Политическая мысль Нового и Новейшего времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 00:32, доклад

Краткое описание

Великая французская революция и промышленный переворот обеспечили победу капиталистических отношений и их коренных устоев - капиталистической частной собственности, купле-продаже рабочей силы, свободной конкуренции и частной инициативы. В соответствии с этим началось создание новой политико-правовой системы, упрочение буржуазных свобод и прав, принятие соответствующих кодексов и конституций, разрабатываются новые теории и концепции.

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.doc

— 54.50 Кб (Скачать файл)

Политическая мысль Нового и  Новейшего времени

Великая французская революция  и промышленный переворот обеспечили победу капиталистических отношений  и их коренных устоев - капиталистической  частной собственности, купле-продаже  рабочей силы, свободной конкуренции и частной инициативы. В соответствии с этим началось создание новой политико-правовой системы, упрочение буржуазных свобод и прав, принятие соответствующих кодексов и конституций, разрабатываются новые теории и концепции.

Ряд интересных политических концепций появилось в первой половине Х1Х века. Их авторами были французские ученые Франсуа Гизо, Жак Тьерри, Луи Тьер, Жюль Мишле. На основе анализа, опыта английской и французской революций они сделали три очень важных вывода: 1) история творится людьми; 2) революции происходят в результате общественных противоречий; з) происхождение классов и государственной власти уходят своими корнями к завоеванию одних племен другими(теория завоевания).

Огюст Конт (1798-1857) трактовал государство  как орган управления материальной деятельностью общества, которое опирается на разделение труда. Материальную основу государства он видел также и в чувстве коллективизма, присущем человеку.

Герберт Спенсер /1820-1903/ в своей  работе "Характерная сфера власти" высказал мнение о том, что государство, по своей сути есть акционерное общество для защиты интересов его членов. Из этого следовало, что функции государства определяются социальными и экономическими интересами.

В политической жизни  первой половины Х1Х ст. преобладало  стремление буржуазии к свободе, прогрессу, законности. Но по мере развития политического процесса буржуазия от революционной идеи приходила к идее либерализма. Поэтому ведущим направлением буржуазно-правовой идеологии Х1Х века выступает либерализм.

Либералы /Б.Констен/1767-1830/,И.Бентам/1748-1832 и др./ обосновали буржуазные права и свободы, прежде всего "личную свободу", неприкосновенность личности, свободу частной собственности и промышленной конкуренций, невмешательства государства в экономику. Большое внимание они уделяли политической свободе и разделению властей как гарантии против государственного произвола и "деспотизма толпы".

Либерализм первой половины Х1Х  в. отражал ограниченность, противоречивость и непоследовательность буржуазии  в защите свободы, демократии, конституционности. Он выражал интересы буржуазии, которая превратилась в господствующий класс. В либерализме данного периода выражен поворот от революции к эволюции.

Буржуазные политико-правовые учения  первой половины Х1Х в. развивались в борьбе с одной стороны с феодальными доктринами государства и права, с другой - с идеями социалистов-утопистов. Понятие "Утопия" происходит от названия одноименной книги Т.Мора и в переводе означает "место благословенное, но не существующее".

Отличительная особенность политико-правовых взглядов утопистов состоит в том, что в своих представлениях о государственном устройстве они пытались исходить не из существующих реалий, объективного движения общественных законов, а из созданных ими же коммунистических идеалов, видение которых у каждого из авторов было разным.

Современная наука выделяет три этапа в развитии утопического  социализма: первый - ранний этап /ХVI-XVIII в.в./, второй - этап критического утопического социализма /начало ХIХ в./, третий - революционно-демократический этап /50-60г.г ХIХ в./

 
Первый этап утопического социализма представлен когортой блестящих  мыслителей и ученых, которые не сомневались в необходимости  изменения существующего строя  и предлагали свои пути переустройства, свои "модели" справедливого общества. Так Т.Мор мечтает об обществе, где нет богатых и бедных, между людьми царит мир и согласие, равноправие и свободомыслие. Т.Кампанелла выдвинул идею о возможности научного управления обществом. Морелли впервые сформулировал принцип необходимости трудиться по потребностям. Ж.Мелье в своем труде «Завещание» призывал к народной революции. Г.Бабеф призывал к революционному перевороту и установлению диктатуры угнетенных

 
Второй этап утопического социализма совпадает со временем утверждения  капитализма и представлен тремя выдающимися мыслителями Анри Сен-Симоном, Шарлем Фурье и Робертом Оуэном /начало ХIХ в./ Признав закономерности капитализма, и вместе с тем критикуя его, они выдвинули идею самоуправляющихся коммунистических общин.     

