Политическая мысль Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:42, контрольная работа

Краткое описание

Политическая мысль Нового времени периода становления и развития буржуазных отношений в странах западной Европы и США.
Характерные черты:
1. разработка концепций общественного договора;
2. обоснование идеи верховенства права, разделение властей, народовластие;

Вложенные файлы: 1 файл

8 Политическая мысль Нового времени.docx

— 23.97 Кб (Скачать файл)

8 Политическая мысль Нового  времени.

Политическая мысль Нового времени периода становления  и развития буржуазных отношений  в странах западной Европы и США.

Характерные черты:

1. разработка концепций  общественного договора;

2. обоснование идеи верховенства  права, разделение властей, народовластие;

3. формирование концепций,  прав человека и гражданина;

4. материалистическое объяснение  государства, политики и права; 

5. формирование либеральной,  консервативной и социалистической  идеологии;

6. формирование идей гуманизма  и антропоцентризма.

Т. Гоббс, Г. Граций, Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо разрабатывают концепцию  «общественного договора». Гражданин должен отдать часть своей политических свобод государству с целью, чтобы государство обеспечило его внутреннюю и внешнюю защиту, при этом ограничив частично его права.

Дж. Локк, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон, Б. Франклин, Дж. Медисон формируют концепцию прав человека и гражданина. 1787г. – принимается Конституция США, где обеспечивается классовый принцип разделения властей;

Основные представители  идей либерализма: Дж. Локк, А. Смит, Т. Джефферсон, И. Кант. Основные принципы: свобода, частная собственность, права человека, разделение властей, республика.

Представители консерватизма: Э. Берк, Ж. Местра, Л. Бональд. Идеи консерватизма: традиция, преемственность, учет национальной почвы в процессе развития общества, приверженность к религии.

40-е годы XIX в. К. Маркс,  Ф. Энгельс обосновали материалистическое  понимание , разработали учение об общественно-экономических формациях.

 

15. Легитимность политической  власти.

Легитимность – признание  народом и политическими силами правомерности, целесообразности власти, ее права управлять и добровольно  подчиненятся предписанным данной властью правилам и нормам.

Легитимная власть – власть, признаваемая народом, которая базируется на его доверии.

Легальность – юридически законная власть, сформированная и  функционирующая в соответствии с Конституцией и законами страны.

Референдум 17 октября 2004г. об изменении Статьи 81 Конституции  РБ – снятии сроков ограничений  полномочий Президента РБ, тем самым  обеспечил легитимность и легальность  политической власти.

Немецкий социолог М. Вебер  различал 3 типа легитимности власти:

Традиционная. Основана на авторитете традиций и обычаев. Характерна для стран Востока: Египет, Индия, Персия, Китай, средневековая Европа.

Харизматическая. Основана на вере исключительно личного качества лидеров обладающих особым божественным даром – харизмой. Харизматический способ легитимности власти характерен для переходных обществ, где недостаточно развиты демократические принципы управления.

Рационально-правовая. Характерно для демократических государств, в которых соблюдаются права  человека и принципы правопорядка.

16. Понятие политической  системы, ее структура и функции

Политическая система  – совокупность институтов государственной  власти и общественных объединений, политических отношений и действий, ценностей, функций, полномочий и ресурсов, обеспечивающих управление обществом.

Подходы к изучению политических систем:

1.Институциональный – рассматривает политическую систему государственных и негосударственных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения (Г. Алмонд).

2.Системный – исследует социальную систему, ее функции, системную теорию политики и политической власти (Т. Парсонс, Д. Истон).

Структура политической системы  общества включает в себя подсистемы:

• Институциональная –  государство, политические партии, общественные организации, группы давления, церковь.

• Нормативно-регулятивная - развивает политико-правовые и  нравственные нормы, где особую роль играют конституция и законы.

• Коммуникативная - обеспечивает обмен информацией между политической властью и гражданами, контроль со стороны социальных институтов за деятельностью власти.

• Культурно-идеологическая -включает политическую идеологию и культуру, служит ценностной основой развития и совершенствования политической системы.

• Функциональная - представляет собой средства и методы взаимодействия власти, обеспечивает взаимосвязь личности, государства, общества.

Основные функции политической системы:

 Приобщение граждан  к политике, формир и обогащение полит культуры общества;

 Мобилизация материальных  и человеческих ресурсов на  удовлетворение соц интересов;

 Поддержание стабильности  в обществе на основе общих  целей и ценностей;

 Регулирование общественных  процессов посредством «норма  творчества», контроля соблюдения  законов, принятия и выполнения  управленческих решений;

 Определение и выработка  конкретного политического курса,  целей и задач, развитие общества;

Основные критерии политической системы: стабильность, эффективность, легитимность, легальность

 

 

7,Типы современных политических  систем.

Характерные черты демократической  политической системы:

 народовластие, свобода, равенство, права человека, гражданское общество, правовое государство, плюрализм мнений.

 Источником государственной  власти является народ, который  избирает представительные органы  власти.

 Равная ответственность  государства перед гражданами  и граждан перед государством.

 Основные политические  принципы регулируются конституцией  и законами.

Характеристика авторитарной политической системы:

 Характерна власть  одного человека или группы  лиц, которая закреплена в законе.

 Власть постоянно выступает  за демократическое общество, при этом проявляет политическую нетерпимость аппозиции, конкуренции, проводит манипулирование обществом.

 Неразвитость демократических  институтов общества, низкий уровень  политической культуры граждан.

 Политическая система  отличается слабой адаптивностью  к окружающей среде, невосприимчива  к инновациям.

