Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:42, контрольная работа
Политическая мысль Нового времени периода становления и развития буржуазных отношений в странах западной Европы и США.
Характерные черты:
1. разработка концепций общественного договора;
2. обоснование идеи верховенства права, разделение властей, народовластие;
8 Политическая мысль Нового времени.
Политическая мысль Нового времени периода становления и развития буржуазных отношений в странах западной Европы и США.
Характерные черты:
1. разработка концепций общественного договора;
2. обоснование идеи верховенства
права, разделение властей,
3. формирование концепций, прав человека и гражданина;
4. материалистическое объяснение
государства, политики и права;
5. формирование либеральной,
консервативной и
6. формирование идей гуманизма и антропоцентризма.
Т. Гоббс, Г. Граций, Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо разрабатывают концепцию «общественного договора». Гражданин должен отдать часть своей политических свобод государству с целью, чтобы государство обеспечило его внутреннюю и внешнюю защиту, при этом ограничив частично его права.
Дж. Локк, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон, Б. Франклин, Дж. Медисон формируют концепцию прав человека и гражданина. 1787г. – принимается Конституция США, где обеспечивается классовый принцип разделения властей;
Основные представители идей либерализма: Дж. Локк, А. Смит, Т. Джефферсон, И. Кант. Основные принципы: свобода, частная собственность, права человека, разделение властей, республика.
Представители консерватизма: Э. Берк, Ж. Местра, Л. Бональд. Идеи консерватизма: традиция, преемственность, учет национальной почвы в процессе развития общества, приверженность к религии.
40-е годы XIX в. К. Маркс,
Ф. Энгельс обосновали
15. Легитимность политической власти.
Легитимность – признание народом и политическими силами правомерности, целесообразности власти, ее права управлять и добровольно подчиненятся предписанным данной властью правилам и нормам.
Легитимная власть – власть, признаваемая народом, которая базируется на его доверии.
Легальность – юридически законная власть, сформированная и функционирующая в соответствии с Конституцией и законами страны.
Референдум 17 октября 2004г. об изменении Статьи 81 Конституции РБ – снятии сроков ограничений полномочий Президента РБ, тем самым обеспечил легитимность и легальность политической власти.
Немецкий социолог М. Вебер различал 3 типа легитимности власти:
Традиционная. Основана на авторитете традиций и обычаев. Характерна для стран Востока: Египет, Индия, Персия, Китай, средневековая Европа.
Харизматическая. Основана на вере исключительно личного качества лидеров обладающих особым божественным даром – харизмой. Харизматический способ легитимности власти характерен для переходных обществ, где недостаточно развиты демократические принципы управления.
Рационально-правовая. Характерно
для демократических
16. Понятие политической
системы, ее структура и
Политическая система – совокупность институтов государственной власти и общественных объединений, политических отношений и действий, ценностей, функций, полномочий и ресурсов, обеспечивающих управление обществом.
Подходы к изучению политических систем:
1.Институциональный – рассматривает политическую систему государственных и негосударственных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения (Г. Алмонд).
2.Системный – исследует социальную систему, ее функции, системную теорию политики и политической власти (Т. Парсонс, Д. Истон).
Структура политической системы общества включает в себя подсистемы:
• Институциональная – государство, политические партии, общественные организации, группы давления, церковь.
• Нормативно-регулятивная - развивает политико-правовые и нравственные нормы, где особую роль играют конституция и законы.
• Коммуникативная - обеспечивает обмен информацией между политической властью и гражданами, контроль со стороны социальных институтов за деятельностью власти.
• Культурно-идеологическая -включает политическую идеологию и культуру, служит ценностной основой развития и совершенствования политической системы.
• Функциональная - представляет собой средства и методы взаимодействия власти, обеспечивает взаимосвязь личности, государства, общества.
Основные функции политической системы:
Приобщение граждан к политике, формир и обогащение полит культуры общества;
Мобилизация материальных и человеческих ресурсов на удовлетворение соц интересов;
Поддержание стабильности в обществе на основе общих целей и ценностей;
Регулирование общественных
процессов посредством «норма
творчества», контроля
Определение и выработка
конкретного политического
Основные критерии политической системы: стабильность, эффективность, легитимность, легальность
7,Типы современных
Характерные черты демократической политической системы:
народовластие, свобода, равенство, права человека, гражданское общество, правовое государство, плюрализм мнений.
