Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:42, контрольная работа
Понятие «политическая культура» относится к часто употребляемым. Эти слова прочно вошли в наш повседневный лексикон. В прессе постоянно встречаются сетования журналистов по поводу низкого уровня политической культуры или её отсутствия как у населения, так и у профессиональных политиков. С другой стороны, отбор новостей, способ их подачи и интерпретации в СМИ тоже часто воспринимаются, как причина, препятствующая формированию и развитию политической культуры. В обыденной речи политическая культура выступает прежде всего как оценочное понятие, как определённый идеал, к которому следует стремиться, или как норма, которую следует соблюдать.
Введение.
1. Понятие политической культуры, ее структурные элементы, типология.
2. Тесты.
Заключение.
Список литературы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: Политология
по
теме: Политическая культура
и политическая социализация.
Исполнитель: студентка
Профиль
группа УК-12 НУ
Ф.И.О. Жеребцова Ирина Алексеевна
Екатеринбург
2012
Содержание:
Введение.
1. Понятие политической культуры, ее структурные элементы, типология.
2. Тесты.
Заключение.
Список литературы.
1. Понятие политической культуры, ее структурные элементы, типология.
Политическая культура – один из важнейших элементов политической системы общества. Уровень ее развития свидетельствует о качестве самой этой системы. Политическая культура, отражая политическую и юридическую компетентность граждан, общественных и политических деятелей и их политическое поведение, оказывает большое влияние на формирование и функционирование политических институтов. Политическая культура – явление сложное и многогранное. Поэтому существует самый широкий спектр мнений, определений формулировок и в толковании как самой категории “политическая культура”, так и ее структурных компонентов, содержания, функций. Политическая культура как особое, связанное с духовной жизнью людей, их ценностями, нравами и традициями политическое явление имеет такую же длительную историю, как и политика в целом. В той или иной степени она описывалась еще в глубокой древности такими, например, выдающимися политическими мыслителями, как Конфуций, Платон, Аристотель и др. Однако сам термин “политическая культура” появился намного позже. Его впервые ввел в научный оборот в ХVIII в. немецкий философ-просветитель И. Гердер. Опирающаяся же на эмпирическую базу концепция политической культуры сложилась в 60-е гг. ХХ в. благодаря крупным международным исследованиям, проведенным американскими политологами Г. Алмондом, с.Вербой, Л. Паем. Политическая культура – неотъемлемая составная часть общенациональной культуры. Это, прежде всего политический опыт человечества, социальных общностей, больших и малых социальных групп, полученный в ходе исторического развития. Существуя в определенных формах, этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и в конечном счете выражается в их политических ориентациях и установках. Последние определяют политическое поведение людей. Политическая культура имеет двойственный характер. С одной стороны, это умозрительная, познавательная конструкция, позволяющая разобраться в окружающем человека политическом мире. С ее помощью описывается способ существования социального субъекта - нации, класса, группы, индивида как политического субъекта. С другой стороны, это объективная данность, выступающая по отношению к политическому процессу не просто как отражение его существенных черт, но и как его органическая часть, как неотъемлемый элемент политического бытия. Политическую культуру нельзя изолировать от контекста общестенно-политических отношений и систем социально-политической деятельности. Следовательно, политическая культура - это система исторически сложившихся относительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений людей установок, убеждений, представлений, моделей поведения:
а) проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса;
б) фиксирующих принципы их отношения к этому процессу в целом и его элементам, друг к другу, к самим себе и к политической системе, в рамках которой протекает этот процесс;
в) и тем самым обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.
Политическая культура не только объясняет поведение и политические позиции людей, но и регулирует способы их поведения: например, от политической культуры населения конкретной страны прямо зависит, будет ли конфликт решаться насильственным путем или мирно, на путях диалога. Политическая культура населения конкретной страны определяет, насколько эффективно (или, напротив, неэффективно) функционирует ее политическая система: своей “невидимой рукой” политическая культура или способствует стабильности политической системы, или, как эрозия, постепенно подтачивая, разрушает ее.
