Политическая основа тоталитаризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 23:57, реферат

Краткое описание

Тоталитаризм… Страшное явление в нашей мировой истории. По данной причине в этом реферате я рассмотрю сам термин тоталитаризма, причины его возникновения, идеологию. Попытаюсь понять что же представлял собой тоталитарный феномен? Как осуществлялась власть? Почему эти режимы просуществовали так долго? Можно ли найти модель тоталитарной системы?
Тоталитаризм - такой общественный порядок, при котором человек оказывается подчинённым некоему абстрактному целому. Этот термин (от лат. «totus» - весь, целый, полный) впервые ввёл в обиход итальянский философ Д. Джентиле.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………….…….2
2. Происхождение термина «тоталитаризм»………………….…..…..…..2
3. Возникновение тоталитаризма……………………………….………….3
4. Признаки тоталитаризма………………………………….…….…….…4
4.1. Абсолютная концентрация власти и отсутствие принципа
разделения властей……………………………………………....…….6
4.2. Принцип «вождизма», фюрерства………………………………....……8
4.3. Государственно организованный террор………………...……………..9
4.4. Идеология тоталитаризма…………………………………………........12
4.5. Идеологический монизм и закрытость системы…………....………...13
4.6. «Великая идея»……………………………………………….…………16
4.7. Культ власти……………………………………………….....…………18
5. Заключение…………………………………………………………...…19
6. Литература………………………………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

реферат политологии.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

  1. Введение…………………………………………………………….…….2

 

  1. Происхождение термина «тоталитаризм»………………….…..…..…..2

 

  1. Возникновение тоталитаризма……………………………….………….3

 

  1. Признаки тоталитаризма………………………………….…….…….…4

 

    1. Абсолютная концентрация власти и отсутствие принципа

 разделения властей……………………………………………....…….6

 

    1. Принцип «вождизма», фюрерства………………………………....……8

 

    1. Государственно организованный террор………………...……………..9

 

    1. Идеология тоталитаризма…………………………………………........12

 

    1. Идеологический монизм и закрытость системы…………....………...13

 

    1. «Великая идея»……………………………………………….…………16

 

    1. Культ власти……………………………………………….....…………18

 

  1. Заключение…………………………………………………………...…19

 

  1. Литература………………………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Введение.

 

Тоталитаризм… Страшное явление в нашей мировой  истории.

По данной причине в этом реферате я рассмотрю сам термин тоталитаризма, причины его возникновения, идеологию. Попытаюсь понять что же представлял собой тоталитарный феномен? Как осуществлялась власть?

Почему эти  режимы просуществовали так долго? Можно ли найти модель тоталитарной системы?

 

 

 

 

    1. Происхождение термина «тоталитаризм».

 

Тоталитаризм - такой общественный порядок, при  котором человек оказывается  подчинённым некоему абстрактному целому. Этот термин (от лат. «totus» - весь, целый, полный) впервые ввёл в обиход итальянский философ Д. Джентиле. (Джентиле (Gentile) Джованни (30.5.1875, Кастельветрано, Трапани - 25.4.1944, Флоренция), итальянский политический и государственный деятель. Образование получил в Палермском, Пизанском и Римском университетах, профессор философии. Получил известность как публицист, в 1903-1922 неоднократно выступал со статьями, в которых дискутировал с марксистами. Сотрудничал в газете Б. Кроче «Ла Критика». В начале 1920-х гг. примкнул к фашистскому движению и стал одним из главных теоретиков фашизма. 31.10.1922 назначен министром народного образования. В течение полугода провел полную реорганизацию народного образования, поставив его под полный контроль фашистской партии. При Д. были приняты все основные акты, регулировавшие положение народного образования в Италии в годы фашизма. 1.7.1924 заменен графом А. Касати. В,. 1925 один из руководителей конституционной реформы Италии. В 1926-1928 президент Высшего совета народного просвещения, в 1925-1929 член Большого фашистского совета. После падения режима Б. Муссолини в июле 1943 бежал на север Италии. После создания Итальянской социальной республики занимал там пост президента Итальянской академии. Убит членами партизанского коммунистического отряда).

 Таким ему  виделся общественно-политический  строй, способный объединить народ  в противостоянии внешней угрозе, сплотить общество в мощный  монолит. С 20-х годов прошлого  века понятие тоталитаризма стало  широко употребляться в научной  и политической жизни. Его использовали в своих работах такие авторы как Х. Арендт, Р. Арон, Д. Дьюи, Э. Канетти и мн. другие.

    1. Возникновение тоталитаризма.

        

Возникновение тоталитаризма связано прежде всего  с трудностями модернизации, перехода общества к индустриальной стадии развития, с попытками правящей элиты преодолеть эти трудности путем "чрезвычайщины" — огосударствления, сверхбюрократизации, униформенной политизации и милитаризации всего общества.

