Политическая система в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 11:20, контрольная работа

Краткое описание

1. Дайте политологический анализ политической системы СССР и РСФСР до 1936 г.
В октябре 1917 года Временное правительство в результате вооруженного восстания было низложено и в очередной раз в России встал вопрос о создании новой системы высших органов государственной власти. Решение этого вопроса взял на себя II Всероссийский съезд Советов, собравшийся в Петрограде 25-26 октября 1917 года. Первым актом, принятым съездом, был Декрет «Об учреждении Совета народных комиссаров», как высшего органа исполнительной власти до созыва Учредительного собрания.

Вложенные файлы: 1 файл

Политическая система в России.doc

— 54.00 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ  ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ

 

Факультет государственного управления и права

Кафедра международного права и международных отношений

 

 

Специальность  «Международные отношения»

Форма обучения  очная

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Политические процессы в современной  России»

Тема

«Политическая система в России»

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель     доктор философских наук, профессор, Отюцкий Г.П.

Студент        Балкунов З.Ю.

Группа             III МО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

Семинар 7. «Политическая система в России»

1. Дайте  политологический анализ политической  системы СССР и РСФСР до 1936 г.

В октябре 1917 года Временное правительство в результате вооруженного восстания было низложено  и в очередной раз в России встал вопрос о создании новой системы высших органов государственной власти. Решение этого вопроса взял на себя II Всероссийский съезд Советов, собравшийся в Петрограде 25-26 октября 1917 года. Первым актом, принятым съездом, был Декрет «Об учреждении Совета народных комиссаров», как высшего органа исполнительной власти до созыва Учредительного собрания.

В ходе выборов  в Учредительное собрание за большевиков  проголосовало лишь 25% избирателей. Даже в союзе с представителями  единственной поддерживающей их партии - левых эсеров, они не могли образовать правящего большинства (из присутствовавших на заседании они вместе составляли 38,5%). Предложение, внесенное на утверждение Учредительного собрания большевиками, объявить Россию республикой Советов, вся власть в которой в центре и на местах принадлежит Советам, не получило поддержки. После продолжительных дебатов было принято предложение социалистов-революционеров провозгласить государство Российской демократической федеративной республикой.

Решение, принятое Учредительным собранием, не устраивало большевиков, и Декретом ВЦИК от 7 (20) января 1918 года оно было распущено.

В связи с  тем, что надежды большевиков  на легитимацию политического режима с помощью Учредительного собрания не оправдались, встал вопрос о придании ему законности иным способом, что было сделано путем принятия 10 июля 1918 года VВсероссийским съездом Советов первой советской Конституции.

Высшей властью  в РСФСР объявлялся Всероссийский съезд Советов. Он формировался путем многоступенчатых выборов из числа представителей местных съездов Советов. Норма представительства не была равной: представители городских Советов избирались по норме 1 депутат на 25 тыс. избирателей, а представители губернских Советов - по норме 1 депутат на 125 тыс. избирателей.

Всероссийский съезд Советов был органом, действовавшим на непостоянной основе, и поэтому в период между его заседаниями высшей властью в стране объявлялся Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК).

Объем компетенции  съезда Советов выходил далеко за рамки законодательного органа, включая полномочия исполнительного органа государственной власти. Более того, ряд вопросов не мог быть решен коллегиальным органом такого масштаба. Подавляющее большинство вопросов компетенции съезда одновременно входили в компетенцию ВЦИК. К исключительной компетенции съезда Советов Конституция относила лишь два вопроса: установление, дополнение и изменение основных начал Конституции и ратификация мирных договоров.

Таким образом, Всероссийский съезд Советов, являясь  высшим законодательным органом власти, выполнял свои функции номинально. Реально же вся полнота законодательной власти и значительная часть власти исполнительной принадлежала ВЦИКу. Этот вывод подтверждает практика законодательной деятельности этого периода.

После образования  в декабре 1922 года Союза Советских Социалистических Республик встал вопрос о создании новой структуры органов государственной власти.

С образованием СССР правовой статус России изменился, возникла необходимость ее конституционного закрепления. Новая Конституция РСФСР, принятая в 1925 году, воспроизводила конструкцию законодательных органов и порядок их формирования, закрепленные прежним Основным законом. Однако произошли некоторые изменения в объеме компетенции законодательных органов. К исключительным полномочиям съезда, помимо ратификации мирных договоров и установления и изменения конституционных начал, теперь относилось право окончательного утверждения частичных изменений Конституции РСФСР, принятых сессиями ВЦИК, а также окончательного утверждения конституций автономных республик.

 

2. Покажите  новые характеристики советской  политической системы, закрепленные  конституциями 1936 и 1937 гг.

Изменения в  социально-экономическом развитии СССР и субъективная позиция его  политического руководства обусловили принятие в 1936 году новой Конституции СССР. По аналогии новые конституции принимали и входящие в него союзные республики. В Российской Советской Федеративной Социалистической Республике Конституция была принята 21 января 1937 года Чрезвычайным ХVII Всероссийским съездом Советов.

Новая Конституция  внесла значительные изменения в  структуру и порядок формирования законодательных органов РСФСР. К числу достоинств следует отнести: замену двухступенчатой системы  единственным высшим законодательным  органом - Верховным Советом; закрепление на конституционном уровне института депутатской неприкосновенности; закрепление института всеобщих, равных, прямых выборов Верховного и других Советов при тайном голосовании.

