Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 21:14, контрольная работа
История политической жизни России начинается на рубеже VIII – IX веков, теоретическое осмысление общественно-политических процессов началось позже (XI – XIII вв.) и отразилось в следующих политических идеях:
условия сложного формирования единого централизованного государства доказывалась идея и право на самостоятельность и независимость русского государства;
развитие представления о необходимой форме правления – сильной княжеской власти, об управлении по монархическому типу;
основной вопрос – вопрос об отношении государства, религии и церкви, о духовной и светской власти;
Политическая мысль в России
История политической жизни России начинается на рубеже VIII – IX веков, теоретическое осмысление общественно-политических процессов началось позже (XI – XIII вв.) и отразилось в следующих политических идеях:
Этапы политической мысли |
Характеристика этапа |
Основные представители мысли |
Основные идеи |
Древняя Русь (X – XIV)
|
Иларион (1019-1054) - основоположник русской политической мысли. «Слово о Законе и Благодати» |
Главное во внешней политике – стремление к сохранению мира. Гарантия мира – военная мощь государства.
| |
Нестор «Повесть временных лет»
|
Продолжение политических идей Илариона. Доказывая право на самостоятельность
русского государства, его равенство
с другими государствами, отсутствие
византийского генезиса русской
государственности, была выдвинута
концепция происхождения | ||
Князь Владимир Мономах « Поучение» |
Программа прогрессивного князя: усиление своей власти, прекращение распрей и объединение против внешних врагов. | ||
Даниил Заточник «Слово», «Моления» |
Необходимо усиление княжеской власти. при князе должен быть создан Совет «думцев». Князь и Совет действуют по «правде». князь должен быть умным, мудрым и грозным. Княжеская власть не может существовать без насилия и принуждения ради интересов государства. | ||
Период русского централизованного государства (XIV – XVI) |
Обоснование сословно-представительной
и абсолютной монархии как форм правления.
Определение носителей Участие церкви в государственной власти, роль ее как государственного идеолога. Разработка теоретических основ внешней политики Руси. Соотношение права и свободы личности. |
Нил Сорский (1433 – 1509) «Нила Сорского Предания и Устав»)
|
Царская и церковная власть находятся в гармонии и преследуют одну цель: утверждение христианской истины, а средства ее достижения разные. Церковь не может использовать в осуществлении власти насилие и материальные средства. Материальные блага нужны только для удовлетворения потребностей, но без «излишеств». Для всех людей – общинный образ жизни. В итоге совпадут церковная и политическая власть. Идеал личности – личность монаха, совершающего подвиг нравственного самосовершенствования. |
Вассиан Патрикеев (ум. до 1455)
|
Авторитет церкви выше государства. Основное в государственном управлении – участие боярства. Отстаивание прав личности на свободу мысли и слова. Призыв к терпению по отношению к еретикам. Выступления против монастырского
землевладения и угнетения | ||
Максим Грек (1475 – 1556)
Ф.И Карпов ( ум. в 1630-х гг.)
|
Власть царя – сверъествественного происхождения, царь «некасаем», ответственен перед Богом. Идеальное общество – это общество,в котором господствуют «правда» и «благозаконие». Главное положение должен занимать закон. Власть царя предполагает и насилие как «устрашение государское» для достижения и охранения благополучия подданных. Инструмент царской «грозы» - сильная армия, обеспечивающая внешнюю безопасность. Теория сословно-
Сторонник сословно-представительной монархии – «царства», но дополнял монархию республиканскими элементами (коллективизм в управлении) Государство должно действовать на основе правды, закона и милости. Политический идеал – разделение государства и церкви. | ||
И.Пересветов
|
Социальная опора государства – дворянство. Отвержение всех форм закрепощения славян. Несвободный человек может изменить государству. Порабощение – причина тяжбы, разбоя и обиды. | ||
А. Курбский
|
Сторонник сословно-представительной монархии. Царь не должен осуществлять власть единолично, для этого необходим «совет» («синклит») бояр и народа (Земский собор). Царь ответственен перед народом. Народ имеет право на сопротивление несправедливому царю. | ||
Иосиф Волоцкий (1330(40) – 1515)
|
Теократическая политическая доктрина. Верховенство власти (в лице церкви), потом божественный характер власти царя и ее верховенство. Сторонник единого централизованного русского государства во главе с единодержавным царем. Если действия царя аморальны, то подданные могут выступить против него. | ||