Сущность тоталитаризма  заключается в том, что в результате указанных процессов устанавливается бюрократическая (военно-бюрократическая) диктатура, фактически отражающая интересы государственного (партийно-государственного) аппарата, а также - отчасти — интересы представителей разного рода маргинальных групп, деклассированных элементов, из которых в значительной степени этот аппарат формируется, и которые им подкармливаются.

Исторические  ситуации, в которых устанавливается  система общественных отношений, под названием тоталитаризм, очень сходны. При этом, хотя явление было обнаружено явно с политическими целями в XX в., тоталитарные общества имели место в разных странах и в самое разное историческое время и существовали более или менее длительные исторические периоды. Одним из важных условий тоталитаризма, ранее никогда не называвшимся, является относительная бедность и монотонность, рутинность существования. Примитивные общества - тоталитарные общества. Общества богатые, с развитой имущественной дифференциацией, обычно не тоталитарны. Вторым условием является общая опасность, объединяющая всех членов общества или большую его часть, которые сплачиваются вокруг государства. Третьим условием, способствующим возникновению тоталитарного государства, является зависимость общества от общего источника жизни (например, вода в восточных государствах древности и средневековья). Так называемые "смутные" времена, поляризующие общество, также являются питательной средой для формирования тоталитарных настроений в обществе и тоталитарной роли государства. Примером может являться обстановка в эпоху якобинского террора и деятельность государства якобинской диктатуры.

Это очень ярко показал Ч. Диккенс в "Истории  двух городов". В этом ряду можно назвать и бонапартистскую диктатуру во Франции начала XIX в. Обязательным условием существования тоталитарного государства является наличие общей национальной идеи, которая сплотила бы большую часть общества, безразлично, какой по своей сути. Это может быть идея строительства новой жизни, идея создания нового человека, идея завоевания мира, борьба с коммунизмом, с капитализмом... Наличие плановой экономики, несмотря на мнение некоторых ученых (Ф. Хайек), не означает перехода к тоталитаризму и не является условием создания тоталитарного государства. Плановая экономика в годы второй мировой войны и особенно в последующие годы стала более или менее характерной чертой экономики разных стран, которые не стали от этого тоталитарными. Все отмеченные здесь условия и ситуации возникновения тоталитарных государств в большей или меньшей степени присутствовали и в Советском Союзе, и в фашистской Германии. И в СССР и в Германии (с различными изменениями и поправками на эпоху) был низкий уровень потребления и скудные запросы огромного большинства населения. И в СССР и в Германии людей могла сплотить внешняя опасность и враждебность, идущая из Европы. И СССР и Германия вышли из революции, СССР в некоторой степени продолжал оставаться революционной страной, даже в период сталинский репрессий. Оба народа были воодушевлены общей идеей (немецкий - идеей реванша, советский - переустройством своего общества, которое дало бы пример другим народам, а также идеей победы в грядущей войне). Все это были те условия, которые привели к установлению тоталитаризма.

 

 

    1. Признаки тоталитаризма.

 

Учёные, политологи, написали ряд фундаментальных работ на тему возникновения и существования тоталитаризма, важнейшими из которых являются: книга Х. Арендта "Происхождение тоталитаризма" и совместная монография К. Фридриха и З. Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия". Авторы последнего исследования предлагают для определения "общей модели" тоталитаризма пять признаков:

  1. единая массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером;
  2. официальная идеология, признаваемая всеми;
  3. монополия власти на СМИ(средства массовой информации);
  4. монополия на все средства вооруженной борьбы;
  5. система террористического полицейского контроля и управления экономикой.

Концепция Фридриха и Бжезинского, получившая в историографии  название "тоталитарный синдром", оказала большое влияние на последующие исследования в этой области. В то же время неоднократно указывалось на несовершенство их формулы, что, впрочем, признавали и сами авторы.

Сложность создания приемлемой концепции привела к  критике самой идеи моделирования тоталитаризма, основные положения которой сводились к следующему:

а) с помощью концепции тоталитаризма нельзя исследовать

динамику процессов  в социалистических странах (Г. Гласснер);

б)  не бывает целиком контролируемой или неконтролируемой

системы (А. Кун);

в)   модели тоталитаризма нет, так как взаимоотношения между

отдельными  ее элементами никогда не были разъяснены (Т.Джонс);

г)    тоталитарная модель игнорирует "источники общественной

поддержки" тоталитаризма  в СССР (А. Инкельс).

Однако поиск  оптимальной модели продолжается по сей день. 

В  научной  литературе различают два "классических" типа тоталитаризма —

правый (фашизм, национал-социализм) и левый (сталинизм, маоизм). Их противопоставление игнорирует общность внутренней природы обоих явлений, прежде всего огосударствления основных сфер жизнедеятельности общества, неограниченной власти государства над человеком, в т.ч. и через механизмы идеологической обработки. Наличие этой, самой характерной, черты тоталитаризма позволяет отличать его от авторитарного режима.

