Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 18:20, контрольная работа
Становление мусульманско-правовой мысли явилось результатом возникновения вначале VII в. на Аравийском полуострове новой монотеистической религии — ислама, формирование которого неотделимо от деятельности пророка Мухаммеда (570—632). Под "мусульманским правом" (шариатом) имеется в виду правовой аспект исламской религии. Шариат ("путь следования") – это по сути своей религиозный (божественный) закон, диктуемый верующим, т. е. совокупность предписаний о том, что они должны делать и чего не должны делать. В основе шариата лежит идея религиозных обязанностей человека, а не его прав.
Политическая и правовая мысль в исламе
(VI – XIVвв.)
Работу выполнили:
Доскина Ирина,
Стрельченко Ольга,
Ярмошевич Анна
Вопрос 1: Формирование и развитие мусульманской правовой мысли
Становление мусульманско-правовой мысли явилось результатом возникновения вначале VII в. на Аравийском полуострове новой монотеистической религии — ислама, формирование которого неотделимо от деятельности пророка Мухаммеда (570—632). Под "мусульманским правом" (шариатом) имеется в виду правовой аспект исламской религии. Шариат ("путь следования") – это по сути своей религиозный (божественный) закон, диктуемый верующим, т. е. совокупность предписаний о том, что они должны делать и чего не должны делать. В основе шариата лежит идея религиозных обязанностей человека, а не его прав.
Возникновение и развитие мусульманского права, его источники, структура и механизм действия отражают взаимодействие двух начал – религиозно-этического и собственно правового. Так, в составе мусульманского права выделяются две группы взаимосвязанных норм. Первую группу составляют юридические предписания Корана и сунны – собрания юридически значимых преданий (хадисов) о поступках, высказываниях и даже молчании пророка Мухаммеда. Вторую группу составляют нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе «рациональных» источников, прежде всего единогласного мнения («иджма») наиболее авторитетных правоведов, умозаключения по аналогии («кияс»). В качестве основополагающих рассматриваются нормы первой группы, особенно те, которые зафиксированы в Коране.
Бурное развитие иджтихада в VIII–Х вв. привело к тому, что мусульманские ученые-юристы сформулировали большинство конкретных норм и общих принципов мусульманского права. Роль основного источника мусульманского права закрепилась за его доктриной. Ее расцвет приходится на так называемый период кодификации и имамов (начало VIII – середина Х в.), который стал эпохой зрелости, «золотым веком» в развитии мусульманского права. Главным его итогом явилось возникновение различных школ-толков, своеобразных направлений в толковании Корана и сунны, каждое из которых предлагало свои приемы формулирования новых правил поведения и на этой основе относительно автономно разрабатывало собственную систему правовых норм.
С XI в. мусульманское право развивалось в рамках нескольких правовых школ-толков. В различных районах халифата на протяжении веков сложились многочисленные школы (мазхабы) мусульманского права суннитского (ханифитская, маликитская, шафиитская, ханбалитская и др.) и шиитского (джафаритская, исмаилитская, зейдитская и др.) направлений, названные так в честь их основателей – Абу Ханифы (699–767), Малика бен Анаса (713–795), аш-Шафии (767–819), Бен Ханбала (780–855) и т.д. В юридическом отношении данные школы отличаются друг от друга тем, что при общих исходных позициях они используют различные рациональные способы формулирования позитивного права и на их основе применяют различные юридические нормы по частным вопросам.
Особенностью структуры мусульманского права является то, что все выводы каждой школы, содержащиеся в канонизированных трудах юристов, признаются в равной степени действительными, хотя и могут противоречить друг другу. Прямая отмена пережиточных норм, пусть даже не соответствующих новым общественным потребностям, теоретически не допускалась в рамках шариата как религиозно-правовой системы. В этих условиях со временем мусульманское право превратилось в собрание огромного множества возникших в различных исторических ситуациях разнообразных норм, в большинстве случаев формально неопределенных. Причем все положения данного толка были обязательны для судей и муфтиев, задача которых заключалась в выборе нужной нормы, исходя из «условий, места и времени». Поэтому даже официальное санкционирование государством выводов определенной правовой школы не означало установления системы формально определенных, единообразных норм.
