Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:14, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение вопроса о взаимосвязи политической системы и государства, месте государства в политической системе общества и его роли в ней, их взаимовлияния.
Задачами данной работы являются:
1)дать общую характеристику самих понятий “государство” и “политическая система”;
2)определить их содержание, а затем выявить соотношение и роль государства в политической системе общества.
взаимодействие
Введение………………………………………………………………………3
1.Политическая система общества ………………………………..............4
1.1. Понятие политической системы ………………………………………..4
1.2. Структура политической системы………………………………………9
2. Понятие государства ………………….…………………………………17
3. Место и роль государства в политической системе …………….….. 20
Заключение…………………………………………………………………...28
Список источников и литературы…………………………………………30
Организационные отношения в сфере политики обладают некоторыми специфическими признаками: общей целью для всех участников организации; иерархичностью структуры отношений внутри организации; различением норм для руководителей и руководимых. Организация рационализирует политику, вносит в нее элемент управляемости, целенаправленности. Среди основных типов политических организаций обычно выделяют государства, партии, движения и группы давления.
Политические и правовые
нормы. К ним относят сложившиеся
или установленные правила
Процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, а затем принципы существования политических организаций называется институционализацией. Так происходит формирование элементов политической организации общества. Отношения разрыва, антагонизма идеи и организации порождают обратный процесс - деинституализацию, разрушение политической организации, нарастание дистанции между поведением людей и регулирующей его нормой. Очевидна органическая связь политики и институализации: все многообразие политической деятельности проходит в организованных формах, а их распад негативно влияет на политику.
Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно выделить несколько состояний:
- политическое отчуждение,
его смысл заключается в
- политическая пассивность
- это такой вид политической
деятельности, в руках которой
субъект, а им может быть
как и индивид, так и
Критерием активной деятельности служит стремление и возможность, воздействуя на политическую власть или непосредственно используя ее, реализовать свои интересы.
Становление политической активности означает формирование способности действовать исходя из объективной связи проблемы существования любой социальной группы с противоречиями, характерными для всего общества в целом.
Политическое сознание. Это многообразные проявления духовности, отражающие деятельность механизмов политической власти и направляющие поведение людей в сфере политических отношений. Здесь выделяют два уровня организации: концептуальный - политические теории, доктрины, программы, учения; обыденный - несистематизированные обобщенные представления о политике, традициях, нормах поведения.
Только в политическом сознании происходит целостное воспроизведение структуры политической жизни, отдельные же фрагменты ее могут отражаться иными формами общественного сознания.
Своеобразным проявлением политического сознания, где размыты границы между его компонентами и где каждый из них по разным каналам интенсивно проникает в другой, а все вместе они активно влияют на политическое поведение огромного количества людей, служит феномен массового сознания - совокупность самых разнообразных по их гносеологической и социальной природе духовных образований, не ограниченных лишь формами психики, а относящихся к «разделам», сферам, уровням психологии и идеологии, эмоций и логики, образов и реакций, обыденного и теоретического сознания, рациональных и иррациональных представлений и т.д.
Массовое сознание может как стимулировать политическую деятельность многих людей, концентрируя внимание и социальную энергию на решение той или иной общественной проблемы, так и существенно затруднять и деформировать политическую деятельность, если эта проблема не столь важная и актуальная. Поэтому политическая практика постоянно и настойчиво рождает потребность выхода за рамки чисто эмоционального реагирования на политические события, непосредственного, фрагментарного отражения политической реальности.
Политическая культура – это система ценностей, политических идей, символов, убеждений, принятых членами политической общности и используемых для регуляции их деятельности и отношений. Единство, необходимость организации в сфере политики возможны только при наличии духовной связи, благодаря которой люди могут хотя бы просто понять друг друга. Исторический опыт доказывает, что политические системы, способные к длительному и стабильному существованию, такими ценностями обязательно обладают. Число их может быть невелико, но они непременно присутствуют и разделяются большинством членов общества, закладываются в системы воспитания, политической социализации. Ценности – это выражение значимости объектов окружающего Мира для человека, его субъективного отношения к ним. Известный американский политолог Г. Лассуэл определял их как «желаемые события», или «события-желания». Поскольку в сфере политических отношений люди практически постоянно имеют дело с выбором порядка собственных действий, с переводом описательной информации в предописательную, ценности играют огромную роль в становлении характера, направленности политических действий и процессов, в значительной степени они определяют тип политических систем, приоритеты государственных механизмов. Отражением их эволюции служит смена господствующих в политической системе ценностей.
Итак, структура политической системы представляет собой совокупность политических, государственных организаций, институтов и учреждений и отношения между ними. Однако, в процессе истории можно заметить изменения в структуре политической системы. По мере развития государство создает комплекс политических и правовых институтов и режимов регулирования, обеспечивающих свободу и развитие личности. Что получает отражение в конституциях и правовых актах. Изменение правовой культуры и правового сознания гражданина ведут в сторону возрастания степени участия народных масс в управление государственными делами.