  
Строй созданный на принципах разума, по мнению Сен-Симона, порождает коллективизм, сотрудничество, мир, согласие, свободу личности. Это - социалистическое общество, в котором осуществляется плановое производство, потребности каждого удовлетворяются за счет общества. Государственная власть превращается в орудие организации производства и управления вещами.

Шарль Фурье строил свою социально-политическую систему на противопоставлении двух миров - буржуазного  и социалистического. Буржуазное государство  по мысли Фурье - "союз угнетателей", свобода в этом государстве означает свободу умереть от голода, торговля - ложь и обман. Социалистический строй, считал он, создавая плановое хозяйство, исключает кризисы, делает труд свободным и творческим. Вслед за Сен-Симоном он признавал две формы собственности: общественную и частную.

Роберт Оуэн полагал, что причины пороков людей  заключены в политическом устройстве капиталистического государства, что  для его коренного изменения  нужно решить три задачи: изменить характер человека, создать кооперацию как путь к социализму, раскрыть место рабочего движения в преобразовании общества.

Третье поколение утопического социализма - революционеры-демократы  второй половины Х1Х века. (Дж.Гарибальди, Дж.Мадзини, Ш.Петефи, Х.Ботев, Рабиндранат Тагор, А.Н.Радищев, В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Т.Г.Шевченко, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, И.Я.Франко, П.А.Грабовский, Леся Украинка и др). Для этого направления политической мысли характерен поиск путей революционного преобразования общества на демократических началах. Основные антагонизмы, существовавшие в буржуазном обществе, они связывали с экономическими и социальными противоречиями. Для всех них была бесспорной необходимость построения нового общества, главными чертами которого были бы демократия и равенство. Революционеры-демократы не только словом, но и делом боролись за лучшее будущее трудящихся, многие из них отдали жизни за свои социалистические идеалы.

После возникновения марксизма  утопический социализм продолжал  существовать как теоретическое оформление социальных иллюзий мелкобуржуазных и люмпенских слоев населения. Это нашло выражение в таких его формах, как социал-реформизм (Л.Блан, Ф.Лассаль), анархизм (Прудон, М.Бакунин, П.Кропоткин), христианский социализм и др.

Огромное влияние на учение о политике оказал марксизм. На протяжении всей своей деятельности К.Маркс и Ф.Энгельс уделяли пристальное внимание сущности политики и политической власти, характеру и методам политической деятельности, глубоко анализировали политические процессы, деятельность государства, политических партий, массовых движений. В истории политической мысли важное место занимают их труды. "Крестьянская война в Германии", "Классовая борьба во Франции с 1846 по 1850 г ", "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", "Анти-Дюринг", "Происхождение семьи, частной собственности и государства" и др. 

Маркс и Энгельс создали развитую и цельную теорию политических отношений, которая включает в себя:

1) политические отношения - это  отношения, вытекающие из борьбы  за власть и осуществление власти. Развитие производительных сил и производственных отношений рождает противоречия между базисом и надстройкой. Преодоление их достигается революционным путем;  
2) базис всегда первичен, а надстройка вторична, но надстроечным институтам отведена активная роль в формировании социально-экономических отношений. Политика выступает как важный аргумент в общественно-политических процессах, как орудие формирования нового экономического базиса;  
3) государство есть продукт классовых противоречий и служит интересам  экономически господствующего класса. Они выводят государство из развития общественных отношений, которые в свою очередь являются результатом развития производительных сил и производственных отношений. Экономическое развитие - основная предпосылка, а насилие - производная в процессе возникновения классов и государства;  
4) экономически господствующий класс - он и политически и идеологически господствующий. Вывод о том, что экономическое политическое и идеологическое господство - это взаимодополняющие аспекты господства классового, положен в основу марксистской теории;  
5) марксизм создал собственную теорию политического сознания. Исходным ее пунктом есть положение о том, что общественное бытие людей определяет их сознание, следовательно, политические взгляды людей формируются под влиянием их положения, а также интересов определяющих это положение. Однако зависимость между интересом и сознанием есть лишь зависимость потенциальная, а в действительности она деформирована идеологическим влиянием господствующего класса;  
6) анализ общественного положения классов, слоев и социальных групп - исходный пункт для понимания политического поведения масс.

 

Необходимо отметить, что марксистская политическая концепция оказала  значительное влияние на развитие политической науки, особенно европейской. Вместе с тем, она не стала основой современной политологии. Марксизм не имел какого-либо значительного влияния в США, а именно там закладывались основы современной политической науки и ее основные концепции.

В XIX столетии наряду с марксистской (в полемике и борьбе с ним) получили быстрое развитие и приобрели большую популярность немарксистские политологические концепции, изучение которых имеет большое политическое, практическое и познавательное значение.  

