Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 00:32, доклад
Великая французская революция и промышленный переворот обеспечили победу капиталистических отношений и их коренных устоев - капиталистической частной собственности, купле-продаже рабочей силы, свободной конкуренции и частной инициативы. В соответствии с этим началось создание новой политико-правовой системы, упрочение буржуазных свобод и прав, принятие соответствующих кодексов и конституций, разрабатываются новые теории и концепции.
Великая французская революция и промышленный переворот обеспечили победу капиталистических отношений и их коренных устоев - капиталистической частной собственности, купле-продаже рабочей силы, свободной конкуренции и частной инициативы. В соответствии с этим началось создание новой политико-правовой системы, упрочение буржуазных свобод и прав, принятие соответствующих кодексов и конституций, разрабатываются новые теории и концепции.
Ряд интересных политических концепций появилось в первой половине Х1Х века. Их авторами были французские ученые Франсуа Гизо, Жак Тьерри, Луи Тьер, Жюль Мишле. На основе анализа, опыта английской и французской революций они сделали три очень важных вывода: 1) история творится людьми; 2) революции происходят в результате общественных противоречий; з) происхождение классов и государственной власти уходят своими корнями к завоеванию одних племен другими(теория завоевания).
Огюст Конт (1798-1857) трактовал государство как орган управления материальной деятельностью общества, которое опирается на разделение труда. Материальную основу государства он видел также и в чувстве коллективизма, присущем человеку.
Герберт Спенсер /1820-1903/ в своей работе "Характерная сфера власти" высказал мнение о том, что государство, по своей сути есть акционерное общество для защиты интересов его членов. Из этого следовало, что функции государства определяются социальными и экономическими интересами.
В политической жизни первой половины Х1Х ст. преобладало стремление буржуазии к свободе, прогрессу, законности. Но по мере развития политического процесса буржуазия от революционной идеи приходила к идее либерализма. Поэтому ведущим направлением буржуазно-правовой идеологии Х1Х века выступает либерализм.
Либералы /Б.Констен/1767-1830/,И.
Либерализм первой половины Х1Х в. отражал ограниченность, противоречивость и непоследовательность буржуазии в защите свободы, демократии, конституционности. Он выражал интересы буржуазии, которая превратилась в господствующий класс. В либерализме данного периода выражен поворот от революции к эволюции.
Буржуазные политико-правовые учения первой половины Х1Х в. развивались в борьбе с одной стороны с феодальными доктринами государства и права, с другой - с идеями социалистов-утопистов. Понятие "Утопия" происходит от названия одноименной книги Т.Мора и в переводе означает "место благословенное, но не существующее".
Отличительная особенность политико-правовых взглядов утопистов состоит в том, что в своих представлениях о государственном устройстве они пытались исходить не из существующих реалий, объективного движения общественных законов, а из созданных ими же коммунистических идеалов, видение которых у каждого из авторов было разным.
Современная наука выделяет три этапа в развитии утопического социализма: первый - ранний этап /ХVI-XVIII в.в./, второй - этап критического утопического социализма /начало ХIХ в./, третий - революционно-демократический этап /50-60г.г ХIХ в./
Первый этап утопического социализма
представлен когортой блестящих
мыслителей и ученых, которые не
сомневались в необходимости
изменения существующего строя
и предлагали свои пути переустройства,
свои "модели" справедливого общества. Так Т.Мор мечтает
об обществе, где нет богатых и бедных,
между людьми царит мир и согласие, равноправие
и свободомыслие. Т.Кампанелла выдвинул
идею о возможности научного управления
обществом. Морелли впервые сформулировал
принцип необходимости трудиться по потребностям.
Ж.Мелье в своем труде «Завещание» призывал
к народной революции. Г.Бабеф призывал
к революционному перевороту и установлению
диктатуры угнетенных
Второй этап утопического социализма
совпадает со временем утверждения капитализма и представлен тремя выдающимися
мыслителями Анри Сен-Симоном, Шарлем Фурье и Робертом Оуэном /начало
ХIХ в./ Признав закономерности капитализма,
и вместе с тем критикуя его, они выдвинули
идею самоуправляющихся коммунистических
общин.
