Политическая система общества. Типология политических режимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 00:52, реферат

Краткое описание

Категория «политическая система», наряду с категорией «власть», занимает центральное место в политической науке. Понятие «политическая система» получило широкое распространение и стало доминирующим после второй мировой войны. Само появление этого термина отражает серьезные изменения, которые произошли в изучении политических явлений на протяжении XX века и открывает новые перспективы анализа политической сферы.

Содержание

1 Сущность, структура и функции политической системы 3
2 Виды современных политических систем 6
3 Политический режим как характеристика политической системы. Основные типы политических режимов (тоталитарный, аторитарный, демократический) 8
3.1 Тоталитарный политический режим 10
3.2 Авторитарный политический режим 12
3.3 Демократический политический режим 13
4 Соотношение понятий «демократия» и «политическая система общества», «демократия» и «свобода» 14
5Библиографический список 16

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 34.86 Кб (Скачать файл)

План

 

1 Сущность, структура и функции политической системы 3

2 Виды современных политических систем 6

3 Политический режим как характеристика политической системы. Основные типы политических режимов (тоталитарный, авторитарный, демократический) 8

3.1 Тоталитарный политический режим 10

3.2 Авторитарный политический режим 12

3.3 Демократический политический режим 13

4 Соотношение понятий «демократия» и «политическая система общества», «демократия» и «свобода» 14

5 Библиографический список 16

 

  1. Сущность, структура и функции политической системы

 

Всякий  социальный процесс протекает, как  правило, в рамках определенных социальных институтов, отношений и норм. Политическая жизнь общества также осуществляется с помощью особого социального  механизма, включающего в себя как  специфические социальные институты, так и соответствующие социальные и правовые нормы. В политической науке совокупность государственных  и негосударственных общественных институтов, социальных, политических и правовых норм, посредством которых  реализуются политико-властные отношения, называется политической системой общества. Данное понятие шире понятия механизма  власти; если механизм власти составляют те институты и нормы, с помощью  которых осуществляется власть, то политическая система общества представляет собой весь комплекс социальных институтов и норм, посредством которых выявляются потребности и интересы субъектов  политики и реализуются политические (политико-властные) отношения.

Категория «политическая система», наряду с  категорией «власть», занимает центральное  место в политической науке. Понятие  «политическая система» получило широкое  распространение и стало доминирующим после второй мировой войны. Само появление этого термина отражает серьезные изменения, которые произошли в изучении политических явлений на протяжении XX века и открывает новые перспективы анализа политической сферы.

Понятие «политическая система общества», которое ввел в научный оборот в середине XX в. известный американский политолог Дэвид Истон, позволяет вычленить политические отношения из всей совокупности общественных отношений как самостоятельную подсистему общества. В качестве таковой политическая система взаимодействует с другими подсистемами общества - экономической, социальной и культурно-духовной. Эти подсистемы наряду с внутренней природной и внешней международной средой образуют "окружающую среду" политической системы общества.

Политическая  система выступает как универсальная  управляющая и регулирующая подсистема общества, обеспечивающая согласованное  функционирование всех других его подсистем  на основе использования государственной  власти.

Если  говорить о структуре политической системы, то необходимо отметить, что  основным элементом политической системы  общества, ее ядром является государство. Нужно указать те его свойства, которые придают ему статус основного компонента политической системы. Таких черт несколько. Среди них важнейшими являются, по крайней мере, следующие две.

Во-первых, это право государства на применение физического принуждения, для чего оно имеет в своем распоряжении специальные органы. Насилие отнюдь не является нормальным и единственным средством государства, но именно только государство обладает монополией легитимного насилия. Только государство обладает всеми публично-властными прерогативами, которые оно не делит ни с какими иными существующими в обществе учреждениями, корпорациями, союзами.

Во-вторых, всеобщность влияния государства  на своих граждан, обязательность его  велений для всех членов общества. Влияние же любого другого социального  института в лучшем случае распространяется на его добровольных членов или приверженцев. Эта черта государства обусловлена  самим фактом существования общества как целостного социального организма, нормальное функционирование которого невозможно без решения общих  для него проблем. Именно государство, являясь официальным представителем всех граждан, осуществляет выполнение общих дел, вытекающих из природы  всякого общества.

Таким образом, государство является всеобщей организацией, основным инструментом реализации интересов  и воли не только экономически доминирующих социальных сил, но и всех без исключения групп и слоев общества. Оно есть главный институт, посредством которого осуществляется власть в политическом сообществе. Именно в силу всего этого государство выступает в качестве основного компонента политической системы общества.

Политические  партии не являются непосредственными  институтами власти, они участвуют  в осуществлении политической власти опосредованно, а именно через органы государства. Они выступают как  самодеятельные организации определенных классов, социальных групп и слоев  общества, основанные на общности их интересов  и идеалов. Они участвуют в  разработке политического курса  страны и его осуществлении, оказывает  влияние на выдвижение лидеров государства  и формирование состава правительственных  учреждений. Партии являются основным источником кадров для законодательных, исполнительных и судебных органов.

Специфическая роль в политической системе принадлежит  общественным организациям и движениям. И те и другие являются добровольными объединениями граждан, деятельность которых направлена на достижение тех или иных индивидуальных, групповых или общественных целей.

Политическая  система, будучи компонентом или  подсистемой более общей социальной системы, каковой выступает общество, выполняет по отношению к нему и другим его подсистемам определенные функции:

Интеграционная  функция политической системы находит  свое выражение в интеграции, объединении  в общественное целое, единое сообщество всех элементов социальной структуры  посредством использования государственной  власти на базе социальных ценностей, норм и идеалов, как их понимают господствующие политические и экономические силы.