Роль ВЦИК в  новой структуре государственной  власти выполнял Президиум Верховного Совета. Он издавал указы, содержащие важнейшие нормативные предписания, а также за ним закреплялось право толкования законов РСФСР. При подобной практике фактическим законодательным органом государственной власти в стране оказывался не Верховный Совет, а избираемый из его состава Президиум. В дополнение к этому необходимо отметить и практику выборов депутатов Верховного Совета, исключавшую возможность выдвижения нескольких кандидатов на один мандат.

 

3. Назовите  высший орган государственной власти в России в соответствии с редакцией Конституции РСФСР 1992 г. и охарактеризуйте его полномочия.

Высшим органом  государственной власти Российской Федерации является Съезд народных депутатов Российской Федерации.

Съезд народных депутатов  Российской Федерации правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации.

К исключительному ведению  Съезда народных депутатов Российской Федерации относится:

1) принятие Конституции  Российской Федерации, внесение  в нее изменений и дополнений;

2) определение  внутренней и внешней политики  Российской Федерации;

2.1) ратификация  и денонсация международных договоров,  влекущих изменения и дополнения  Конституции Российской Федерации;

3) принятие решения  по вопросам национально-государственного  устройства, отнесенным к ведению  Российской Федерации;

4) определение  порядка решения вопросов административно-территориального  устройства Российской Федерации;

5) решение вопросов об изменении границ Российской Федерации;

6) утверждение  перспективных государственных  планов и важнейших республиканских  программ экономического и социального  развития Российской Федерации,  ее военного строительства;

7) формирование  Верховного Совета Российской Федерации;

8) избрание Председателя  Верховного Совета Российской  Федерации;

9) избрание Первого  заместителя и трех заместителей  Председателя Верховного Совета  Российской Федерации;

10) утверждение  Председателя Совета Министров  Российской Федерации;

11) утверждение  Генерального прокурора Российской  Федерации, Председателя Верховного  Суда Российской Федерации, Председателя  Высшего арбитражного суда Российской  Федерации;

12) избрание  Конституционного суда Российской  Федерации;

13) принятие  решения об отрешении от должности Президента Российской Федерации;

14) отмена актов,  принятых Верховным Советом Российской  Федерации, а также указом и  распоряжений Президента Российской  Федерации.

Съезд народных депутатов Российской Федерации  принимает законы Российской Федерации и постановления большинством голосов от общего числа народных депутатом Российской Федерации, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации.

Съезд народных депутатов Российской Федерации  принимает решения о проведении всенародного голосования, (референдума).

 

4. Перечислите  основные принципы демократической  организации общества и на  этой основе покажите, в чем  проявляется демократичность российского  государства.

В соответствии со статьей 1 Конституции Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Определение Российской Федерации в качестве демократического государства раскрывается, прежде всего, в положении о том, что единственным источником власти в России является народ, кроме того, в положении о том, что эту власть сам народ и осуществляет как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Демократичность российского государства проявляется и в том, что его граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том числе правом участвовать в управлении делами государства. В российском государстве установлена выборность органов законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, ряда руководящих должностных лиц - Президента Российской Федерации, глав региональной и местной администрации и т. д.

Характеристика российского  государства в качестве федеративного указывает на форму его устройства. Федерация - это государство, состоящее в свою очередь из государств и (или) государственно-подобных образований, близких по статусу к государству. В составе Российской Федерации находятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

В Российской Федерации наряду с федеральными органами государственной власти, осуществляющими свои полномочия на всей ее территории, имеются органы государственной власти соответствующих субъектов Федерации. Они осуществляют всю полноту государственной власти на своей территории в пределах своих полномочий. Субъекты Российской Федерации имеют свое законодательство; их статус закреплен не только в федеральном законодательстве, но и в конституциях республик, уставах краев, областей, округов, городов федерального значения.

Наличие единой федеральной  государственной власти отличает федерацию  от конфедерации, которая не является государством. Федеративное устройство России находит свое отражение в  структуре ее представительного и законодательного органа - Федерального Собрания, состоящего из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Для России с ее огромными  территориями, со множеством ее регионов, значительно отличающихся друг от друга по своим природным и экономическим условиям, с большим разнообразием исторических и национально-культурных особенностей проживающих в ней народов именно последовательный федерализм является оптимальной политико-юридической формой сочетания главных интересов Российской Федерации в целом и составляющих ее субъектов.

Характеристика Российской Федерации в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности. Правовое государство «связано» правом, исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и свобод человека и возложения на государство обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Власть осуществляют только те, кто на это уполномочен Конституцией и законами, причем в рамках предусмотренных ими предметов ведения и полномочий. Гарантирована судебная защита прав и свобод человека и гражданина.

 

5. Какие процедуры  предусмотрены Конституцией для  внесения поправок или ее отмены?

Многие исследователи  отмечают явное несоответствие между внесением поправки в Конституцию и ее отменой. Так, чтобы отменить Основной Закон, необходимо созвать Конституционное Собрание. Для его созыва необходимо набрать три пятых голосов (60%) от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (ст.135 п.2). Для того, чтобы внести поправку в Конституцию, необходимо голосование за нее три четверти (75%) членов Совета Федерации и две трети (66,6%) от общего числа депутатов Государственной Думы (ст.108 п.2). Дополнительно поправки к гл. 3-8 Конституции вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации (ст.136). Поэтому полного слома конституционного строя добиться легче, чем внести поправки в Основной Закон государства.

Информация о работе Политическая система в России