Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 16:10, доклад
16 декабря 1991 года является моментом, с которого Казахстан начал независимое развитие. За последние 17 лет Республика претерпела множество изменений во всех сферах жизнедеятельности. Реформы коснулись в первую очередь политической системы Казахстана. Казахстан выбрал путь, направленный на строительство суверенного, демократического, правового государства. Год за годом, воплощая в жизнь необходимые изменения, наша страна двигалась к своей цели. Переход к демократии начался в сложных условиях: страна переживала системный социально-экономический кризис, следствием которого стали спад в промышленности, гиперинфляция, резкое снижение уровня жизни населения.
в соответствии с компетенцией Президента республики назначаются и освобождаются от должности должностные лица, не обладающие конституционным статусом.
Законодательная власть Республики Казахстан
Парламент является высшим законодательным органом Республики Казахстан.
Основной документ, согласно которому осуществляется деятельность Парламента РК – Конституционный закон Республики Казахстан от 16 октября 1995 г. № 2529 «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов».
Парламент РК состоит из двух палат: Сената и Мажилиса. Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы РК на совместном заседании депутатов всех представительных органов, соответственно области, города республиканского значения и столицы Республики. Семь депутатов Сената назначаются Президентом Республики на срок полномочий Сената.
Мажилис состоит из семидесяти
семи депутатов. Шестьдесят семь депутатов
избираются по одномандатным территориальным
избирательным округам, образуемым с учетом
административно-
Законопроект, рассмотренный и одобренный большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается не более шестидесяти дней. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом и в течение десяти дней представляется Президенту на подпись. Отклоненный в целом большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект возвращается в Мажилис. Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит проект, он передается в Сенат для повторного обсуждения и голосования. Повторно отклоненный проект закона не может быть вновь внесен в течение той же сессии. Внесенные большинством голосов от общего числа депутатов Сената изменения и дополнения в законопроект направляются в Мажилис. Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенными изменениями и дополнениями, закон считается принятым. Если Мажилис тем же большинством голосов возражает против внесенных Сенатом изменений и дополнений, разногласия между палатами разрешаются путем согласительных процедур. После чего закон подписывается Президентом РК и публикуется в СМИ. Кроме законов Парламент принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению.
Исполнительная власть Республики Казахстан
Исполнительная власть в Республике Казахстан осуществляется Правительством РК.
Структуру Правительства образуют министерства, агентства и канцелярия Премьер-министра.
В состав Правительства входят члены Правительства – Премьер-министр республики, его заместители, министры и иные должностные лица республики.
Общая для всех органов исполнительной власти функция – проведение государственной политики и осуществление управления и координации в установленной сфере деятельности.
Правительство на основе и во исполнение Конституции, законов, актов Президента, иных нормативных правовых актов издает нормативные и индивидуальные постановления. Постановления Правительства подписываются Премьер-министром республики.
Премьер-министр республики
издает распоряжения по вопросам административно-
Постановления Правительства и распоряжения Премьер-министра республики, принятые в пределах их компетенции, имеют обязательную силу на всей территории республики. Постановления Правительства могут быть отменены Президентом и Правительством республики. Распоряжения Премьер-министра могут быть отменены Президентом, Правительством и Премьер-министром республики.
Судебная власть Республики Казахстан
Судебная власть осуществляется посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Органами судебной власти являются: Верховный суд РК, а также нижестоящие суды. Особенность казахстанского судопроизводства заключается в отсутствии отдельной ветви – арбитражного процесса. Экономические споры разрешаются в рамках гражданского судопроизводства, независимо от их субъектов. Суды, по рассматриваемым делам принимают судебные акты в форме решений, приговоров, определений, постановлений и приказов. Судебные акты в РК не создают правовых норм.
Верховный суд РК – высший судебный орган по гражданским, уголовным, хозяйственным и иным делам, подсудным нижестоящим судам, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Как указано в Постановлении Конституционного Совета РК от 6 марта 1997 г. N 3: “Норму пункта 1 статьи 4 Конституции Республики Казахстан, устанавливающую, что к действующему праву относятся нормативные постановления Верховного Суда, следует понимать таким образом, что Верховный Суд Республики Казахстан полномочен издавать нормативные постановления только по вопросам применения в судебной практике норм законодательства, в том числе и норм Конституции”.
Особое положение занимает Конституционный Совет РК. Его полномочия определены в ст. 72 Конституции РК.
Конституционный Совет в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 72 Конституции решает в случае спора вопрос о правильности проведения выборов Президента Республики, выборов депутатов Парламента, республиканского референдума.
Конституционный Совет в соответствии с подпунктами 2), 3) пункта 1 статьи 72 Конституции рассматривает до:
подписания Президентом принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции;
ратификации международных договоров Республики на их соответствие Конституции.
Конституционный Совет в соответствии с подпунктами 4), 5) пункта 1 статьи 72 Конституции дает:
официальное толкование норм Конституции;
до принятия Парламентом соответственно решения о досрочном освобождении от должности Президента Республики, окончательного решения об отрешении от должности Президента Республики – заключение о соблюдении установленных конституционных процедур.
Итоговое решение Конституционного Совета вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики, окончательным и не подлежащим обжалованию. Порядок вступления в силу иных решений определяется Конституционным Советом.
От классического Конституционного суда Конституционный совет РК отличается тем, что на итоговое решение Конституционного Совета в целом или в его части могут быть внесены возражения Президента Республики, которые:
выносятся не позднее чем в десятидневный срок со дня получения Президентом текста решения;
преодолеваются двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Совета.
