Политическая мысль эпохи просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 17:05, реферат

Краткое описание

Политические теории нового времени были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. Одни теории отражали требования зарождавшейся буржуазии, которая боролась против феодальных устоев. Исходя из принципов естественного права, согласно которым каждый человек рождается с неотъемлемыми правами на жизнь и свободное развитие, на труд, участие в делах общества и государства, мыслители нового времени стремились доказать противоестественность и неразумность существовавших в тот период феодальных политических порядков и учреждений. Выводы политической науки той эпохи больше приобретали практический характер, ориентируясь на решение назревших социальных проблем.

Содержание

1.Введение
2. Идеи Джона Локка
3. Идеи Монтескье
4. Политические идеи Жан–Жака Руссо
5.Политические идеи Вольтера
6. Заключение
7. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 26.94 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

.Кузбасский государственный  технический университет.

 

 

 

 

 

Кафедра отраслевой экономики

Реферат по дисциплине политология  на тему: «Политическая мысль эпохи  просвещения »

 

 

 

 

 

Выполнила: Скударнова А.В.

Проверила: Логинова Г.Е.

 

 

 

Кемерово 2013

Содержание

1.Введение

2. Идеи Джона Локка

3. Идеи Монтескье

4. Политические идеи Жан–Жака Руссо

5.Политические идеи Вольтера

6. Заключение

7. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

История политических учений является одной из важнейших, органических частей духовной культуры человечества. В  ней содержится огромный опыт многих поколений мыслителей, занимавшихся исследованием проблем политики, власти, государства. Этот опыт принадлежит  не только истории, но и современности, продолжая воздействовать на политические процессы и идейные движения, на эволюцию политического теоретического знания.

Политические теории нового времени  были направлены на обоснование возможности  устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. Одни теории отражали требования зарождавшейся  буржуазии, которая боролась против феодальных устоев. Исходя из принципов  естественного права, согласно которым  каждый человек рождается с неотъемлемыми  правами на жизнь и свободное  развитие, на труд, участие в делах  общества и государства, мыслители  нового времени стремились доказать противоестественность и неразумность существовавших в тот период феодальных политических порядков и учреждений. Выводы политической науки той эпохи  больше приобретали практический характер, ориентируясь на решение назревших  социальных проблем.

Одной из фундаментальных политических идей нового времени была идея договорного  характера государства, которая  пришла на смену средневековой теории божественного происхождения государства. В этой идее нашли отражение рационально-критическое  отношение к реальности и желание  создать новые вдохновляющие  идеалы. Экономически господствовавший класс буржуазии стремился отобрать у феодалов и политическую власть. Идеологическим обоснованием правомерности  такого шага, необходимости создания новых политических институтов и  порядков, которые соответствовали  бы природе человека, его естественным правам, стала теория «общественного договора».

В основу теории была положена идея о  том, что независимый самостоятельный  индивид, появление которого было возможно только благодаря утверждению частной  собственности, составляет первооснову  социального здания -- общества. В целях реализации своих священных и неотчуждаемых естественных прав и свобод совокупность автономных индивидов заключают общественный договор. Этот договор означает переход от естественного состояния общества, когда человек был частью природы и открыто проявлял свои природные страсти, эгоизм, жестокость, к цивилизованному, т. е. к государственно-организованному существованию. Переход к цивилизованному существованию выражал желание человека установить порядок и справедливость, потребность в обеспечении политико-правовых гарантий естественного равенства индивидов

 

Одним из важнейших классиков политической мысли этого времени является англичанин Томас Гоббс (1589-1679 гг.). Вслед  за Макиавелли и Гроцием (Голландия), Гоббс доказывал естественное, земное происхождение государства. Оно существовало не вечно, а возникло из естественного состояния людей. По мнению Гоббса, людям от природы свойственно: стремление к наживе, что порождает соперничество; стремление к безопасности, что вызывает недоверие человека человеку; честолюбие приводит к устремлению иметь славу, чтобы тебе подчинялись все. Именно эти страсти (соперничество, недоверие и любовь к славе) приводят общество к «войне всех против всех» в условиях естественного состояния. Но в таких условиях жить невозможно, и люди заключают общественный договор и образуют государство, которому передают часть своих прав, свойственных человеку в естественном состоянии.

