Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 22:59, реферат
Следовательно, рассмотрение и осмысление названной проблемы представляет научный интерес. Это подтверждается содержанием исследования, включающего не только детальную характеристику политической системы современной России, но и анализ ее правовых предпосылок, определение роли личности в сфере политики и права, иных факторов, оказывающих влияние на деятельность партий, общественных движений, СМИ в политической сфере жизнедеятельности Российского общества.
Введение 2
Политическая система как политико-социальное явление 3
Функции политической системы 5
Основные предпосылки перестройки. 8
Введение президентства. 10
Заключение 13
Список используемой литературы 14
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»
Кафедра социологии и психологии
РЕФЕРАТ
По дисциплине:
(наименование учебной
Тема:
Выполнил: студент гр. ГГ-09-1 ______________ /Мухаметов А.Ф./
ПРОВЕРИЛ: зав.каф, доцент, к.и.н ____________ /Завражин В.Н./
Санкт-Петербург
2012 год.
Оглавление
Введение 2
Политическая система как политико-социальное явление 3
Функции политической системы 5
Основные предпосылки перестройки. 8
Введение президентства. 10
Заключение 13
Список используемой литературы 14
Политическая
система общества - сложная, многогранная
система отношений
На протяжении длительного доперестроичного советского периода тема политической организации общества, как существенного элемента политической системы, считалась полностью освоенной, беспроблемной. Приоритетная роль в жизни общества признавалась за Коммунистической партией, в системе отношений, связанных с государственным управлением, ключевое значение придавалось системе Советов, объединяющих законодательную, исполнительную и контрольную функции.
Преобразования, производимые в России на протяжении последних лет, привели к позитивным переменам в жизни общества. Либерализация в сфере политики, утверждение принципов разделения властей, гласности, многопартийности, а также реформирование государственной власти существенно изменили политическую систему России, ее структуру, функции.
Изменилась и роль граждан в политической системе. Она не сводится к пассивному восприятию готовых и заданных государством стереотипов, а предполагает значительную свободу выбора вариантов, поведения в политических и иных сферах жизнедеятельности. Граждане не порицаются за независимость суждений, оппозиционность по отношению к органам власти, что имело место в дореформенный период.
Следовательно, рассмотрение и осмысление названной проблемы представляет научный интерес. Это подтверждается содержанием исследования, включающего не только детальную характеристику политической системы современной России, но и анализ ее правовых предпосылок, определение роли личности в сфере политики и права, иных факторов, оказывающих влияние на деятельность партий, общественных движений, СМИ в политической сфере жизнедеятельности Российского общества.
Термин
«политическая система» был введен
в политологию, теорию государства
и права в 60-70-х годах ХХ века.
Его использование было обусловлено
нарастающим пониманием системного
характера политики, политической деятельности.
Процессы развития общества предопределили
то, что власть перестала быть монополией
государства, иметь сложный характер,
поскольку в них стали
К тому же, прежде используемая «политическая организация общества», понимаемая как совокупность специальных государственных и общественно-политических учреждений и институтов, непосредственно осуществляющих политические функции в обществе, не охватывала всего многообразия политической жизни общества.
Соответственно, в связи с новыми подходами к осмыслению динамики политических процессов появилось понятие «политическая система». Однако это была не простая замена слова «организация» на слово «система».
Примечательно то, что в исследованиях того периода элементы политической организации общества (государство, партии, общественные организации) рассматривались расчленено, не системно и функционально. Усилия ученых были ориентированы на познание специфики политических организаций, в то время как поведению людей - участников политических отношений не уделялось должного внимания.
Разработка понятия «политическая система» должна была способствовать интегрированию и дифференциации всех основных понятий и категорий политических отношений, осознано значение и роли субъектов политической системы, их взаимодействия, что, в конечном счете, и было достигнуто.
Эта проблема актуальна и в настоящее время, в связи с преобразованиями, производимыми в современной России. Сегодня в этой области отношений необходим иной уровень теоретического знания, который обобщил бы новые данные о государственно-правовых институтах и иных элементах политической системы, тенденциях ее развития. Новые процессы в государственно-правовой, политической жизни нашего общества – существенный фактор, влияющий на необходимость пересмотра многих привычных представлений о существующих социальных институтах, формах их деятельности, значимости роли личности в политической жизни общества.
