Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 10:33, реферат
Составной частью сложного процесса перехода от традиционного общества к современному (modernity) или индустриальному является политическая модернизация, содержание которой составляют изменения политической системы как неотъемлемой составной части общего системного перехода. В процессе политической модернизации происходит как становление новых, так и эволюция уже существующих политических институтов, находящихся в сложном динамическом взаимодействии. При этом объективно необходимо, с одной стороны, сохранить политическую стабильность как важное условие общественного развития в целом и, с другой стороны, расширять возможности и формы политического участия различных слоев населения в происходящих изменениях.
Введение
1. Сущность политической модернизации, ее критерии и типы.
2. Содержание и основные характеристики политической модернизации.
3. Модернизационный процесс в Украине: основные проблемы и условия их решения.
Заключение
Список использованной литературы
Модернизация системы государственного управления в Украине являлась реакцией на изменение среды и изменения в объекте управления. Сама модернизация осуществлялась исключительно за счет наличной квалификации, компетенции и интуиции чиновников и экспертов, вовлеченных в этот процесс. А материалом, на котором строилась их политическая и профессиональная позиция, был их предыдущий опыт. Реальный процесс модернизации системы государственного управления отчужден от существующих процессов описания административной реформы и коммуникации по ее поводу. Мы имеем все основания для утверждения, что административная реформа фактически является элементом не управляющей, а управляемой системы. Не она управляет системой государственного управления, а система государственного управления всегда управляет административной реформой и приспосабливается ее к себе.
Провести реформу
Далее — реализация принципа
нормативного распределения полномочий.
Контрольные функции (государственный
надзор) распространяются только на правомерность
управленческих решений, а не на их целесообразность.
Самоуправление должно стать реальным,
а не номинальным центром управления,
определяющим приоритетные для общины
направления развития, формирование достаточной
экономической базы местного самоуправления,
создание собственной стабильной доходной
базы местных бюджетов. Нужно повышать
авторитет и статус органов местного самоуправление.
Местный уровень не должен ассоциироваться
с местечковым мышлением, а местная власть
— с «полуфеодальными наделами». Вне всякого
сомнения, этот важный аспект должен быть
учтен в процессе законодательных и политических
трансформаций, происходящих сейчас в
Украине.
Следует отметить, что настоящей характеристикой демократичности нашего государства должен стать уровень благосостояния населения, способность государства обеспечить реализацию прав и свобод гражданина в полном объеме. Это основная функция системы государственного управления. И именно от политической воли народных избранников сегодня зависит, будет ли способна исполнительная власть реализовать эту функцию в полной мере.
В целом, модернизационные процессы, проходящие в любой стране, в том числе и Украине, должны иметь некую стратегию. Стратегия модернизации – комплекс экономических, политических и культурных инициатив, синхронная реализация которых предполагает «осовременивание» общества. Стратегия включает в себя 4 основных проблемы:
Сегодня в Украине только начинают формироваться силы, способные самостоятельно возглавить процесс модернизации. Неспособность нынешнего политического класса (власти и оппозиции) вывести Украину на устойчивую траекторию модернизации ставит общество перед необходимостью поисков парадигмы, включающей в себя стратегию экономического и политического развития. Такая стратегия могла бы осуществляться по следующим направлениям: - «осовременивание» и «горизонтальная» интеграция неоднородной социально-экономической и национально-этнической структуры общества, - экономический рост и ориентация на повышение жизненного уровня массовых слоев населения, на предупреждение и амортизацию возникающих в процессе модернизации конфликтов, - утверждение политической демократии в социальной среде, где глубоко укоренилась сословно-статусная иерархия и сохраняется концентрация экономической власти в руках групп, доминировавших ранее.
Основной итог модернизации
– осовременивание до- и раннеиндустриальной
социально-экономической
Заключение
Объединив все, изложенное выше, можно отметить несколько общих для всех перечисленных точек зрения положений. Каждый признает и обосновывает ведущую роль политической, экономической элиты в модернизационном процессе. Начиная с Хантингтона и Растоу и кончая Фадиным, никто не допускает возможности модернизации «снизу», без желания, воли, вынужденности правящих кругов. Переход к демократии, означающий коренной сдвиг в сфере организации власти, всегда происходил в результате сознательного решения со стороны верхушки политической элиты, которое затем переносилось на уровень политических партий и через них - на население в целом. Следующим общим пунктом становится то, что каждая из концепций признает, что для преодоления политической незрелости народа нужны незаурядные личности, незаурядные меры (действия). И, наконец, все они настаивают на самобытности страны, пути ее преобразования. Вестернизация как слепое подражание Западу уже неактуальна. Каждая страна должна сама выбирать путь развития, основываясь на своих традициях, устоях, менталитете народа и, конечно же, экономических и культурных возможностях.
Украина оказалась в ситуации поиска модели развития, которая бы позволила ей восстановить экономический потенциал, успешно завершить модернизацию и занять достойное место в мировом сообществе стран, осуществивших переход в качественно иную постиндустриальную эру. Для Украины завершение позднеиндустриальной стадии модернизации и переход к постиндустриальному информационному обществу является условием ее выживания в современном мире как самостоятельного государства.
Сегодня не существует готовой модели политической модернизации посткоммунистических режимов. Более, того, сами режимы, даже в пространстве бывшего Советского Союза, настолько различаются (Литва и Туркменистан, например), что трудно представить саму возможность одной для всех модели. Однако можно ожидать постепенной трансформации правящего режима в направлении действительного укрепления государства на пути разделения бюрократического аппарата, политического и экономического сообществ, приведения формальных правовых норм в соответствие с политической и хозяйственной практикой, реального разделения властей и обеспечения их взаимной автономии, обеспечения независимости СМИ.
Список использованной литературы
1. Дзюбка И.С. Политология // Учебник для ВУЗов. – К. "Вища школа" – 2001
2. Распопов Н.П. Политическое развитие и модернизация. – Нижний Новгород, 1994.
3. Кремень В.Г. Про деякі трансформації політичної системи України // Політична опозиція: теорія та історія, світовий досвід та українська практика. Матеріали науково-практичної конференції. – К., 1996
4. Купряшин Г.П. Кризисы модернизации. – Кентавр, 1994, №3.
5. Кандель П. Е. – Национализм и проблема модернизации в посттоталитарном мире. // Полис, 1994, № 6.
6. Красильщиков В.А. Мировые модернизации и судьбы страны. // Свободная мысль. 1999. № 1.