Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 02:28, контрольная работа
Политическая система - это основополагающая форма организации политической, да и всех других сфер жизни современного общества. Разнообразные общественные системы, ныне существующие в многочисленных странах мира, различаются прежде всего по характеру присущих им политических структур. Теория политических систем занимает в науке о политике одно из гласных мест. Анализ политической системы дает возможность продвигаться по пути конкретного раскрытия взаимосвязанных компонентов политики как социальной реальности.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, ЕЕ ФУНКЦИИ
2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
3. ТИПОЛОГИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Государство - многофункциональный
институт. Это относительно самостоятельная
подсистема публичной власти и управления
обществом, включающая совокупность иерархически
взаимосвязанных и
Являясь институциональным механизмом
выражения всеобщих интересов или
же интересов господствующих классов,
государство тем не менее, как
правило, не берет на себя функцию
артикуляции групповых
Бытие государственных и иных политических институтов невозможно без их легитимации. Легитимационная система - неотъемлемая сторона политической системы как целого. Независимо от того, на какой основе она построена (общей воле народа, господстве большинства, консенсусе, идеологии, традиции и т.п.), в любом варианте легитимация неразрывно связана с нормативно-правовой подсистемой и вместе с нею как бы цементирует всю политическую систему, придает ей качественную специфику. В свою очередь нормативно-правовая подсистема обеспечивает реальное функционирование политических и общественных институтов власти и управления. Ее характер зависит от того, какова социальная основа институтов, кто правит в данном обществе, а сама эта подсистема определяет то, как правят, каким образом осуществляется власть. Отсюда особенности основных методов деятельности политических институтов. Они могут базироваться на прямом насилии или же на угрозе применения принуждения, действовать посредством привития членам сообществ навыков к сотрудничеству и согласию, а также путем применения вознаграждения и наказания.
Свойства политической системы, связанные
как со способом ее фактического действия
в данном обществе, так и с субъективной
ориентацией на нее членов общества,
составляет политическую культуру. Специфика
этого элемента - в его интегрированности
во все другие компоненты системы, способности
быть своеобразным человеческим (субъективным)
критерием прогрессивности
Что касается коммуникативной подсистемы, то без нее политическая система не может ни существовать, ни функционировать уже только потому, что она суть институционализация совместной деятельности людей, их общественных отношений.
Отмеченные элементы политической системы приобретают свою специфическую конкретизацию в зависимости от типа системы и политических режимов. Неодинаков и конкретный набор элементов в различных обществах. Так, в ряде стран одним из главных элементов политической жизни выступают религиозные учреждения (Иран, Саудовская Аравия, Пакистан). В развитых же капиталистических странах церковь, как известно, отделена от государства и не играет существенной роли в политике. Качественно отличается от других политическая система в странах, где господствует одна идеология и политическая партия.
Функции политических институтов выявляются и реализуются в их взаимосвязях. Последние подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Первые означают следование одних институтов предписаниям других (скажем, местных органов власти центральному правительству страны). Централизация власти всегда основана на вертикальных связях. Вторые (горизонтальные связи) характеризуются взаимодействием институтов как равнозначных в политической системе, равноправных по своим властным функциям.
Без них не осуществима децентрализация власти и управления.
Институциональные взаимосвязи динамичны,
реализуются и воспроизводятся
в форме живых противоречий, в
чем, собственно, выражается диалектика
политической власти и относительная
самостоятельность институтов. Вертикальные
связи имеют тенденцию к
Политическая система, будучи организованной
совокупностью
Политические отношения
Сказанное не следует понимать в
том смысле, что политические отношения
в любой их модификации однозначны
господству. Да, власть - это подчинение,
однако не всякое подчинение тождественно
повиновению как атрибуту господства.
Властеотношение, основанное на легальной
(правовой) легитимации, влечет узаконенное
принуждение, вплоть до угрозы физического
насилия. Вместе с тем властвование,
базирующееся на идеологической или
структурно-организационной
политическая система типология общество
Политическая система
Первенство господства в политических отношениях сохраняется до тех пор, пока не исчезнут его источники в социально-экономическом бытии: асимметричность общественных отношений, социальная дифференциация людей, необходимость выделения из общества особых групп людей для выполнения властных функций, связанных с управлением общими делами, и возможность использования этих функций для присвоения привилегированных общественных статусов.
Доминирование отношений господства
в политической жизни не является
критерием качественного
Характер, качественные признаки политических систем определяются типом общественных организмов. Каково в целом данное общество, такова и политическая система, поскольку она его часть. Типологию политических систем изучает сравнительная политология, являющаяся самостоятельным разделом теории политики.
В рамках темы настоящей лекции надлежит
рассмотреть вопросы о
С позиции формационного подхода, как известно, различают рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический типы политических систем. Каждый из типов характеризуется политическим господством определенных классов, социальных групп и конкретно проявляется в различных формах организации государственного управления и власти. Последние детерминируются конкретной спецификой социальной структуры, соотношением классовых сил, а в конечном счете - условиями экономического развития.
Формационный подход, наряду с его
положительными сторонами (возможностью
выявления объективной
Не ошибусь, если скажу, что в
литературе по проблемам сравнительной
политологии пока не просматривается
синтез формационного и
П. Шаран, например, пишет: "Ключ к
дифференциации политических систем следует
искать в соответствующих им идеологиях
и институтах, с помощью которых
функционирует общество каждого
государства". С таких позиций
П. Шаран, опираясь на труды Алмонда,
описывает, по его словам, общепризнанные
типы политических систем: англо-американский,
тоталитарный и континентально-европейский.
В этой типологии намечены некоторые
черты, связанные с
В политических системах англо-американского типа определяющим фактором выступает "многоценностная политическая культура, опирающаяся на рациональный расчет, согласованность и экспериментирование". Системы характеризуются глубокой дифференциацией институтов и их функций, четко выраженной бюрократизацией, разделением власти и влияния, высокой степенью стабильности.
В системах тоталитарного типа политическая культура внешне гомогенна. Ее ценности признаются всеми, но не добровольно, а под принуждением. Здесь отсутствуют добровольные ассоциации; в обществе господствует чрезмерно централизованная власть. Построенные на принуждении власти госаппарат, партии, армии и службы госбезопасности нестабильны.
Системы континентально-европейского типа (имеются в виду Франция, Германия, Италия) характеризуются эклектичностью политической культуры, смешением элементов англо-американской культуры и старых культур. Этим системам присуща неравномерность развития.
Информация о работе Политическая система общества: понятие и структура