Политическая доктрина Конфуция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 13:24, контрольная работа

Краткое описание

Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Индии, Палестине, Китае и других странах Древнего Востока. В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, медленным развитием индивидуальной частной собственности. Хронологические рамки истории Древнего Китая включает два крупных периода - Циньскую (2000 г. до н.э. -400 г. н.э.) и Китайскую (400 - 2000 гг. н.э.) цивилизации.

Содержание

Введение. Восток - дело тонкое............................................................ 3
Общее понятие о конфуцианстве.......................................................... 5
"Государственная этика" Конфуция..................................................... 8
Власти и Конфуций................................................................................ 9
Заключение............................................................................................ 11
Список литературы............................................................................... 12

Вложенные файлы: 1 файл

конфуций политология.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

                     Министерство образования и науки РФ.

Уральский государственный экономический  университет.

Центр дистанционного образования. 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 
 

По дисциплине: политология

На тему: «Политическая доктрина Конфуция 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка

Группа: ЭкиП-02-1 

Проверил  преподаватель:  
 
 
 
 

Нижний  Тагил

2006

Содержание

Введение. Восток - дело тонкое............................................................ 3

Общее понятие  о конфуцианстве.......................................................... 5

"Государственная  этика" Конфуция..................................................... 8

Власти и Конфуций................................................................................ 9

Заключение............................................................................................ 11

Список литературы............................................................................... 12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

          Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Индии, Палестине, Китае и других странах Древнего Востока. В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, медленным развитием индивидуальной частной собственности. Хронологические рамки истории Древнего Китая включает два крупных периода - Циньскую (2000 г. до н.э. -400 г. н.э.) и Китайскую (400 - 2000 гг. н.э.) цивилизации.                                                    Главенствующее место в политическом сознании раннеклассовых обществ занимали мифы о божественном, сверхъестественном происхождении общественных порядков. Цари, жрецы, судьи и другие представители власти считались потомками или наместниками богов и наделялись священными чертами. Основы общества объявлялись божественными установлениями, и любая попытка посягательства на них рассматривалась как вызов богам. Политические взгляды были тесно переплетены с общемировоззренческими, моральными и иными представлениями. Государственная власть в подавляющем большинстве учений отождествлялась с властью царя или императора. Причиной тому тенденция к усилению власти единоличных правителей и образованию такой формы правления, как восточная деспотия.

          Политические учения Древнего Востока не отделялись от морали и представляли собой этико-политические доктрины. Также характерно сохранение и развитие религиозно-мифологического воззрения. В Древнем Китае ведущими направлениями в политической и правовой идеологии являлись даосизм, конфуцианство, моизм, легизм. Эти учения освещали социальное неравенство, привилегии знати, власть эксплуататорской верхушки.

Основной период развития политико-правовых учений Древнего Китая возникли в эпохи чжоуской и циньской династий. Так, в эти династии жили и творили Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Общее понятие о конфуцианстве

           Конфуцианство обычно возводится к Конфуцию (552-479 до н.э.), превращенному исторической традицией в основателя учения, в величайшего мудреца Китая и великого учителя народов Восточной Азии. Однако истоки этого учения можно обнаружить еще до Конфуция; разным образом к числу основоположников конфуцианства должен быть причислен и Мэн-цзы (372-289 до н.э.), самой китайской традицией названный "ашэн" - "равномудрым". Кроме того, учение как Конфуция, отраженное главным образом в книге "Лунь-юй" ("Рассуждения и беседы"), так и Мэн-цзы, изложенное в книге, названной его именем, является всего только ранней стадией в развитии конфуцианской доктрины. Огромное значение имеет Ханьская школа конфуцианства, т.е. школа эпохи 1-ой и 2-ой Ханьской империи (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.), оформившая и разработавшая всю основную литературу, считающуюся "классической". Совершенно особое значение имеет Сунская школа, т.е. школа эпохи Сунской империи (960-1279), продвинувшая это учение на новую более высокую ступень. В дальнейшей истории конфуцианства большое и опять новое значение получили школы в период Минской (1368-1662) и Циньской (1662-1912) империй. Из всего этого следует, что конфуцианство, являясь в целом философским учением, характерным для феодальной эпохи, в то же время далеко не однородно по своему содержанию: в нем отражаются как различные этапы китайского феодализма, так и умонастроения отдельных слоев феодального общества даже в пределах одного какого-либо периода. 
            Первоначальное конфуцианство, т.е. именно то, которое имеет значение для рассматриваемого периода японской истории, представляет морально-политическое учение. Элементы религии, которые в нем в слабой степени содержатся, представляются либо вторжением из внешней среды, либо неизбежной для умственного уровня и форм мышления той эпохи, внешней оболочкой отдельных положений и доктрин. Из различных сторон этого учения для целей настоящего изложения важна главным образом одна: обращенность его к древности. В чем заключается эта обращенность? Прежде всего в идеализировании старины, в стремлении видеть в седой древности золотой век человечества. Весь Лунь-юй (т.е. то, что связывается с именем самого Конфуция) преисполнен этим духом. 
            К какой древности были обращены взоры конфуцианцев? Сам Конфуций жил (или считается по традиции жившим) в т. наз. период Чунь-цю (по традиционной хронологии 720-481 г. до н.э.), т.е. в эпоху бурного распада остатков родового строя и складывания феодального государства. Если так, то "золотым веком" для него была эпоха родового строя. 
            Идеализирование древности представляется всегда одним из способов выражения недовольства настоящим. Судя по Лунь-юй, Конфуций был недоволен своим временем за его бесконечные междоусобные распри, за произвол правителей, за всеобщий упадок нравов; иначе говоря, за отсутствие прочного социально-политического порядка. Такое недовольство не только выражало неудовлетворенность складывающегося феодального чиновничества, представителем которого был Конфуций, но в какой-то мере отражало и протест передовых масс.

