1.Понятие «политическая
система общества», ее структура функции.
Человеческое
общество находится в процессе
постоянных изменений, которые происходят
под влиянием различных факторов. Усложняются
социальные взаимосвязи между людьми,
появляются новые потребности, и соответственно
виды деятельности, удовлетворяющие их.
Поэтому всегда актуален вопрос о том,
как общество приспосабливается к изменяющимся
условиям. Способность общества реагировать
на потребности индивидов, адаптироваться
к изменяющимся условиям обеспечивается
политической системой.
Всякое классовое общество политически
оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий
его нормальное функционирование в качестве
единого социального организма. Благодаря
действию политических институтов и структур,
политическая система оказывает влияние
на различные стороны жизни общества.
Действие механизмов политической системы
основано на способности, властным путем
распределять ценности и ресурсы внутри
общества, предписывать населению определенные
нормы поведения и стандарты. В связи с
этим, политическая система включает в
себя также и взаимодействие властвующего
и подвластного. Таким образом, политическая
система является характеристикой взаимоотношений
между государством и обществом.
В развитых капиталистических странах
политические системы уже сформированы,
но, тем не менее, тема политической системы
не закрыта, так как невозможно создать
идеальную политическую организацию общества,
и расхождения по этому вопросу просто
неизбежны.
Следует дать определения некоторым понятиям,
для того чтобы раскрыть данную тему. Самое
главное понятие – это, что такое политическая
система. Данное
понятие – одно из важнейших в политологии.
Оно сравнительно ново, введено в научный
оборот в 50–60-е годы XX века. Смысл понятия
«система» заимствован из биологии
(Л. Фон Берталанфи) и означает наличие
некой целостности взаимодействующих
между собой и внешней средой элементов.
Развитие системы обусловливается изменением
элементов, а также другими внутренними
и внешними факторами.
Итак, политическая
система общества – это совокупность
политических институтов, общественных
структур, норм и ценностей, а также их
взаимодействие, в котором реализуется
политическая власть и осуществляется
политическое влияние.
По сути, она есть механизм, с помощью которого
осуществляется власть в обществе, руководство
и управление им. Деятельность политической
системы общества направлена на регулирование
существующих в обществе политических
отношений и происходящих в нём политических
процессов. Политическая
система любого общества характеризуется
наличием определенных механизмов, которые
гарантируют ему устойчивость и жизнеспособность.
При помощи этих механизмов разрешаются
социальные противоречия и конфликты,
координируются усилия разных общественных
групп, организаций и движений, гармонизируются
общественные отношения, достигается
консенсус относительно основных ценностей,
целей и направлений общественного развития.
Политическую систему составляют многие
подсистемы, структуры и процессы, она
взаимодействует с другими подсистемами:
социальной, экономической, идеологической,
культурной, правовой. Пределы политической
системы определяются границами, в рамках
которых политические решения данной
системы обязательны и реально исполняются.
Центральным элементом, стержнем политической
системы является политическая власть,
подобно тому, как в экономической системе
таким элементом является собственность.
Политическая власть в основе своей государственная.
Она составляет, по определению основоположников
марксизма, суть политики, политической
борьбы.
Структура политической системы:
- политические институты;
- политические отношения между
структурами власти, государством и гражданским
обществом, политическими партиями по
поводу власти;
- Политическая культура – это
исторически сложившиеся относительно
устойчивые политические традиции, ценности,
нормы и модели поведения, характерные для конкретного
общества;
- Политические и правовые нормы.
бд
Сущность политической системы
общества наиболее ярко проявляется в
её функциях. Выделяют следующие
функции политической системы:
- Обеспечение политической власти
для определённой социальной группы или для большинства членов
данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются
конкретные формы и методы властвования — демократические
и антидемократические, насильственные и ненасильственные
и т. п.).
- Управление различными сферами
жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп
или большинства населения (действие политической системы как
управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества,
конкретных программ в деятельности политических институтов).
- Мобилизация средств и ресурсов,
необходимых для достижения этих целей
и задач (без огромной организаторской
работы, людских, материальных и духовных ресурсов
многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение).
- Выявление и представительство
интересов различных субъектов политических отношений (без селекции,
чёткого определения и выражения на политическом
уровне данных интересов никакая политика
невозможна).
- Удовлетворение интересов различных
субъектов политических отношений посредством распределения
материальных и духовных ценностей в соответствии с теми
или иными идеалами конкретного общества
(именно в сфере распределения сталкиваются
интересы разнообразных общностей людей).
- Интеграция общества, создание
необходимых условий для взаимодействия различных элементов
его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система
пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе
противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).
- Политическая социализация
(посредством которой формируется политическое сознание индивида
и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря
чему происходит воспроизводство политической
системы путём обучения всё новых членов
общества и приобщения их к политическому
участию и деятельности).
- Легитимация политической власти
(т. е. достижение определённой степени соответствия реальной
политической жизни официальным политическим и правовым нормам).
В настоящее время в
России весьма остро стоит вопрос о совершенствовании
деятельности органов государственной
власти. Речь идет о повышении эффективности
их воздействия на происходящие в обществе
процессы в интересах большинства населения.