Вначале (в 1956 г.) Г.Алмонд,
рассматривая феномен политической
системы, выделил два уровня ее анализа:
институциональный и
Познавательная ориентация фиксирует как уровень знаний о ее субъекте (например, о государстве, его функциях, структуре), так и само наличие (или отсутствие) этих знаний, то есть фактически речь идет о политическом мировоззрении.
Эмоциональная ориентация проявляется как в наличии или отсутствии интереса к ее объекту, так и в степени этого интереса, то есть она свидетельствует об уровне гражданственности.
Оценочная ориентация - это оценка конкретных политических явлений на собственно политическом уровне.
Три основных взаимосвязанных структурных элемент политической культуры: политический опыт, политическое сознание и политическое поведение.
Важное место среди различных форм политического опыта занимают политические традиции. Они формируются в результате деятельности нескольких поколений людей, являются одной из наиболее устойчивых основ их жизни и определяют образцы политического поведения. Сохранение и развитие политических традиций – одно из условий политической стабильности общества и его прогрессивного развития. Законы и нормы, регулирующие общественные отношения, принятые в соответствии с национальными политическими традициями, воспринимаются гражданами не как средство принуждения, а как необходимое явление общественной жизни, направленное на достижение всеобщего блага. На основе политического опыта многих поколений и политической деятельности людей формируется их политическое сознание – еще один элемент структуры политической культуры. Политическое сознание – это система политических знаний, ценностей и идейно-политических убеждений людей, на основе которых вырабатываются наиболее устойчивые и значимые политические ориентации и установки людей в отношении политической системы и их места в данной системе.
Политические знания – это знания людей о политике, о политической системе, о различных политических идеологиях, о процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе и т.п.
Политические ценности – это этические и нормативные суждения о политической жизни, о политических целях, на реализацию которых направлена политическая деятельность. Политическими ценностями являются законность и порядок, стабильность системы, социальная справедливость. Политические убеждения формируются на основе знаний и ценностей и выражаются в представлениях людей о том, какой должна быть политическая система. Для одних это демократия – прямая или представительная, основанная на принципе частной собственности; для других – авторитарно-тоталитарные системы, основанные, к примеру, на идее национального превосходства и т.д. Это как раз то, что называется идеологическими предпочтениями. Политические убеждения граждан выражаются в том, что на выборах они голосуют за ту или иную партию, а значит отдают предпочтение той или иной идеологии. Политические ориентации и установки находят свое конкретное воплощение в политическом поведении.
Политическое поведение – это практическое взаимодействие человека с политической средой, выражающееся в той или иной форме политического участия. Оно обусловлено политическим сознанием, с одной стороны, и уровнем политического развития общества в целом, с другой стороны. Политическое поведение людей проявляется в их политической деятельности и обнаруживает уровень и тип их политической культуры на практике.
В современной политологии выделяют множество типов политических культур, отражающих преобладание в стиле политического поведения граждан определенных ценностей и стандартов, форм взаимоотношения с властями, а также иных элементов, сложившихся под воздействием географических, экономических, духовных и других факторов. В частности, в соответствии со спецификой цивилизационного устройства Востока и Запада, ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире политических культур, выделяют политические культуры западного и восточного типа; в зависимости от специфики политических систем - тоталитарный, демократический, авторитарный тип; в зависимости от идеологических различий - коммунистический, либеральный и другие типы; в зависимости от открытости или закрытости политических ценностей к инокультурным контактам - открытый или закрытый тип. Однако наибольшее распространение получила типология политических культур, предложенная Г.Алмондом и С.Вербой.
В 1963 г. Г.Алмонд в соавторстве с С.Вербой в работе “Гражданская культура” описал свою типологию политических культур. Ими были выделены три типа.
1. Патриархальный тип
2. Подданнический тип
3. Активистский тип политической культуры. Активистский тип политической культуры граждане активно участвуют в политической жизни, пытаются воздействовать на процессы принятия решений, умело формулируют собственные интересы. Этот тип политической культуры квалифицируется и как рационально-активистский. Государственная власть оценивается одновременно и как подчинение идущим сверху директивам, и как возможность идущего снизу участия граждан в процессе выработки решений. Государство и граждане выступают как равноправные партнеры.
