Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 23:02, контрольная работа
Рубежи второго и третьего тысячелетий стали плодотворными для развития политической науки в России: осуществлены переводы основных работ зарубежных политологов, вышли в свет интересные работы по истории политических учений, систематически проводятся опросы общественного мнения, анализируется их влияние на общественную жизнь. Важное место стали занимать проблемы теории политики, политического управления и другие.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НИЖНЕКАМСКИЙ
ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра ГСН
Контрольная работа по дисциплине: «Политология»
Тема : Политическая мысль современной России.
Выполнил: студент группы 3923
УиА факультета
Морозов А.Ю.
Проверил: Мягков Г.П.
Нижнекамск 2010 г.
Политическая мысль современной России.
XIX век для политической
мысли России – век особый.
В середине этого века в
России указом «сверху» было
отменено крепостное право, в
стране стал развиваться
Такое развитие не могло не вызвать к жизни большого количества политических учений и идей о путях переустройства и развития России. Появились и ложились основные направления русской политической мысли: либерализм, революционизм, консерватизм, ”западники” и “славянофилы”. Все эти характерные направления, возникшие в 19 веке, в той или иной форме проявились и в последующей политической жизни страны.
В 19 веке в политической мысли России зарождаются, а затем оформляются ее основные направления и течения:
К числу первых ярких представителей официального российского либерализма относится М.М. Сперанский. При воцарении Александра I Сперанский получил звание статс-секретаря и в 1802 году перешел на службу в Министерство внутренних дел. В 1806 году произошло личное знакомство Сперанского с Александром, который оценил выдающейся способности чиновника и приблизил его к себе. Став основным советником императора, Сперанский получил задание подготовить общий проект государственных преобразований в России. “Введение к уложению государственных законов “ Сперанский подготовил к концу 1809 г. В нем автор предостерегал правительство, что существующее общественное устройство “несвойственно уже более состоянию общественного духа”. В целях предотвращения революции он предлагал Александру I дать стране конституцию, которая должна будет только “облечь правление самодержавное всеми, так сказать, внешними формами закона, оставив в сущности его ту же силу и то же пространство самодержавия“. Этими внешними формами, по мнению Сперанского, должны быть: элементарная законность, выборность части чиновников и их ответственность, новые буржуазные начала организации суда и контроля, разделение законодательной, исполнительной и судебной власти при допущении выборных представителей от народа к законосовещательной деятельности, т.е. расширение политических прав “среднего сословия”.
По проекту во главе государства должен стоять монарх, облеченный всей полнотой власти. При нем надлежит иметь Государственный совет, представляющий собой совещательный орган назначаемых монархом сановников. В совете обсуждаются все крупные государственные мероприятия; через него к государю поступают все дела от нижестоящих органов, и таким путем осуществляется единство всей деятельности правительства. Сперанский считал, что крепостное право необходимо отменить. Путь освобождения от него он видел в реформе сверху, обеспечивающей постепенную отмену крепостничества и гражданскую свободу.
Ориентация на западные ценности и идеалы проявилась и в просветительской деятельности целой плеяды ученых, философов, публицистов, которых называли западниками: П.Я. Чаадаев, Н.В. Станкевич, П.В. Анненков и другие. Идеи западников были значительным событием общественной мысли России. В периоды развития российского общества между ”западниками” и ”почвенниками” велись постоянные дискуссии, поскольку вопрос о пути развития для России всегда актуален.
Радикальные теории и методы
переустройства российского общества
в начале 19 века были предложены декабристами
– представителями
Меньшим радикализмом отличалась программа Северного общества и его организаторов, одним из которых был Н.М. Муравьев. Он подходил к политическим проблемам своего времени с позиций общечеловеческого разума и реального исторического опыта. Его проекты выступали за переход от царского самодержавия к конституционной монархии. Проект предусматривал разделение властей и федеративное устройство России, в связи с чем высший представительный орган – Народное Вече – предусматривалось образовать из двух палат – Палаты народных представителей и Верховной Думы, представляющей субъекты федерации. Высшая исполнительная власть сохранялась за наследственным императором, получившим статус «верховного чиновника правительства» с правом отлагательного вето при принятии законов. Муравьев выступал за равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, жилища, свободу печати.
Политический застой в
царствование Николая I осложнил развитие
России. Передовая часть общества
активно размышляла о путях и
методах общественного
В конце XIX века, в связи с развитием рабочего и революционного движения, важную роль в политической мысли России стали играть социалистические идеи марксистского направления. Наиболее ярко они были представлены Г.В. Плехановым – основоположником первой русской марксистской организации «Освобождение труда», созданной в 1883 году в Женеве, и В.И. Лениным – одним из лидеров социал-демократического движения в России, автором известных трудав “Развитие капитализма в России”, “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?” в этих работах были преодолены иллюзии народников о крестьянской общине, показана неизбежность капиталистического развития России.
