Политическая культура и политический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 10:55, реферат

Краткое описание

Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение.
Термин «политическая культура» впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее - только в конце 50-60х гг. XX в.

Содержание

1. Политическая культура: понятие и типология………………………….3
2. Политический процесс…………………………………………………….6
3. Конфликт и политический процесс………………………………………10
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 35.35 Кб (Скачать файл)

 

 

 

титульный

 

 

Тема:  Политическая культура и политический процесс

 

 

Содержание:

 

1. Политическая  культура: понятие и типология………………………….3

2. Политический  процесс…………………………………………………….6

3. Конфликт  и политический процесс………………………………………10

Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Политическая культура: понятие и типология

Политическая  культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение.

Термин «политическая культура» впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее - только в конце 50-60х гг. XX в.

Политическая культура — особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы. Шестидесятые годы считаются периодом наивысшей популярности исследований проблем политической культуры. Важнейшим импульсом, приведшим к активным исследованиям политической культуры, стала потребность выяснения несостоятельности попытки развивающихся стран копировать западноевропейские образцы при создании собственных политических систем. Кроме того, большую роль сыграли кризисные явления в жизни развитых демократий, связанные с бурным проявлением молодежной контркультуры, усилением расовых волнений, формированием экологического движения, усилением феминистского движения и, наконец, стала очевидной сила так называемой «четвертой власти» — средств массовой информации. Девяностые годы и «третья волна» демократизации также вызвали значительный интерес к политической культуре, так как до некоторой степени именно этот термин позволял отделить страны, предрасположенные к демократии, от стран, предрасположенных к авторитаризму.

В рамках функциональных методологических установок принято выделять ряд функций политической культуры в обществе.

К функциям политической культуры относят:

  • интеграция политической сферы и общей культуры, философии, религии;
  • сохранение и развитие основ политической деятельности;
  • проверки истинности официальной идеологии; устранение и компенсация пробелов (неопределённости норм) и разрывов (отсутствия или нарушения логической связи норм права) права;
  • проявления, предупреждения и разрешения латентных конфликтов;
  • профетическая, прогностическая в отношении развития;
  • апробации и верификации политических кадров;
  • синтеза способов реагирования на неожиданные угрозы и др.

Роль  политической культуры состоит в  снижении политических рисков — рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти1.

К исследованию политической культуры общества часто  обращается политическая социология. Фактор культуры и её влияния на политику не только позволяет предсказывать  вероятные модели поведения электората. В более широкой перспективе  политическая культура общества взаимодействует  с институциональной системой. В  рамках этого взаимодействия происходит взаимовлияние, что ведет к трансформации  институциональной и политической системы с одной стороны и  политической культуры с другой.

Наиболее  известная типология политических культур принадлежит Г. Алмонду  и С. Верба, которые выделили три  вида политической культуры:

  • приходская культура;
  • зависимая культура;
  • культура участия.

Приходская  культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах».

Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей, являясь лишь «наблюдателями».

И, наконец, культура участия характеризуется активностью участия. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления. При такой классификации имеется в виду, что демократия — это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец, но это положение не является бесспорным для всех.

Политическая  культура существенно зависит от общей культуры страны, степени доверия между людьми и устойчивости институтов. Согласно С. В. Цирелю по устойчивости институтов общества делятся на теплые и холодные2.

Холодные  общества — это такие общества, где существуют установленные правила в политике. В них люди не нуждаются в налаживании личных отношений для разрешения стандартных ситуаций. В таких обществах основное разнообразие институтов сосредоточено на верхних уровнях их иерархии и предназначено для разрешения сложных ситуаций.

Теплые  общества — это такие общества, где отсутствуют установленные правила в политике. Отсутствие действенного права вынуждает перманентно обращаться к его первоисточникам, в том числе представлениям о справедливости, поэтому справедливость, часто понимаемая как всеобщее равенство доходов и даже равное бесправие, занимает высокое место в шкале ценностей. И в то же время отсутствие регулятора справедливости (права, обычая и т. д.) очень часто ведет к большей несправедливости и большему имущественному расслоению, чем в холодных обществах.

2. Политический процесс

Политический процесс – это  совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели. В узком смысле – деятельность социальных субъектов  по осуществлению политических решений.

Политический процесс развертывается в стране в рамках политической системы  общества, а также в региональных и глобальных масштабах. В обществе он осуществляется на государственном  уровне, в административно-территориальных  районах, в городе и деревне. Кроме  того, он действует внутри различных  наций, классов, социально-демографических  групп, политических партиях и общественных движениях. Тем самым политический процесс раскрывает поверхностные  или глубинные изменения политической системы, характеризует ее переход  от одного своего состояния к другому. Поэтому в целом политический процесс по отношению к политической системе раскрывает движение, динамику, эволюцию, изменение во времени и  пространстве.

