Политическая культура общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 21:58, реферат

Краткое описание

Но данное определение культуры было сформулировано не так давно. В процессе становления концепции политической культуры множественные споры вызывала проблема определения ее содержания.
Существовало две точки зрения:
1) политическая культура – объединенное множество политических позиций;
2) анализ политической культуры через поведение.
Однако обе точки зрения были неполноценны, так как не рассматривали данное понятие со всех сторон и всеобъемлюще.

Содержание

1. Определение понятия «политическая культура» 3
2. Типы и виды политической культуры 6
3. Влияние политических взглядов личности на формирование ее политической культуры 8
Литература 11

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 25.15 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Политология»

на тему:

«Политическая культура общества»

 

Содержание

 

1. Определение понятия «политическая культура» 3

2. Типы и виды политической культуры 6

3. Влияние политических взглядов личности на формирование ее политической культуры 8

Литература 11

 

1. Определение понятия «политическая  культура»

 

Термин «политическая  культура» впервые употребил  немецкий ученый И. Гердер в 18 в. С момента своего возникновения политика имела ценностно–нормативное измерение, содержание которого составляли представления индивидов о социальном благе и справедливом устройстве общества.

«Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые  являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта  и регулированию политического  поведения всех членов общества. Она  включает в себя не только политические идеалы, ценности и установки, но и  действующие нормы политической жизни… политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила  политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества»·.

Но данное определение культуры было сформулировано не так давно. В процессе становления  концепции политической культуры множественные  споры вызывала проблема определения  ее содержания.

Существовало  две точки зрения:

1) политическая  культура – объединенное множество  политических позиций; 

2) анализ политической  культуры через поведение. 

Однако обе  точки зрения были неполноценны, так  как не рассматривали данное понятие  со всех сторон и всеобъемлюще.

Наибольшую  известность получили идеи американского  политолога Г. Алмонда. В анализе политической культуры он руководствовался функциональным подходом и поэтому рассматривал данное явление как политический феномен.

Наиболее  полное определение политической культуры предложил С. Верба: «Политическая  культура общества состоит из системы  эмпирических убеждений, экспрессивных  символов и ценностей, определяющих ситуацию, в которой происходит политическое действие. Она формирует субъективную ориентацию на политику»·.

Современное определение политической культуры таково: «Политическая культура –  это разнообразные, но устойчиво  повторяющиеся, когнитивные, аффективные  и оценочные ориентации относительно политической системы вообще, ее аспектов «на входе» и «на выходе» и себя как политического актера».

Можно сказать, что политическая культура – двигатель  политических решений, но она в то же время и противостоит им. Это  та среда, в которой принимаются  политические решения.

Выделяют  следующие составляющие политической культуры:

1) наличие  системы знаний о политике;

2) умение самостоятельно  оценивать те или иные политические  события; 

3) способность  участвовать в политической жизни; 

4) умение управлять  эмоциональной стороной политических  действий.

Г. Алмонд писал: «Когда мы говорим о политической культуре какого – либо общества, мы подразумеваем политическую систему, усвоенную в сознании, чувствах и оценках населения»·.

Структурные компоненты политической культуры:

«1) когнитивная, связанная с пониманием современного мира, истолкованием его реальностей и тенденций;

2) мотивационная, связанная с особыми, эмоционально окрашенными стимулами политического поведения;

3) нормативная,  связанная с выстраиванием определенного  культурного (не опирающегося  на юридические санкции)"законодательства» - эталонов поведения, воплощающих представление о должном и престижном;

4) проективная, связанная с ответами на вызовы будущего и представлениями о лучшем обществе, о перспективах собственной нации и всего человечества»·.

Таким образом, политическая культура общества зависит  от многих факторов:

- от общей  культуры и менталитета народа;

- от степени  рациональности его представителей;

- от престижа  политики в государстве;

- от прав  и обязанностей граждан. 

Но и от уровня политической культуры зависит  политическое сознание отдельно взятых людей. Разумеется, что в настоящее  время невозможно достичь такого высокого уровня политической культуры, какой был в Древней Греции в период существования городов  – государств.

