Политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 23:42, контрольная работа

Краткое описание

Она обеспечивает власть определенного класса, группы лиц, либо одного лица, регулирование и управление различными сферами общественной жизнедеятельности.
Политическая система общества имеет свою структуру, которая означает, из каких элементов она состоит и как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы.

Вложенные файлы: 1 файл

политология контрольная.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

Кафедра

 

Факультет ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЙ

 

Специальность БАКАЛАВРИАТ ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

по дисциплине политология

Студент Пчелкина С. В.

 

 

 

 

(ФИО)

Курс1№ группы вечер

 

Личное дело №100.06/120.111

 

Преподаватель Семёнова О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владимир – 2013

Вариант 6. Политическая система общества

 

1. ПОНЯТИЕ «ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА», ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

Политическая  система общества - система отношений государственных и негосударственных организаций, институтов, с помощью которых осуществляется политическая жизнь общества. Она обеспечивает власть определенного класса, группы лиц, либо одного лица, регулирование и управление различными сферами общественной жизнедеятельности.

Политическая система  общества имеет свою структуру, которая  означает, из каких элементов она  состоит и как они между  собой взаимосвязаны. Выделяют следующие  компоненты политической системы.

-политическая организация  общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

-политическое сознание, характеризующее психологические  и идеологические стороны политической  власти и политической системы;

-социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

-политические отношения,  складывающиеся между элементами  системы по поводу политической  власти;

-политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

 

 

Структура политической системы

Институциональная подсистема- Совокупность институтов связанных  с функционированием политической власти: государство, политическая инфраструктура, СМИ, церковь.

Идеологическая подсистема- Политические идеи, взгляды, представления, чувства участников политической жизни общества.

Нормативна подсистема- Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь  общества.

Культурная подсистема- Комплекс типичных для данного общества укоренившихся стереотипов, политических представлений, ценностных ориентаций.

 

Функции политической системы:

  • Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.).
  • Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).
  • Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомо недостижение).
  • Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).
  • Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей).
  • Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).
  • Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).
  • Легитимация политической власти (то есть достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

Габриэль Алмонд выделил ряд функций для сохранения системы:

  • Политическая социализация — приобретение человеком политических знаний, ценностей, следование стандартам политического поведения в обществе и т. д.
  • Адаптация к внешней и внутренней среде. Осуществляется с помощью подготовки и отбора субъектов власти.
  • Реагирование на сигналы, идущие извне и изнутри системы.
  • Экстракционная функция — черпаются ресурсы из внутренней и внешней среды.
  • Дистрибутивная функция — согласование интересов различных групп внутри общества.
  • Регулирующая функция — управленческие действия.

 

По политическому режиму выделяют: демократическая, авторитарная, тоталитарная.

2 ТИПОЛОГИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

В политологической литературе существуют различные подходы к  определению типов политических систем. Всего выделяют пять основных типов политических систем в обобщенном виде.

1. Рабовладельческая,  феодальная, капиталистическая, социалистическая система с капиталистической или социалистической ориентацией, основой типологизации являются общественно-экономические формации, авторами концепций являются Маркс, Энгельс, Ленин.

2. Демократическая, авторитарная, тоталитарная, основой типологизации выступает степень демократичности власти и наличие механизмов разрешения противоречий, автором является Роберт Даль.

3. Англо-американская, Европейская  континентальная, доиндустриальная, тоталитарная, основой типологизации  является политическая культура (однородная или разнородная), автор Габриэль Алмонд.

4. Административно-командная,  соревновательная, социопримирительная,  основой типологизации выступают  способы управления обществом,  автор В. Е. Чиркин.

5. Этакратическая, демократическая,  где основой типологизации является место и роль государства в политической системе, авторы: В. В. Радаев, О. Н. Шкартан.[

Наибольшей популярностью  в современных условиях пользуется концепция Р. Даля: политические системы  чаще всего характеризуются как  демократические, авторитарные, тоталитарные.

Политический режим есть используемая государством система методов осуществления  своих властных полномочий и функций, уровень обеспечения властью  прав и свобод граждан данного  общества.

Так, например, монархия как форма  правления в умах большинства населения многих стран считается сегодня более архаичной, устаревшей по сравнению с республикой. Но спросим себя, где бы мы хотели постоянно проживать: в благополучной тихой и  спокойной монархии типа  Великобритании,  Дании, Швеции или в республике с постоянными потрясениями и неуверенностью в завтрашнем дне: в Израиле с непрекращающимися террористическими актами и неспособностью государства защитить своих граждан или в талибанском Афганистане, где иностранцы являются нежелательными элементами, где уничтожаются мировые памятники иной религии, запрещена светская музыка, телевидение.