Государство выступает в качестве основного средства осуществления политической власти. Это обстоятельство придает ему статус центрального института политической системы. В качестве такового государство само обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции, характеризуется определенными формами устройства и типологическими чертами.
В зависимости от особенностей взаимоотношений власти и личности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав человека в политической науке выделяются следующие типы государства: традиционные, сложившиеся преимущественно стихийно и имеющие неограниченную власть над подданными, и конституционные, ограничивающие власть правом (конституцией) и строящиеся на основе разделения властей. Государство Нового времени (современное государство) имеет ряд характерных черт, важнейшие из которых признаны мировым сообществом и используются им в качестве критериев признания отдельных государств субъектами международных отношений, обладающими определенными правами и обязанностями. Такими критериями выступают три важнейших конституирующих элемента государства: территория, население (народ) и суверенная власть.
Территория - это физическая, материальная основа государства. Территориальный признак построения отличает государство от родоплеменных, религиозных, общественно-политических и других объединений. Территория как признак государства нераздельна (принадлежность земли многим частным собственникам не делит между ними территорию);неприкосновенна, что находит свое выражение, в частности, в принципе невмешательства публичной власти в дела другого государства исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства);неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).
Население как составляющий элемент государства есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти. В международном праве народ фактически отождествляется с населением, которое может быть полинациональным, состоять из различных племен, народностей и даже наций, при этом необязательно, чтобы все они идентифицировали себя с государством или титульной нацией (таковы, например, курды в Турции).
Целостность народа, т.е. всеобщее подчинение населения существующей власти, является важнейшим условием целостности государства. Раскол населения по социально-классовому или иному (этническому, религиозному) признаку представляет серьезную угрозу существованию государства.
Суверенная власть является определяющим элементом (признаком) государства. Суверенитет (лат. «Super» - над) - не зависимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство. Основоположник теории абсолютного суверенитета Жан Боден отмечал, что «без единой и неделимой Государственной воли не может быть и единого национального интереса».
Государственная власть суверенна, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами. Будучи суверенной, государственная власть, во-первых, является универсальной, распространяясь на все население и на все общественные, в том числе политические организации; во-вторых, обладает прерогативой отменить любые проявления всех иных общественных властей; в-третьих, имеет исключительные средства воздействия, которыми никто, кроме нее, не располагает (армия, полиция, тюрьмы и т.д.).
В отличие от коллективной власти родового общества государственная власть непосредственно не совпадает с населением. Осуществление публичной власти требует определенной организации — формирования государственных учреждений, становления специального аппарата (чиновников, армии, судей и т.д.).
Предшествующий анализ позволяет сформулировать следующее обобщенное определение государства как центрального института политической системы. Государство — особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия, осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).
Общечеловеческое предназначение государства состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил, обеспечения общесоциальной направленности осуществляемых им функций.
В современных условиях отдается приоритет общечеловеческим ценностям. Таким образом, государство соответствует уровню развития демократии и характеризуется развитием идеологического плюрализма, гласности, верховенства закона, охраны прав и свобод личности, наличием независимого суда и т.д.
Важно также подчеркнуть, что значение общесоциальной стороны государственной деятельности будет возрастать. Одновременно с развитием данной тенденции будет сжиматься доля классового содержания7.
Кроме всего вышеизложенного, наконец, на сущность государства влияет конкретно-исторические условия развития отдельных стран, религиозный и национальный факторы8.
2. Понятие государства
Государство выступает в качестве основного средства осуществления политической власти. Это обстоятельство придает ему статус центрального института политической системы. В качестве такового государство само обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции, характеризуется определенными формами устройства и типологическими чертами.
В зависимости от особенностей взаимоотношений власти и личности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав человека в политической науке выделяются следующие типы государства: традиционные, сложившиеся преимущественно стихийно и имеющие неограниченную власть над подданными, и конституционные, ограничивающие власть правом (конституцией) и строящиеся на основе разделения властей. Государство Нового времени (современное государство) имеет ряд характерных черт, важнейшие из которых признаны мировым сообществом и используются им в качестве критериев признания отдельных государств субъектами международных отношений, обладающими определенными правами и обязанностями. Такими критериями выступают три важнейших конституирующих элемента государства: территория, население (народ) и суверенная власть.
Территория - это физическая, материальная основа государства. Территориальный признак построения отличает государство от родоплеменных, религиозных, общественно-политических и других объединений. Территория как признак государства нераздельна (принадлежность земли многим частным собственникам не делит между ними территорию);неприкосновенна, что находит свое выражение, в частности, в принципе невмешательства публичной власти в дела другого государства исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства);неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).
Население как составляющий элемент государства есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти. В международном праве народ фактически отождествляется с населением, которое может быть полинациональным, состоять из различных племен, народностей и даже наций, при этом необязательно, чтобы все они идентифицировали себя с государством или титульной нацией (таковы, например, курды в Турции).
Целостность народа, т.е. всеобщее подчинение населения существующей власти, является важнейшим условием целостности государства. Раскол населения по социально-классовому или иному (этническому, религиозному) признаку представляет серьезную угрозу существованию государства.