Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 14:02, доклад
Начиная с середины ХХ века термин "политическая система" стал широко применяться в политологии. В первую очередь это было обусловлено использованием системного подхода для исследования политической жизни. Системный подход позволил более четко определить место политики в жизни общества.
Понятие "политическая система" отражает механизм организации и реализации политической власти в обществе. Данная категория позволяет представить политику как целостное явление. В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия “политическая система”.
Введение 3
Теория политической системы 4
Политическая система, как механизм организации
и функционирования власти в обществе 6
Типология политических систем 9
Заключение 10
Список использованной литературы 11
Содержание
Введение 3
Теория политической системы 4
Политическая система, как механизм организации
и функционирования власти в обществе 6
Типология политических систем 9
Заключение 10
Список
использованной литературы 11
Введение
Начиная с середины ХХ века термин "политическая система" стал широко применяться в политологии. В первую очередь это было обусловлено использованием системного подхода для исследования политической жизни. Системный подход позволил более четко определить место политики в жизни общества.
Понятие
"политическая система" отражает
механизм организации и реализации
политической власти в обществе. Данная
категория позволяет
Наиболее
детально разработанная теория политической
системы была предложена американским
политологом Д.Истоном. В дальнейшем
теория политической системы получила
развитие в работах Г.Алмонда, Д.Пауэлла,
К.Дойча и других ученых.
Теория
политической системы
Основателем
системного подхода в политической
науке принято считать
При этом функционирование политической системы должно убеждать граждан в справедливости такого распределения и предотвращать возникновение по этому поводу конфликтов между членами общества. Системе необходимо адекватно реагировать на внутреннее и внешнее воздействия.
Устойчивость
политической системы, по мнению Д. Истона,
во многом определяется обратной связью.
Наличие информации о состоянии
системы и реакции людей на деятельность
властей должны побуждать последние к
соответствующим действиям. Поддержка
обществом политической системы и в конечном
счете ее жизнеспособность напрямую зависят
от способности властей реагировать на
внешние и внутренние сигналы, снимать
напряженность в обществе.
Иной подход к анализу политических взаимодействий предложил американский политолог Г. Алмонд. Он характеризует политическую систему как поддерживающую порядок в обществе. Все ее институты выступают как взаимодействующие элементы, обеспечивающие удовлетворение потребностей системы через выполняемые ее элементами функции. При этом Г. Алмонд основное внимание уделяет не институтам политической системы, а выполняемым системой функциям, в первую очередь взаимодействию с внешней средой, взаимосвязи внутри системы, а также функциям адаптации и сохранения системы.
Введение
структурно-функционального
На
основе анализа подобной практики стали
развиваться сравнительные
а) функции взаимодействия с внешней средой;
б) функции взаимосвязи внутри политической сферы;
в)
функции, обеспечивающие сохранение и
адаптацию системы.
Другой
подход к рассмотрению политических
отношений предложил
Он рассматривал политическую систему в контексте «коммуникационного подхода», при котором политика понималась как процесс управления и координации усилий людей по достижению поставленных целей. Формулировка целей и их коррекция осуществляются политической системой на основе информации о положении общества и его отношении к данным целям; о расстоянии, которое осталось до цели; о результатах предыдущих действий.
Следовательно,
функционирование политической системы
зависит от качества постоянного
потока информации, поступающей из
внешней среды, и информации о
ее собственном движении. На основе
двух потоков информации принимаются
политические решения, предполагающие
последующие действия на пути к искомой
цели.
Политическая
система как механизм
организации и
функционирования власти
в обществе
Структура политической системы.
Политическая система, как уже отмечалось, состоит из подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. Различные исследователи называют разное количество таких подсистем, однако их можно сгруппировать по функциональному признаку в виде схемы.
Механизм функционирования политической системы
Д.
Истон рассматривает
На "входе" он выделил два основных элемента: требования и поддержку. Требования – это любое обращение к властным структурам по поводу распределения ценностей в обществе. Д.Истон выделил три основных вида требований: распределительные, регулировочные, коммуникативные. Поддержка рассматривалась как лояльное отношение со стороны общества к политической системе. Поддержка обеспечивает стабильность функционирования политической системы.
Политическая
система, реагируя на воздействия внешней
среды, преобразует требования и
поддержку на “выходе” в решения и действия.
Политические решения имеют форму новых
законов, заявлений, регламентов. Политические
действия осуществляются в виде различных
мер по регулированию и решению важных
проблем общественной жизни. В этом отношении
политическая система оказывает активное
влияние на другие подсистемы общества.
Функции политической системы
В теории систем под функцией понимается любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечение ее жизнеспособности. Действия же, способствующие разрушению организованности, стабильности системы, рассматриваются как дисфункции.
Одна из общепризнанных классификаций функций политической системы была представлена Г. Алмондом и Дж. Пауэллом. Они выделили по значимости те функции, каждая из которых удовлетворяет определенную потребность системы, а все вместе они обеспечивают «сохранение системы через ее изменение». Всего этих функций шесть:
Типология
политических систем
В
современном мире существуют многообразные
политические системы. В зависимости
от различных критериев
В
соответствии с цивилизационным
подходом политические системы подразделяют
на традиционные, модернизированные
демократии и тоталитарные. По характеру
взаимодействия с внешней средой
выделяют открытые и закрытые
политические системы. Открытые системы
активно обмениваются ресурсами с внешним
миром, способны воспринимать ценности
других стран. Закрытые политические системы
характеризуются ограниченными контактами
с внешней средой, не воспринимают иные
системы ценностей.
Г.
Алмонд в соответствии с доминирующим
типом политической культуры выделил
англо-американскую,
континентально-европейскую,
доиндустриальную и
частично индустриальную,
тоталитарную.
Ж.
Блондель предложил в качестве критерия
классификации политических систем
рассматривать содержание и формы управления.
В соответствии с этим он выдели пять основных
типов: либеральные
демократии, коммунистические (авторитарно-радикальные),
традиционные, популистские,
авторитарно-консервативные.
С.Н.
Айзенштадт рассматривает шесть
типов политической системы -- примитивные
системы, патримониальные
империи, кочевые или
завоевательные империи,
феодальные системы,
централизованные бюрократические
империи, современные
системы.
Широко
распространена классификация политических
систем, различаемых в зависимости от
типа политического режима. Политический
режим – это совокупность способов и методов
осуществления власти, отражающих реальное
состояние прав и свобод граждан в обществе.
В этом отношении выделяют три основных
типа политической системы -- тоталитарную,
авторитарную, демократическую.
Заключение
Взаимоотношения
между элементами или институтами
политической системы общества не остаются
неизменными. Изменения в их соотношении,
усиление одних и ослабление других институтов
политической системы зависят от множества
объективных и субъективных факторов.
Значимость этих институтов определяется
степенью их влияния на общественно-политическую
и иную жизнь общества