             Конфуций звал назад, но силою вещей его этот призыв звал вперед. Это объясняется тем, что именно видел Конфуций в постулируемой им древности. 
             Разумеется, совершенно нелепо предполагать, что Конфуция в этой древности прельщал "родовой строй". Его прельщала там предполагаемая устойчивость, стабильность всех общественных отношений, обеспеченная непререкаемой по своей внутренней правоте и истине и по своему авторитету для всего населения властью государя. Коротко говоря, Конфуций мечтал не о родовом строе, а о централизованном государстве с твердой верховной властью. Объективно его обращение к древности имело именно этот смысл. Идеал для Конфуция воплощался в облике мудрого монарха, твердо ведущего свой народ по пути мира и благополучия. Конфуций затратил не мало усилий, чтобы такой облик создать. Именно им созданы классические в Китае образы "древних правителей-мудрецов" - Яо, Шуня, Вэнь-вана, У-вана, Чжоу-гуна, правление которых якобы было золотым веком Китая. Конфуций стремился всячески обосновать именно такой образ монарха, прибегая для этого даже к авторитету "Неба": именно "Небо" (Тянь) утверждает такой тип правителя, именно "велению Неба" (Тянь-мин) обязан такой монарх своей властью. Таким образом, политическая доктрина оказалась подкрепленной религиозной догмой. 
            Доктрина абсолютного монарха определяла собой всю социально-политическую систему идеального конфуцианского государства. Это была, прежде всего, централизованная империя. Ее воплощением был правитель-мудрец, но ее органом было чиновничество, т.е. конкретные устроители и правители государства. Идея чиновничества чужда родовому строю; она - центральный пункт всей новой государственной идеологии. Конфуций и был в первую очередь представителем и выразителем этой идеи. Наличие этой идеи проявляется в том огромном влиянии, которое Конфуций уделял двум принципам, ни в каком случае не могущим уместиться в сознании человека родового строя, но вполне естественных для представителя идеи централизованного государства, управляющегося феодальными чиновниками. Эти принципы - "образование" и "законы". Правитель государства, чиновник, должен "расширять" (свой кругозор) просвещением" (бо вэнь) и "сдерживать (себя) законами" (ио ли). Иначе говоря, декларируется необходимость особой подготовки чиновника и твердых законов для государства. С другой стороны, эти два принципа являются и основой государственного строя в целом, который должен базироваться на просвещении и законах. 
            Выставляя идеал централизованного государства, Конфуций предусмотрел и конкретные методы управления им, осуществляемого чиновниками под руководством государя. Эти методы - закон, музыка, наказание и управление. Закон (ли) призван и внешне и внутренне регулировать все действия людей; музыка (ио) призвана служить орудием нравственного воспитания; наказание (сий) является орудием борьбы с нарушением закона; управление (чжэн) есть конкретное руководство жизнью народа. 
             Разумеется, понятие "чиновник" в уме конфуцианца мыслится со всей доступной для того времени полнотой. Если монарх - не просто правитель, а "правитель-мудрец", то и чиновник - не просто управляющий той или иной областью государственного механизма, а "благородный муж". Иначе говоря, политический идеал становится и моральным идеалом, понятия "государь" и "чиновник" превращаются в понятия моральной личности. Это означает, что рисуемое идеальное государство является воплощением не только высших социально-политических ценностей, но и ценностей моральных. 
            Таково было в основном содержание конфуцианства как морально-политической системы, которое особенно пришлось по вкусу тем слоям японского населения, которые были недовольны существующим порядком вещей.
 