Монах Филофей Теория «Москва – третий Рим» |
Сакральный характер власти царя: это власть патриарха, власть отца, которому должны подчиняться дети беспрекословно. Церковь включена в государственное устройство. | ||
Иван IV Грозный (1530 – 1584) |
Легитимность и абсолютность царской власти. Смена великокняжеского титула на царский. Власть русских царей не только божественна по происхождению, она близка власти самого Бога. Сторонник абсолютистской формы монархии. Власть царя неограниченна, она несовместима с законами. Снята ответственность царя за свои действия перед Богом. Людей нужно наказывать за дела и за мысли. «Царское правление» должно заботиться о теле и душах подданных, поэтому церковь должна быть ведомством царской власти. Из политики устранена мораль. Понятие царской «грозы» к жестокости по отношению к подвластным – это устрашение, безоговорочное подчинение, беспощадная расправа, физическое уничтожение. | ||
Условия становления абсолютной монархии XVII-XIX
|
Время после смерти Ивана IV Грозного до воцарения Михаила Романова в России называется Смутным временем. Идеи: - идеал правления - сословно-представительная монархия ; - реальные носители власти - бояре, дворяне; - подвергается критике
социально-политическое - доказывается необходимость демократических реформ в обществ; - формируется идеология народных масс; - зарождается славянофилы и западничество. XVIII в. – эпоха становления и торжества монархии в Росии. XVIII в. - век бурного развития социально- политической мысли, которая представлена в России различными направлениями: дворянским конституционализмом, либерализмом, который принимает форму дворянского, просветительством, революционным демократизмом и др |
Афанасий Ордин-Нащекин (1605 – 1630)
Феофан Прокопович (1681 – 1736)
В.Н. Татищев (1686 – 1750) «Краткие экономические до деревни следующие записки»
|
Идея усиления власти царя, опирающегося не на бояр, а на дворян. Необходимость развития местного самоуправления, назначения воевод, коллегиальности органов на местах с советами уважаемых местных людей. Сторонник государственного
управления экономическим развитием
общества, народным хозяйством, с необходимым
содействием Переустройство армии как средство внешней политики. Принципы внешней политики: - мирное урегулирование всех конфликтов на основе компромиссов и уступок; - установление международного
права, защищающего мирное - честность и правдивость внешней политики.
Теория абсолютизма («монократии»). Право выбора для народа формы правления: демократия, аристократия, монархия. Лучшее государственное устройство для России – монархия. Монархия в России – проявление Божьей воли. Властные права государя – расширенные права отца патриархальной семьи. Царь – выразитель и гарант интересов каждого, носитель общего блага. Церковь – часть государства, она не независима.
Лучшая форма государства для России – монархия. Выбор двух органов: совещательный совет (21 чел.) и нижнее правительство (100 чел.), чтоб дворяне могли влиять на решения. Сторонник сословного деления общества, предпочтение отдает дворянству. Помещики должны принять строгие меры внеэкономического принуждения крестьян. Осуждение крепостничества, но не отвержение его. Введение правосудия (законы естественные и гражданские). Необходимость обновления законодательства. |
И.Т. Посошков (1652 – 1726) «Книга о скудности и богатстве»
|
Все надежды предпринимателей
и купцов связаны с царем, с
тотальной государственной Рекомендация введения тотальной системы государственного управления и контроля над всеми сферами общественной жизни. Основной производительный класс – крестьянство. | ||
М.М. Щербатов (1733 – 1790) Роман «Путешествие в землю Офирскую г-на С. Швецкого дворянина»
|
Сторонник крепостничества. Прямое и непосредственное участие дворян в управлении государством. Дворянство должно определять политику государства, направлять действие монарха. Против неограниченного абсолютизма. Монарх должен быть наделен исполнительной властью, законодательная власть должна принадлежать дворянам. Идеал общества - тоталитарное олигархическое государство со строгой регламентацией жизни, крепостничеством, подчинением царя законам | ||
С.Е. Десницкий (1740 – 1789)
|
Господство частной собственности, ее защита. Развитие частной собственности – развитие государства. Сохранение в России абсолютной монархии и крепостнических отношений. Придать им с помощью законов легитимность и освещенность. «Законодательная», «судительная», «наказательная» ветви власти образуют государство. | ||
