Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 19:19, реферат
Можно с полной уверенностью считать проведенные правительством Англии реформы этого периода достаточно ограниченными. В них ярко проявлялась реакционность и нежелание буржуазии идти на действительно революционное реформирование устаревших институтов власти. Никто иной, как либеральный премьер Асквит, который вел борьбу против лордов в своих публичных заявлениях, в палате общин, заявляя о необходимости изменений в функциях верхней палаты, он в то же время подчеркивал, что «такое преобразование не может быть произведено немедленно».
Введение-стр.2
Политические реформы и обстановка в Англии на рубеже XX века стр.3-18
Заключение –стр.19-20
Список литературы-стр.21
говорил: «Мы пашем пески».[9]
Бессилие парламента разочаровывало массы. Кемпбэлл-Баннерман под давлением левого крыла либералов и лейбористов внес в начале 1908 года в парламент
резолюцию протеста против лордов. Лейбористы внесли предложение упразднить палату лордов, но это предложение собрало только 100 голосов(лейборист,
ирландцы и несколько радикалов) и было отвергнуто 315 голосами. Либералы были за более умеренную реформу. Резолюция, принятая тремя четвертями нижней палаты,
требовала реформы палаты лордов в интересах обеспечения демократического законодательства. Либеральная буржуазия внушала массам, что борьба против
палаты лордов- эта борьба за демократию в интересах народа. По всей Англии устраивались массовые митинги и демонстрации, на которых ораторы решительно
осуждали поведение палаты лордов и даже требовали ее ликвидации. Другие говорили: надо сделать палату лордов избираемой. Даже консерваторы, боясь, столь архаическое учреждение не выдержит напора демократии, были согласны на реформу палаты лордов, желая превратить ее в избираемое, но все же аристократическое собрание с той же полнотой власти, что и нижняя палата.
Асквит и руководство либералов не соглашались ни на одни из предложенных планов. Они пошли по другому пути. Они решили сохранить палату лордов как
наследственное, аристократическое учреждение, но ограничить ее права таким образом, чтобы к финансовым, экономическим биллям палата лордов не имела
никакого касательства, в отношении же всех других биллей палата лордов получила
бы только отсрочивающее вето: срок отсрочки - 2 года по истечении которых билль, принятый нижней палатой поступает на утверждение королю, минуя палату
лордов. Продолжительность парламента сокращалась с семи до пяти лет.Эта была прогрессивная, хотя и до предела ограниченная реформа - ведь лорды могли
затянуть принятие любого закона.После бурных прений палата общин приняла этот законопроект 14 апреля 1910 года. Последующая дискуссия по этому законопроекту
была прервана в связи со смертью короля Эдуарда. Летом 1910 было организовано «Совещание 8-ми»[10], которое
однако так и не пришло к единому мнению. В ходе переговоров палата лордов для укрепления своих позиций согласилась принять бюджет 1909-1910 года и даже
заявила о своем согласии реформироваться. Когда 15 ноября 1910 года вновь открылась сессия парламента, лидер консерваторов в палате лордов Ленсдаун внес
законопроект, основной смысл которого сводился к тому, чтобы особо важные и спорные вопросы передавались на всенародное голосование, а по финансовым биллям
созывались объединенные заседания обеих палат.
Не трудно понять, что принятие этого предложения Ленсдауна обеспечивало бы господство консерваторов,
которые на совместном заседании палат составляли бы подавляющее большинство, так как соотношение тори и либералов выражалось 5:1( ясно, что если даже тори имели в палате общин меньшинство, они, соединившись со своими однопартийцами в верхней палате, в любом случае должны были иметь большинство. Палат лордов одобрила
проект Ленсдауна, палата общин не согласилась с ним. Единственным выходом из создавшегося положения вновь оказался роспуск парламента и назначение новых
выборов. Выборы в палату общин проходили в декабре 1910 г. Они не принесли каких-либо изменений в распределении мест, хотя либералы для того, чтобы
добиться победы, обещали гомруль Ирландии и новые реформы. Только после ожесточенной борьбы в августе 1911 г. Верхняя палата была вынуждена принять
билль 14 апреля 1910 года. Сопротивление лордов было сломлено только угрозой кабинета Асквита назначить в верхнюю палату несколько сот новых лордов,
принадлежащих к либеральной партии. Ведь известно насколько неохотно лорды пускают в свою среду чужаков, да еще с либеральным мировоззрением. В крайне
ограниченном характере парламентской реформы проявлялась реакционная политика власти, которая стремилась сохранить как можно больше отживших институтов.