Для этого требуется, в частности, повысить
уровень компетентности и профессионализма
работников государственного аппарата,
преодолеть бюрократические методы руководства
и управления делами общества на всех
его уровнях. Главное же заключается в
развитии подлинного демократизма в деятельности
всех органов государства, чтобы они на
деле защищали интересы самых широких
слоев населения страны.
Стоит задача
— совершенствовать взаимодействие законодательной,
исполнительной и судебной властей, демократизировать,
т.е. подчинить интересам народа, деятельность
средств массовой информации, олицетворяющих,
как не без основания говорят, четвертую
власть в обществе, наряду с указанными
выше властями. Необходимо постоянно улучшать
работу правоохранительных органов, призванных
защищать жизнь, честь и достоинство граждан,
их имущество и права, а также работу других
звеньев государственного механизма.
Все это направлено на развитие правового
государства, в котором высшая власть
принадлежит Закону. Верховенство демократически
принятых законов, подчинение им деятельности
всех государственных органов, политических
партий и движений, хозяйственных предприятий,
каждого человека — такова суть правового
государства, выступающего гарантом сохранения
и развития демократии.
Борьба различных
тенденций в экономике и в социально-политической
сфере современного российского общества
существенно сказывается на функционировании
его политической системы. Она порождает
неустойчивость в деятельности политических
институтов, подверженных постоянным
воздействиям то одних, то других политических
сил. В этом заключается одна из главных
причин нестабильности в обществе. Преодолеть
ее можно лишь путем нахождения разумных
компромиссов и сотрудничества различных
политических сил в их собственных интересах,
интересах России и ее народов. В этих
целях и надо использовать механизм политической
системы общества.
2.Типологии
политических систем
Многообразие политических систем, существующих
в современном мире, указывает на то, что,
на процесс их формирования оказывает
влияние на процесс их формирования и
функционирования оказывает влияние многих
факторов: исторические традиции, культура,
экономическое развитие, зрелость гражданского
общества, геополитические условия и т.д.
Преобладание тех или иных факторов обуславливает
их особенности и неповторимость. Однако
теоретический и практический интерес
представляет то, что их сближает, позволяет
выявить роль универсальных механизмов
и закономерностей их функционирования.
Практическое значение классификаций
политических систем состоит в определении
достаточности условий, позволяющих политическим
институтам эффективно функционировать
и успешно выполнять свои политические
роли.
Типология политических систем осуществляется
на основе учета различных признаков.
I) Одна из первых классификаций (типологий)
исходит из характера их взаимоотношения
с внешней средой. По этому критерию
политические системы подразделяются
на:
- Закрытые политические системы имеют ограраниченные связи с внешней
средой, невосприимчивы к ценностям иных
систем и самодостаточны, т.е. ресурсы развития
находят внутри таких систем (СССР, Венгрия, Болгария и др.).
- Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности
иных систем, подвижны и динамичны (развитые демократические государства
Запада).
II) В основу классификаций политических
систем может быть положен классовый принцип,
т.е. интересы какого класса выражает политическая
система. Подобная типология характерна
для марксизма, который рассматривал политическую
систему в качестве инструмента в руках
экономически господствующего класса.
По этому признаку выделялись политические
системы:
1) рабовладельческая;
2) феодальная;
3) коммунистическая (социалистическая);
4) капиталистическая
III)
В соответствии с социальной основой выделяются:
1) военная политическая система (когда
у власти государства стоят военные);
2) гражданская;
3) национально-демократическая система;
4) буржуазно-демократическая политическая
система.
IV) Широко распространено деление политических
систем на:
1) Традиционные - в их основе лежит неразвитое
гражданское общество, слабая дифференцированность
политических ролей, харизматический
способ обоснования власти.
2) Модернизированные - имеют развитое
гражданское общество, рациональный способ
обоснования власти.
V) Французский политолог Ж. Блонделъ делит
политические системы на пять категорий:
- Либеральная демократия - при принятии
политических решений опираются на либерализм.
- Радикально-авторитарная или коммунистическая
- основана на равенстве в распределении социальных благ.
- Традиционная - отличается господством
олигархии и консерватизмом в защите социального
неравенства.
- Популистская - стремление к большему
равенству в распределении благ с помощью
авторитарных средств.
- Авторитарно-консервативная - проводится
активная политика по сохранению сложившегося неравенства,
противодействие широкому политическому участию.
VI) Г. Алмонд выделяет следующие типы политических
систем:
1) англо-американская;
2) континентально-европейская;
3) доиндустриальная и частично индустриальная;
4) тоталитарная.
VII) На основе участия в политическом процессе
выделяют политические системы :
1) либеральная демократия - для нее характерна
высокая степень добровольного, но пассивного
политического участия;
2) коммунистическая система - с высокой
степенью принудительной партиципации;
3)развивающиеся - характеризуются низкой
степенью политического участия.
VIII) Менее распространенными классификациями
политических систем являются следующие:
1)завершенные
и незавершенные;
2)централизованные и децентрализованные;
3)микроскопические, локальные, макроскопические,
глобальные;
4)инструментальные и идеологические;
5)с высоким, средним, низким уровнем автономизации.