В упомянутом исследовании проблем гражданской культуры в пяти странах (США, Англии, Италии, ФРГ и Мексике) Г.Алмонд и С.Верба попытались выяснить, существует ли демократическая политическая культура как фактор, гарантирующий стабильность демократической политической системе. Анализ политического поведения граждан даже в таких образцово демократических странах, как США и Великобритания, выявил, что тип политических ориентаций (то есть позиции граждан, их представлений, суждений и оценок) заметно отличается от “активистской” политической культуры, которая, согласно нормам демократической идеологии, должна была бы преобладать в стабильно преуспевающих демократиях. Оказалось, что граждане демократических стран редко “подгоняют” свою политическую жизнь под эту “рационально-активистскую” модель. Выяснилось, что многие из них не являются ни хорошо информированными, ни глубоко вовлеченными в политику, ни особо активными. Политическая культура населения США и Великобритании больше всего соответствовала тому, что Г.Алмонд и С.Верба назвали гражданской культурой.
Гражданская культура - это смешанный тип политической культуры. В ее рамках одни индивиды весьма активны в политике, а другие играют пассивную роль “подданных”, причем доля и тех, и других достаточно велика. Но даже у тех, кто активно исполняет роль гражданина, не полностью вытеснены качества “подданных” и “патриархалов” - то есть активный гражданин сохраняет свои традиционалистские неполитические связи, равно как и свою пассивную роль подданного.
Рационально-активистская модель отнюдь не предполагает, что ориентация участника заменяет собой ориентации “подданного” и “патриархала”. На самом же деле эти два типа ориентаций не только сохраняются, но и составляют важную часть гражданской культуры. Ориентации “подданного” и “патриархала” меняют интенсивность политической включенности и активности индивида: политическая деятельность представляет собой лишь часть интересов гражданина, причем, как правило, не очень важную часть, сохранение же других ориентаций ограничивает степень его включенности в политическую действительность и удерживает политику в надлежащих, исключающих всякого рода радикализм и экстремизм рамках.
Каковы же причины несоответствия между идеалами рационально-активистской модели и типами политических связей, существующими в наиболее стабильных и преуспевающих демократиях? Пожалуй, дело не только в том, что активистская политическая культура скорее всего лишь своего рода идеал; должны быть и другие, более значимые причины того, почему в процветающих демократиях существует сложно переплетенная смешанная гражданская культура. Такая культура, порою включающая в себя явно несовместимые политические ориентации, кажется наиболее соответствующей потребностям демократических политических систем, поскольку они также представляют собой плюрализм интересов и переплетение противоречий.
Гражданская культура - это, как правило, комбинация алмондо-вербовских “идеальных типов” политических культур, да и любая национальная политическая культура, в принципе, являет собой смешение этих “идеальных типов”. Но число вариантов смешения (сочетания) отнюдь не бесконечно. Г.Алмонд выделяет три комбинации типов политических культур: 1) в демократической развитой индустриальной системе, 2) в демократической доиндустриальной системе, 3) в авторитарной переходной системе. За основу выделения таких комбинаций было взято “ориентационное” измерение: какова доля в обществе “патриархалов”, “подданных” и “активных участников”.
В 1980 г. Г.Алмонд уточнил свою концепцию политической культуры. Он выделил следующие три объекта ориентации: политическую систему, политический процесс, политическую власть (политические механизмы государственного аппарата власти и управления, функционирования и отправления власти). Объектам ориентации соответствуют три типа политической культуры: культура политической системы, культура политического процесса и культура политического управления. Их совокупность являет собой гражданскую политическую культуру.
Как отметил один из ведущих теоретиков современного либерализма, немецкий политолог Р.Дарендорф (род. 1929), политическая культура тесно связана с существованием политического класса. Слабость или тем более отсутствие последнего лишает политическую культуру устойчивости, свидетельствует о дефицитности в ней преемственности и диалогичности.
Информация о работе Политическая культура и политическая социализация