Одним из важных имперских мероприятий Кемпбэлл-Баннермана было предоставление автономии завоеванным бурским республикам. Эта мера открыла
возможность создания в Южной Африке нового доминиона- Южно-Африканского Союза. Вскоре Кемпбэлл-баннерман, к тому времени уже больной старик ушел в отставку.
На посту его сменил Асквит. Правительство Асквита (1908-1916 г.г.) несколько отличалось от правительства Кемпбэлл-Баннермана. Сам Асквит принадлежал к крылу либералов-империалистов. Ллойд-Джордж получил в новом кабинете крупный пост министра финансов, который рассматривался как второй после премьера пост в
кабинете. Эта было средством успокоить левое, радикальное крыло партии, лидером которой считался Ллойд-Джордж.
Годы правительства Асквита- это новая ступень в нарастании внутренних и
внешнеполитических затруднений Британской империи, новая ступень в нарастании предвоенного кризиса. Рабочий класс становится все более беспокойным. С 1906
года непрерывно поднималась война стачек. Внутренняя политика характеризуется весьма сложным лавированием, сочетаемым с шумной кампанией вокруг социальных
реформ. Отдельной строкой можно упомянуть о том, что выборы 1906 года характеризуется крупной победой кандидатов, выставленных новой политической
организацией - Комитетом рабочего представительства, переименованным в том году в рабочую партию. Из 51 кандидата Комитета в палату общин прошло 29, что
явилось неожиданностью. В передовой «Таймс» указывалось: « Нужно признать тот факт, что английские рабочие сделали в 1906 году решительно то же самое, что раньше делали другие классы: они воспользовались своими политическими правами для защиты собственных интересов. [11]
Правительство 1906-1913 г.г. пошло на ряд уступок рабочим. Одновременно с этим либералы обещали произвести расширение избирательного права, реформировать сельское хозяйство, дать гомруль Ирландии и даже ликвидировать палату лордов. Либералы, обладавшие большим опытом социальной демагогии и лавирования, прикрывавшие свою агрессивность во внешней политике пацифисткой фразеологией, лучше могли выполнить роль, отведенную ей правящими кругами, чем чересчур прямолинейные консерваторы. Понятно, что буржуазия нуждалась в ловких демагогах, которые отвлекли бы внимание от гонки вооружений, сумели бы прикрыть милитаристскую политику фразами о том, что «все это делается исключительно в интересах мира, в интересах охраны культуры, в интересах родины и т.д.».
Заключение
В действительности никакого блаженного века, естественно, не наступила. Однако наиболее реакционные круги, защищая свои интересы летом и осенью начали шумную агитационную кампанию против бюджета, особенно против налогов на незаработанные приращения. Самые влиятельные журналы и газеты с «Таймс» во главе
квалифицировали бюджет как « хищнический» и «социалистический». Палата общин утвердила в третьем
чтении бюджет, предложенный кабинетом. Палата лордов отвергла бюджет. Это привело к обострению ситуации и впоследствии к реформированию палаты лордов.
В 1912 году либеральное правительство внесло билль о гомруле, который палата лордов, пользуясь свои правом дважды его отклонила. Ирландия так и осталась «горячей точкой» для Англии. Здесь события разворачивались остро, дело явно шло к гражданской войне. Последствия нерешенной ирландской проблемы обнаруживаются по сей день.