М.В. Ломоносов (1711 – 1765) «Древняя Российская история»
|
Общественный прогресс - результат широкого развития образования, просвещения, ремесел. Сильная власть монарха через крепостное право. Самодержавие на основе просвещения. | ||
Я.П. Козельский (1728 – 1794)
|
Философские идеи играют огромную методическую роль в политике. Цель политики - благополучие человека и народа. Политика – наука о средствах достижения благополучия и искусство управления. Четыре формы правления: демократическая или республиканская, аристократическая, монархическая и деспотическая. Для изменения общества необходимо воспитывать трудолюбивых граждан с достойными вознаграждением за труд - залог стабильности общества. Внутреннее благосостояние общества является условием и внешней безопасности. | ||
А.Н. Радищев (1749 – 1802) Теория естественного права и теория общественного договора |
Родоначальник революционного демократизма в России. Уничтожение дворянских либералов, желающих путем просвещения и законодательства гуманизировать самодержавие и крепостничество. В обществе отношения между людьми должны быть правовыми. Государство – система правовых отношений. Носитель государственной власти – государь, гражданской власти - народ. Государство – продукт сознательной деятельности людей. Оно гарантирует защиту прав граждан через систему законов. Народ имеет право на насилие по отношению к тиранам. | ||
XIX век
|
Все направления политической мысли в России XIX века были связаны с разложением феодализма, борьбой против крепостного права и самодержавия, развитием капиталистических отношений и с обострением социальных противоречий. Формы проявления политической мысли в России XIX века: либерализм, революционная идеология декабристов, западничество и славянофильство, революционный демократизм, анархизм.
|
Н.С. Мордвинов (1754 – 1845) Представитель дворянского либерализма.
|
Необходимость свободы для предпринимателей. Преимущество вольнонаемного труда. Человек не может быть собственностью другого. Лучший государственный строй- монархия с разделением властей. Сенат (парламент) должен состоять из двух палат, нижняя палата должна избираться. Защита интересов дворян- помещиков. Необходимость отмены крепостного права в будущем. |
М.М. Сперанский (1772 – 1839)
|
Программа разделения властей. Необходимость подчинения власти монарха праву, обеспечить которое может только конституция. Идея свободы – гражданские и политические права. Право – универсальная ценность, основа и обязательное условие свободы. | ||
К.Д. Кавелин (1818 – 1885) Б.Н. Чичерин (1828 – 1885)
Декабрист: Н.М. Муравьев (1796 – 1843)
|
Гражданское общество - общество равных возможностей всех граждан. Политические свободы
есть продолжение гражданских Основа общества - правовые законы.
Конституционная монархия. Равенство всех перед законом. Наделение крестьян землей. Неприкосновенность частной собственности. Народ – источник власти. Система органов государственной
власти строится на принципах разделения
властей и федеративного Верховная исполнительная власть – император. | ||
Радикальное крыло вижения декабристов: П.И. Пестель (1793 – 1826)
|
Отвержение конституционной монархии, сословия. Необходимость установления демократической республики в России. Принятие всеобщего избирательного права. Равенство всех перед законом. Неприкосновенность частной собственности, уничтожение крепостничества, наделение крестьян землей. Унитаризм. Отрицание федерации | ||
Славянофилы: И.В. Киреевкий (1806 – 1856) А.С. Хомяков (1804 – 1860) К.С. Аксаков (1817 – 1860) Ю.Ф. Самарин (1819 – 1876) К.Н. Леонтьев (1831 – 1891) |
Идеализация старины, возврат к истокам. Патриархальный образ жизни. Стиль и уклад жизни отличный от Европы Народность - единение царя и народа. Православие. Освобождение от крепостного права. Самодержавие. | ||
Западники: Н.В. Станкевич (1813 – 1840) П.Я. Чаадаев (1794 – 1856) |
Освобождение от крепостного права. Права и свобода. Ограничение самодержавия. Россия восстанет, если усвоит всё ценное в Европе. | ||
Революционный демократизм: А.И. Герцен (1817 – 1870) В.Г. Белинский (1811 – 1848) Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889)
Анархисты: Н.В. Соколов (1832 – 1889) М.А. Бакунин (1814 – 1876) П.А. Кропоткин (1842 – 1921) |
Освобождение крестьян с землей. Теория «русского социализма», основанная на идеализации российской сельской общины. Будущее России – республика. К социализму можно прийти только через народную революцию. Программа некапиталистического развития России. Республиканская форма власти. Демократизм русского общества.
