Политическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 15:28, контрольная работа

Краткое описание

Политическая культура – постоянно изменяющийся и развивающийся феномен, чутко реагирующий на динамику окружающего мира. Присутствие в термине "политическая культура" самого понятия "культура" создает ряд трудностей в его определении. До сих пор нет единого мнения, что такое культура. Существует множество ее определений, часто весьма далеких друг от друга. Понятие "политическая культура" интерпретируется в литературе так же многозначно, как и понятие политики. Трудности в понимании политической культуры обусловлены размытостью ее очертаний, "разлитостью во всем" политическом бытии, как и в целом культуры общества во всем социальном.

Содержание

1. Сущность (понятие) политической культуры;
2. Структура политической культуры;
3. Функции политической культуры;
4. Типология политической культуры;
5. Специфика современной российской политической культуры;
6. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

политология кр.docx

— 35.37 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«ФинансовЫЙ УНИВЕРСИТЕТ при Правительстве

Российской Федерации»

(Финансовый  университет)

Краснодарский филиал

 

 

 

Кафедра «Философия, история и право»

 

Политология

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

На тему: Политическая культура

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса

факультета Финансы и кредит

направления бакалавр экономики

Самсонова Анастасия Дмитриевна

 

Преподаватель: Бершадская О.В.

 

 

 

Краснодар 2014

План:

  1. Сущность (понятие) политической культуры;
  2. Структура политической культуры;
  3. Функции политической культуры;
  4. Типология политической культуры;
  5. Специфика современной российской политической культуры;
  6. Список литературы.

1. Понятие политической культуры

"Законы  воспитания должны быть

различны для каждого вида правления:

в монархиях их предметы будят честь,

в республиках – добродетель, в деспотиях – страх".

Ш.Монтескье

  Политическая культура – постоянно изменяющийся и развивающийся феномен, чутко реагирующий на динамику окружающего мира. Присутствие в термине "политическая культура" самого понятия "культура" создает ряд трудностей в его определении. До сих пор нет единого мнения, что такое культура. Существует множество ее определений, часто весьма далеких друг от друга. Понятие "политическая культура" интерпретируется в литературе так же многозначно, как и понятие политики. Трудности в понимании политической культуры обусловлены размытостью ее очертаний, "разлитостью во всем" политическом бытии, как и в целом культуры общества во всем социальном.

  Сам термин "политическая культура" ввел в научный обиход немецкий философ-просветитель И.Гердер. В политическую науку он был введен американским политологом Г.Алмондом. Разрабатывая модель политической системы, Алмонд выделил не только ее формальную структуру, но и субъективную ориентацию на политическую систему. Последняя и была названа политической культурой. Ее классическое определение, сформулированное Г.Алмондом и Г.Пауэллом, звучит следующим образом: "Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение".

  Указанные индивидуальные ориентации, по мнению американских ученых, включают в себя несколько элементов:

а) познавательную ориентацию – истинное или ложное знание о политических объектах и идеях;

б) аффективную ориентацию – чувство связи, противодействия, вовлечения и т.д. в отношении политических объектов;

в) оценочную ориентацию – суждения и мнения о политических объектах, которые обычно предполагают использование в отношении к политическим объектам и событиям оценочных критериев.

  Из приведенного выше можно выделить две характерные особенности. Во-первых, политическая культура предстает как совокупность ориентаций на политическую деятельность, это еще не сама деятельность, а лишь субъективная установка на нее, она не задает индивиду определенный тип поведения, необходимый для достижения поставленных целей, но предопределяет выбор направленности деятельности. Во-вторых, политическая культура предстает как структура ориентаций, в которую включены: знания о политической системе, ее ролях, функциях, решениях и действиях, возможностях и способах влияния на принятие политических решений (когнитивные ориентации); чувства относительно политической системы, ее структуры, ролей, функций и политических деятелей, их исполняющих (эмоциональные функции); суждения, мнения и представления о политической системе, ее ролях, функциях, состоящие из комбинации ценностных стандартов и критериев, информации и эмоций (оценочные ориентации).

  Как признавался сам Алмонд, введенное им понятие представляло попытку классифицировать с помощью одного термина то, что "раньше представало как отношение к политике, политические ценности, идеология, национальный характер, культурная среда и т.д.". Оно позволяло выделить качественную сторону политической системы, объяснить различия в функционировании и результатах деятельности внешне схожих политических систем, соединить исследование формальных и неформальных компонентов политических систем с анализом национальной политической психологии, политической идеологии, фундаментальных ценностей общества.

  Вот одно из развернутых определений, данных в литературе: "Политическая культура – это реализация политических знаний, ценностных ориентации, образцов поведения социального субъекта (личности, класса, общества) в исторически определенной системе политических отношений и политической деятельности. Оно включает зафиксированный в обычаях и законах политический опыт общества, его классов, социальных групп, трудовых коллективов, индивидов, уровень их представлений о политической власти и политических отношениях, способность дать правильную оценку явлениям общественной жизни и занять политическую позицию в ней, выраженную в конкретных социальный действиях".

  В этом определении схвачены главные стороны политической культуры. На базе этого определения представляется возможным развернуть анализ интересующей нас категории.

 

2.Структура политической культуры

  В состав политической культуры включается вся совокупность как индивидуальных, так и коллективно-групповых ценностных ориентаций и образцов поведения участников политической системы. Культура не сводима к индивидуальным свойствам. Не единичное, а массовое и типичное для данной группы или общности характеризует ее.