Источником государственной
власти является народ,
Равная ответственность государства перед гражданами и граждан перед государством.
Основные политические
принципы регулируются
Характеристика авторитарной политической системы:
Характерна власть
одного человека или группы
лиц, которая закреплена в
Власть постоянно выступает за демократическое общество, при этом проявляет политическую нетерпимость аппозиции, конкуренции, проводит манипулирование обществом.
Неразвитость демократических институтов общества, низкий уровень политической культуры граждан.
Политическая система
отличается слабой
Характерные черты тоталитарной политической системы:
Жесткий государственный
контроль над обществом,
Монополизация власти
на СМИ, единая идеология
Государственная
власть регулирует все сферы жизни общества, включая и частную жизнь граждан.
30 Законодательная власть. Структура и функции.
Законодательная власть –
это система полномочий и представительных
органов государственной
Статья 90 Конституции РБ «Парламент - Национальное собрание РБ является представительным и законодательным органом РБ.
Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики, которые избираются на 4 года. Состав Палаты представителей – 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей по одномандатным округам осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются выборщиками (Советами депутатов) по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета Республики назначаются Президентом РБ.
Основные полномочия Палаты представителей:
• Рассмотрение по предложению Президента или по инициативе 150000 граждан изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь;
• Рассмотрение проектов законов об основных направлениях внутренней и внешней политики, военной доктрины, об утверждении республиканского бюджета, установлении республиканских налогов и сборов;
• Назначение выборов Президента РБ;
• Дает согласие Президенту на назначение премьер-министра.
Любой законопроект, если иное
не предусматривается
Решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений. Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10т дней после опубликования, если в самом законе не установлен срок. Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.
Парламент выполняет следующие функции:
- Законодательная означает, что основная задача Парламента – принятие законов;
- Представительная означает, что в Парламенте работаю депутаты, избираемые народом, которые получили право от имени народа принимать законы и представлять интересы граждан;
- Контроль Парламента за деятельностью исполнительной власти, что служит интересам государства и общества, содействует эффективности исполнения законов.
31 Понятие и сущность исполнительной власти.
Исполнительная власть – это система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внутренней и внешней политики государства.
Исполнительную власть
в государстве осуществляет
Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей.
Основные функции
• руководить системой подотчетных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;
• разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;
• разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет и его исполнении;
• обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, гос политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения;
• принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
• выступает от имени
собственника в отношении имущества,
являющегося собственностью РБ, организует
управление государственной
• обеспеч выполнение законов, Конституции, декретов, указов и распоряж Президента.
Правительство РБ издает постановления, имеющие общую силу на всей территории РБ.
Социально-экономические
задачи Правительства: обеспечить устойчивое
экономическое развитие страны на основе
инновационных технологий и реализовать
концепцию социально-
32 Структура судебных органов, их задачи. Основные принципы правосудия.
Судебная власть – система полномочий и гос органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных норм-правовых актов.
Судебная власть РБ принадлежит судам. Система судов строится на принципах террит и специализации. Суд – орган, который применяет государственные санкции.
Функции суда:
- Наказание за уголовное, административное правонарушение
- Рассмотрение споров и конфликтов между личностью и государством
- Разрешение споров между гос структурами и негосударственными структурами.
Структура судебных органов:
• Конституционный Суд РБ – следит за соблюдение норм Конституции в стране;
• Общие суды (Верховный Суд РБ, областные, городские, военные суды);
• Хозяйственные суды (Высший
Хозяйственный Суд РБ, областные
и городские хозяйственные
• Хозяйственный суд города Минска.
Статья 116 Конституции Республики Беларусь: «контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь».
34 Структура органов местного (территориального) управления и самоуправления.
Местное (территориальное) управление
– управление делами местного (регионального)
значения. Его осуществляют исполнительные
и распорядительные органы и должностные
лица, которые назначаются
Местное управление – форма организации деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов населения, проживающих на соответствующей территории.
Система местного управления: областные, районные, городские, поселковые, сельские исполкомы и местные администрации.
Состав исполнительного комитета: председатель исполкома, заместители председателя исполкома, управляющий делами (в сельских, поселковых исполкомах – секретарь), члены исполнительного комитета.
Председатели облисполкомов назначаются Президентом РБ и утверждаются областными Советами депутатов. Заместители председателя, управляющий делами и члены областного и Минского городского исполкомов назначаются на должность и освобождаются от должности председателя исполкома.