Характерные черты тоталитарной политической системы:

 Жесткий государственный  контроль над обществом, личностью.

 Монополизация власти  на СМИ, единая идеология преследования,  инакомыслия и идейных оппонентов (фашизм, сталинизм, маосизм).

 Государственная собственность,  административно-командные методы  управления экономикой.

 власть регулирует  все сферы жизни общества, включая  и частную жизнь граждан.

 

30 Законодательная власть. Структура и функции.

Законодательная власть –  это система полномочий и представительных органов государственной власти, которые разрабатывают и принимают  законы, имеющие прямое действие на территории государства.

Статья 90 Конституции РБ «Парламент - Национальное собрание РБ является представительным и законодательным  органом РБ.

Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и  Совета Республики, которые избираются на 4 года. Состав Палаты представителей – 110 депутатов. Избрание депутатов  Палаты представителей по одномандатным  округам осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются выборщиками (Советами депутатов) по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета Республики назначаются Президентом  РБ.

Основные полномочия Палаты представителей:

• Рассмотрение по предложению  Президента или по инициативе 150000 граждан  изменения и дополнения в Конституцию  Республики Беларусь;

• Рассмотрение проектов законов  об основных направлениях внутренней и внешней политики, военной доктрины, об утверждении республиканского бюджета, установлении республиканских налогов  и сборов;

• Назначение выборов Президента РБ;

• Дает согласие Президенту на назначение премьер-министра.

Любой законопроект, если иное не предусматривается Конституцией, в начале рассматривается в Палате представителей, затем в Совете Республики и в пятидневный срок подписывается Президентом.

Решения Палаты представителей принимаются в форме законов  и постановлений. Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10т дней после опубликования, если в самом  законе не установлен срок. Закон не имеет обратной силы, за исключением  случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.

Парламент выполняет следующие  функции:

- Законодательная означает, что основная задача Парламента – принятие законов;

- Представительная означает, что в Парламенте работаю депутаты, избираемые народом, которые получили право от имени народа принимать законы и представлять интересы граждан;

- Контроль Парламента за деятельностью исполнительной власти, что служит интересам государства и общества, содействует эффективности исполнения законов.

 

 

31 Понятие и сущность  исполнительной власти.

Исполнительная власть –  это система полномочий и органов  государственной власти, реализующих  законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и  осуществление внутренней и внешней  политики государства.

 Исполнительную власть  в государстве осуществляет Правительство  – Совет министров РБ. Это центральный  орган гос управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Правительство – коллегиальный орган, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть.

Премьер-министр назначается  Президентом с согласия Палаты представителей.

Основные функции Правительства:

• руководить системой подотчетных  ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

• разрабатывает основные направления внутренней и внешней  политики и принимает меры по их реализации;

• разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент  проект республиканского бюджета и  отчет и его исполнении;

• обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной  и денежной политики, гос политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения;

• принимает меры по обеспечению  прав и свобод граждан, защите интересов  государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности  и общественного порядка, борьбе с преступностью;

• выступает от имени  собственника в отношении имущества, являющегося собственностью РБ, организует управление государственной собственностью;

• обеспеч выполнение законов, Конституции, декретов, указов и распоряж Президента.

Правительство РБ издает постановления, имеющие общую силу на всей территории РБ.

Социально-экономические  задачи Правительства: обеспечить устойчивое экономическое развитие страны на основе инновационных технологий и реализовать  концепцию социально-ориентированной  рыночной экономики, где основными  приоритетами являются образование, здравоохранение, качество жизни, социальная защита менее  обеспеченных слоев граждан и  реализация программы «социально-экономического развития Республики Беларусь» до 2015 г, создание условий для развития постиндустриального общества.

 

 

 

32 Структура судебных  органов, их задачи. Основные принципы  правосудия.

Судебная власть – система  полномочий и гос органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных норм-правовых актов.

Судебная власть РБ принадлежит  судам. Система судов строится на принципах террит и специализации. Суд – орган, который применяет государственные санкции.

Функции суда:

- Наказание за уголовное, административное правонарушение

- Рассмотрение споров и конфликтов между личностью и государством

- Разрешение споров между гос структурами и негосударственными структурами.

Структура судебных органов:

• Конституционный Суд  РБ – следит за соблюдение норм Конституции  в стране;

• Общие суды (Верховный  Суд РБ, областные, городские, военные  суды);

• Хозяйственные суды (Высший Хозяйственный Суд РБ, областные  и городские хозяйственные суды);

• Хозяйственный суд города Минска.

Статья 116 Конституции Республики Беларусь: «контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь».

 

 

 

34 Структура органов местного (территориального) управления и  самоуправления.

Местное (территориальное) управление – управление делами местного (регионального) значения. Его осуществляют исполнительные и распорядительные органы и должностные  лица, которые назначаются центральными или иными вышестоящими государственными органами.

Местное управление – форма  организации деятельности местных  исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных  интересов населения, проживающих  на соответствующей территории.

Система местного управления: областные, районные, городские, поселковые, сельские исполкомы и местные  администрации.

Состав исполнительного  комитета: председатель исполкома, заместители  председателя исполкома, управляющий  делами (в сельских, поселковых исполкомах – секретарь), члены исполнительного  комитета.

Председатели облисполкомов  назначаются Президентом РБ и  утверждаются областными Советами депутатов. Заместители председателя, управляющий  делами и члены областного и Минского городского исполкомов назначаются  на должность и освобождаются  от должности председателя исполкома.

Информация о работе Политическая мысль Нового времени