Вопрос: 2 Понимание государства и права в мусульманском мире
Мусульманское право в своей основе сложилось и оформилось в 7-10 веках в Арабском халифате. Границы халифата определились уже к середине 8 века, просуществовал же он до середины 13 в. В него в разное время входили Аравия, Сирия, Ирак, Испания, Северная Африка, Египет, Иран, Афганистан, Средняя Азия, Северная Индия, Азербайджан, Армения, Грузия и др. Образование Арабского государства было связано с возникновением новой религии – ислам (покорность). Основателем ее стал пророк по имени Магомет (Мухаммед) около 570 -632гг.
Одновременно с возникновением Арабского халифата формировалось и его право. Уже изначально оно стало важнейшей частью религии ислам, который включает в себя теологию (предписания, догматы культа) и шариат (араб, шариа – «надлежащий путь», «дорога к источнику», «путь следования»), то есть предписания верующим о том, что они должны делать и что не должны, чтобы попасть в рай.
По исламу шариат своим происхождением связан с верховным единственным божеством Аллахом. Именно он создал шариат и довел его до всего арабского общества через своего посланника и пророка Магомета.
Шариат стал сводом правил поведения для правоверного мусульманина от его рождения до смерти, то есть своеобразным сводом законов мусульманского права. Он содержит религиозные, нравственно этические и правовые нормы, не разделяя их отдельно на религию, мораль и право.
Особенностью мусульманского права является то, что он содержит лишь обязанности, но не права человека. Мусульманское право основано на идее обязательств, а не на правах, которые он может иметь. В этом принципиальное отличие мусульманского права от права европейского, в котором органически сочетаются права и обязанности. Более того, в европейской государственной жизни начало «права» преобладает над началом «обязанности». Основной постулат европейского права: нет прав без обязанностей и обязанностей без прав.
По шариату у каждого мусульманина существует четыре вида обязанностей:
Шариат содержит множество предписаний, регулирующих почти все сферы жизни мусульман: жить честно, своим трудом, не убивать, помогать бедным, не воровать, не обижать детей, сдерживать данное слово, заботиться о родителях, кормить жену и детей, уметь прощать обиды, не пьянствовать, не увлекаться азартными играми и др.
Мусульманское право делится на две части:
первая – указывает мусульманину, каким должно быть его поведение по отношению к другим;
вторая – предписывает обязательства по отношению к Аллаху.
Шариат охватывает шесть научных дисциплин:
Источники мусульманского права. Мусульманское право в основном базируется на 4-х источниках: Коран, Сунна, Иджма, Кияс (Кийас).
1. Незыблемой основой шариата является главная священная книга мусульман – Коран. Он имеет различные названия: Китаб, Мубин, Карин, Калам и др. Всего зафиксировано 55 названий Корана. Основные положения Корана были собраны и записаны спустя более двух десятилетий после смерти пророка Магомета. Уже тогда он был объявлен священной книгой, продиктованной Аллахом самому пророку Магомету. Коран содержит различные проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы и заклинания, назидательные рассказы и притчи.
В Ортодоксальном исламе существует положение о недопустимости перевода Корана на другие языки. Уже в X – XII вв. Коран был переведен на тюркские языки, затем и на европейские. В России Коран был издан на русском языке в начале 18 в.
Наряду с религиозно-нравственными предписаниями, Коран содержит и правовые нормы. В нем от имени Аллаха сказано: «Мы ниспослали его «Коран», как арабский судебник». Около 250 положений Корана имеют значение правовых норм, которые носят преимущественно общий характер. В силу этого Коран не мог являться единственным источником мусульманского права.
2. Второй по важности источник мусульманского права – СУННА. Арабское слово «сунна» имеет множество значений – обычай, нрав, традиции, образ жизни. В отличие от Корана, содержащего отдельные высказывания Аллаха Магомету, Сунна является сборником адатов (ар. обычаев), традиций, увязанных с действиями и словами самого пророка Магомета. Они были воспроизведены и записаны в 7- 9 вв.
Сунна состоит из нескольких тысяч рассказов, т.е. преданий о поступках и изречениях Магомета. В нее включены и его решения по судебным делам, которые сохранились в памяти его сподвижников, учеников и последователей. Сунна является дополнением к Корану в области права и применяется тогда, когда в Коране нет специальных указаний на разрешение тех или иных казусов из юридической жизни.