Основные стадии политического  процесса выражают динамику развития политической системы, начиная с  ее конституирования и последующего реформирования. Его главное содержание связано с подготовкой, принятием  и оформлением на соответствующем  уровне, исполнением политических и  управленческих решений, необходимой  их коррекцией, социальным и иным контролем  в ходе практического осуществления.

Процесс выработки политических решений  дает возможность выделить в содержании политического процесса структурные звенья, раскрывающие его внутреннее строение и природу:

1. Представление политических интересов  групп и граждан институтам, принимающим  политические решения.

2. Выработка и принятие политических  решений.

3. Реализация политических решений.

Политическому процессу присущи:

• переплетение и взаимосвязь революционных  и реформаторских начал;

• сознательных, упорядоченных и  стихийных, спонтанных действий масс;

• восходящих и нисходящих тенденций  развития.

Индивиды и социальные группы, находящиеся  внутри определенной политической системы, далеко не одинаково вовлечены в  политический процесс. Некоторые безразличны  к политике, другие участвуют в  ней время от времени, третьи увлечены политической борьбой. Даже среди тех, кто играет активную роль в политических событиях, лишь некоторые азартно  стремятся к власти.

Можно выделить по степени возрастания  активности участия в политическом процессе следующие группы:

1) аполитичная группа, 2) голосующие  на выборах, 3) участвующие в деятельности  политических партий и других  политических организаций и проводимых  ими кампаниях, 4) искатели политической  карьеры и политические лидеры.

В настоящее время в политических процессах по сравнению с прошлым  более активно участвуют представительные социальные слои и движения, в том  числе партии, профсоюзы, армия, студенчество и молодежь, национальные организации, конфессии, группы поддержки и давления, творческие союзы.

На политические процессы внутри отдельных  стран оказывают значительное воздействие  внешний фактор, вся совокупность экономических, политических, военно-стратегических и других реалий международного характера. Поэтому можно сказать, что политические процессы бывают двух видов: внешнеполитические и внутриполитические. С точки  зрения системных качеств организации  политической власти они различаются  на два крупных класса:  
демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия;

недемократические, внутреннее разнообразие которых определяется нахождением  у власти теократических или военных  группировок, авторитарных лидеров  или монархов, партий того или иного  типа.

С точки зрения публичности осуществления  элитой и электоратом своих функций  можно выделить

• открытый политический процесс, в  котором политические интересы групп  и граждан систематически выявляются в электоральных предпочтениях, программах партий и движений и т.д.

• скрытый (теневой) политический процесс, который базируется на публично неоформленных  политических институтах и центрах  власти.

Современный исторический период характеризуется  наиболее глубоким и всесторонним кризисом тоталитарных и авторитарных политических режимов в различных районах  мира. Для того, чтобы оценить  эти неоднозначные изменения, происходящие в политических системах, необходима теоретическая основа для сравнительного анализа, способного обобщить широчайшее разнообразие систем. В частности, важно  определить, когда реформы становятся необратимыми и каковы могут быть меры, способные остановить крах общества. Поиск решения этих проблем вызывает рост интереса к различным концепциям политического развития, стремящимся  объяснить источники, характер и  направление политических изменений  на пути от авторитаризма к демократии.

Страна становится более политически  развитой, если ее политическая система  изменяется в направлении более  выраженной

• артикуляции интересов социальных групп (посредством добровольных ассоциаций)

• лучшей агрегации интересов (с  помощью политических партий)

• результативной политической социализации (через расширение средств массовой коммуникации)

Таким образом, политическое развитие – это возрастание способности политической системы постоянно и успешно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие каналы для эффективного диалога между правительством и населением.

Одним из свойств политического  развития является рационализация, т.е. функциональная дифференциация политических институтов. Оценка их деятельности базируется на критерии результативности.

Характеристика общесистемных  свойств политического развития включает также национальную интеграцию. Для любого политического сообщества важна проблема национальной идентичности и четкого определения национальной основы.

В результате социальной мобилизации, т.е. быстрых количественных и качественных изменений социального положения  больших масс населения (урбанизации, образовательного и профессионального  роста), люди активнее вовлекаются в  политический процесс и предъявляют  новые требования к власти. 
Основную роль в концепциях политического развития играет теория политической модернизации. Политическая модернизация означает социальную мобилизацию и политическое участие. Речь идет о модели глобального процесса цивилизации, суть которого заключается в переходе от традиционного общества к современному, т.е. рациональному в результате научно-технического прогресса.

Политическое развитие России на протяжении веков отличалось тремя существенными  особенностями:

• решающей ролью государства в  реформировании всей общественной системы

• расколом российской культуры со времен Петра I на аристократическую и народную

• последовательной сменой реформ и  контрреформ

Перспективы политической модернизации будут определяться способностью политического  режима решить проблемы, имеющих как  общий, так и специфический российский характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Конфликт и политический процесс

Конфликт можно определить как  отсутствие согласия между двумя  и более сторонами, которые могут  быть конкурентными лицами или группами. Каждая сторона делает всё, чтобы  принята была её точка зрения или  цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Информация о работе Политическая культура и политический процесс