Государственная этика" Конфуция..................................................... 8
Власти и Конфуций................................................................................ 9
Заключение............................................................................................ 11
Список литературы............................................................................... 12
Министерство образования и науки РФ.
Уральский государственный экономический университет.
Центр дистанционного
образования.
Контрольная
работа
По дисциплине: политология
На тему:
«Политическая доктрина Конфуция.»
Выполнила: студентка
Группа:
ЭкиП-02-1
Проверил
преподаватель:
Нижний Тагил
2006
Введение. Восток
- дело тонкое........................
Общее понятие
о конфуцианстве...............
"Государственная
этика" Конфуция...............
Власти и Конфуций.............
Заключение....................
Список литературы.............
Введение
Древнейшие политико-правовые учения
возникли в Египте, Индии, Палестине, Китае
и других странах Древнего Востока. В цивилизациях
Древнего Востока сложился самый ранний
тип общества, пришедшего на смену первобытному.
Экономически он характеризуется господством
патриархального натурального хозяйства,
устойчивостью государственных форм собственности
на землю и общинного землевладения, медленным
развитием индивидуальной частной собственности.
Хронологические рамки истории Древнего
Китая включает два крупных периода - Циньскую
(2000 г. до н.э. -400 г. н.э.) и Китайскую (400 -
2000 гг. н.э.) цивилизации.
Политические учения Древнего Востока не отделялись от морали и представляли собой этико-политические доктрины. Также характерно сохранение и развитие религиозно-мифологического воззрения. В Древнем Китае ведущими направлениями в политической и правовой идеологии являлись даосизм, конфуцианство, моизм, легизм. Эти учения освещали социальное неравенство, привилегии знати, власть эксплуататорской верхушки.
Основной период
развития политико-правовых учений Древнего
Китая возникли в эпохи чжоуской и циньской
династий. Так, в эти династии жили и творили
Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы.
Общее понятие о конфуцианстве
Конфуцианство обычно возводится к Конфуцию
(552-479 до н.э.), превращенному исторической
традицией в основателя учения, в величайшего
мудреца Китая и великого учителя народов
Восточной Азии. Однако истоки этого учения
можно обнаружить еще до Конфуция; разным
образом к числу основоположников конфуцианства
должен быть причислен и Мэн-цзы (372-289 до
н.э.), самой китайской традицией названный
"ашэн" - "равномудрым". Кроме
того, учение как Конфуция, отраженное
главным образом в книге "Лунь-юй"
("Рассуждения и беседы"), так и Мэн-цзы,
изложенное в книге, названной его именем,
является всего только ранней стадией
в развитии конфуцианской доктрины. Огромное
значение имеет Ханьская школа конфуцианства,
т.е. школа эпохи 1-ой и 2-ой Ханьской империи
(206 г. до н.э. - 220 г. н.э.), оформившая и разработавшая
всю основную литературу, считающуюся
"классической". Совершенно особое
значение имеет Сунская школа, т.е. школа
эпохи Сунской империи (960-1279), продвинувшая
это учение на новую более высокую ступень.
В дальнейшей истории конфуцианства большое
и опять новое значение получили школы
в период Минской (1368-1662) и Циньской (1662-1912)
империй. Из всего этого следует, что конфуцианство,
являясь в целом философским учением,
характерным для феодальной эпохи, в то
же время далеко не однородно по своему
содержанию: в нем отражаются как различные
этапы китайского феодализма, так и умонастроения
отдельных слоев феодального общества
даже в пределах одного какого-либо периода.
Первоначальное
конфуцианство, т.е. именно то, которое
имеет значение для рассматриваемого
периода японской истории, представляет
морально-политическое учение. Элементы
религии, которые в нем в слабой степени
содержатся, представляются либо вторжением
из внешней среды, либо неизбежной для
умственного уровня и форм мышления той
эпохи, внешней оболочкой отдельных положений
и доктрин. Из различных сторон этого учения
для целей настоящего изложения важна
главным образом одна: обращенность его
к древности. В чем заключается эта обращенность?
Прежде всего в идеализировании старины,
в стремлении видеть в седой древности
золотой век человечества. Весь Лунь-юй
(т.е. то, что связывается с именем самого
Конфуция) преисполнен этим духом.
К
какой древности были обращены взоры конфуцианцев?
Сам Конфуций жил (или считается по традиции
жившим) в т. наз. период Чунь-цю (по традиционной
хронологии 720-481 г. до н.э.), т.е. в эпоху
бурного распада остатков родового строя
и складывания феодального государства.