Со временем уровень политической культуры не повышается, а напротив, падает. Дело в том, что цель политики – управление массами населения. В кибернетике существует закон необходимого многообразия, в соответствии с которым эффективное управление возможно в том случае, если разнообразие управляющей подсистемы выше разнообразия управляемой подсистемы.

Чтобы сделать  управление более эффективным, правящая элита стремится (обычно неосознанно) к уменьшению разнообразия подданных, то есть действует в сторону усреднения, унификации человеческих характеристик.

Но политическая элита стремится не только уменьшить  политическое участие, но и интеллектуальный уровень людей, а стало быть их способность разбираться в политических событиях, формировать собственную точку зрения на политику. Отсюда нацеленность на манипулирование общественным сознанием с помощью создания удобных политических мифов, пригодных для общего пользования.

2. Типы  и виды политической культуры

 

По Г. Алмонду, существует три типа политической культуры:

«1) Провинциалистский (традиционный), идущий из догосударственных отношений, в соответствии с которым человек интересуется лишь тем, что происходит в его местности (провинции), но не проблемами всего государства.

2) Подданнический (монархический), идущий от первичных  этапов существования государства,  в соответствии с которым человек  всегда голосует за кандидатов, которые имеют власть в данный  момент.

3) Партисипаторный (сознательно участвующий) – тип современного политического поведения, в соответствии с которым человек стремится к активному участию в политике на основе индивидуальных представлений»·.

Большой интерес  представляют идеи Г. Алмонда о выделении различных видов политической культуры.

Данная классификация  основывается на различии взглядов представителей разных слоев общества и выделяет следующие виды политической культуры:

1) Гомогенный (в США и Великобритании) – большинство населения разделяет принципы устройства данной политической системы и терпимо относится к разногласиям.

2) Фрагментированный  (в континентальной Европе) –  согласие по основным политическим вопросам отсутствует; общество разделено на субкультуры, часто не совмещающие друг с другом.

3) Доиндустриальный (в модернизирующихся развивающихся странах) – новые политические реалии, смешанные с традиционным политическим поведением.

4) Тоталитарный (в коммунистических и националистических странах) – гомогенность присутствует, но искусственная, жестко, насильно навязанная сверху.

Причем из вышеназванных видов наиболее устойчив первый, а четвертый устойчив по видимости. В двух остальных гомогенность отсутствует, что делает их нестабильными, особенно третий, при котором очень большие различия между компонентами системы.

Существует  и множество других классификаций  видов политической культуры. Например, более содержательное разделение –  на либерально – индивидуалистический и консервативно – коллективистский виды. В первом случае субъекты выступают  против вмешательства государства  в дела граждан, при котором имеет  место повышенное ожидание заботы от государства, обожествление его  лидера.

Исходя из того, что «установки политического  поведения связаны не столько  с фатализмом культурно – исторической наследственности, с давлением «среды», сколько с самоопределением в  отношении будущего и своего места  в нем»·. Панарин предложил свою классификацию политической культуры:

- экономико–центристский тип;

- этноцентристский тип;

- социоцентристский тип.

Человек, который является экономико–ориентированным всегда руководствуется ценностями, которые он получает в результате своей деятельности, а все остальное признает второстепенным. Его успехи в основном носят материальный характер: зарплата, дивиденды и т.п. Его неудачи – это недостаток материальных благ. Политик тоже может быть экономико – ориентированным, при условии, что он рассматривает политическую борьбу и свой успех в ней как способ увеличить свое материальное благосостояние.

«В этноцентристской политической культуре главной мотивирующей ценностью явилась не развитость, а этническая «самостийность». Наиболее вдохновительные мотивы связаны не с проектом будущего, ожидающего всех, а с культурной памятью, в которой находит свой «дом бытия» данный конкретный этнос, пуще всего боящийся обезличенности и растворения в более масштабной общности суперэтнического типа»·.

Социоцентризм означает владение таким механизмом, в который, вместо того, чтобы разрывать экономику, культуру и мораль, позволяет осознавать их взаимозависимость в рамках нерасторжимого целого, называемого социальностью. Представители данного типа культуры связывают социальную защиту не с деятельностью государства, а с гражданской самодеятельностью, с низовым политическим творчеством.

