Политическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 14:02, доклад

Краткое описание

Начиная с середины ХХ века термин "политическая система" стал широко применяться в политологии. В первую очередь это было обусловлено использованием системного подхода для исследования политической жизни. Системный подход позволил более четко определить место политики в жизни общества.

Понятие "политическая система" отражает механизм организации и реализации политической власти в обществе. Данная категория позволяет представить политику как целостное явление. В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия “политическая система”.

Содержание

Введение 3

Теория политической системы 4

Политическая система, как механизм организации

и функционирования власти в обществе 6

Типология политических систем 9

Заключение 10

Список использованной литературы 11

Вложенные файлы: 1 файл

готовая Политология.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)
 

     Содержание 

     Введение          3

     Теория  политической системы       4

     Политическая  система, как механизм организации 

             и функционирования власти в обществе  6

     Типология политических систем      9

     Заключение            10

     Список  использованной литературы      11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Начиная с середины ХХ века термин "политическая система" стал широко применяться в политологии. В первую очередь это было обусловлено использованием системного подхода для исследования политической жизни. Системный подход позволил более четко определить место политики в жизни общества.

    Понятие "политическая система" отражает механизм организации и реализации политической власти в обществе. Данная категория позволяет представить  политику как целостное явление. В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия “политическая система”.

    Наиболее  детально разработанная теория политической системы была предложена американским политологом Д.Истоном. В дальнейшем теория политической системы получила развитие в работах Г.Алмонда, Д.Пауэлла, К.Дойча и других ученых. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Теория  политической системы 

    Основателем системного подхода в политической науке принято считать американского  политолога Д. Истона, который рассматривал политическую систему как механизм формирования и функционирования власти для распределения ресурсов и ценностей общества.

    При этом функционирование политической системы  должно убеждать граждан в справедливости такого распределения и предотвращать  возникновение по этому поводу конфликтов между членами общества. Системе необходимо адекватно реагировать на внутреннее и внешнее воздействия.

    Устойчивость  политической системы, по мнению Д. Истона, во многом определяется обратной связью. Наличие информации о состоянии  системы и реакции людей на деятельность властей должны побуждать последние к соответствующим действиям. Поддержка обществом политической системы и в конечном счете ее жизнеспособность напрямую зависят от способности властей реагировать на внешние и внутренние сигналы, снимать напряженность в обществе. 

    Иной подход к анализу политических взаимодействий предложил американский политолог Г. Алмонд. Он характеризует политическую систему как поддерживающую порядок в обществе. Все ее институты выступают как взаимодействующие элементы, обеспечивающие удовлетворение потребностей системы через выполняемые ее элементами функции. При этом Г. Алмонд основное внимание уделяет не институтам политической системы, а выполняемым системой функциям, в первую очередь взаимодействию с внешней средой, взаимосвязи внутри системы, а также функциям адаптации и сохранения системы.

    Введение  структурно-функционального подхода  как разновидности системного в  политическую науку было продиктовано негативными последствиями практики переноса западных систем в развивающиеся страны в 50—60-х гг. XX в.

    На  основе анализа подобной практики стали  развиваться сравнительные исследования политических систем, которые возглавил  Г. Алмонд. Сравнивая различные политические системы, важно было выделить основные функции, которые необходимы для обеспечения эффективного социального развития. В частности, было установлено, что политическая система должна эффективно осуществлять три группы функций:

    а) функции взаимодействия с внешней  средой;

    б) функции взаимосвязи внутри политической сферы;

    в) функции, обеспечивающие сохранение и  адаптацию системы. 

    Другой  подход к рассмотрению политических отношений предложил американский политолог К. Дойч.

    Он  рассматривал политическую систему  в контексте «коммуникационного подхода», при котором политика понималась как процесс управления и координации усилий людей по достижению поставленных целей. Формулировка целей и их коррекция осуществляются политической системой на основе информации о положении общества и его отношении к данным целям; о расстоянии, которое осталось до цели; о результатах предыдущих действий.

    Следовательно, функционирование политической системы  зависит от качества постоянного  потока информации, поступающей из внешней среды, и информации о  ее собственном движении. На основе двух потоков информации принимаются политические решения, предполагающие последующие действия на пути к искомой цели. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Политическая  система как механизм организации и  функционирования власти в обществе 

    Структура политической системы.

    Политическая  система, как уже отмечалось, состоит  из подсистем, которые взаимосвязаны  друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. Различные исследователи  называют разное количество таких подсистем, однако их можно сгруппировать по функциональному признаку в виде схемы.