Следовательно, государство – результат  договора людей об ограничении своих  прав. В этом государстве можно  делать все то, что не запрещено  законом. Государство обладает всеми  правами, принадлежащими человеку, его  цель – устранить «естественное  состояние» людей, сделать их разумными, гуманными. Нет на Земле власти важней, чем государственная власть, и  нет никого, кто мог бы привлечь к ответу эту власть за ее действия. Государство уподобляется библейскому чудовищу «Левиафану». Гоббс указывал на три возможные формы государства: монархию, аристократию и демократию. Наиболее совершенной формой государственной власти он считал абсолютную монархию. Это был ответ на запросы крупной английской буржуазии, нуждавшейся в сильной централизованной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Идеи Джона  Локка

 
Джон Локк (1632-1704 гг.) – второй крупный  представитель английской политической мысли, философ и ученый, идеолог  социального компромисса 1688 г. между  верхами дворянства и верхами  буржуазии, приведшего к установлению конституционной монархии в Англии. 
 
Политическая концепция Локка содержится в работе «Два трактата о государственном правлении», где излагается теория конституционной (парламентской) монархии. Она выступает как обоснование социально-политического строя, утвердившегося в Англии во главе с королем, но ограниченного парламентом и конституцией. Неизбежность такого института государственной власти Локк обосновывает позиции теории естественного права и теории общественного договора. Но в отличие от Гоббса, по Локку, правительству передаются не все, а только часть «естественных прав» (отправление правосудия, внешних отношений и др.) ради эффективной защиты всех остальных прав, в первую очередь, права собственности. 
 
Локк также разработал и обосновал концепцию о разделении властей на законодательную, исполнительную и федеральную. Под федеральной он понимал власть, ведающую международными отношениями. Приоритет он отдает парламенту, а не правительству. При этом правительство само должно подчиняться закону. Народ остается безусловным сувереном, имеет право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Идеи Монтескье

 
Аналогично Великая Французская  революция XVIII века стала выражением и свершением идейных наработок  целой плеяды мыслителей, просветителей, энциклопедистов, которые имели  разные взгляды, но их объединяло убеждение  в том, что через просвещение  народа, распространение знания можно  придти к лучшему будущему. Они создали Энциклопедию, высказали интересные политические мысли. 

 
У истоков французского просвещения, которое идейно разгромило феодализм  и подготовило революцию 1789 года, стоял Шарль Монтескье (1689-1755 гг.) В своей книге «Персидские  письма» (1724 г.), он дал едкую критику  на французскую абсолютную монархию XVII – начала XVIII веков, ее деспотический  характер режима власти и управления. В других своих сочинениях Монтескье  попытался объяснить происхождение  государства, вскрыть природу законов  и на их основе выдвинуть проект общественных реформ. В главном труде  «О духе законов» он выступил как один из основоположников географического  направления, доказывал, что климат, почва и размер территории обуславливают  нравственный опыт народов, характер законов  и форму правления. Монтескье  выдвинул три основные формы правления: республику, монархию и деспотию. Своим  идеалом он считал конституционную  монархию, но отмечал, что республиканская  форма государства столь же закономерна. К деспотической форме правления  мыслитель относился резко отрицательно

 
Монтескье принадлежит заслуга окончательного доказательства правильности концепции разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (вместо федеральной, как у Джона Локка). В разделении властей он видит гарантию безопасности граждан от беззакония и злоупотребления властью в государстве.

 

 

 

 

 

 

 

