Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 21:33, реферат
Для объективного, целостного понимания сути социально-политической реальности современного Казахстана немаловажное значение имеет комплексное изучение его политической культуры. Как известно, политическая культура аккумулирует в себе жизненный опыт всего народа, совокупность важнейших черт национального (и этнического) характера, общепринятые в обществе ценности, установки, ориентации, нормы и т.д. Политическая культура в обществе является в определенной мере регулирующим фактором, который определяет политические и иные действия широких слоев населения.
Политическая культура Казахстана
Для объективного, целостного понимания сути социально-политической реальности современного Казахстана немаловажное значение имеет комплексное изучение его политической культуры. Как известно, политическая культура аккумулирует в себе жизненный опыт всего народа, совокупность важнейших черт национального (и этнического) характера, общепринятые в обществе ценности, установки, ориентации, нормы и т.д. Политическая культура в обществе является в определенной мере регулирующим фактором, который определяет политические и иные действия широких слоев населения.
Политическая культура отдельной страны, как правило, формируется в процессе переплетения различных ценностных ориентаций и способов политического участия граждан, национальных традиций, обычаев, способов общественного признания человека, доминирующих форм общения элиты и электората, а также других обстоятельств, выражающих устойчивые черты цивилизационного развития общества и государства.
Так, например, история государственного развития США, где сумели выработать единые базовые ценности либерализма и демократии, сформировать плюралистическую организацию власти, обусловила достаточно деидеологизированные ориентации своих граждан, низкую политическую активность последних (вызванную уважением к правящим элитам), склонность к использованию легитимных форм политического участия, законопослушность, высокий патриотизм и т.д.
Английскую политическую культуру отличает такая же всеобщность базовых политических ценностей, высокий уровень легитимности властей и ответственности элит за свои действия, особая почтительность граждан к символам государственности, склонность к минимизации конфликтов и поиску согласия между политическими силами. Политико-культурный облик Германии отличает повышенная законопослушность населения, чуткость к правовым регуляторам политического поведения и соблюдению процедур, ответственность элит за исполнение своих обязанностей и т.д.
Казахстан в ХХ веке прошел сложный, трудный, наполненный различными зигзагами путь социально-политического, духовно-исторического развития, который, в конечном счете, закончился обретением независимости.
Казахстан - поликультурная страна, характеризующаяся этнонациональным, конфессиональным, региональным и другими формами плюрализма. Полиэтничность этносоциальной структуры, в свою очередь, требует обратить внимание на процессы мультикультурализации, на необходимость учета разнообразных (этносоциальных, религиозных и т.д.) установок в исследовании общественных процессов в переходный период.
Одной из важнейших особенностей казахстанского общества является многообразие этнических культур, которое самым непосредственным образом сказалось на национальном сознании казахстанцев, на их мировоззрении, ценностно-нормативных установках, а также в целом на политической культуре. Изучение ценностных установок населения Казахстана важно не только в научном плане, но и с точки зрения государственных интересов. Оно тесно связано с такими понятиями, как менталитет народа, ценностная идентификация, межнациональное согласие, политическая и духовная культура и т.д.
В Казахстане, несмотря на многочисленные трудности переходного периода, имеется достаточный потенциал для развития демократической политической культуры - это экономический, социальный, культурный и духовный опыт адаптации в сложных перипетиях жизни. Для дальнейшего развития политической культуры у граждан необходимо всесторонне внедрять в жизнь ценности демократии, принципы ненасилия и гуманизма. Наша страна в этом вопросе должна ориентироваться отнюдь не только на наличные западные модели, но и исходить из особенностей национальной реальности (Евразийского типа).
В казахстанском социокультурном пространстве соприкасаются две ментальности: западная и восточная, которые имеют свою специфику. Западный тип ментальности рассматривается как носитель культуры динамического, активистского начала, ориентирующейся на преобразование внешней реальности (экстравертная форма); восточный тип ментальности имеет более традиционалистский вид культуры, нацеленной на созерцательное, адаптивное отношение к миру, природе, человеку (интравертная форма).