Необходимость провозглашения немедленной и абсолютной свободы, автономии человека. Власть – основной источник зла, государство – зло. Их нужно устранить. Путь анархии - свободная федерация земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций, групп, общин, областей, народов (Бакунин). Отвержение революционной диктатуры и революционного правительства (Кропоткин). Идеи анархического коммунизма: политическая свобода всех, экономическое равенство, отмена (через революцию) частной собственности, справедливость, свобода, солидарность, счастье для каждого. |
Политическая мысль в XX – начало XXI века
Постоянная
Изучение основных направлений политической мысли позволяет более эффективно решать современные политические проблемы.
Этапы политической мысли |
Характеристика этапа |
Основные представители мысли |
Основные идеи |
XX-начало XXI |
Наиболее влиятельными в политическом движении были марксизм и социал – демократизм. Интерес к изучению различных аспектов политических концепций, их генезиса. Многие религиозные концепции вобрали в себя идеи либерально-демократического характера, став неотъемлемым элементом духовной жизни ряда государств. Век науки, техники. Воздействие религиозных взглядов на политику не ослабевает. |
МАРКСИЗМ ( 2ая половина XIX – XX вв) | |
К. Маркс, Ф. Энгельс, Э. Бернштейн, К Каутский
|
Материалистическое понимание истории, классовый подход. Признание закономерного поэтапного движения общества от одной общественно – экономической формации к другой, более прогрессивной, посредством социальных революций. Классовая борьба – непременное
условие существования Изменения в способе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. | ||
НЕОМАРКСИЗМ (60-70-е годы XX века) | |||
Д. Лукач (1885 – 1971) К. Корш (р. 1923) В. Адорно (1903 – 1969) М. Хоркхаймер (р. 1929) «новые левые»
|
Смесь марксизма с элементами неогегельянства, ницшенства, фрейдизма. Разработчики «универсального критического сознания», прокладывали дорогу политическому экстремизму, современному анархизму. Реальная сила – интеллигенция, молодежь, студенчество. Освободительное движение в странах южного полушария.
| ||
СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЗМ ( 2ая половина XIX– XX вв) | |||
К. Каутский Э. Бернштейн В. Брандт (1913-1992) У. Пальме (1927 – 1986) Ф. Миттеран (1916 – 1996)
|
Осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата. Отказ от марксистских установок. Борьба за прекращение гонки вооружений, за обеспечение прав человека, за решение глобальных проблем и социальный прогресс. Идеал – постепенность в развитии общества и приоритет движения перед абстрактными целями. «конечная цель ничто, движение всё» Бернштейн. Свобода мысли, слова, образования, свобода деятельности общественных организаций и религиозных объединений. Равное избирательное право, равенство перед законом, необходимость соблюдения законности каждым гражданином. | ||
ЭЛИТИЗМ | |||
В. Парето (1848 – 1923) «Трактат всеобщей социологии» Г. Моской (1858 – 1941)
|
Враждебное отношение к демократии. Идея вечности деления общества на два класса –господствующий «политический класс» и управляемый класс. Т.е. демократия утопия. Народные массы некомпетентны и подвержены манипуляциям со стороны «демагогов», прокладывающих путь фашизму и коммунизму. Элита общества должна проявлять гибкость, хитрость, силу и умение убеждать управляемых. Необходимость использования насилия для подавления оппозиции. (Парето) Два психологических типа: - класс 1 («лисы») - класс 2 («львы») Политические изменения осуществляются путем смены элит. | ||
ЛИБЕРАЛИЗМ (XX в) | |||
|
Свободы личности от групповых, классовых, националистических интересов. Ценность личности, признание ее естественных прав и общественных свобод. Свобода индивида должна быть сопряжена, неразрывна с индивидуальной ответственностью. Необходимость отмены регламентаций и ограничений со стороны государственной власти, которая должна обеспечить простор для частной инициативы в предпринимательской деятельности.