Строй созданный на принципах разума,
по мнению Сен-Симона, порождает коллективизм,
сотрудничество, мир, согласие, свободу
личности. Это - социалистическое общество,
в котором осуществляется плановое производство,
потребности каждого удовлетворяются
за счет общества. Государственная власть
превращается в орудие организации производства
и управления вещами.
Шарль Фурье строил свою социально-политическую систему на противопоставлении двух миров - буржуазного и социалистического. Буржуазное государство по мысли Фурье - "союз угнетателей", свобода в этом государстве означает свободу умереть от голода, торговля - ложь и обман. Социалистический строй, считал он, создавая плановое хозяйство, исключает кризисы, делает труд свободным и творческим. Вслед за Сен-Симоном он признавал две формы собственности: общественную и частную.
Роберт Оуэн полагал, что причины пороков людей заключены в политическом устройстве капиталистического государства, что для его коренного изменения нужно решить три задачи: изменить характер человека, создать кооперацию как путь к социализму, раскрыть место рабочего движения в преобразовании общества.
Третье поколение утопического социализма - революционеры-демократы второй половины Х1Х века. (Дж.Гарибальди, Дж.Мадзини, Ш.Петефи, Х.Ботев, Рабиндранат Тагор, А.Н.Радищев, В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Т.Г.Шевченко, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, И.Я.Франко, П.А.Грабовский, Леся Украинка и др). Для этого направления политической мысли характерен поиск путей революционного преобразования общества на демократических началах. Основные антагонизмы, существовавшие в буржуазном обществе, они связывали с экономическими и социальными противоречиями. Для всех них была бесспорной необходимость построения нового общества, главными чертами которого были бы демократия и равенство. Революционеры-демократы не только словом, но и делом боролись за лучшее будущее трудящихся, многие из них отдали жизни за свои социалистические идеалы.
После возникновения марксизма
утопический социализм
Огромное влияние на учение о политике оказал марксизм. На протяжении всей своей деятельности К.Маркс и Ф.Энгельс уделяли пристальное внимание сущности политики и политической власти, характеру и методам политической деятельности, глубоко анализировали политические процессы, деятельность государства, политических партий, массовых движений. В истории политической мысли важное место занимают их труды. "Крестьянская война в Германии", "Классовая борьба во Франции с 1846 по 1850 г ", "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", "Анти-Дюринг", "Происхождение семьи, частной собственности и государства" и др.
Маркс и Энгельс создали развитую и цельную теорию политических отношений, которая включает в себя:
1) политические отношения - это
отношения, вытекающие из
2) базис всегда первичен, а надстройка
вторична, но надстроечным институтам
отведена активная роль в формировании
социально-экономических отношений. Политика
выступает как важный аргумент в общественно-политических
процессах, как орудие формирования нового
экономического базиса;
3) государство есть продукт классовых
противоречий и служит интересам экономически
господствующего класса. Они выводят государство
из развития общественных отношений, которые
в свою очередь являются результатом развития
производительных сил и производственных
отношений. Экономическое развитие - основная
предпосылка, а насилие - производная в
процессе возникновения классов и государства;
4) экономически господствующий класс
- он и политически и идеологически господствующий.
Вывод о том, что экономическое политическое
и идеологическое господство - это взаимодополняющие
аспекты господства классового, положен
в основу марксистской теории;
5) марксизм создал собственную теорию
политического сознания. Исходным ее пунктом
есть положение о том, что общественное
бытие людей определяет их сознание, следовательно,
политические взгляды людей формируются
под влиянием их положения, а также интересов
определяющих это положение. Однако зависимость
между интересом и сознанием есть лишь
зависимость потенциальная, а в действительности
она деформирована идеологическим влиянием
господствующего класса;
6) анализ общественного положения классов,
слоев и социальных групп - исходный пункт
для понимания политического поведения
масс.
Необходимо отметить, что марксистская политическая концепция оказала значительное влияние на развитие политической науки, особенно европейской. Вместе с тем, она не стала основой современной политологии. Марксизм не имел какого-либо значительного влияния в США, а именно там закладывались основы современной политической науки и ее основные концепции.
В XIX столетии наряду с марксистской (в полемике и борьбе с ним) получили быстрое развитие и приобрели большую популярность немарксистские политологические концепции, изучение которых имеет большое политическое, практическое и познавательное значение.
