Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 14:48, контрольная работа
Политическая культура относится к такому явлению духовной жизни народа, которое оказывает существенное влияние на самые разные стороны его политической жизни и на основании которого можно судить об уровне политической зрелости общества. Она формируется десятилетиями и даже столетиями, является результатом познания объективных политических процессов и соответствующих выводов из них. Слова должны соответствовать делам, теоретические политические знания призваны лежать в основе политической деятельности людей, особенно руководителей.
Введение
Политическая культура – часть
человеческой культуры в целом. Именно
поэтому ее изучение ограничено объяснением
только тех культурных явлений, которые
формируются и функционируют, прежде всего,
в политических сообществах.
Политическая культура относится к такому явлению духовной жизни народа, которое оказывает существенн
Понятие "политическая культура"
привлекает тем, что на сегодняшний день
трудно говорить о том, что наше общество
можно характеризовать как политически
грамотное. Сегодня в России происходит
построение гражданского общества, а оно
не возможно без формирования либерально-демократической
модели политической культуры гражданина,
без выработки у россиян активной жизненной
позиции, без осознания ими своей причастности
к происходящим в стране событиям. Гражданами,
однако, не рождаются, ими становятся в
результате продолжительного взаимодействия
с окружающим миром, восприятия его норм,
ценностей, традиций.
Я выбрала именно эту тему, потому
что, на сегодняшний день мало кто знаком
с понятием «политической культуры» и
сможет объяснить его значение.
1 Концепция и понятие политической культуры
Термин "политическая культура" появился в XVIII в. в трудах немецкого философа Иоганна Готфрида Гердера. Его основное произведение "Идеи к философии истории человечества" содержало множество размышлений историко-культурного плана. Интерес к культуре народов как хранилищу человеческого опыта, а также как к источнику возможного объяснения поведения целых народов стал особенно заметным в конце XIX - начале XX вв. в связи с кризисом международных отношений, приведших к первой мировой войне. Именно в это время зарождаются основные школы и проводятся множественные исследования по психологии народов, этнопсихологии. В них мы отыскиваем крупицы знаний, которые затем составят элементы концепции политической культуры. Ученых издавна волновали вопросы, каким образом история, традиции, обычаи того или иного народа оседают в так называемой "коллективной памяти", которая определяет его поведенческие особенности, своеобразие государственного устройства, отношение к институтам власти.
Таким образом, истоки теории политической культуры оказываются связанными с исследованиями в области культурной и политической антропологии, социальной и этнической психологии, теории "национального характера", "понимающей" социологии ( Б. Малиновский, В. Вундт, Л. Гумплович, Н. Данилевкий, Н. Бердяев, Дж. Уотсон, З. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон, М. Вебер, П. Сорокин и др.)
Однако наиболее оформленные очертания концепция политической культуры получает в 50-х гг. XX в. в рамках сравнительных исследований, которыми в тот период активно занималась американская школа. Ее представители Г. Алмонд и С. Верба и стали авторами-основателями концепции политической культуры. В 1956 г. вышла их книга, посвященная сравнительному анализу пяти политических систем (Англии, Италии, ФРГ, США, Мексики). В ней на обширном сравнительном материале было показано, что политические системы, казалось бы, с одинаковым набором политических институтов (парламент, правительство, президент, политические партии и т.д.) функционируют по-разному. Анализ существующих политических институтов не мог объяснить многих расхождений в функционировании якобы внешне схожих систем. В этом же году появилась и книга Х. Файера "Системы правления великих европейских государств", которая также фиксировала эти различия.
Именно на волне научных дискуссий в 1963 г. выходит книга Алмонда и Вербы "Гражданская культура", в которой была целостно изложена концепция политической культуры. Эта концепция смогла предложить объяснения разнообразию политических систем, сделать более понятными политические процессы и явления в различных странах. В научной литературе появляется термин "политическая культура", а также ее различные трактовки в трудах Л. Пая, Р. Фейгена, У. Розенбаума, С. Липсета, Р. Пэтнема, Р. Инглхарта и др.
Концепция политической культуры восходит к аристотелевской версии политики. Суть ее в том, чтобы расширить видение политики за рамки чисто институционального подхода, видеть в политике не только деятельность формализованных политических институтов, но и деятельность конкретных субъектов с их пристрастиями и устоявшимися нормами, привычками и стереотипами. "Ни Полибий, ни Цицерон, - отмечает Алмонд, - не выявляют психологических аспектов политики и не принимают во внимание разнообразия политических систем так, как это делают Платон и в особенности Аристотель. Аристотель тщательно учитывает психологическую переменную в контексте обсуждения лучшего из реально возможных государственных устройств..." Таким образом, концепция политической культуры давала возможность сосредоточить внимание на изучении вариантов взаимодействия между формальным политическим устройством и фактическим общественным поведением.
Основу концепции политической культуры Алмонда и Вербы составили два подхода - системный подход Т. Парсонса и "понимающая социология" М. Вебера. Исходя из этого, анализ политической культуры конкретного общества включает в себя два уровня - институциональный (через анализ институтов политической системы) и ориентационный (понимающий или объясняющий). Первый уровень предполагает изучение политической структуры, а именно конкретных политических институтов и организаций (органы государственной власти, местного самоуправления, а также политические партии, группы интересов, общественные ассоциации и т.д.). Второй обращается к основным ориентациям и представлениям, существующим в обществе по отношению к политической власти, политической системе и ее конкретным институтам, роли личности в политике, возможности влияния на принятие политических решений, отношениям политической системы с внешней средой и т.д. Вся совокупность существующих в обществе ориентаций-представлений о мире политики, законах и правилах ее функционирования и есть то, что коротко можно назвать политической культурой.