| ||
НЕОЛИБЕРАЛИЗМ | |||
|
Доктрина, сохраняющая верность принципам демократии, свободной конкуренции, частного предпринимательства. Общество не сможет достичь успеха автоматически и требуется постоянное вмешательство государства. Власть призвана создавать благоприятные условия для реализации их социально-политических, экономических идей. Приспосление либеральных принципов к современной социально-политической действительности. Недостаток: социально-классовая ограниченность. Превращение демократии в соревнование денежных мешков. Углубление общественного неравенства, снижение роли государства в обеспечении социальной справедливости. Подмена общепринятых духовных ценностей. | ||
КОНСЕРВАТИЗМ | |||
А. Мюллер А. Мозер У. Водсворт Ф. Ламенне
|
Сохранение и поддержание частной собственности, исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни. Противостояние идеологии рабочего класса. Принятие научно-технического прогресса, анализ социальных последствий НТП. Отказ от осуществления курса на демократизацию политики. | ||
КОЛЛЕКТИВИСТСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ | |||
Т. Мор Ж.-Ж. Руссо К. Маркс В.И. Ленин |
Преодоление недостатков либерального и консервативного мышления, соответствующих им форм государства Осуществление народовластия. Разрабатывался на практике в СССР, в странах Восточной Европы | ||
ТЕОРИЯ БЮРОКРАТИИ | |||
Макс Вебер (1864 – 1920) Книга «Хозяйство и общество»
|
История развития человеческого общества - история его модернизации. Три лигитимных государства (признано со стороны управляемых индивидов): легальное(подчинение законам), традиционное(основанный на обычае, вере) и харизматическое(базируется на харизме руководителя). Харизматический лидер должен решать вопросы взаимоотношений личности, общества и государства.
| ||
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ | |||
Д. Кейнс (1883 – 1946)
|
В странах Восточной Европы. Государственно- Создание смешанной экономики, активная регулирующая роль государства, политика социальных услуг – становление и развитие государства «всеобщего благоденствия». Потеря классового характера
и становление орудием | ||
ТЕХНОКРАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ | |||
Т.Веблен (1857 – 1921)
|
Идея резкого усиления влияния науки и техники на экономику, возрастание роли инженерно-технической интеллигенции в политике. | ||
ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ (50-60-е гг XX века) | |||
Д. Гэлбрейт (р. 1908) Р. Арон (1905 – 1983) П. Сорокин (1889 – 1968) Я. Тинберген (1903 – 1994) |
Капитализм и социализм как две политические системы должны все более утрачивать свои различия и постепенно, заимствуя друг от друга положительные черты, слиться в постиндустриальном обществе. | ||
ТЕОРИЯ КОНФЛИКТОВ | |||
Р. Дарендорф (р. 1929) М. Дюверже (р. 1917) «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе» «Конфликт и свобода»
|
Конфликты в обществе связаны с господством и подчинением. Господство – возможность добиться послушания данной группы людей определенному приказу. Конфликт - структурно-производительные отношения «в плане усиления противоположностей норм и ожиданий, институтов и групп». Неоднородность буржуазии и пролетариата углубляется резко возросшей социальной мобильностью индивида. Конфликт связан с интеграцией-процессом, в результате которого общество становиться гармоничным и легитимным.
| ||
ТЕОРИЯ ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ ( 2ая половина XX века) | |||
Р. Даль (р. 1915) «Введение в демократическую теорию», «Политические оппозиции в западных демократиях», «Плюралистическая демократия в США»
|
Проблемы трансформации политических систем, предпосылки демократии, соотношение понятий свободы, равенства и демократии. Теория полиархии (5 интепретаций): 1)полиархия как особый тип демократического режима правления в современном государстве. Две характерные черты: - относительно высокая терпимость к оппозициям - относительно широкие
возможности участия в 2)полиархия как результат демократизации национальных государств 3)полиархия как образование политических институтов, необходимых для демократического процесса 4) полиархия как система политического управления посредством открытого соперничества политических элит за власть 5)полиархия как система прав, в которой определенные права институционально гарантированы и защищены. Полиархия связана с активностью масс в политической жизни, с убеждениями политических активистов и др. | ||
ТЕОРИЯ ФАШИЗМА (20-30-е гг XX в) | |||
|
Крайне реакционное политическое, антидемократическое течение. Составные части: антикоммунизм, псевдосоциализм, расизм, шовинизм, антидемократизм, правовой нигилизм. Силовое достижение целей, агрессивность поведения, осуществление подрывных акций. Присуща социальная демагогия, спекуляция на недовольствии масс, манипуляция лозунгами. Главная цель – установление мирового господства Разновидности: -неонацизм - национал-либерализм |