Сунна, так же как и Коран, не содержит в себе каких бы то ни было нормативных положений, четких указаний на права и обязанности сторон. В силу этого при рассмотрении конкретных дел судьи предпочитали обращаться к «книгам права», толкованиям известных юристов, нежели к Корану и Сунне.
3. К таким источникам относится Иджма (единодушное мнение, консенсус). Иджма представляет собой согласованное единодушное мнение знатоков ислама об обязанностях правоверных, общее мнение по вопросам, не урегулированных ни Кораном, ни Сунной.
Древние знатоки богословия и права при выработке Иджмы исходили из двух императивов:
Значение Иджмы состоит в том, что она позволила самостоятельно комментировать мусульманские законы, решать спорные дела, даже по-новому толковать предписания Корана и Сунны и более того – заменять отдельные правила поведения другими более рациональными.
Со ссылкой на Иджму мусульманская юриспруденция нередко освещает новые решения по важным вопросам общественной жизни, которые ранее считались недопустимыми.
4. Важным источником мусульманского права является Кияс (от арабского – сравнение, т.е. решение дел по аналогии). Суть Кияса заключается в применении установленных Кораном, Сунной и Иджмой предписаний к новым, не предусмотренных этими источниками права, случаям.
Кроме перечисленных источников права в исламе, некоторые исследователи называют законы, административные акты органов государственной власти, обычаи и соглашений. Другие ученые считают, что они не являются источниками права, но играют роль в эволюции права. Следует отметить, что в мусульманском праве еще в 10 веке закреплена догма: ислам не признает право власти изменять мусульманское право. Власть может издавать только административные акты, в пределах допускаемых мусульманским правом, и не нарушая его.
Вопрос:3 Учение Ибн Халдуна и государстве и политике
Ибн Халдун (1332 -1406) – выдающийся ученый и мыслитель арабского мира. Он является виднейшим представителем классической мусульманско-правовой политической мысли XIV века, и после него политико-правовая мысль изучалась уже менее интенсивно.
Отличительной особенностью политического учения Ибн Халдуна, изложенного им в своем трактате «Мукаддима», является соединение философского и юридического подходов к государству на общем фоне историко-социологического анализа с выявлением естественных законов становления, развития и падения государства. Трактат Ибн Халдуна «Мукаддима» является первой частью его большого исторического труда, который он назвал – «Книга назидательных примеров и сборник начала и сообщения о днях арабов, персов и берберов и тех, кто был современником их из обладателей высшей власти».
Главным отличием учения Халдуна от всех предшествующих ему политических теорий, было не только в том, что он исследовал реально существовавшие формы государственного устройства, которые к тому же на этот момент прошли определенный исторический период, накопив необходимый эмпирический материал, но и в том, что Халдун связывает общественное бытие человека не с его духовной природой и инстинктивными стремлениями, а с естественными потребностями человека в пище, в средствах к жизни. Впервые был выдвинут тезис, о том, что государство и общество не тождественны, хотя жизнь общества невозможно без политической организации.
Государство – это форма, которая должна соответствовать своему содержанию, т. е. власть определяется уровнем развития общественной жизни. Государственная политика, по Ибн Халдуну, не ограничивается одними правителями, а включает участие в ней всех подданных. Следовательно, все изменения государства связанны не просто с изменениями положения главы государства, но всего общества в целом. Само государство имеет определенные рамки существования, определяемые возрастом трех поколений, примерно 120 лет. В течение этого срока государство проходит пять этапов развития: возникновение новой принудительной власти взамен прежней; узурпация верховной власти в своих руках, после того как правитель расправиться со всеми своими сподвижниками, помогавшими ему прийти к власти; расцвет государства, в котором господствует порядок, спокойствие, уверенность и непомерная роскошь, постепенно разлагающие политическую элиту и все общество в целом; переход к насилию и деспотизму для подавления оппозиции и сохранения достигнутого уровня жизни, что происходит на фоне все уменьшающего количества ресурсов; упадок и гибель династии.
По мнению Ибн Халдуна, мусульманское государство в своем развитии прошло четыре этапа:
1. полный («чистый») Халифат «праведных» халифов;
2. постепенный переход
к монархии при сохранении
внешних атрибутов Халифата, когда
вера была постепенно заменена
«силой» при сохранении – и
это особенно важно
Информация о работе Политическая и правовая мысль в исламе (VI – XIVвв.)