Сказанным
объясняется то, что словосочетание
«политическая система» широко используется
в настоящее время в
Термин «система» (от греч. systema) – целое, составленное из частей. Это понятие универсально, используется в самых различных областях человеческих знаний, в том числе в правоведении и политологии. Речь идет об элементах, которые объединены между собой внутренними связями и отношениями. Когда используется слово «система» - том числе политическая, - то в основном учитываются три равнозначных признака. Во-первых, наличие нескольких элементов. Во-вторых, взаимосвязи, отношения между этими элементами. В-третьих, необходимо, чтобы эти связи предопределялись каким-то стержневым качеством. Применительно к политической системе общества таким качественным фактором, объединяющим ее структурные элементы, является их способность участвовать в политической жизни общества, осуществлять определенные политические функции.
Политическая
система – одна из частей общественной
системы, в которую входят экономическая,
социальная, идеологическая, этическая,
правовая, культурная и иные подсистемы.
Каждая из названных подсистем, если
ее рассматривать отдельно, состоит
из определенных институтов и отношений,
которые образуют относительно самостоятельную
систему. Экономическая система, как
видно, состоит из различного рода органов,
организаций, предприятий, по-видимому,
включает индивидуальных предпринимателей
и других субъектов, осуществляющих
хозяйственно-экономическую
Политическая
система в структуре названных
социальных образований занимает своеобразное
место, взаимодействует с
В качестве
общего исходного положения следует
признать, что политическая система
– одна из частей совокупной общественной
системы, отражающая политическую жизнь
общества в целом, ее динамичность.
Уяснение специфики политической системы
позволяет понять устойчивую взаимосвязь
различных элементов
Сегодня
большинство исследователей отмечают
ключевую роль политической системы
в политической жизни российского
общества. Тем не менее, достаточно
большой объем политико-
Значимость
организационного фактора (государственных,
партийных и иных объединений) в
функционировании российской политической
системы определяется тем, что они
формируют, структурируют интересы
членов общества, придают им целенаправленность,
обеспечивают связи, координацию между
элементами. В совокупности такие
структурные звенья и образуют политическую
организацию общества. Следовательно,
в центре представлений об этом комплексном
образовании – категория
В юридической литературе высказано мнение относительно того, что политическая организация общества может состоять не только из разрешенных и признаваемых государством организаций и объединений. В ней могут находится запрещенные ассоциации фашистского, экстремистского толка, иные партии, движения, деятельность которых государство находит опасной для себя и охраняемых им интересов определенного класса или общества в целом. В качестве дополнительной аргументации к этому выводу приводится следующее суждение: в современных условиях на политическую жизнь страны, деятельность государственных органов и должностных лиц серьезное влияние могут оказать преступные сообщества, занимающиеся торговлей наркотиков, рэкетом, хищениями и другими преступлениями. Располагая значительным состоянием, такие сообщества подкупают государственных чиновников, проводят своих представителей в законодательные органы, органы исполнительной власти. Соответственно признается, что преступные сообщества входят в политическую систему РФ в качестве самостоятельного ее компонента.
Политическая система российского общества – явление динамичное. Функции этой системы отражают направления деятельности ее элементов (государства, партий и др.) в различных сферах политической жизни.
В философском смысле функция (лат. Funktio – совершение, исполнение) – 1) деятельность, роль субъекта в рамках некоторой системы, которой он принадлежит; 2) вид связи между объектами, когда изменение одного из них влечет изменение другого; 3) определенные направления деятельности системы, в том числе, поддерживающие ее самосохранение и организованность.
Функции политической системы – особый уровень социальных функций. Они направлены на определение общих существенных задач в политической сфере и пути их решения, интеграцию целей различных институционных элементов для сохранения системы в целом и др.
В политологии в рамках структурно-функционального анализа политической системы выделяют следующие функции:
а) определение целей, задач, путей развития общества, конкретных элементов подсистемы;
б) формирование политического сознания населения, социальных групп или манипулирование им;
в) организация деятельности элементов политической системы на выполнение определенных задач, целей;
г) взаимосвязи и взаимодействия политической системы с экономической и социальной средой;
д) согласование интересов партий, иных элементов политической системы с интересами государства.
В юридической литературе выделяют следующий ряд функций политической системы:
1) политическое целеполагание, т.е. выработка политических целей, касающихся изменения власти, политических институтов, развития демократии;
2) властно-политическая интеграция, т.е. использование политики и власти для выражения воли всего народа и подчинение ей всех основных звеньев в обществе;
3) функции
регулирования режима
4) функции
обеспечения целостного
5) функция
упрочения данного общественно-