Один из основоположников теории социального конфликта польский ученый Людвиг Гумплович (1838-1904), считал, что процесс социальной революции обусловлен конфликтами между автономными общественными группами и конфликтами интересов внутри самих групп. В понимании возникновения государства Гумплович стоит на дарвинистских позициях, считая, что государство родилось стихийно в борьбе рас и социальных групп за существование. Концепцию Гумпловича и его сторонников и последователей о возникновении государства именуют еще социал-дарвинизмом, который был очень популярен в Х1Х, начале ХХ века.    

Следующий этап в развитии политической науки связан с именами итальянских  ученых Гаетано Моски и Вильфредо  Парето - создателей политологической теории элиты, которую они изложили в своих работах "Господствующий класс" и "Трактат по общей социологии".  

Власть, считал Моска, всегда находилась и должна находиться в руках меньшинства. Это правящее меньшинство он называет господствующим классом, элитой. В истории, по его мнению, существуют две основные элиты: аристократическая и демократическая. Аристократическая - представляет собой замкнутую группу, которая не пополняется людьми вне ее круга, в то время как демократическое правящее меньшинство рекрутируется из широких народных масс за счет людей, чьи качества оказываются полезными с точки зрения осуществления власти.

По мысли Парето, социальные условия  служат причиной того, что не все  люди, наделенные элитарными качествами, могут войти в руководящую  группу, и составляют т.н. контрэлиту. Поскольку господствующие элиты сохраняют свои привилегии и стараются передать их по наследству, назревает конфликт, в результате которого контрэлита при поддержке масс свергает власть прежней элиты и устанавливает свое господство.

Теорию элиты существенно расширяет теория олигархизации политических партий Р.Михельса и М.Острогорского. М.Острогорский был первым, кто пришел к выводу, что в каждой партии, даже самой массовой, власть находится в руках партийного аппарата (олигархии). А сами партии, независимо от проповедуемой идеологии неизбежно приобретают недемократический характер. Р.Михельс сформулировал т.н. "железный закон" олигархических тенденций, суть которого - демократия ведет к олигархии в силу исторического опыта и психологических свойствах "массового человека", а поэтому вожди не уступают власть массам, а только другим вождям.

Одной из наиболее ярких фигур в  политологии является Макс Вебер (1864-1920). Он обосновал теорию идеальных типов  господства, которая включает в себя такие виды: господство "традиционное" основанное на вере в традиционность и святость определенных традиций; господство "харизматическое" в основе которого лежит вера в сверхчеловеческие качества вождя, лидера; господство "рациональное», базируется на вере людей в законность (легитимность) существующей политической и государственной системы . Отдавая преимущество последнему типу, ученый обосновал теорию государственной демократии и бюрократии.

Сравнивая массовую демократию с демагогией, Вебер утверждает, что при демократии политический лидер приходит к руководству путем демагогических обращений к массам. Массовая демократия приводит к такому явлению как цезаризм, когда власть сосредоточивается в руках избранного народом лидера, который использует аппарат принуждения для подавления какой-либо оппозиции.

Автор теории социальной солидарности Эмиль Дюркгейм (1858-1917) исследовал политические явления в контексте разделения труда в обществе, под которым  он понимал его профессиональную специализацию: чем совершеннее  разделение труда в обществе, тем более выражена социальная солидарность его членов. Ученый подчеркивал важность функций государства, но выступал против их абсолютизации и самого процесса огосударствления. А чтобы избежать его, он предлагал создать рядом с государством различные группы и ассоциации, которые ограничивали бы его политическую власть.

Бурное развитие естественных и  общественных наук в Х1Х в. стимулировал интерес к политическим исследованиям  в США и способствовал созданию американской политологии, основоположником которой считается Джон Бургес. Американские политологи Х1Х века основное внимание уделяли исследованию конкретных фактов жизни общества. Особое место в мировой и американской политологии заняла теория Вудро Вильсона о праве наций на самоопределение, право каждой нации на создание своего государства.

В ХХ веке политология окончательно оформилась как самостоятельная  отрасль научных знаний. В этот период обострилась в теории и  на практике борьба между марксистскими  и немарксистскими политологическими  концепциями, дальнейшее развитие марксистской теории политических отношений связано с именем В.И.Ленина. Он является автором концепций: о социалистической революции в эпоху империализма; о перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую; о гегемонии пролетариата в социалистической революции; о союзе рабочего класса и крестьянства ;о партии нового типа; о внесении революционного сознания в революционное движение; о революционной ситуации; о государстве диктатуры пролетариата, которое является переходным к общенародному государству; об органах власти социалистического государства - Советах; о компромиссах и соглашениях в политике; о научном управлении социалистическим обществом.

Информация о работе Политическая мысль Нового и Новейшего времени