При непреодолении возражений Президента Республики решение Конституционного Совета считается непринятым и конституционное производство прекращается. Таким образом, он не является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства и, соответственно, не является органом судебной власти.
Существующая в настоящее время система государственной власти обеспечивает эффективное функционирование и контроль всех основных сфер жизнедеятельности в Республике.
3. Формирование
новой государственной
Государственная идеология как система концептуально оформленных идей, представлений и взглядов на политическую жизнь, которая отражает интересы, мировоззрение и идеалы государства и общества, играет важнейшую определяющую роль в развитии страны. Идеология необходима государству на каждом этапе его строительства, так как она заключает в себе огромный потенциал интеграции общества, социализации личности и самоидентификации государства в мировом сообществе.
Как и другие страны переходного периода, Казахстан с обретением независимости столкнулся с проблемами определения новой государственной идеологии. Условно процесс формирования основ новой идеологии Казахстана можно разделить на три основных этапа.
Первый этап (1991–1995 гг.) характеризовался разрушением старой идеологической системы и определением контуров новой государственной идеологии. В СССР на протяжении многих десятилетий не существовало иной идеологии, кроме коммунистической, которая была представлена соответствующими институтами. Именно в силу того, что идеология имела значительный вес в политической жизни, а также оказывала существенное влияние на процесс принятия политических решений, она стала одним из главных дестабилизирующих факторов. Перестроечные процессы, непосредственно затронувшие духовную сферу, привели общество в замешательство. Рушился формировавшийся десятилетиями образ мира, следствием чего стала массовая дезориентация, утрата идентификации как на индивидуальном и групповом уровнях, так и на уровне общества в целом.
На этом этапе шло постепенное разрушение идентификационных ценностей советской политической системы. На формирование идентификационных предпочтений жителей страны большое воздействие начинали оказывать их национально-этнические ориентации. Одновременно происходил отказ граждан от их идентификации с существовавшими ранее крупными институтами советской системы: коммунистической партией, комсомолом и политическим строем в целом. В связи с появлением новых общественно-политических движений и организаций происходила дифференциация интересов.
Наряду с разрушением старой системы, в данный период активно создавалась новая политическая система. При этом вопрос стоял о переоценке роли идеологии не только во властных отношениях, но и в трансформации отношения к ней как к инструменту, обеспечивающему сплачивание и направление политической воли людей. Кроме того, Казахстан находился на сложном транзитном этапе, при котором любое общество испытывает трудности в определении идеологии.
Провозглашение Казахстаном государственного суверенитета и связанные с этим новые социально-политические реалии вызвали значительную трансформацию самосознания общества и его граждан. В этот период принципиально меняется угол зрения на мир, народ и его историю и предпринимаются попытки дать направление идеологическому развитию общества.
В связи с этим в 1992 г. была обнародована «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства», а в 1993 г. подготовлена и озвучена концепция «Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана», в которой были выделены следующие цели и направления:
• обеспечение стабильности и межнационального согласия как непременного политического условия успешного осуществления реформ;
• развитие общества, обеспечивающего достаточный уровень благосостояния всех граждан;
• развитие этнической самобытности и сохранение национально-культурного многообразия Казахстана;
• углубление демократических преобразований, обеспечение плюрализма в политике.
Данные концепции, по сути, являлись одними из первых документов, в которых делалась попытка сформулировать основные идейные направления Казахстана на тот период.
Таким образом, на данном этапе становления идеологии страны с одной стороны, наблюдался кризис политической системы прекратившего свое существование СССР. С другой, появились новые идентификационные ориентиры, связанные с обретением Казахстаном независимости, началом перехода к рыночной экономике.
Второй этап (1995–1997 гг.) характеризовался внедрением в общественную жизнь либерально-демократических ценностей и активным обсуждением в стране проблем формирования государственной идеологии Казахстана. На данном этапе происходила системная либерализация общественно-политической жизни, выражавшаяся в установлении частной собственности, открытии возможностей для занятий предпринимательством, создании условий для политического самовыражения, развития неправительственных организаций, негосударственных средств массовой информации (СМИ) и т.д.
Либеральные процессы позволили в кратчайшие сроки наполнить политическое развитие страны новым содержанием и определить дальнейшие направления осуществления политических реформ.
Наряду с активной демократизацией общества, в стране широко шел поиск национальной идеи.
В поиске предстала дилемма – должна ли быть новая идеология государственной или она должна быть национальной?
Сторонники первого подхода свою точку зрения обосновывали тем, что в реальности каждое государство имеет свою государственную идеологию. Представители второго подхода под национальной идеологией понимали систему взглядов и теорий, которая порождается в многонациональном государстве. Вместе с тем ее определяли как идеологию коренной нации в многонациональном государстве. В случае отнесения национальной идеологии в ранг государственной они предлагали при ее разработке учитывать интересы всех этносов, не замыкаясь только лишь в национальных рамках. Согласно их точке зрения, в основу национальной идеологии должны быть положены либеральные идеи западных мировоззрений, которые будут восприняты казахстанской общественностью с пониманием. В свою очередь, отмечалось, что определенное место в новой идеологии должны занимать народные традиции. В конечном счете, главным проблемным узлом дискуссий стал поиск объединяющей идеи.
Несмотря на ряд неудач в попытке сформулировать основные принципы новой идеологии, в республике были определены некоторые ключевые ценности, на которых могла бы базироваться политическая идеология. Это демократические ценности – права и свободы человека, правовое государство, многопартийность, плюрализм, гибкая социальная политика в сочетании с рыночной экономикой, патриотизм.
Информация о работе Политическая система Республики Казахстан