  Понимание политической культуры как специфического качества социального субъекта связано с коренным ее признаком: она (культура) есть способ политической деятельности и поведения. Этим признаком охватываются все компоненты политической культуры: политический опыт, стереотипы, политические мифы, модели как политического поведения личности и групп, так и функционирования политических институтов, идеология, политические символы, политическая социализация, политические ориентации.

  Исследование ориентации на политическую систему в целом начал американский политолог Алмонд, который выделил ориентации на структуры "входа" в политическую систему и "выхода" из нее, а также ориентации индивида относительно своего места в политическом процессе и возможностях политического участия.

  Исследование структуры политических ориентаций было продолжено У.Розенбаумом, который выделил три типа ориентаций относительно политических объектов.

  Первый тип составляют ориентации относительно институтов государственного управления. К нему принадлежат:

а) оценки индивида государственных органов власти, их норм, символов и лиц, осуществляющих политические функции, его реакция на них – ориентация относительно режима;

б) оценки различных требований к политической системе и реакции на них – ориентации относительно "входа", оценки решений, принимаемых политической властью, и реакции на них – ориентации относительно "выхода".

  Второй тип включает ориентации относительно "других" в политической системе:

а) политической идентификации – ощущения принадлежности индивида к определенной социальной группе, партии, чувств сопричастности и лояльности к ним;

б) политических верований (убеждений), отражающих отношение к другим политическим группам в интервале "хорошее – плохое";

в) представлений об основных правилах и нормах, которые должны регулировать деятельность политической системы – о "правилах игры".

  В третий тип входят ориентации относительно своей собственной деятельности, включающие в себя:

а) политическую компетентность – оценки индивидом собственных политических "ресурсов", позволяющих ему участвовать в политической жизни и представления о влиянии политики на человека;

б) политическую действенность – представления о влиянии политических действий индивида на вырабатываемую политику и о возможностях такого влияния через гражданские акции.

  В обобщенном виде содержание и структура политических ориентаций представлена в таблице.

  Содержание и структура политических ориентаций

Ориентация

Операциональное определение

Политическая идентификация

Нация граждан; политическое образования и группы, относительно которых индивид настроен позитивно или негативно; политические образования и группы, в которые индивид вовлечен наиболее глубоко.

Политическая вера

Готовность сотрудничать с различными группами в различных социальных акциях; членство в группах; оценка деятельности групп с точки зрения того, заслуживает ли она доверия, каковы ее мотивы и т.д.

Ориентации относительно режима

Вера в легитимность режима; чувства (по поводу) и оценка основных политических учреждений и символов режима; включенность в политическую деятельность по поддержке или противостоянию режима.

"Правила игры"

Как индивид относится к высказываемым политическим мнениям; концепции политических обязательств для самого себя и для других; концепции принятия политических решений властями; отношение к политическим девиантам и диссидентам.

Политическая действенность

Вера в то, что власть ответственна за свои действия; вера в важность гражданской активности и участия в политической жизни; вера в возможность политических изменений.

Политическая компетентность

Частота голосований и других типов политической активности; знание о политических событиях и их влиянии на человека; интерес к политике.

Input=Output-ориентация

Удовлетворенность политикой власти; вера в эффективность "входов" и "выходов" политической системы.


  Понятие политической культуры, предложенное и сформулированное Г.Алмондом и Г.Пауэллом, неоднократно уточнялось и дополнялось многочисленными исследователями данного феномена.

  Структура политических ориентаций была представлена нами выше.       Рассмотрим такие компоненты политической культуры, как стереотипы, мифы и символы.

  Политический стереотип – это упрощенное, схематическое, деформированное и ценностно-ориентированное представление о политических объектах. Отличительными чертами стереотипа являются:

1)  персонификация события (причина тех или иных явлений связывается с деятельностью конкретного лица или определенной группы);

2)  сильная эмоциональная окрашенность в восприятии и интерпретации событий (как правило, резко негативное или резко позитивное отношение к чему-либо или кому-либо);

3)  иррациональность (обычно факты, противоречащие стереотипу, не замечаются или с негодованием отвергаются);

4)  устойчивость (стереотип статичен, долговечен, он не подвержен изменениям и способен к самосохранению даже в радикально меняющееся ситуации).

  Политический миф – это статичный образ, опирающийся на верования и позволяющий упорядочить и интерпретировать приводящие в смятение факты и события, структурировать видение коллективного настоящего и будущего. В многочисленных исследованиях, посвященных политическому мифу, раскрываются социальные и психологические предпосылки его возникновения. Мифология, в том числе и политическая, возникает тогда, когда группа или большая часть общества сталкивается с новыми, непонятными и неподконтрольными ей явлениями, несущими в себе явную или тайную угрозу ее существованию. Именно поэтому расцвет мифотворчества наблюдается в периоды социальных катастроф, глубинных кризисов общества, войн, революций и т.п.

  Основными свойствами любого мифа, в том числе и мифа политического, являются:

1)  полиморфность – один и тот же набор символов может присутствовать в разных мифах, а одна и та же тема мифа может иметь разную направленность и различное эмоциональное восприятие;

2)  ограниченность – миф использует ограниченное число символов, но в мифах возможны их многочисленные комбинации;

3)  отвлеченность – миф не соотносится с эмпирической действительностью;

4)  фундаментальность веры – миф опирается на допущения, не требующие их проверки и независимо от их истинности;

5)  статичность – миф не соотносится с историческим и социальным временем, он живет в своем собственном временном измерении.

Информация о работе Политическая культура