Таким образом, политическая культура предстает как некоторый набор переменных (индикаторов), объясняющих в целом специфику той или иной политической системы.
Вполне понятно, что политическая культура входит составной частью в модель культуры общества в целом, а, значит, является производным от множества факторов: географического и геополитического положения той или иной страны, истории, религии, традиций, обычаев, типов ведения хозяйства, моделей взаимодействия между людьми и др.
За время активных исследований политических систем в рамках концепции политической культуры многими авторами были предложены различные варианты ее определений, подчеркивающие отдельные стороны или элементы феномена политической культуры. Смысл же понятия от этого остается неизменным. Представляется полезным, однако, знакомство и с этими определениями. Политическую культуру определяют как:
· субъективное содержание политики (которое исследует деятельность субъектов, а не институтов);
· стиль деятельности индивида в сфере политики;
· нормативные требования (С.Вайт);
· совокупность типичных образцов поведения;
· модель образа жизни и действий и состояние умов, которое их определяет (Р.Фейген);
· набор подходов чувств и представлений, придающих упорядоченность и значение политическому процессу (Л.Пай) или ценности, представления и эмоции, придающие смысл политической жизни (Роуз и Доган);
· способ политической деятельности.
Г.Алмонд и С.Верба как создатели научной школы дают ей следующее определение: политическая культура - это специфические ориентации-установки в отношении политической системы и ее различных частей и установки в отношении собственной роли в системе. Это совокупность ориентаций в отношении особой системы социальных объектов и процессов.
Российский политолог Е. Шестопал выделяет четыре группы определений политической культуры, раскрывающие ее содержание:
1) психологические определения, которые
акцентируют внимание на
2) обобщающие, когда политическая
культура предстает как
3) объективные, в которых политическая
культура рассматривается
4) эвристические определения, в
которых политическая культура
выглядит как концептуальная
конструкция, созданная для обобщающего
анализа типов поведения, взаимоотношений
власти, индивида и других субъектов.
На основе этих конструкций
в соответствии с
Таким образом, понятие политической культуры относится к набору переменных, которые могут быть использованы при создании теорий, описании политической системы. Оно сообщает о психологическом, субъективном измерении политики и служит объясняющим фактором всех политических действий и поступков различных субъектов политики. Политическая культура предписывает некоторые нормы и правила поведения в политической сфере, "одушевляет" политику. Она обеспечивает единство и интеграцию институтов власти, придавая им целостность. Нормы политической культуры обеспечивают преемственность политической системы, приверженность ей. Политическая культура - это некоторые рамки, в которых члены общества принимают законность существующей формы правления, выражают согласие с правилами игры.
2 Структура и содержание политической культуры
В структуре политической культуры всегда присутствуют два основных компонента - ядро и периферия. Ядро политической культуры составляют ее наиболее устойчивые элементы, прошедшие проверку временем, те, которые основаны на национальных и религиозных ценностях и традициях, отражающих ментальные характеристики народа, социальной группы и т.д. Ядро политической культуры наиболее консервативно и с большим трудом поддается изменениям, на нем основывается стабильность политической системы, устойчивость и единство общества. Периферия политической культуры более подвижна, динамична, она отражает более конъюнктурные, временные координаты политической культуры и служит первичной зоной ее изменений.
Алмонд выделяет три основных уровня во всех политических ориентациях:
1) познавательный, или когнитивный: знание о политической системе, политике, ее структуре, ролях и их исполнителях;
2) эмоциональный, или аффективный: чувства, настроения, эмоции по отношению к политике, политическим институтам, конкретным лидерам и т.д., а также причины и основания этих чувств;
3) оценочный, или аксеологический:
оценки и суждения (хорошо-плохо,
нормально-ненормально, красиво-некрасиво
и т.д.) по отношению к политике,
конкретным политическим
Именно познавательный уровень политической культуры является наиболее близким к периферии, так как знания быстрее обновляются и изменяют наши оценки и чувства.
Содержание политической культуры составляют такие ее элементы, как политические традиции, обычаи, устоявшаяся система организации и передачи власти (легитимизация), политические нормы, стереотипы, установки, ценности, знания, идеи, политический язык, символы и т.д.
Эти элементы группируются вокруг ориентаций-представлений граждан, которые в целом составляют суть того или иного типа политической культуры населения. Любой из ее типов включает в себя, согласно Алмонду, три уровня политических ориентаций-представлений граждан:
1) их отношение к политической системе;
2) их отношение к политическому
процессу, в том числе к процессу
определения политического
3) их отношение к результатам
и следствиям реализации
Ориентации системного уровня отражают представления граждан и их лидеров о ценностях и институтах (организациях), скрепляющих политическую систему. Они связаны в первую очередь с уровнем самоидентификации граждан с нацией, степенью развитости чувства национальной гордости, уровнем легитимности политической системы и ее отдельных институтов (правительства, парламента, судебной системы, местных самоуправлений, партий и др.).
В ориентациях уровня политического процесса отражаются представления о том, как действует и как должна действовать политика, а так же отношение индивидов к политическому участию. К уровню процесса относятся, прежде всего, позиции граждан по вопросу о политическом режиме и форме правления, их представления о своей политической роли, представления индивидов о социальных и политических группах, их ролях в политике и о собственной групповой принадлежности, модели реального и потенциального политического поведения, характер межгрупповых и межличностных отношений.
Ориентации уровня политического курса касаются того, что граждане ожидают от конкретной политики правительства. Эти ожидания включают в себя представления о целях, на которые должна быть направлена государственная политика, а так же о способах их достижения. Важными компонентами данного уровня политической культуры являются представления об оптимальном состоянии общественной системы, необходимых политических мерах и показателях эффективности функционирования государственной власти.