Политические  идеи Жан–Жака Руссо

Видное место во французском  просвещении занимает Жан–Жак Руссо (1712-1778 гг.). Он выступил с резкой критикой современных ему феодальных отношений, основанных на неравенстве и эксплуатации народа. Руссо противопоставил им «естественное состояние», где все  люди равны и свободны, и которое  он, в отличие от Гоббса, называет «золотым веком». В своем главным  труде «Об общественном договоре» (1762 г.) он нарисовал такое идеальное  общество. Имущественное неравенство, возникшее с появлением и развитием  частной собственности, породило политическое неравенство, закрепленное образованием государства, которое возникло в  результате общественного договора. Но в отличие от теории «общественного договора» Гоббса, Руссо обосновывает право народа на революцию (суверенитет  народа), право народа расторгнуть  невыгодный договор и создать  такую форму государства, которая  отвечала бы его интересам. Он также  обосновал необходимость замены крупной собственности мелкой собственностью, основанной на личном труде. Ее он считал незыблемой основой общества социального  равенства, которые должны охраняться государством. Отмеченные идеи Руссо (равенства, свободы, народного суверенитета (народовластия) получили законодательное закрепление в Декларации прав человека и гражданина 1789 года и, особенно, 1793 года, в других госактах Великой Революции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политические  идеи Вольтера

 
Наряду с Монтескье большое  влияние на политическую жизнь Франции  оказал Франсуа Мари Аруэ (1694 – 1778 гг.), известный как Вольтер. Он самый выдающийся из просветителей. Сила Вольтера как мыслителя – в просвещении общества, в критике феодального строя, деспотизма, католической церкви. Он боролся против судебного произвола, требовал уничтожения сословных привилегий духовенства и дворян, выступал за свободу и равенство граждан перед законом. Его сатира и насмешки были убийственны для власти.

 
В результате сочинения Вольтера получили широкую известность во всей Европе, в т.ч. и в России, послужили распространению передовых политических идей. Он, как и Монтескье, сторонник и теоретик конституционной монархии во главе с «просвещенным монархом» (философом), способным перестроить общество путем либеральных и просвещенных реформ. Одновременно он беспощадный, едкий критик старых феодальных порядков и попутно атеист. «Вольтерианство» ассоциировалось в Европе со свободомыслием и служило делу свободы и гуманизма. В России же ХIX века оно стало пугалом и оскорблением. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, анализируя политическую мысль эпохи возрождения и  просвещения, можно сделать вывод, что эти теории оказали существенное влияние на последующие развитие политико-правовой мысли и формирование теоретических основ нового светского  «юридического мировоззрения». Политические идеи Нового времени нашли отражение  и в современном политическом устройстве цивилизованных государств, такой идеей можно считать  теорию разделения властей. Основоположниками  «классического» варианта теории разделения властей в политологической литературе называют Дж. Локка и Ш.Монтескье. Хотя Дж. Локк не выделял отдельно судебную власть и разделял власти лишь на законодательную, исполнительную и федеративную (регулирующую отношения с другими государствами), судебную власть Локк считал элементом исполнительной власти. Отсюда следует вывод, что уже тогда зародилась современная модель разделения власти.Таким образом, основные доктрины политической мысли эпохи возрождения и просвещения следующие:

1) теория народного суверенитета  возникла и развивалась в XVII -- XIX вв. на базе теории происхождения  общественного договора: согласно  теории общественного договора  народ -- источник государственной власти и ее носитель, суверен;

2) теория правового государства:а) учение о естественных правах личности, которые не зависят от государственного признания;

б) необходимость гарантий прав личности;

в) связь государства и его  органов с законами, правом, стоящим  над государством;

г) связь с доктриной разделения властей.

3) теория разделения властей:

а) три власти -- законодательная, исполнительная, судебная -- должны осуществляться разными специфическими органами власти;

б) все сферы государственной  деятельности только в рамках закона;

в) общедемократические принципы: закон принимается только представительной властью, исполнительная власть не может  изменить законы; суд -- независимый.

 

 

Список использованной литературы

1. Гоббс. Т. Избранные произведения: В 2 т.-М., 1965.

2. Локк Дж. Избранные философские  произведения: В 2 т.-М., 1960.

3. Мор Т. Утопия. Н. Новгород, 1978.

4. Арон Р. Этапы развития политической  мысли. М., 1993.

5. Хрестоматия по политологии.  Под ред. М.А. Фроловой. Ч. 1, 2.-М., 1994.

6. Зорь В.Д. Политическое и  правовое учение Томаса Гоббса. Советское государство и право, 1989 г. №6.

7. Кошарный В. П. Из истории социально-политической мысли от античных идей к социально-политическим теориям начала XX века. Полис. 1992. №6-7.

8. Краснов Б. И. Введение в  историю политической мысли. Полис. 1995. № 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Политическая мысль эпохи просвещения