В современных условиях, когда осуществляется ускоренная адаптация к рыночным реалиям, происходят резкие изменения ценностных ориентаций. Особенно этот момент трансформации мышления и поведения характерен для молодежи, так как она является более мобильной частью населения. А во взглядах и ориентациях старшего поколения сохраняются элементы мировосприятия, традиционного для социалистического периода нашей истории. Данный факт следует воспринимать как закономерное явление, характерное для исторической преемственности.
Поскольку в обществе происходят кардинальные изменения ценностных ориентиров людей, то они трансформируются в качественно новые ценностные установки, усиливая борьбу между старым и новым. Результаты исследований свидетельствуют о том, что социально-стратная структура казахстанского общества все больше характеризуется формированием и дифференциацией различных больших и малых социальных групп, групповых интересов, процессы социального расслоения будут углубляться и дальше, резко поляризуя казахстанское общество.
Материалы различных социологических опросов свидетельствуют о том, казахстанцы отдают предпочтение традиционным общечеловеческим, а не политическим ценностям. Это свидетельство того, что уже пройден этап активной политизации общественного сознания. Для людей становятся важными ценности повседневной реальности. А те злободневные проблемы политической жизни общества, которые доминировали в период обретения независимости (особенно политического характера), постепенно отходят на второй план. Для людей главным являются не дифференцирующие факторы, а то, что создает условия для счастливой жизни каждого человека. Разумеется, это не означает, что процессы демократизации в Казахстане достигли своего апогея и не имеют особой значимости.
В современных условиях население Казахстана, независимо от того, в каком разрезе мы его рассматриваем - в стратном, этническом, региональном или ином, - разделяет в целом, общую постсоветскую, патриархально-подданическую политическую культуру с характерными для нее аполитичностью и низкой политической компетентностью населения.
Типология основных групп по поведенческой и психологической реакциям людей на кризис ценностей позволяет выделить в казахстанском обществе несколько основных групп. Общая характеристика этих групп:
1-я группа. В нее входят люди, сохранившие прежние ценности. Это сознание можно назвать консервативным по отношению к уже произошедшим сдвигам.
2-я группа. Члены этой
группы в качестве выхода из
кризиса предлагают коррекцию
ценностей. Их умонастроение можно
характеризовать как
3-я группа. Ее представители стремятся решительно порвать со старыми структурами. Это нормоотношение базируется на типе сознания, которое можно назвать радикально-революционаристским (главный стереотип - образ врага).
4-я группа. Позицию людей
можно определить как реально-
5-я группа. Существует множество людей, для которых кризис ценностей выражается в полном их разрушении. Для них разрушено смысловое поле личности. Это маргинальное сознание.
Данная типология не жестко фиксирует мироотношение людей, так как по мере развития общества и самих индивидов у людей могут происходить различные изменения во взглядах, установках и ценностях. Люди могут объединяться, ориентируясь на ценности производства, на политическую деятельность, на духовные ценности, а также их могут объединять идеи национальной консолидации.
Создание благоприятных условий жизни для современного человека, в которых он чувствует себя подлинным хозяином и творцом своей судьбы, судьбы своей страны, служит консолидации позитивных сил общества. Творческая активность человека обусловлена усилением социальной политики, обогащением духовной жизни. Не стандартизация маргинальной культуры и не консервация архитрадиционных ценностей являются катализаторами духовно-нравственного возрождения казахстанского общества. Главное - раскрытие особенностей человеческого бытия, его глубокого гуманистического смысла, где человек относится к миру (живому и неживому), к людям с любовью и благоговением.
Пока в новом суверенном Казахстане четкая стратификационная дифференциация по этническим параметрам строго не обозначилась. Но основания для этнической конкуренции возрастают. В этнодемографическом плане на позицию референтной группы влияет фактор удельного веса данного этноса в общей этнодемографической ситуации страны.