Регулятивная  функция находит свое выражение  главным образом в согласовании интересов различных социальных групп, что, в сущности своей, есть не что иное, как регулирование распределения  благ и услуг между различными категориями населения. Регулятивная функция состоит, далее, в обеспечении  легитимации власти, общественного  признания правящей группы и проводимой ею политики, объяснении и оправдании политических решений, деятельности политических институтов, а при необходимости их изменения и обновления.

Целеполагающая  функция политической системы состоит  в определении целей и задач  политического, экономического, социального  и культурного развития общества. Задачей политической власти является определение перспектив общественного  развития с учетом интересов различных  социальных групп и общества в  целом, разработка программ деятельности по достижению намеченных целей и  задач. Без реализации данной функции  невозможно обеспечить устойчивость общества и его динамичное развитие.

Организаторская функция состоит в обеспечении  осуществления политического курса  страны. Она находит свое выражение  в мобилизации людских, материальных и духовных ресурсов общества для  достижения целей, которые выдвигают  перед обществом его господствующие социально-политические силы.

Общее функционирование политической системы состоит в  том, что она подвергается воздействиям среды различной силы и направленности, на которые она призвана реагировать  в виде поиска путей удовлетворения предъявляемых требований. Поддержка  выражается в положительных для  системы суждениях, тем самым  укрепляя ее. Получив соответствующую  информацию, политические институты  используют ее для выработки и  принятия решений. Сигналы выхода, которые  предстают в виде политических решений  и действий, выражают способы реагирования системы на требования среды. Между  входом и выходом системы осуществляется обратная связь.

  1. Виды современных политических систем

 

Идея типологизации политических систем возникла в ответ на потребность в нормативных категориях и методике сравнительного анализа политических систем различных стран. В мире в настоящее время насчитывается около 200 стран. Все они имеют неповторимую историю развития, характеризуются разнообразной спецификой общественных отношений. И политические системы различных стран неодинаковы. Они отличаются друг от друга наличием или отсутствием тех или иных институтов, своими структурными особенностями, набором выполняемых функций, характером отношений со средой и т. д. Однако те или иные группы стран имеют некоторые схожие черты в своих политических системах, по которым можно систематизировать последние.

В качестве оснований классификации политических систем могут выступать самые  различные факторы: формационные (исторический тип общества), институциональные (степень  развитости политических институтов), социокультурные (уровень развития политической культуры общества), функциональные (способы функционирования политических институтов, методы и средства осуществления  власти) и др.

Если  классифицировать политические системы по формационным признакам, то можно выделить политические системы рабовладельческого, феодального и буржуазного обществ. С точки зрения уровня социально-экономического развития сообщества принято различать политические системы традиционного (доиндустриального), индустриального и постиндустриального общества. В зависимости от степени развития политических институтов или, иными словами, от преобладающего типа легитимности власти политические системы подразделяются на традиционные, харизматические и рациональные. На основе анализа характера культивируемых в том или ином обществе политических институтов норм и ценностей выделяются четыре типа политических систем: англо-американские, континенталъно-европейские, доиндустриальные и частноиндустриальные, тоталитарные (Г. Алмонд). В зависимости от способов функционирования политических институтов либо методов и средств осуществления власти также выделяется ряд типов политических систем. В частности, по результатам анализа характера взаимодействия со средой политические системы можно подразделить на открытые и закрытые (К. Поппер).

Особой  популярностью у политологов  пользуется типология политических систем на основе анализа норм и  институтов существующего в стране политического режима. Согласно дайной классификации, различают политические системы демократического, авторитарного  и тоталитарного типов.

  1. Политический режим как характеристика политической системы. Основные типы политических режимов (тоталитарный, авторитарный, демократический)

 

Политический  режим как явление и научная  категория выступает предметом  постоянного внимания как отечественных, так и зарубежных исследователей. Однако, несмотря на наличие большой  теоретической базы, интерпретация  данного понятия пока не имеет  однозначного решения. Конкурируют  в основном два подхода к трактовке  политического режима: юридический, делающий акцент на формальных нормах и правилах отправления власти институтами  государства, и социологический, опирающийся  на анализ обширного комплекса факторов - от положения личности в обществе до характера используемых институтами  государства приемов и средств  властного воздействия, которыми определяется качество политической жизни общества.

При социологическом  подходе в поле внимания оказывается  и ряд иных факторов, оказывающих  существенное влияние на качество политической жизни: исторические особенности страны, уровень ее экономического развития, соотношение социально-политических сил в обществе, международная  обстановка и др. Суммой всех перечисленных  факторов и определяется качество политической жизни или, иными словами, характер политического режима. Само же название политического режима, как правило, указывает на ту или иную особенность устройства политических институтов, способов их функционирования, применяемых ими методов и средств влияния на подвластных.

Таким образом, политический режим можно определить как совокупность наиболее типичных для данного общества способов организации  и функционирования основных политических институтов, используемых органами власти методов и средств воздействия  на подвластных, которые оформляют  и структурируют реальный процесс взаимодействия государства, общества и личности. Иными словами, понятие «политический режим» служит для отражения состояния политической системы, характерного для того или иного периода в историческом развитии данного общества.

Здесь необходимо заметить, что в западной аналитической  традиции понятие политического  режима используется для обозначения  политической системы, которая существует в данном обществе в тот или  иной момент времени. Это означает, что оба понятия – «политический режим» и «политическая система» - здесь рассматриваются, в сущности, как синонимы. Когда западные авторы употребляют термин «политический режим», то они имеют в виду те политические институты - как государственные, так и негосударственные, - а также нормы и механизмы, посредством которых осуществляются политико-властные отношения.

Информация о работе Политическая система общества. Типология политических режимов