 

    Механизм  функционирования политической системы

    Д. Истон рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ценностей  и ресурсов. Политическая система, взаимодействуя с внешней средой, вырабатывает ответные реакции на поступавшие импульсы. В этом отношении он достаточно четко определил границы политической системы, использовав, понятия "вход" и "выход".

    На "входе" он выделил два основных элемента: требования и поддержку. Требования – это любое обращение к властным структурам по поводу распределения ценностей в обществе. Д.Истон выделил три основных вида требований: распределительные, регулировочные, коммуникативные. Поддержка рассматривалась как лояльное отношение со стороны общества к политической системе. Поддержка обеспечивает стабильность функционирования политической системы.

    Политическая  система, реагируя на воздействия внешней  среды, преобразует требования и  поддержку на “выходе” в решения и действия. Политические решения имеют форму новых законов, заявлений, регламентов. Политические действия осуществляются в виде различных мер по регулированию и решению важных проблем общественной жизни. В этом отношении политическая система оказывает активное влияние на другие подсистемы общества. 

    Функции политической системы

    В теории систем под функцией понимается любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечение ее жизнеспособности. Действия же, способствующие разрушению организованности, стабильности системы, рассматриваются как дисфункции.

    Одна  из общепризнанных классификаций функций политической системы была представлена Г. Алмондом и Дж. Пауэллом. Они выделили по значимости те функции, каждая из которых удовлетворяет определенную потребность системы, а все вместе они обеспечивают «сохранение системы через ее изменение». Всего этих функций шесть:

    1. функция политической социализации -- политическая социализация представляет собой процесс приобретения политических знаний, верований, чувств, ценностей, присущих тому обществу, в котором живет человек. Приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти обеспечивают поддержание существующей модели политической системы;
    2. функция адаптации -- обеспечивает жизнеспособность системы путем приспособления ее к окружающей среде. Эта функция осуществляться с помощью политического рекрутирования — подготовки и отбора субъектов власти (лидеров, элит), способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу;
    3. функция реагирования -- благодаря ей политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри ее. Высокоразвитая реагирующая способность позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям функционирования;
    4. экстракционная функция -- отвечает за извлечение политической системой необходимых ресурсов, наличие которых необходимо для способности эффективно реагировать на возникающие требования;
    5. дистрибутивная (распределительная) функция -- отвечает за такое распределение ресурсов (благ, услуг, статусов), которое обеспечивает согласие интересов групп внутри общества;
    6. регулирующая функция -- отвечает за осуществление влияния на общество посредством управления (введения норм и правил, а также за счет применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил), координации поведения индивидов и групп.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Типология политических систем 

    В современном мире существуют многообразные  политические системы. В зависимости  от различных критериев предлагаются разные классификации.

    В соответствии с цивилизационным  подходом политические системы подразделяют на традиционные, модернизированные  демократии и тоталитарные. По характеру  взаимодействия с внешней средой выделяют открытые и закрытые политические системы. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, способны воспринимать ценности других стран. Закрытые политические системы характеризуются ограниченными контактами с внешней средой, не воспринимают иные системы ценностей. 

    Г. Алмонд в соответствии с доминирующим типом политической культуры выделил англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную, тоталитарную. 

    Ж. Блондель предложил в качестве критерия классификации политических систем рассматривать содержание и формы управления. В соответствии с этим он выдели пять основных типов: либеральные демократии, коммунистические (авторитарно-радикальные), традиционные, популистские, авторитарно-консервативные.  

    С.Н. Айзенштадт рассматривает шесть  типов политической системы -- примитивные системы, патримониальные империи, кочевые или завоевательные империи, феодальные системы, централизованные бюрократические империи, современные системы.  

    Широко  распространена классификация политических систем, различаемых в зависимости от типа политического режима. Политический режим – это совокупность способов и методов осуществления власти, отражающих реальное состояние прав и свобод граждан в обществе. В этом отношении выделяют три основных типа политической системы -- тоталитарную, авторитарную, демократическую.  
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Взаимоотношения между элементами или институтами  политической системы общества не остаются неизменными. Изменения в их соотношении, усиление одних и ослабление других институтов политической системы зависят от множества объективных и субъективных факторов. Значимость этих институтов определяется степенью их влияния на общественно-политическую и иную жизнь общества 

Информация о работе Политическая система