Если так, то "золотым веком" для него
была эпоха родового строя.
Идеализирование
древности представляется всегда одним
из способов выражения недовольства настоящим.
Судя по Лунь-юй, Конфуций был недоволен
своим временем за его бесконечные междоусобные
распри, за произвол правителей, за всеобщий
упадок нравов; иначе говоря, за отсутствие
прочного социально-политического порядка.
Такое недовольство не только выражало
неудовлетворенность складывающегося
феодального чиновничества, представителем
которого был Конфуций, но в какой-то мере
отражало и протест передовых масс.
Конфуций звал назад, но силою вещей его
этот призыв звал вперед. Это объясняется
тем, что именно видел Конфуций в постулируемой
им древности.
Разумеется, совершенно нелепо предполагать,
что Конфуция в этой древности прельщал
"родовой строй". Его прельщала там
предполагаемая устойчивость, стабильность
всех общественных отношений, обеспеченная
непререкаемой по своей внутренней правоте
и истине и по своему авторитету для всего
населения властью государя. Коротко говоря,
Конфуций мечтал не о родовом строе, а
о централизованном государстве с твердой
верховной властью. Объективно его обращение
к древности имело именно этот смысл. Идеал
для Конфуция воплощался в облике мудрого
монарха, твердо ведущего свой народ по
пути мира и благополучия. Конфуций затратил
не мало усилий, чтобы такой облик создать.
Именно им созданы классические в Китае
образы "древних правителей-мудрецов"
- Яо, Шуня, Вэнь-вана, У-вана, Чжоу-гуна,
правление которых якобы было золотым
веком Китая. Конфуций стремился всячески
обосновать именно такой образ монарха,
прибегая для этого даже к авторитету
"Неба": именно "Небо" (Тянь) утверждает
такой тип правителя, именно "велению
Неба" (Тянь-мин) обязан такой монарх
своей властью. Таким образом, политическая
доктрина оказалась подкрепленной религиозной
догмой.
Доктрина
абсолютного монарха определяла собой
всю социально-политическую систему идеального
конфуцианского государства. Это была,
прежде всего, централизованная империя.
Ее воплощением был правитель-мудрец,
но ее органом было чиновничество, т.е.
конкретные устроители и правители государства.
Идея чиновничества чужда родовому строю;
она - центральный пункт всей новой государственной
идеологии. Конфуций и был в первую очередь
представителем и выразителем этой идеи.
Наличие этой идеи проявляется в том огромном
влиянии, которое Конфуций уделял двум
принципам, ни в каком случае не могущим
уместиться в сознании человека родового
строя, но вполне естественных для представителя
идеи централизованного государства,
управляющегося феодальными чиновниками.
Эти принципы - "образование" и "законы".
Правитель государства, чиновник, должен
"расширять" (свой кругозор) просвещением"
(бо вэнь) и "сдерживать (себя) законами"
(ио ли). Иначе говоря, декларируется необходимость
особой подготовки чиновника и твердых
законов для государства. С другой стороны,
эти два принципа являются и основой государственного
строя в целом, который должен базироваться
на просвещении и законах.
Выставляя
идеал централизованного государства,
Конфуций предусмотрел и конкретные методы
управления им, осуществляемого чиновниками
под руководством государя. Эти методы
- закон, музыка, наказание и управление.
Закон (ли) призван и внешне и внутренне
регулировать все действия людей; музыка
(ио) призвана служить орудием нравственного
воспитания; наказание (сий) является орудием
борьбы с нарушением закона; управление
(чжэн) есть конкретное руководство жизнью
народа.
Разумеется, понятие "чиновник" в
уме конфуцианца мыслится со всей доступной
для того времени полнотой. Если монарх
- не просто правитель, а "правитель-мудрец",
то и чиновник - не просто управляющий
той или иной областью государственного
механизма, а "благородный муж". Иначе
говоря, политический идеал становится
и моральным идеалом, понятия "государь"
и "чиновник" превращаются в понятия
моральной личности. Это означает, что
рисуемое идеальное государство является
воплощением не только высших социально-политических
ценностей, но и ценностей моральных.
Таково
было в основном содержание конфуцианства
как морально-политической системы, которое
особенно пришлось по вкусу тем слоям
японского населения, которые были недовольны
существующим порядком вещей.