В последней трети 19 века в России начался новый этап в развитии либерализма. Он был связан с отменой крепостного права, судебной и земской реформации. Сформировался конституционный либерализм. Его представители – Б.Н. Чичерин, Н.М. Коржуков и другие – первостепенное значение они придавали разработке программ правового государства, защите прав и свобод граждан, теории власти, истории политический учений. Являясь представителями правоведения, они внесли существенный вклад в развитие российской политической науки. Чичерин выступал против правового закрепления претензий на социальное равенство и на помощь слабым. Он критиковал, как самодержавие, так и социализм.
Если свобода личности зависит от самодержавия или абсолютистского народоправия, то личность находится во власти произвола. Вот почему гражданская свобода должна быть закреплена свободой политической. Именно политическая свобода является высшим развитием свободы личной. Цель социально-политического развития – избежать крайностей индивидуального анархизма, суметь гармонически сочетать личное и государственное начала, индивидуальную свободу и общий закон.
В 19 веке родились и оформились все основные направления политической мысли, которые получили дальнейшее развитие в 20 веке. Характерные черты политической мысли 19 века:
В XX веке в истории России произошли три крупнейших события, имевших этапное, судьбоносное значение для ее политического развития, оказавших существенное влияние на генезис ее политико-правовой мысли: первая русская революция (1905-1907) и создание думской монархии; революция 1917 года; распад СССР (1991) и становление современной России.
Первая русская революция, начавшаяся в 1905 году, оказала серьезное воздействие на политическое и идеологическое развитие страны, вызвала к жизни необходимость принятия важных политико-правовых документов, привела к созданию думской монархии и многопартийной системы. Учреждение многопартийности в России, существование «думской» политической трибуны с 1906 года оказало важное влияние на развитие ее политической мысли: она стала более структурированной, ее основные направления нашли адекватное отражение в программах политических партий. Консервативно-реакционное направление политической мысли отражалось в программе партии “Союз 17 октября”, где говорилось о том, что она поддерживает институт конституционной монархии и правительства, которое не зависит от народного представительства.
До 1917 года политическая мысль России продолжала развиваться в традиционных направлениях: консерватизм, либерализм, социализм. Выразителями консервативной политической мысли выступали идеологи, защищавшие основные самодержавно-помещичьи принципы устройства России. Среди них были: А.И. Гучков, князь Г.Е. Львов, М.В. Родзянко и другие.
Важным, неотъемлемым направлением политической мысли России стали социал-демократические идеи и доктрины. Сторонники умеренного крыла социал-демократии (Ю.О. Мартов, Г.В. Плеханов) делали акцент на реализации экономических требований пролетариата, реформировании существовавшего строя, признавали положительную роль буржуазии в демократических преобразованиях, полагали, что Россия должна пройти длинный и трудный путь капиталистического развития.
Ведущим теоретиком “большевизма”
явился В.И. Ленин. К числу важнейших
положений “ленинизма” можно
отнести: учение о партии нового типа,
построенной на принципах демократического
центризма, идею о гегемонии пролетариата,
его партии в буржуазно-демократической
революции в России и возможности
ее перерастания в социалистическую,
стратегию и тактику
Ведущей и единственной с
30-х по конец 80-з гг. в СССР идеологией
являлся марксизм – ленинизм. Его
отличительной чертой являлся подход
ко всем явлениям политической жизни,
приоритет идей марксизма – ленинизма.
Рассматривались такие
Определенный прогресс в развитии политологических исследований был достигнут после преодоления культа личности Сталина, в период реформаторской деятельности Н.С. Хрущева, когда начали обсуждать пути совершенствования политической системы общества. В 70-е гг. в научный оборот вошли понятия политической системы общества, политического процесса, лидерства и элиты, разрабатывались идеи прав человека, как главной цели конституционного закона и демократии, выдвижения нескольких кандидатов на одно место при выборах.
Для развития политологии в России весьма важным явилось формирование и успешное функционирование с 1989 г. экспертного Совета ВАКа по политическим наукам, что создало необходимую нормативную базу для развития всей системы, установления и присуждения ученых степеней по политическим наукам и присвоения научных званий по политологическим кафедрам.
Принципиальное значение имеет принятие Конституции Российской Федерации, закрепляющей принципы политического и идеологического плюрализма в российском обществе. За последние годы подготовлено и опубликовано большое количество политологических исследований и учебной литературы.
Рубежи второго и третьего
тысячелетий стали