Один из основоположников теории социального конфликта польский ученый Людвиг Гумплович (1838-1904), считал, что процесс социальной революции обусловлен конфликтами между автономными общественными группами и конфликтами интересов внутри самих групп. В понимании возникновения государства Гумплович стоит на дарвинистских позициях, считая, что государство родилось стихийно в борьбе рас и социальных групп за существование. Концепцию Гумпловича и его сторонников и последователей о возникновении государства именуют еще социал-дарвинизмом, который был очень популярен в Х1Х, начале ХХ века.
Следующий этап в развитии политической науки связан с именами итальянских ученых Гаетано Моски и Вильфредо Парето - создателей политологической теории элиты, которую они изложили в своих работах "Господствующий класс" и "Трактат по общей социологии".
Власть, считал Моска, всегда находилась и должна находиться в руках меньшинства. Это правящее меньшинство он называет господствующим классом, элитой. В истории, по его мнению, существуют две основные элиты: аристократическая и демократическая. Аристократическая - представляет собой замкнутую группу, которая не пополняется людьми вне ее круга, в то время как демократическое правящее меньшинство рекрутируется из широких народных масс за счет людей, чьи качества оказываются полезными с точки зрения осуществления власти.
По мысли Парето, социальные условия служат причиной того, что не все люди, наделенные элитарными качествами, могут войти в руководящую группу, и составляют т.н. контрэлиту. Поскольку господствующие элиты сохраняют свои привилегии и стараются передать их по наследству, назревает конфликт, в результате которого контрэлита при поддержке масс свергает власть прежней элиты и устанавливает свое господство.
Теорию элиты существенно расширяет теория олигархизации политических партий Р.Михельса и М.Острогорского. М.Острогорский был первым, кто пришел к выводу, что в каждой партии, даже самой массовой, власть находится в руках партийного аппарата (олигархии). А сами партии, независимо от проповедуемой идеологии неизбежно приобретают недемократический характер. Р.Михельс сформулировал т.н. "железный закон" олигархических тенденций, суть которого - демократия ведет к олигархии в силу исторического опыта и психологических свойствах "массового человека", а поэтому вожди не уступают власть массам, а только другим вождям.
Одной из наиболее ярких фигур в политологии является Макс Вебер (1864-1920). Он обосновал теорию идеальных типов господства, которая включает в себя такие виды: господство "традиционное" основанное на вере в традиционность и святость определенных традиций; господство "харизматическое" в основе которого лежит вера в сверхчеловеческие качества вождя, лидера; господство "рациональное», базируется на вере людей в законность (легитимность) существующей политической и государственной системы . Отдавая преимущество последнему типу, ученый обосновал теорию государственной демократии и бюрократии.
Сравнивая массовую демократию с демагогией, Вебер утверждает, что при демократии политический лидер приходит к руководству путем демагогических обращений к массам. Массовая демократия приводит к такому явлению как цезаризм, когда власть сосредоточивается в руках избранного народом лидера, который использует аппарат принуждения для подавления какой-либо оппозиции.
Автор теории социальной солидарности Эмиль Дюркгейм (1858-1917) исследовал политические явления в контексте разделения труда в обществе, под которым он понимал его профессиональную специализацию: чем совершеннее разделение труда в обществе, тем более выражена социальная солидарность его членов. Ученый подчеркивал важность функций государства, но выступал против их абсолютизации и самого процесса огосударствления. А чтобы избежать его, он предлагал создать рядом с государством различные группы и ассоциации, которые ограничивали бы его политическую власть.
Бурное развитие естественных и общественных наук в Х1Х в. стимулировал интерес к политическим исследованиям в США и способствовал созданию американской политологии, основоположником которой считается Джон Бургес. Американские политологи Х1Х века основное внимание уделяли исследованию конкретных фактов жизни общества. Особое место в мировой и американской политологии заняла теория Вудро Вильсона о праве наций на самоопределение, право каждой нации на создание своего государства.
В ХХ веке политология окончательно
оформилась как самостоятельная
отрасль научных знаний. В этот
период обострилась в теории и
на практике борьба между марксистскими
и немарксистскими
Информация о работе Политическая мысль Нового и Новейшего времени