Если мы сравним значимость политического  режима и тех или иных форм государственного устройства для предпочтения возможности  проживания, то мы выберем, конечно, не унитарную африканскую страну с бесконечными военными переворотами, дикой нищетой и неспособностью государственной власти справиться  с  коррупцией и преступностью,  а  Швейцарскую

конфедерацию с четырьмя равноправными государственными языками, высоким уровнем жизни и защищенностью населения. И на тот, и на другой вопрос ответ, думается, очевиден. В конечном счете совершенно неважно — живешь ты в республике или под сенью монарха, федерация или единое государственное образование досталось тебе в наследство от предков. Главное —

как,  какими методами это общество управляется,  насколько власть заботится о своих гражданах, уважает их права, интересы, вмешивается или нет государство в деятельность негосударственных структур, в личные дела граждан. В этом и заключается особенность того или иного политического режима, его тип.

Демократический режим характеризуется либеральными методами управления обществом со стороны государства, соблюдением общепризнанных прав и свобод человека, политическим плюрализмом. Решающими аргументами являются методы убеждения, а не принуждения. Методы воздействия ограничены законом и находятся под демократическим контролем со стороны общества.

Признаки демократического режима:

1. Народ — источник власти. При  демократическом режиме контроль за властью находится в руках общества, который ее избирает и вручает ей определенные полномочия. Абсолютная монархия ограничивает права и возможности народа реально влиять на власть, препятствует созданию и осуществлению демократического режима. Однако демократия вполне возможна в условиях конституционной монархии (пример — Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Испания и др.), не говоря уже о республиканской форме правления.

2. Выборность органов  власти и ее регулярная сменяемость.  Пребывание на посту президента страны, губернатора или мэра ограничено определенным сроком (чаще всего не более двух сроков подряд). И даже лицо, пользующееся безусловной поддержкой населения, в условиях подлинной демократии не может рассчитывать на исключение и продление срока своих полномочий.

Не происходит закостенелости власти, она постоянно находится  под контролем общества. Негативные последствия от замены и ухода  с поста авторитетного лица компенсируются постоянной конкуренцией сменяющих друг друга политических деятелей и элит, обязанных для удержания власти и поддержку населения обеспечивать значимые положительные результаты собственной деятельности.

3. Конкурентная многопартийная  система. Как показывает реальная историческая практика, именно она является катализатором в политической системе общества, без чего не мыслимо развитие и движение общества вперед. Жесткая конкуренция обеспечивает необходимость правящей партии постоянно следить за результатами своей деятельности, делать их привлекательными для избирателя. В конечном счете, в результате такой конкуренции выигрывает все общество в целом.  

4. Легальная политическая  оппозиция. Многопартийность сама  по себе еще не означает  реальной политической конкуренции. Например, в Германской Демократической Республике (ГДР) существовали три большие партии и политический союз. Однако реальная политическая власть находилась в руках безраздельно правящей Социалистической единой партии Германии, руководящая роль которой в обществе, так же как и КПСС в СССР, была закреплена соответствующей статьей Конституции страны. Для существования реальной демократии в обществе, наряду с многопартийностью, должна существовать легальная политическая оппозиция,  способная жестко критиковать власти, не опасаясь быть разогнанной и подавленной. Оппозиция есть защитный клапан  свободного демократического  общества. Его регулярные свистки предупреждают общество о появлении опасности тоталитаризма или авторитарности. Если этот клапан запаять, то общество обречено рано или поздно увидеть взрыв котла общественных страстей.

5. Реальная свобода  слова. Демократический политический  режим всегда исходит из того, что свобода слова, возможность  открыто высказать свое мнение  по любому вопросу — неотъемлемый атрибут свободного общества. Именно об этом напоминает известное изречение Вольтера: «Я могу быть не согласным с вашим мнением, но я готов отдать свою жизнь за то, чтобы вы имели возможность его высказать».  

При наличии демократического режима власть стремится не нарушать существующие в обществе законы, которые в свою очередь направлены на все более полную реализацию прав и свобод членов общества, которые эту власть наняли для защиты своих интересов. конкуренции

Авторитарный  режим (авторитаризм) основан на сосредоточении политической власти в одних руках, методах управления обществом путем принуждения, репрессий, неприкрытого ограничения прав и свобод личности.

Признаки авторитарного  режима:

1. Неограниченная власть  в руках одного лица — главный признак подобного режима. И абсолютный монарх, и вождь, авторитет которого безгранично признается членами общества, и диктатор, захвативший и насильно удерживающий власть, — все они представители, а точнее, руководители авторитарного режима.

Причины  появления  авторитаризма  могут быть различны: природные - харизма, то есть очевидный талант и притягательность лидера, признанные обществом; рациональные - состояние войны, общественного кризиса, настоятельно требующие концентрации власти в одних руках.

Главная особенность авторитаризма в том, что в руках правителя  концентрируется  неограниченная  власть, он обладает большими возможностями и полномочиями. Это позволяет ему произвольно, руководствуясь собственными соображениями и видением мира, использовать имеющиеся в обществе материальные и духовные ресурсы. Роль и возможности великих личностей в этих условиях неизмеримо возрастают (Александр Македонский, Петр I, Мао Цзэдун).

Информация о работе Политическая система общества