Газета.Ru:
Жириновский раскрыл военную доктрину
грузинским журналистам Лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому и его коллегам нравится новая оборонная доктрина России, сообщает пресс-служба ЛДПР. Лидер... www.gazeta.ru | |
Ежедневный
журнал Drive.Ru Политический скандал вокруг Гран-при Турции закончился штрафом www.drive.ru |
Как же привести в порядок государственные дела, как избежать хаоса и разрухи? В связи с этими проблемами Конфуций предлагает людям не столько политическое или духовное учение, сколько чисто этическую систему. Важно сначала исправить людей, очистить их, вернуть к нормам поведения, а все остальное – и государство в том числе – постепенно само придет в равновесие. Надо больше интересоваться не политикой или экономикой, а состоянием души человека. Таким образом, Конфуций смотрит на решение государственных проблем через призму человека. Время показало, что это наиболее удачный вариант "жизненной философии": с одной стороны, он признавал мир "тонких" материй, мир духов, общение с Небом, с другой – призывал больше обращать внимание на соблюдение простейших этических норм в повседневной жизни. Правда, самим по себе эти нормы, или особые правила поведения, - Ритуал – имели исключительно священный, надчеловеческий характер. Но воплотить в реальность самые простейшие нормы поведения не так легко, как кажется. Даже если очень подробно и доступно объяснить человеку, как он должен себя вести, то вряд ли стоит ожидать, что он тотчас изменится. Нужен был особый подход к душе человека, и Конфуций нашел его. Великий учитель воспользовался одним из самых древних культов Китая – культом предков. Пример этих людей, их светлые и одновременно окутанные мифами образы стали для конфуцианцев более значимыми, чем поклонение далекому абстрактному Небу. Легендарные предки в Китае в Китае занимают место неких образцов для подражания, являются мерилом человеческих поступков. Они же превращаются в символ китайской нации. Таким символом позже стал и сам Конфуций.
Отношения Конфуция с государством были странными и необычными. Он несколько раз занимал официальные посты, но понимал, что ни на одном из них так и не смог добиться воплощения своего нравственного идеала. Однажды его открыто спросили: "Почему вы не занимаете высокий пост?". Конфуций объяснил, как обычно сославшись на одну из самых древних книг: <<"Книга истории" говорит: "О! Будучи просто добропорядочным сыном и испытывая воистину братские чувства к своим братьям, человек может оказывать влияние на правителя". Делая это, человек фактически участвует в управлении. Так как же может возникнуть вопрос о том, почему я не занимаю высокий пост?".
В другой раз Конфуций согласился принять пост. Какие же аргументы понадобились, чтобы убедить его? К мудрецу обратился некий Ян Хо, занимавший одну из высших чиновничьих должностей в царстве Ци и влиявший даже на политику царства Лу:
- Можно ли назвать человеколюбивым человека, который, накопив богатства, позволяет государству сбиться с пути? Я бы таковым не назвал его. Можно ли назвать мудрым такого человека, который, будучи всегда готовым участвовать в общественной жизни, всегда отклоняет такую возможность? Я бы таковым не назвал его. Дни и месяцы уходят. Время не на нашей стороне.
Конфуций ответил кратко:
- Хорошо, я приму пост.
Но что может составить тот нравственный стержень, тот движитель, который заставляет человека служить в этой жизни? Конечно же, долг. Не приказ, не закон, а внутренний нравственный долг. А подчинение приказам – это просто выполнение долга. Долг – ключевое понятие в проповеди Конфуция. Подданный должен служить государю, государь – заботиться о подданных.
Где истоки этого долга? Естественно, в глубокой древности, когда все жили, опираясь на нравственные понятия, которые и старался вернуть к жизни Конфуций.
Сегодня Конфуций превратился в живой символ нации, подаривший Китаю духовное долголетие. На народных картинках он чаще всего изображается в виде седого старца, окруженного десятками детей. Это символ того, что вся нация собирается вокруг Конфуция. Прошли тысячелетия, реальный образ великого Учителя скрыли легенды и мифы. Современное конфуцианство значительно отличается от того учения, который проповедовал Конфуций, но, в тоже время, оно превратилось в особый стиль китайской жизни и во многом определяет поведение непонятной для европейцев восточной нации. Даже современные китайские чиновники – слой весьма многочисленный и влиятельный – старается вести себя по предписаниям Конфуция: они "не торопливы в словах и делах". Вряд ли большинство из них помнят это высказывание Учителя, но стиль делопроизводства именно такой – вполне традиционный. Таким образом, влияние на менталитет современного восточного человека несомненно оказали древние культурные традиции, в том числе и заложенные Великим Учителем Конфуцием.
1. "Всеобщая история искусств", т.1, М., 1993 г.