В связи с этим, этнокультурные различия характеризируются высокой дифференциацией, но как таковые они становятся предметом разногласий вследствие политизации этничности. Поэтому для достижения консенсуса взаимодействующими сторонами важен поиск причин политизации различий, а также общих знаменателей взаимодействия. Ведь абсолютизация роли негативных этнических стереотипов может дестабилизировать этносоциальную атмосферу, создавая поляризацию взглядов.
В Казахстане явно прослеживается тенденция роста религиозности. Растет число мечетей, церквей, увеличивается их влияние на общественную жизнь. Изучение природы религиозного стереотипа - отдельная проблема. Важно, чтобы в рамках этого мироотношения имел место диалог, а не монолог. Важна установка на диалог с представителями других конфессий, поиск универсальных ценностей.
Основные тенденции, которые можно выделить в развитии политической культуры современного Казахстана:
Во-первых, составляющие системы ценностей, установок, стереотипов среднего казахстанца оказываются очень близки независимо от этнических, стратных, региональных, возрастных характеристик. Этот факт свидетельствует о единстве народа Казахстана, о социально-политической стабильности общества. Но в образе жизни, ценностных ориентациях населения Казахстана за последние 5-6 лет произошли большие изменения и многие ценности прошлого в настоящее время переосмысливаются. Если раньше коллективное решение было приоритетным, то в последнее время нарастает тенденция индивидуализации оценочного подхода, стиля поведения, т.е. происходят процессы копирования западного образа жизни, в какой-то мере противоречащего национальному менталитету казахстанцев.
Во-вторых, в разных регионах, стратах имеют место различные представления о ценностях, но это своеобразие ни в коей мере не исключает, а предполагает наличие в них общечеловеческих ориентаций. Поддержка разнообразных политических установок (в отличие от нравственных установок) может меняться во времени весьма стремительно, в зависимости от хода политических процессов, особенностей социально-экономической ситуации и других обстоятельств. Этот факт говорит о высокой потенциальной конфликтности сознания людей, их низкой политической компетентности.
В-третьих, если в условиях идеологизированного советского периода индивидуальный политический выбор основывался на тех или иных идеологических категориях (в основном доминирующих в обществе), то в сегодняшних реалиях люди, в основном, выбирают ту политическую ориентацию, которая представляется им наиболее соответствующей их потребностям и интересам, т.е. политический выбор постепенно прагматизируется. Это явление характерно для развитых стран. Таким образом, анализ политической, этнической, стратной ментальности казахстанского общества через определения ценностно-нормативных установок, разнообразных стереотипов может способствовать совершенствованию рычагов демократизации общества, повышению уровня политической культуры населения Республики Казахстан.
В-четвертых, создание благоприятных условий для развития всех этнических групп Казахстана, усиление консолидационных тенденций в этом процессе, сохранение и развитие культурной самобытности, прогрессивных ценностей и традиций жителей всех регионов обеспечат более полное и разнообразное приобщение населения республики к сокровищам национальной и мировой культуры.
Развитие национального самосознания личности происходит в условиях разнообразной конкуренции (межэтнической, межконфессиональной, межстратной и т.д.). Именно поэтому нарушение принципов демократизма, дефицит гуманности порождают защитные охранительные механизмы - агрессивность, увеличение социальной дистанции, отчужденность и т.д. На личностном уровне эти проблемы актуализируются в зависимости от интенсивности этнического поля личности, направленности ценностных ориентаций.
В политическом менталитете казахстанского общества особо выделяется ориентация на традицию. По большому счету традиционность выступает стержнем политической культуры любого общества. Она является основой исторического восприятия ментальности. Традиционализм в современном Казахстане нашел свое отображение в обыденном сознании. Многие исследователи ментальности в политике единодушно отмечают роль исторических причин, ставших главными и определяющими современное состояние нации.