Можно выделить следующие "родовые" черты, которые в совокупности определяют тоталитаризм при всём разнообразии его этнонациональных, цивилизационных причин:

а) неприятие  демократических прав и свобод —  слова, печати, собраний,

объединений и  т.д.;

б) всевластие (включая  монополию на информацию) корпоративных организаций иерархического типа;

в) государственная  и/или находящаяся под жестким  бюрократическим контролем частная собственность на средства производства, по крайней мере — на основную их часть;

г) административно  регулируемый характер экономики, в т.ч. централизованное распределение сырья, продукции (редистрибуция), значительная роль принудительного труда и внеэкономического принуждения в жизни общества;

д) официальная  регламентация всех сторон жизни  общества и человека, включая ограничения в одежде, передвижении, проведении досуга и т.д.;

е) мощный репрессивный аппарат, использующий методы физического  и

психологического  террора по отношению к массовым и даже элитным группам; система всеобщей слежки и "стукачества"; развитая сеть тюрем и концлагерей с антигуманными методами содержания;

ж) мессианская  государственная идеология (т.е. копилка  убеждений, имеющих силу веры), долженствующая распространиться (вместе с ее носителями) по всему миру или хотя бы в его значительной части;

з) агрессивный характер внешней политики, сочетающийся с самоизоляцией страны (закрытое общество);

и) милитаризация  экономики и всего общества, перманентное применение насилия (полицейского и армейского) во внутренней политике;

к) общенациональный, наделяемый сверхъестественными качествами правитель (вождь) как ключевой элемент политико-идеологической системы.

Рассмотрим  подробнее некоторые черты тоталитарного  государства, тоталитарного общества.

 

    1. Абсолютная концентрация власти и отсутствие принципа разделения властей.

 

В первую очередь  мне бы хотелось выделить именно этот признак.

Это означает, что  власть реализуется через механизмы  государства и

представляющая  собой этатизм, то есть вмешательство  государства в

экономическую и политическую жизнь страны, возведенное в высшую степень. Такая концентрация власти с точки зрения формы правления непременно представляет собой автократию, для которой характерны:

  • соединение исполнительной и законодательной власти в одном лице при фактическом отсутствии независимой судебной власти.
  • принцип "вождизма", причем вождь харизматического, мистического типа.

Тоталитарное  государство не могло и не может  стать правовым, то есть таким, где суд не был бы зависим от властей, а законы реально соблюдались. Такое государство просто немыслимо в условиях существования такой системы. Незыблемость суда и торжество законности неизбежно открывали путь появлению оппозиции. Воспользоваться гражданским свободами, которые провозглашались лишь формально можно было лишь в одном единственном случае – в случае интересах той системы, которую проповедовали вожди, что подчёркивало бы их владычество.

Отсюда вытекала необходимость сохранения формы  законности и одновременно монополии правления. Главным образом по этой причине законодательная власть не могла отделиться от исполнительной. При однопартийной системе это как раз и был один из источников, питающих произвол и всемогущество правителей. Точно так же практически невозможно было отделить власть полицейскую от судебной.

Возникает закономерный вопрос: зачем в таком случае тоталитарная диктатура прибегала к закону, зачем прикрывалась законностью?

Кроме внешнеполитических и пропагандистских причин немаловажно  и то, что тоталитарный режим обязан был обеспечить правовые гарантии тем, на кого он опирался, то есть партии. Формально законы охраняли права всех граждан, но в действительности только тех, кто не попал в разряд "врагов народа" или "врагов рейха".

В силу вышеизложенного  возникали надуманные политические судебные процессы, где от суда требовалось уложить в рамки права заготовленный политический вывод о враждебных происках обвиняемого.

При таком способе  судить важнейшую роль играло признание  обвиняемого.

Если он сам  называл себя врагом, тогда тезис  подтверждался. Обычно

политические  процессы затевались по указам «сверху». Тайная полиция (НКВД, ГПУ, и др. ) получала число требуемых к аресту "врагов народа" и начинала действовать. Никаких доказательств не требовалось - нужно было лишь признание.

Работа полиции  в СССР чрезвычайно упрощалась 58-й  статьей Уголовного Кодекса 1926 года. Она состояла из 14 пунктов. Но главное в этой статье было не её содержание, а то, что её возможно было истолковать по-разному. Один пример - пункт 3: "способствование каким бы то ни было способом иностранному государству, находящемуся с СССР в состоянии войны". Этот пункт давал возможность осудить человека за то, что, находясь под оккупацией, он пришил пуговицу немецкому солдату. Так писал А.И. Солженицын в своём великом произведении – «Архипелаг ГУЛАГ». Но главный принцип коммунистического суда можно выразить в одной единственной фразе – «Мы руководствуемся не законами, а нашей политической совестью».

Информация о работе Политическая основа тоталитаризма