Таким образом можно с полной уверенностью считать проведенные правительством Англии реформы этого периода достаточно ограниченными. В них ярко проявлялась реакционность и нежелание буржуазии идти на действительно революционное реформирование устаревших институтов власти. Никто иной, как либеральный премьер Асквит, который вел борьбу против лордов в своих публичных заявлениях, в палате общин, заявляя о необходимости изменений в функциях верхней палаты, он в то же время подчеркивал, что «такое преобразование не
может быть произведено немедленно»
Правительство делало лишь те реформы, которые все равно были бы неизбежны.Рост рабочего движения, его организованность стала пугать буржуазные правящие
круги страны. Нужно были идти на уступки, но и не допустить усиления рабочего движения. Поэтому реформы носили несколько эпизодический характер.
Несомненно, что
особенностью реформирования
В борьбе между собой за влияние над массами партии использовали популистские меры. Как,
например, либералы в целях пошатнувшегося влияния в 1904 году внесли билль законопроект Паультона, согласно которому признается право мирного пикетирования с целью проведения стачек. Тред-юнионы не несут финансовой
ответственности как за проведение стачек, так и за пикетирование. Этот билль как и следовало ожидать был принят платой общин и отвергнут палатой лордов. Однако, либералы подняли свой рейтинг в среде рабочих. Другой несомненной особенностью реформирования была разворачивающаяся в стране гонка вооружений,
которую тщательно маскировали, отводя внимание на социальные реформы.
Правящие круги показали, что намерены проводить политику умеренных социальных реформ в сочетании с милитаризацией страны и подготовкой к войне.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ :
· Ротштейн Э. «Внешняя политика Англии и ее критики 1830-1950»
· С.В.Захаров «Англия в 1870-1914 годы»
· Н.А.Ерофеев «Очерки по истории Англии 1815-1917 г.»
· К.Д.Петряев «Курс лекций по истории Германии, Франции, Англии и США»
· И.М.Лемин « Внешняя политика Великобритании от Версаля до Локарно»
· «Из британской истории нового и новейшего времени» Сборник
под ред. Вяткиной В.В.
· «Новая история» Учебное пособие под ред.Ананова Е.В.
Библиографический список:
[1] С.В.Захаров «Англия в 1870-1914 годы»
[2] С.В.Захаров «Англия в 1870-1914 годы» стр.32
[3] Н.А. Ерофеев «Очерки по истории Англии 1815 -1917 г.»
[4] Н.А.Ерофеев «Очерки по истории Англии 1815-1917 г.г.» стр. 44
[5] Н.А.Ерофеев «очерки по истории Англии 1815-1917» стр. 57
[6] Н.А.Ерофеев «Очерки по истории Англии 1815-1917 « стр. 57
[7] Ензор «Англия 1870-1914» стр. 377
[8] Ензор «Англия 1870-1914» стр.380
[9] Н.А.Ерофеев «очерки по истории Англии 1815-1917» стр.66
[10] К.Д.Петряев «Курс лекций по истории
Германии, Франции, Англии и США» стр.320
[11]К.Д.Петряев «Курс лекций по истории
Германии, Франции, Англии и США» стр.325
[12] К.Д. Петряев «Курс лекций по истории
Германии, Франции, Англии и США» стр. 327
[13] К.Д.Петряев «Курс лекций по истории
Германии, Франции, Англии и США» стр.326
[14] К.Д.Петряев «Курс лекций по истории
Германии, Франции, Англии и США» стр.337
[15] К.Д.Петряев «Курс лекций по истории
Германии, Франции, Англии и США» стр. 327
[16] К.Д.Петряев «Курс лекций по истории
Германии, Франции, Англии и США» стр.329
[17] Ензор «Англия 1870-1914» стр.480
[18] Ротштейн Э. «Внешняя политика Англии и ее критики 1830-1950 г.г.» стр. 10
Информация о работе Политическая система Англии на рубеже XX века