3. Влияние политических взглядов  личности на формирование ее  политической культуры

 

В политологии  также рассматриваются типы личности по их отношению к политическим взглядам. Различают недемократическую и  демократическую личности.

Недемократическая личность обладает следующими чертами:

1) преувеличенная  вера в могущество политических  лидеров и готовность к абсолютному  подчинению;

2) ненависть  к тем, чье поведение выходит  за официально установленные  рамки; 

3) широкое  распространение чувства вражды  и понятия вины;

4) подозрение  и недоверие к другим людям; 

5) догматизм  и отсутствие гибкости в оценках; 

Демократическая личность обладает противоположными чертами:

1) свобода  от традиционных авторитетов; 

2) интерес  к общественным проблемам и  желание быть информированным; 

3) ориентация  на политические процессы, которые  признают необходимость и делают  возможными рациональные процедуры

Знаменитый  английский философ и общественный деятель Д.С. Милль писал, что «права и интересы каждой личности уважаются лишь в том случае, если эта личность сама способна и по обыкновению склонна защищать их»·.

Можно выделить и тоталитарный тип личности. Он имеет те же характеристики, что  и авторитарный тип, но имеет склонность придерживаться точки зрения большинства  населения. Тоталитарная личность склонна  отказываться от собственных взглядов, солидазируясь с большинством.

Общество, в  котором доминирует такая личность, более монолитно и устойчиво, чем состоящее из других типов, но только в том случае, когда социальная система функционирует нормально.

Авторитарно – тоталитарные личности сохраняют  религиозно – морализирующее отношение  к политике, видя в ней столкновение добра и зла (прогресса и реакции).

Демократический человек, наоборот, терпим к мнению другого и настроен на совместное обсуждение возникающих проблем.

Представители различных слоев населения по – разному соотносятся с представленными типами личности. Например, интеллигенция тяготеет больше к демократической личности, так как особенность ее работы связана с рационализацией, а она, в свою очередь, связана с демократизацией.

Авторитарная  личность ближе к традиционной деятельности (сельскохозяйственному, промышленному  производству). Тоталитарный человек  является современным вариантом  авторитарной личности, вовлеченной  в политическую сферу и прошедшей  обработку современными средствами массовой информации.

Таким образом, социальные группы и индивиды участвуют  в политической жизни для того, чтобы реализовать свои интересы. Но эти интересы реализуются не прямо, а через значения и смыслы, в  которых выражено отношение субъектов  политики к власти, политическим лидерам, элитам.

«Смыслы и  значения предписываются господствующей в обществе политической культурой, то есть нормативно – ценностной системой, которой придерживается большинство  населения. Ценностно – нормативная система существует в виде общераспространенных и общепринятых фундаментальных поведенческих, политических ценностей и идеалов»·.

То есть можно  выделить четыре основных компонента политической культуры:

1) Политические  ориентации, идеалы, взгляды, знания, чувства, убеждения и навыки;

2) Политические  нормы, традиции, язык, обычаи, символы,  стереотипы политической жизни; 

3) Политическое  поведение и участие; 

4) Зрелость  политических отношений в обществе.

Литература

 

1. Горелов  А.А. Политология. – М.: ЭКСМО, 2008

2. Даль Р.  О демократии. – М., 2000

3. Мухаев Р.Т. Политология. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008

4. Панарин  А.С. Политология. – М., 2001

5. Трубецкой  Н.С. История. Культура. Язык. – М., 1995

6. Антология  мировой политической мысли. –  М., 1997, Т 2

· См.: Мухаев Р.Т. Политология. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, с.318

· См.: Мухаев Р.Т. Политология. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, с.320

· Антология мировой политической мысли. – М., 1992. Т2, с.594

· Панарин А.С. Политология. – М., 2001, с.329

· Горелов А.А. Политология. – М.: ЭКСМО, 2008, с.216

· Панарин А.С.

· Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. – М., 1995, с.441

· Цит. по: Даль Р. О демократии. – М., 2000, с.55

· См.: Мухаев Р.Т. Политология. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, с.317


Информация о работе Политическая культура общества