 

Газета.Ru: Жириновский раскрыл военную доктрину грузинским журналистам  
Лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому и его коллегам нравится новая оборонная доктрина России, сообщает пресс-служба ЛДПР. Лидер... 
www.gazeta.ru
Ежедневный журнал Drive.Ru  
Политический скандал вокруг Гран-при Турции закончился штрафом 
www.drive.ru

"Государственная  этика" Конфуция.

Как же привести в порядок государственные дела, как избежать хаоса и разрухи? В связи с этими проблемами Конфуций предлагает людям не столько политическое или духовное учение, сколько чисто этическую систему. Важно сначала исправить людей, очистить их, вернуть к нормам поведения, а все остальное – и государство в том числе – постепенно само придет в равновесие. Надо больше интересоваться не политикой или экономикой, а состоянием души человека. Таким образом, Конфуций смотрит на решение государственных проблем через призму человека. Время показало, что это наиболее удачный вариант "жизненной философии": с одной стороны, он признавал мир "тонких" материй, мир духов, общение с Небом,  с другой – призывал больше обращать внимание на соблюдение простейших этических норм в повседневной жизни. Правда, самим по себе эти нормы, или особые правила поведения, - Ритуал – имели исключительно священный, надчеловеческий характер. Но воплотить в реальность самые простейшие нормы поведения не так легко, как кажется. Даже если очень подробно и доступно объяснить человеку, как он должен себя вести, то вряд ли стоит ожидать, что он тотчас изменится. Нужен был особый подход к душе человека, и Конфуций нашел его. Великий учитель воспользовался одним из самых древних культов Китая – культом предков. Пример этих людей, их светлые и одновременно окутанные мифами образы стали для конфуцианцев более значимыми, чем поклонение далекому абстрактному Небу. Легендарные предки в Китае в Китае занимают место неких образцов для подражания, являются мерилом человеческих поступков. Они же превращаются в символ китайской нации. Таким символом позже стал и сам Конфуций.

Власти и  Конфуций.

Отношения Конфуция с государством были странными и  необычными. Он несколько раз занимал  официальные посты, но понимал, что  ни на одном из них так и не смог добиться воплощения своего нравственного идеала. Однажды его открыто спросили: "Почему вы не занимаете высокий пост?". Конфуций объяснил, как обычно сославшись на одну из самых древних книг: <<"Книга истории" говорит: "О! Будучи просто добропорядочным сыном и испытывая воистину братские чувства к своим братьям, человек может оказывать влияние на правителя". Делая это, человек фактически участвует в управлении. Так как же может возникнуть вопрос о том, почему я не занимаю высокий пост?".

          В другой раз Конфуций согласился принять пост. Какие же аргументы понадобились, чтобы убедить его? К мудрецу обратился некий Ян Хо, занимавший одну из высших чиновничьих должностей в царстве Ци и влиявший даже на политику царства Лу:

-         Можно ли назвать человеколюбивым человека, который, накопив богатства, позволяет государству сбиться с пути? Я бы таковым не назвал его. Можно ли назвать мудрым такого человека, который, будучи всегда готовым участвовать в общественной жизни, всегда отклоняет такую возможность? Я бы таковым не назвал его. Дни и месяцы уходят. Время не на нашей стороне.

Конфуций ответил  кратко:

-         Хорошо, я приму пост.

          Но что может составить тот нравственный стержень, тот движитель, который заставляет человека служить в этой жизни? Конечно же, долг. Не приказ, не закон, а внутренний нравственный долг. А подчинение приказам – это просто выполнение долга. Долг – ключевое понятие в проповеди Конфуция. Подданный должен служить государю, государь – заботиться о подданных.

          Где истоки этого долга? Естественно, в глубокой древности, когда все жили, опираясь на нравственные понятия, которые и старался вернуть к жизни Конфуций.

Заключение

            Сегодня Конфуций превратился в живой символ нации, подаривший Китаю духовное долголетие. На народных картинках он чаще всего изображается в виде седого старца, окруженного десятками детей. Это символ того, что вся нация собирается вокруг Конфуция. Прошли тысячелетия, реальный образ великого Учителя скрыли легенды и мифы. Современное конфуцианство значительно отличается от того учения, который проповедовал Конфуций, но, в тоже время, оно превратилось в особый стиль китайской жизни и во многом определяет поведение непонятной для европейцев восточной нации. Даже современные китайские чиновники – слой весьма многочисленный и влиятельный – старается вести себя по предписаниям Конфуция: они "не торопливы в словах и делах". Вряд ли большинство из них помнят это высказывание Учителя, но стиль делопроизводства именно такой – вполне традиционный. Таким образом, влияние на менталитет современного восточного человека несомненно оказали древние культурные традиции, в том числе и заложенные Великим Учителем Конфуцием.

 
 
 
 
 

Список  используемых источников

1.     "Всеобщая история искусств", т.1, М., 1993 г.

Информация о работе Политическая доктрина Конфуция